|
I. ВВЕДЕНИЕ В ГРУППОВУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ Я.Л. МОРЕНО
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая вниманию читателей книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено» впервые предоставляет возможность читателям России познакомиться с фундаментальным изложением психодраматического подхода.
Психодрама в основном известна как специфический психотерапевтический метод, созданный профессиональным врачом-психиатром Я.Л. Морено. Но психодраматический подход выходит за рамки психотерапии. Это еще и обширный набор идей и техник, которые могут быть эффективны при самых разных формах индивидуальной и групповой работы и в настоящее время широко используются в других направлениях психотерапии и ролевого тренинга, в образовании и обучении, бизнесе и управлении, а также в научных исследованиях. Однако при этом часто опускаются и забываются теоретические и методологические источники психодраматического инструментария. Между тем важным преимуществом психодрамы как уникального целостного метода является сочетание детальной технологической проработанности с философской и экзистенциальной глубиной понимания сущности человека и его взаимодействия с миром.
Имя Морено стоит в одном ряду с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. Роджерса, так велико его влияние не только на психологию и психотерапию, но и на современную культуру в целом. Морено интересовали пути психологического выживания человечества. Постоянно обращаясь к истории культуры, теологии, философии, он развивает идеи всемогущества человеческого духа, творчества и спонтанности как внутренней сущности человека и игры, в самом широком смысле слова, как важного способа реализации этой сущности. Концепция Морено, в том числе его ролевая теория, охватывает все уровни человеческого бытия, начиная с высшего, божественного, или космического, и кончая обыденным и каждодневным.
Сам Морено был поистине универсальной творческой личностью, воспринимавшей науку, политику, искусство как органическое единство. Он был врачом, педагогом, поэтом, журналистом, культурологом, философом, инженером, и в каждой из этих ролей — вдохновенным созидателем. Морено изобрел первый магнитофон, положил начало социометрии, без которой немыслимы современная социология и социальная психология, создал социодраму как метод решения социальных проблем и конфликтов и одним из первых поставил проблему психического здоровья в широкий социальный контекст, что позволяет отнести его к основоположникам социальной психиатрии. Ему принадлежит сама идея групповой психотерапии, которая привела к третьей революции в психиатрии, вслед за первой, Ф. Пинеля, и второй, 3. Фрейда, и оказала большое влияние на психологическую культуру XX века. Многие подходы в современной психотерапии восходят в своей основе к идеям Морено. Будучи идейным основоположником групповой психотерапии, Морено создал и собственный метод, делающий возможной истинную встречу людей через обмен ролями и высвобождение творческой сущности каждого человека через игру. Понятие встречи как достижения истинных аутентичных отношений, глубокого взаимопонимания и взаимопроникновения и воплощения божественного дара сотворчества, а также понятие игры как выражения спонтанности и креативности относятся к центральным в психодраматнческой концепции Морено. Таким образом, в своем подходе он соединил представления об интерактивной групповой динамике, психологии креативности и космической сущности человека.
Морено проявлял неизменный интерес к общественным событиям и уже в 20-х годах начал работать с большими социальными группами (например, с итальянскими крестьянами-мигрантами). Его идеи исцеления как индивидов, так и сообществ актуальны и сегодня. И конечно, он не мог быть равнодушен к событиям в России, где происходили бурные социальные эксперименты, оказывающие воздействие на все человечество.
В 1959 году состоялась его поездка в Россию, сыгравшая большую роль в жизни Морено по целому ряду причин. Во-первых, еще в 1925 году, покидая Вену, он колебался в выборе между эмиграцией в США или в Россию, страну, в которой, как он тогда считал, его методы могли быть легко внедрены в связи с динамичностью социальных процессов и сильной театральной традицией.
Во-вторых, с годами возрос его интерес к социальным и политическим проблемам, и прежде всего Морено волновала проблема мира на международном уровне. Будучи в Москве, он предложил организовать встречу советского и американского лидеров — Н. Хрущева и Д. Эйзенхауэра, во время которой, по его плану, они должны были обменяться ролями. Он верил, что обмен ролями между мировыми лидерами будет способствовать укреплению мира и, более того, что путем разыгрывания социальных и политических конфликтов возможно достижение нового социального порядка.
В-третьих, он стремился к установлению более тесных контактов между западной и восточной психиатрией после периода длительной изоляции. В России с этой целью он посетил ведущие психологические и психиатрические учреждения Москвы и Ленинграда.
