Сделай Сам Свою Работу на 5

Способность социального атома к регенерации





Способность социального атома к регенерации меняется с возрастом человека, вокруг которого он выстраивается. В молодые годы потеря друзей или всякого рода партнеров сравнительно легко может возместиться новыми друзьями или партнерами, причем почти всегда место утраченного человека занимает только один человек, реже — несколько. Бесчисленное множество социальных атомов находится в процессе регенерации. Они поочередно заполняют собой вакуум и стремятся к тому, чтобы взаимно компенсировать свои потери. Тенденцию социальных атомов к взаимной регенерации своей структуры и к поддержанию равновесия между собой Морено называет социостазом (90).

Социальная смерть

С возрастом все труднее становится компенсировать потери в нашем социальном атоме. Морено называет этот феномен «social death» (социальная смерть) (90). Речь здесь идет не о смерти души или тела, не о том, как мы умираем изнутри, а о том, как мы умираем извне. Величина и спаянность социального атома индивида может уменьшиться по разным причинам: из-за утраты любви, вследствие смерти, замены утраченного человека менее подходящим. Смерть человека, относящегося к нашему социальному атому, означает в целом невосполнимую потерю, которая редко оценивается надлежащим образом. С самого детства эта смерть оказывает ощутимое влияние на структуру нашего социального атома, пока наконец нас не постигает физический или психический недуг в качестве ее непосредственного воздействия. Сравнительно безопасные потрясения, которые вызывает у нас социальная смерть, могут тем не менее приводить к преждевременной старости, болезни и к физической смерти. Таким людям необходимо обрести новых друзей и партнеров, ибо с точки зрения выявления причин болезни гораздо перспективнее иметь дело с нарушениями в структуре их социального атома, нежели с их физическими или психическими недугами.



В этой связи Морено подчеркивает важность понимания того, что мы живем и умираем не только внутри самих себя, но и снаружи. «Смерть — это функция жизни; она же есть и социальная реальность» (90)

Психосоциальные сети

Благодаря соединению социальных атомов спонтанными взаимными выборами индивидов, относящихся к разным атомам, становится возможным развитие социо-эмоциональной внутренней структуры группы. Их сцепление в удаленные друг от друга социальные агрегаты приводит к возникновению психосоциальных сетей, то есть широко развернутой внутренней структуры общества (94). Эта внутренняя структура отличает общество от неструктурированной массы и, как мы знаем, проявляется в социометрическом тесте в спонтанных выборах. С позиции особой межчеловеческой антропологии, лежащей в основе социометрической системы — групповой психотерапии, социометрии и психодрамы Морено, — важно иметь в виду, что «спонтанность выборов в значении любви» с точки зрения экзистенциального анализа — это «не просто выбор определенного "Ты"», а «выбор» бытия «как «Мы»-йности, как открытости сердца, как встречи» (9). А бытие как «Мы»-йность — это социальное бытие, организация которого, как это показал Морено в результате социометрического исследования социо-эмоциональных структур и сетей, подчиняется собственным законам. Человеческие индивиды обусловливают и осуществляют развитие этой универсальной социальной организации, которая со своей стороны является предпосылкой развития самих индивидов и их самоактуализации.



Социодинамические законы

Основываясь на результатах многочисленных социометрических исследований, Морено сформулировал несколько законов, два из них, социодинамический и со-циогенетический законы, будут рассмотрены в рамках нашего издания.