Но Россия интересовала Морено не только как эпицентр социальных инноваций и катаклизмов. Морено высоко ценил русскую театральную школу, прежде всего работы К. Станиславского, оказавшие существенное влияние на развитие его подхода. Русский театр, русская литература в лице Ф. Достоевского, А. Чехова — это примат внутренних психологических событий над внешним сюжетом. То же является и центральной особенностью психодрамы как театрального действия, где драма разыгрывается на сцене человеческой души. Психодрама в определенном смысле действенное воплощение психологизма, характерного для творчества Достоевского и выраженного М. Бахтиным в блестящей формуле полифонии «неслиянных голосов» равноправных человеческих сознаний с их мирами (См.: М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. М., «Советская Россия», 1979 )1, где нет правды одного голоса, но есть правда взаимодействия, правда встречи.
В то же время между психодрамой и театром в его обычном понимании имеются существенные различия. Психодрама восходит не столько к современному, сколько к древнему театру — театру мистерий, театральному «действу», которое предполагает спонтанное проживание в коллективном действии и непосредственное переживание человеком реальных чувств, мыслей, идей, своего восприятия мира в условном пространстве сцены. При этом «драматическое» понимается в психодраме не как театральность, а скорее как ролевая гибкость, как воплощение идеи о том, что человек может пересматривать и переделывать события своей жизни, как если бы они были драматическими ситуациями, а он — драматургом. В психодраме синтезируются драматические средства и достижения современной психологии. Ее участникам не нужно учиться актерскому мастерству. Целью психодрамы является поиск более эффективных путей для решения психологических проблем разных уровней, от экзистенциального до обыденного, бытового.
Психодрама — метод терапии, в ходе которой клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. Причем эти сцены вместо того, чтобы рассказывать о них, разыгрываются, как если бы они происходили в данный момент, что придает им интенсивность и релевантность, дает возможность переделать, изменить свою жизнь здесь и сейчас.
Действие структурируется таким образом, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы, достижению в ходе действия катарсиса, инсайта, реорганизации старых установок и когнитивных патернов и реализации соответствующих изменений поведения
Исследуются новые роли, альтернативные аффективные и поведенческие стили, осуществляется поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблем.
Психодраматический метод интегрирует в себе средства когнитивного анализа с активным участием в драматическом действии и групповом процессе. Морено верил, что сама жизнь происходит из действия и взаимодействия, поэтому преимущественная ориентация на них присуща созданному им методу. Действие, физическое движение, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения. В процессе проигрывания снижается влияние привычных вербальных защитных реакций, поэтому психодрама весьма эффективна в работе с клиентами, склонными к интеллектуализации своих переживаний или же к пассивности, выражающейся в трудностях перехода от рассуждений к активным действиям. С другой стороны, психодрама может существенно помочь тем клиентам, у которых имеются трудности вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом, так как действие в ней идет впереди слов.
В психодраматической сессии клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни. При этом драматизируются и исследуются в действии не только реальные события и жизненные кризисы, но и, что более важно, различные аспекты внутренних психологических событий. В ходе драмы воссоздается субъективная реальность сложного мира внутренних переживаний и отношений протагониста. В то же время психодрама — это групповой метод, поэтому, исследуя свой мир в действии, протагонист позволяет другим членам группы заглянуть в его глубины и увидеть там отражения их собственных чувств и переживаний, что помогает им проживать, прорабатывать, благодаря эмоциональной вовлеченности в драму протагониста, и свои проблемы.
В ходе драмы протагонист проявляет весь набор типичных для него моделей поведения и различных эмоциональных состояний. Содержанием драматического действия становятся не вполне осознаваемые и не пережитые в полной мере аспекты его жизни. С помощью специальных техник в ходе драмы реконструируются и раскрываются непроявленные чувства и неосознанные установки. Восприятие клиентом своей внешней и внутренней реальности углубляется и расширяется, обеспечивая новое видение, новый взгляд на ситуацию и свои возможности.
Психодрама не предполагает воспроизведение только лишь прошлых событий. Большой терапевтический эффект, истинную глубину катарсиса дает проигрывание и проживание в условном пространстве драмы тех ролей, взаимодействий, событий внешней и внутренней реальности, которым жизнь не позволила, не могла позволить и, возможно, никогда не позволит осуществиться.
Психодрама — это феерия разнообразных ролей, некоторые из которых синтезируются, другие уточняются или переопределяются, ролей новых и старых, ригидных, компульсивных и гибких, потенциальных и сознательно избираемых, отражающих в своей совокупности самые различные аспекты и качества существования человека. В психодраме есть место для рационального, реального и воображаемого, спонтанного и рефлексивного, будущего, настоящего и прошлого, для серьезности и игры, эмоций и мышления, интрапсихического и межличностного, индивидуального и группового, для психологической поддержки, обучения и инсайта, для духовного и эстетического... Нет ни одной области психотерапии, столь холистичной по своему подходу.
Исцеляющее воздействие психодрамы как группового метода во многом связано и с тем, что психологическая правда клиента предъявляется им в ситуации защищенности от неудач и от эмоционального отвержения другими, в атмосфере психологической поддержки группы, в условиях, пробуждающих его витальность и креативный потенциал, благодаря переживанию радости игры, включению мощных каналов эстетического. Все эти качества психодраматического действия способствуют достижению личностной автономии и индивидуальной идентичности, укрепляют надежду на изменения, поощряют и стимулируют ответственность за свою жизнь и принимаемые решения. Можно сказать, что стратегическая цель психодрамотерапии — развитие той части психики, которая может быть названа выбирающим «Я». Выбирающее «Я» дирижирует всем множеством граней существования человека в интересах личностного роста, конструктивного социального участия, достижения человеком более полной интегрированности и целостности.
Нам представляется, что психодраматический подход во многом близок к традиционно присущим российской культуре ценностям творчества и игры, жизненного драматизма, внутренней событийности, глубины переживания бытия. И если это так, то существует благоприятная почва для широкого распространения и эффективного использования психодрамы в России. Пока это только начинается. Но опыт последних четырех лет, в течение которых осуществляется программа систематического профессионального обучения отечественных специалистов этому методу известными зарубежными психодраматистами (в том числе и автором данной книги), показывает как все возрастающий интерес к психодраме психологов и психотерапевтов, так и глубокую вовлеченность клиентов — участников психодраматических групп — в процесс терапевтической работы.
Психодраматический метод, как и многие другие методы психотерапии, невозможно освоить только по книгам, необходимо последовательное практическое обучение под руководством опытных специалистов. В то же время литературы по психодраме на русском языке практически нет, и фундаментальная работа Грете Лейтц послужит крайне необходимым источником более глубокого понимания психодраматического подхода и конкретных знаний о тонкостях технологии его практического применения для тех, кто стремится профессионально овладеть этим методом. Данная книга может быть полезна и специалистам, работающим в рамках иных направлений психотерапии, поскольку описанные в ней идеи и конкретные техники могут обогатить их профессиональный арсенал.
Интересной книга может быть и для специалистов во многих других областях, для психологов и социологов, врачей-психиатров и социальных работников, педагогов и воспитателей, специалистов по организационному развитию и управленческих консультантов, философов, культурологов и театроведов
Книга Г. Лейтц своей синтетичностью и равным вниманием к мировоззренческим концептуальным основаниям психодраматического подхода и его практическим выходам соответствует самому духу мореновского творчества в его органическом единстве. В ней целенаправленно прослеживаются корни возникновения конкретных техник и приемов из теоретических моделей Морено. Все это выгодно отличает книгу Г. Лейтц от многих других изданий по психотерапии, где освещаются либо преимущественно теоретические и методологические, либо методические аспекты. По своей структуре и содержанию предлагаемая вниманию читателя монография не принадлежит к числу тех книг, которые можно просто пролистать, а требует вдумчивого и внимательного прочтения. Однако результат — глубокое и целостное представление о системе взглядов Морено, идейных и философских корнях психодрамы и ее конкретных техниках и приемах — полностью оправдывает затраченные усилия.