Социодинамический закон

В ходе социометрических исследований многие годы наблюдался феномен, получивший название социодина-мического эффекта (91). Социодинамический эффект состоит в неравномерном распределении выборов, которые в соответствии с определенным критерием делаются участниками социометрического тестирования. Это неравномерное распределение не устраняется и при повышении шансов каждого участника быть выбранным. При повторном тестировании с большими возможностями для выбора оно становится даже еще более выраженным. Если во время социометрического тестирования группы, состоящей из двадцати человек, на индивида А приходится семь выборов различной интенсивности, сделанных по критерию «сотрудничество», по одному выбору приходится на Б и В и ни одного выбора у Г, то разница между 35%, 5 и 0% полученных выборов является довольно значимой. Исследователи, занимающиеся социометрией, поначалу считали подобные результаты случайными и надеялись, что при повторном тестировании, но уже с большим числом участников за счет дополнительного включения в эксперимент новых людей распределение выборов окажется более равномерным. Однако вопреки этому предположению многочисленными социометрическими исследованиями доказано противоположное. Дополнительные выборы в целом приходятся не на тех индивидов, которых редко выбирали или которые оказались в изоляции, а опять-таки на так называемых звезд притяжения. Такие же отношения мы обнаруживаем в природе, где к самым прекрасным цветам слетается наибольшее число насекомых, а среди животных к самым красивым особям-самцам сбегается наибольшее число самок. На спиритуалистическом уровне эта же закономерность выражается словами Библии «...ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится...»1 (73). При повторном тестировании с увеличением числа участников звезды выбираются еще чаще, как раз в силу их изначально высокого «дохода» (90)! Постоянство, с которым этот эффект проявляется по разным критериям в социометрических исследованиях и в разных по этическим установкам группах, позволило Морено сделать вывод об особых закономерностях в структурной организации человечества и послужило поводом к формулировке социодинамического закона. Он гласит: «Во-первых, «доход» эмоциональных выборов per capita 2 неравномерно распределен среди членов совершенно разных по величине и устройству групп, во-вторых, при повышении вероятности быть выбранным за счет увеличения числа вариантов выбора новые выборы достаются индивидам, которые и без того уже много раз выбирались, то есть звездам, причем в прямо пропорциональной зависимости от размеров группы и приходящихся на одного человека вариантов выбора. Контраст между небольшой группой звезд и пренебрегаемой группой становится еще более резким» (91).



Морено считает, что чрезмерная «прибыль» часто выбиравшихся членов группы объясняется цепным, или сетевым, эффектом, который обеспечивает к ним внимание не только среди знакомых, но и среди незнакомых людей (90).

Сходство специфического способа распределения выборов, проявляющегося в социодинамическом эффекте независимо от типа общественной системы, со специфическим способом распределения товара, выражающимся в форме «прибавочной стоимости», послужило поводом для Морено заменить в Марксовом определении прибавочной стоимости слова «прибавочная стоимость» социо-динамическим эффектом, или силой притяжения, «рабочих» — индивидами, а «капитал» — населением. В результате получилась следующая формулировка: «Социо-динамический эффект, производимый населением, равен силе притяжения между отдельными индивидами, умноженной на число индивидов» (в единовременной, относящейся к определенному критерию интеракции — дополнено мною) (90).

Мореновская критика Маркса относится к исключительно экономическому лечению общих социальных проблем и к недоучету марксизмом «социоэмоционального, или терапевтического», пролетариата во всех без исключения экономических классах. Пренебрежение индивидуальными различиями в продуктивности, которое Маркс позволял себе, веруя, что равенство наступит, как только в совместном труде будет занято минимальное число рабочих, Морено считает упущением, чреватым последствиями. Как показали социометрические исследования, без терапевтических мероприятий возникает не равенство, а только лишь социодинамический эффект.

Так как социодинамический эффект в отличие от «прибавочной стоимости» можно обнаружить не только в области экономики, но и во всех сферах жизни, Морено усматривает в прибавочной стоимости частную форму проявления социодинамического эффекта как всеобъемлющего феномена, а в экономическом пролетариате — соответствующий «социоэмоциональному пролетариату» класс в экономическом секторе.

Правильная оценка социодинамического эффекта важна, помимо прочего, для установления показаний к психодраме, ибо основная задача психодрамы состоит в том, чтобы помогать людям, страдающим от последствий социодинамического эффекта, таких, как изоляция, бе-зы-нициативность, комплексы неполноценности и т.п.

 

1 Евангелие от Матфея, 13 : 12. — Прим. ред.

2 На человека, на душу населения (лат.). Прим. ред

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.