В заключение несколько слов об авторе книги. Г. Лейтц — профессиональный врач, много лет теоретически и практически занимающийся психотерапией, и прежде всего психодрамой. В течение продолжительного периода она работала вместе с Морено в частной психиатрической клинике в Биконе, штат Нью-Йорк. После возвращения в Европу, поддерживая контакты с Морено, работала в психиатрической клинике Л. Бинсвангера в Швейцарии, Кройцлинген, а также клинике К.Г. Юнга в Цюрихе и привнесла психодраму как психотерапевтический метод в эти всемирно известные клиники. Доктор Лейтц провела курс психодрамы во многих учебных заведениях Европы. В 1975 году при поддержке Морено она создала и возглавила Институт психодрамы, социометрии и групповой психотерапии Морено, который занимается профессиональной подготовкой в области психодраматического метода на всей территории Германии. Кроме того, Г. Лейтц продолжает проводить обучающие программы по психодраме в других странах и уже дважды посетила с этой целью Россию. С 1986 по 1989 год она была президентом Всемирной ассоциации групповой психотерапии. Г. Лейтц — автор многочисленных печатных работ по психодраме, которые опубликованы в разных странах мира. Выход русского издания ее книги - значимое и радостное событие. Мы надеемся что оно сыграет существенную роль в распространении психодраматического метода в нашей стране.
Е.В. Лопухина, президент Ассоциации психодрамы
А. Б. Холмогорова, кандидат психологических наук
научный сотрудник Центра психического здоровья
Российской академии медицинских наук
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Моя книга знакомит читателя с творчеством психиатра и культурфилософа Якоба Леви Морено, ставшего известным прежде всего в качестве основателя психодрамы.
В своей работе я попыталась показать взаимосвязь между философско-антропологическим подходом Морено и психодрамой. При этом я стремилась к тому, чтобы читатель сумел увидеть значение его методов для диагностики и терапии. Кроме того, в книге изложены результаты моего собственного критического рассмотрения психодраматической теории ролей.
Я глубоко признательна Владимиру Ромеку, психологу из Ростова-на-Дону, который в период ограниченных тогда еще научных контактов между Советским Союзом и Федеративной Республикой Германией приложил немало усилий для появления моей книги на русском языке. Я искренне благодарю Андрея Боковикова, научного сотрудника Института психологии Российской академии наук, за его перевод книги, психодрамотерапевтов Аллу Холмогорову и Елену Лопухину за работу по подготовке издания на русском языке, редактора фирмы «Универс» Ларису Дорогову за редактирование книги, а также общество «INTER NATIONES» (Бонн) за содействие издательству «Прогресс» в это трудное для России время в публикации перевода книги.
Издание на русском языке выходит в то время, когда психодрама завоевала признание во всем мире и когда к ней все более возрастает интерес также и в России. Я посвящаю эту книгу всем моим русскоязычным коллегам, осваивающим метод психодрамы и распространяющим его в своих странах.
Грете Анна Лейтц
Уберлитен/Бодензее,
весна 1993
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ
В этой книге о классической психодраме Я.Л. Морено воплотилось мое стремление, опираясь на собственный многолетний опыт практической работы с психодрамой, попытаться доступно изложить особенности этого вида терапии. Прежде всего мне хотелось дать целостное представление о труде Морено. Осуществлению этого замысла способствовали многочисленные беседы с Морено, которые мне посчастливилось с ним провести и которые позволили мне осмыслить его жизненный труд как исполненную жизнью целостность.
Труд Морено можно уподобить древу. Его оригинальное творение питается тремя огромными корнями — религией, искусством и наукой, — образующими его ствол — триадическую систему групповой психотерапии, социометрии и психодрамы, над которым возвышается густая крона из многочисленных техник, областей применения и школ.
Данная книга, помимо социометрического обоснования психодрамы и изложения ее основных элементов в теории и практике, включает в себя также и собственную философскую антропологию Морено. Она ориентирована на реалии космоса и, поскольку Морено усматривает в человеке осознанно развивающуюся часть космоса, является также и космогонией. Морено исходит из того факта, что мир все в большей степени создается самим человеком и что из-за возникающего таким образом отчуждения между человеком и космосом и миру, и человеку грозит уничтожение. Уже в начале 30-х годов в заглавии своего классического труда по социометрии он поднимает вопрос: «Who Shall Survive?»1 — и отвечает, что выживет лишь спонтанный и созидательный человек. Этой цели — пробуждению и раскрытию спонтанности и креативности — должна служить психодрама. Тем самым помимо обычных терапевтических целей она ставит себе целью терапию человечества. Классическую психодраму Морено можно понять только в этом широком контексте. Именно поэтому Морено и предоставлено так много места в этой книге.
Чтобы связать мореновскую антропологию с практикой, мною были, основываясь на его теории ролей и теории креативности, дополнительно разработаны изложенные в главах X и XVI теория интеракционального круга взаимодействия человека с миром и модель психопатологических феноменов.
Эта книга обязана своим возникновением ряду встреч: прежде всего я благодарна состоявшейся в мои студенческие годы встрече с Я.Л. Морено и его женой Зеркой Т. Морено, его самой близкой и самой неутомимой сотрудницей, с которыми вот уже более двух десятилетий меня связывает дружеская совместная работа. Большое значение для появления этой книги имела и моя встреча с д-ром мед. Эрихом Францке. Благодаря его приглашению мне удалось прочитать в рамках 6-й конференции по психиатрии в городе Вёкшё вводный курс лекций по работам Морено, в которых принимал также участие и замещал меня в качестве ведущего психодрамы во время моей непродолжительной болезни проф. Гиларион Петцольд из Парижского института Сен-Дени. Под влиянием его встречи с молодыми шведскими коллегами в сентябре 1970 года в Вёкшё у нас появился конкретный план учебника под названием «Психодрама: теория и практика» и примерное его содержание. Намереваясь совместно написать небольшую книжку, мы поделили между собой соответствующие главы и общими усилиями набросали их содержание. Задержка с появлением книги была вызвана различного рода помехами, возникшими в период с 1971 по 1972 год, а также необозримым множеством работ Морено, которые, как уже стало ясно в сентябре 1972 года, невозможно было изложить и оценить по достоинству в одной книге. Таким образом, сохранив первоначальное деление глав, я самостоятельно написала книгу о классической психодраме Я.Л. Морено, тогда как Г. Петцольд предполагал написать книгу, где были бы представлены техники, школы и области применения психодрамы.
В первую очередь я хочу выразить свою благодарность всем тем людям, чье участие в психодраме позволило мне понять особенности и значение психодрамоте-рапии, а среди друзей и коллег, своим интересом к содержанию книги, поддержкой и критическими замечаниями способствовавших ее появлению, прежде всего проф. Г.К. Бинсвангеру, д-ру мед. и фил. господину проф. К.П. Кискеру, д-ру мед. господину К. Кенигу, д-ру мед. господину Р. Крюгеру, д-ру мед. господину проф. Г. Лейнеру, а также господину Фридриху Шнак-ку, одному из авторов изданного в 1919 году Морено ежегодника «Новая совесть». Я благодарю д-ра фил-господина Г. Зллфельдта за его помощь при составлении предметного указателя, И наконец, но не в последнюю очередь, я благодарю госпожу X. Штрауб, вместе с которой я возглавляю Институт Морено в Германии, за то, что в истекающем сегодня году во время моего затворничества, связанного с написанием книги, она взяла на себя основную работу по обучению психодраме.
Г.А. Лейтц
Уберлишен/Бодензее,
канун Нового, 1973 года
Я.Л. МОРЕНО О КНИГЕ
Подобно отцу семейства, основатель научного направления, прожив долгую жизнь, в течение которой он передавал ученикам свое видение мира, вдруг непосредственно сталкивается с ними. Теперь он должен принять их видение мира. Причинит ли эта встреча ему боль или будет приятной, зависит от того, в какой степени ему удалось передать молодому поколению свое мировоззрение и насколько оно релевантно для него. Книга Грете Лейтц как раз и представляет собой подобный опыт — к счастью, приятный. Она разделена на главы, в которых автор излагает технические аспекты моей теории, дает объяснение ее антропологических корней, рассматривает три ветви социометрической системы, известные как групповая психотерапия, социометрия и психодрама, и также говорит о значении этих трех направлений для будущего человечества.
Замысел такой книги и его осуществление — задача непростая, и д-р Лейтц подходит к ней, имея хорошую практическую подготовку. Она работала вместе со мной над переводом моей книги «Who Shall Survive?», которая в 1954 году появилась на немецком языке под названием «Основы социометрии, пути к переустройству общества». Кроме того, д-р Лейтц в течение многих лет теоретически и практически применяла социометрические и психодраматические методы в различных областях, и сейчас она внесла существенный вклад в литературу по этой теме, написав этот учебник по психодраме, озаглавленный «Психодрама: теория и практика», который является наиболее ясным и доступным изложением моей работы в классическом ее понимании.
В своей книге д-р Лейтц демонстрирует фундаментальное знание моего метода как в философском, так и в практическом отношении, а ее манера изложения является тем, что приносит наибольшее удовольствие.
Бикон, Нью-Йорк, август 1973
И чтобы это, наконец, высказать раз навсегда, — человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет (115).
Фридрих Шиллер
I. ВВЕДЕНИЕ В ГРУППОВУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ Я.Л. МОРЕНО
Подлинно терапевтические мероприятия должны быть направлены на человечество в целом (91).
Я.Л. Морено
Терапевтические устремления Я.Л. Морено со времен первой мировой войны относятся к человечеству в целом. Уже в своих ранних трудах он отстаивает мнение, что самочувствие индивида, равно как и здоровье всех людей, все больше будет определяться в будущем судьбой человечества, а судьба человечества все больше будет зависеть от креативных и деструктивных интеракций отдельных людей в группах и различных групп между собой. Учитывая посредническую роль групп, занимающих промежуточное положение между индивидом и человечеством, в начале 30-х годов Морено выдвинул требование о необходимости развития групповой терапии. При этом он понимает под группой конкретную, реальную часть человечества. Морено констатирует:
1. «Человечество — это социальное и органическое единство. Наука о человечестве должна начинаться с различения человечества и человеческих сообществ. Человечество включает в себя все когда-либо существовавшие человеческие сообщества; но только в последнее время оно стало осознаваться нами как самостоятельная система, как исторически сложившийся и доступный для понимания факт» (91).
2. «Человечество в целом развивается по определенным законам» (91).
Истинная групповая терапия предполагает поэтому познание этих законов путем социометрического исследования глубинных социоэмоциональных структур групп. Она вскрывает не зависящие от формальных поверхностных структур социального агрегата — например, группы работников предприятия — эмоциональные связи индивидов и отчетливо показывает, что отдельные члены социального агрегата как в своем индивидуальном развитии, так и в актуальном психическом состоянии испытывают на себе влияние этих эмоциональных структур. С другой стороны, социометрические исследования многочисленных групп выявили зависимость сплоченности, креативности и самого существования социального агрегата от входящих в него индивидов, их межчеловеческих отношений и интеракций, которые в свою очередь раскрываются в психодраме. Поэтому терапевтический метод Морено замыслен в виде триадической системы, включающей в себя групповую психотерапию, социометрию и психодраму. Индивид и общество исследуются, рассматриваются и подвергаются терапии под углом зрения этой триадической системы в их двустороннем взаимодействии, причем не только терапевтом, но и сами по себе.
Групповая психотерапия Морено представляет собой метод, основанный на действии, цель которого состоит в активизации и самоактивизации у отдельного члена группы чувства ответственности за себя как индивида и за группу как целое. В рамках этого метода ответственность рассматривается не просто как вопрос знания, а как призыв к действию. По этой причине групповая психотерапия активно вмешивается в закостенелые структуры и пытается пробудить у оказавшихся в их плену людей стремление к спонтанности и новой креативности. Таким образом, целью групповой терапии Морено является креативная революция. Морено пишет: «Завоевания XIX и XX веков должны быть дополнены: если занятие бессознательным в XIX веке привело к появлению психоанализа и глубинной психологии, то задача подходящего к концу XX века состоит в том, чтобы привлечь внимание к вершинам креативных возможностей человека, без развития которых дальнейшее существование человека оказывается под вопросом" (91).
Это было сказано в то время, когда из-за распространения психоанализа в его первоначальной форме, с одной стороны, и марксизма, с другой, между индивидом и массами образовалась казавшаяся едва ли преодолимой пропасть. Первым представив на суд общественности предложение о развитии групповой психотерапии — в то время для находящихся в лагере беженцев — и начав с 1932 года целенаправленно заниматься групповой психотерапией с психическими больными, Морено стал таким образом пионером в этой области. По поводу мореновской социометрии французский социолог Ж. Лапассад пишет следующее: «Социометрическая революция — это не просто революция в малых группах и посредством малых групп, это прежде всего социальное преобразование. Это постоянная революция внутри революции социальной. Она выражает стремление людей избавиться от бюрократических обществ. А это значит, что ей присущ социальный размах, приводящий к кардинальным преобразованиям, ниспровергающий старые структуры и способствующий обретению вновь социальными группами своей творческой сущности. Именно поэтому социометрия является техникой социального преобразования» (63).
Любой поступок (действие) является выражением индивида, исполняющего ту или иную роль. Этот факт побудил реалиста Морено к разработке теории ролей и к следующему высказыванию относительно «Я»: «Непосредственно осязаемыми аспектами того, что называется «Я", являются роли, в которых оно действует" (96). В своих ролях человек вступает в отношения с другими людьми и миром, самоактуализируется и меняет мир Действуя в ролях, он формирует и изменяет условия, отчасти определяющие и оказывающие влияние на его сущность и поступки. Заслуга Морено состоит в том, что уже в начале нашего столетия он сумел понять огромное значение этой жизненной взаимосвязи между индивидом и группой как для индивидуального развития человека, так и для развития социального агрегата. В том же году на общем годовом собрании Американской психиатрической ассоциации он обнародовал принципы групповой психотерапии, дополненные затем новыми научными фактами, которые были им установлены:
1. «Фундаментальный принцип групповой психотерапии состоит в том, что каждый индивид — а не только терапевт — может воздействовать на другого индивида в качестве терапевтического агента, любая группа — в качестве терапевтического агента на другую группу" (85).
2. «Групповая психотерапия является психотерапев тическим методом, стремящимся к наиболее оптимальной группировке членов. Этот метод со действует, если это необходимо, перегруппировке членов, приводя в соответствие констелляцию группы со спонтанными мотивами и симпатиями ее членов» (85).
3. «Групповая психотерапия — это терапия не только отдельного индивида, оказавшегося из-за трудностей адаптации и интеграции в центре внимания, но и всей группы и всех индивидов, которые с ним связаны" (86).
4. «Целью групповой психотерапии является: а) содействие интеграции индивида в противовес неконтролируемым силам, которые его окружают: это достигается благодаря изучению индивидом — напри мер, с помощью социометрического анализа — этого непосредственного окружения; б) содействие интеграции группы. Такое сближение сторон — индивида и группы — способствует их взаимной интеграции. Основополагающим правилом является «спонтанная и свободная интеракция» между пациентами, а так же между пациентами и терапевтами» (86).
Однако терапевтические представления Морено отнюдь не ограничиваются лишь индивидами малых групп. С момента появления в 1933 году его классического труда по социометрии «Who Shall Survive?» (немецкое издание: «Основы социометрии», 1954 и 1967, Западногерманское издательство Кёльн/Опладен) они относились уже «ко всему человечеству и к путям переустройства общества». Таким образом, его устремления всегда носили общественный характер, что в первой половине и еще в середине нашего века давало повод иным критикам снисходительно посмеиваться над Морено как над запоздалым или плохо интегрированным в современность пророком. Однако насколько точно уже тогда Морено предвосхитил потребности нашего времени, доказывает помимо прочего так называемое «новое самопонимание» клиентов психотерапии, о котором психоаналитик Х.Э. Рихтер (114) в своей книге «Группа» пишет: «Они (пациенты) осознают себя прежде всего членами социальной общности, а потому связывают свой психический недуг непосредственно со структурой и динамикой этой социальной общности. ...Естественно, это новое самопонимание существенно меняет и представления о лечебных возможностях». Примечательно то, что упомянутое новое самопонимание и новые ожидания от лечения выражаются молодыми людьми — как правило, не знакомыми со сформулированными Морено принципами социометрически обоснованной групповой психотерапии — спонтанно. Изменившиеся представления о лечебных возможностях характеризуют мореновское мышление и творчество второго десятилетия XX столетия. Впервые они обнаружились в его рассуждениях о «встрече» (Употребляемое Морено слово «Begegnung» переводится как «встреча». Однако в немецком языке оно имеет более широкий смысл, подразумевая собой встречу как таковую, борьбу, соприкосновение и противоборство мнений, обращение, отношение и т.д. - Прим. перев), спонтанности и роли человека в созидательном процессе развития космоса. В дальнейшем эти представления стали причиной начавшейся уже тогда полемики Морено с представлениями о терапии, присущими психоанализу. Основная критика Морено касалась «психоаналитической ситуации», которая, по его словам, «такова, что допускает анализ, но исключает действие... Пациент пассивно располагался на кушетке, аналитик садился позади него, чтобы его не видеть и избежать интеракции... Ситуация была герметически закрытой... Вполне логично, что вашей проблемой стало изгнание жизни из врачебного кабинета и «бой с тенью" вместо терапевтического процесса» (96). Поэтому Морено видел задачу в создании «антитезы психоанализу», то есть в разработке более жизненной, более приближенной к реальности терапевтической теории и практики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|