Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССОВ





Многолетняя постоянная борьба за качество привела к созданию значи­тельного числа методов его улучшения, как на этапах создания нового изделия, так и в процессе его производства. Для удобства поиска и применения необхо­димых методов улучшения качества процессов в зависимости от вида проблемы целесообразно привести классификацию методов по мере усложнения задач исследования [3, 8, 15, 16, 35].

Двенадцать простых методов улучшения качества:

- пять «S»,

- пять «почему?»,

- наглядность производства,

- групповой метод,

- инструменты качества,

- «poka - y oka»,

- семь видов потерь,

- поддерживание работоспособности оборудования,

- мгновенная смена модели,

- упорядочение рабочих действий,

- рациональное планирование,

- движение по - одному.

Эти методы названы «простыми», учитывая, что они, как правило, не тре­буют высокой квалификации персонала, в основном выполняются в цеховых условиях, с малыми затратами на подготовку и т. д.

Цикловые методы постоянного улучшения качества:

- метод PDCA (планируй - выполняй - проверяй - корректируй) - цикл
Шухарта - Деминга,

- цикл Швеца (определяй требования - планируй - организуй - выполняй
процесс - проверь и выяви несоответствия - анализируй несоответствия -
выполняй корректирующие действия - используй мотивацию),



- цикл RDMACSI (определяй - измеряй - анализируй - улучшай - управ­
ляй - стандартизируй - интегрируй),

- метод «Кайдзен».

Цикловые методы - самые распространенные (особенно цикл Шухарта-Деминга) сегодня в мире методы постоянного улучшения качества. Они доста­точно просты в применении, но эффективны в результатах.

Семь простых статистических методов:

- контрольные листки,

- диаграммы Парето,

- диаграммы причин и результатов (диаграмма Исикава),

- гистограммы,

- диаграммы рассеяния,

контрольные карты,

- диаграммы потока процессов.

Эти методы предложены японскими специалистами. Широко используются в управлении процессами для анализа и выявления причин отклонений от документации.

Семь методов планирования:

- метод фокус-группы,

- опрос покупателей,

- анализ потенциала выпускаемой продукции,

- метод ТРИЗ - творческие решения и изобретения,



- системный анализ (интегрирующие технологии),

- структурирование функции качества (QFD),

- планирование эксперимента.

Методы планирования используются при планировании и разработке новых изделий, а также для коллективного решения творческих проблем. Семь стратегических методов:

- оценка привлекательности бизнеса,

- бенчмаркинг,

- исследование рынка растущих отраслей,

- оценка способности бизнеса к диверсификации,

- анализ портфеля заказов,

- SWOT-анализ,

- оптимизация ресурсов.

Методы применяются в стратегических исследованиях предприятий и орга­низаций по развитию бизнеса.

Семь новых методов проектирования:

- диаграмма сродства (диаграмма связей),

- граф связей,

- иерархическая структура («дерево»),

- матричное представление данных,

- анализ матричных данных,

- блок-схема процесса принятия решений,

- сетевой график.

Эти методы применяются при создании новых изделий и выборе наилуч­ших проектных решений, как правило, с применением принципов «мозгового штурма».

Статистические методы высокого уровня:

- метод «Шесть сигм»,

- метод FMEA (выявление и оценка потенциальных дефектов),

- метод Тагути (функция потерь качества),

- функционально-стоимостный анализ (ФСА),

- функционально-физический анализ (ФФА),

- метод «Внутренняя функция потерь качества».

Эти методы применяются на отдельных этапах процессов жизненного цик­ла изделий. Метод «Тагути» пока не доведен до практического применения.

Пять методов организации творческого процесса:

- сложные аналогии,



- разрушение стереотипов,

- переформулирование проблемы,

- простые аналогии,

- морфологический анализ.

Эти методы применяются при решении творческих проблем. Методы направленного поиска:

- метод эвристических приемов,

- оптимизация ресурсов,

- комплексный метод поиска новых технических решений,

- система поиска нестандартных решений (Idea Finder).

Эти методы близки к алгоритмическим, когда решение проблемы определя­ется правильным порядком этапов решения. Методы систематизированного поиска:

- метод поэлементного экономического анализа,

- метод проектирования Э. Метчела,

- метод организующих понятий,

- метод синтеза изделий,

- метод контрольных вопросов,

- метод «матриц открытия»,

- дельфийский метод.

Эти методы позволяют упорядочить перебор вариантов и увеличить его число, основанное на использовании различных аналитических подходов. Методы психологической активации творчества:

- идеальный конечный результат (ИКР),

- оператор РВС (размер, время, стоимость),

- метод «маленьких человечков» (ММЧ),

- метод фокальных объектов,

- метод каталога,

- метод семикратного поиска,

- синектика,

- метод музейного эксперимента,

- метод гирлянд, ассоциаций и метафор,

- конференция идей,

- корабельный совет,

- теневая «мозговая атака»,

- обратная «мозговая атака»,

- прямая «мозговая атака».

Эти эвристические методы основаны на принципе предпочтения количества идей их качеству на этапе группового генерирования. Методы требуют макси­мальной концентрации интеллектуальной энергии.

Условия и правила «мозгового штурма». В условиях рыночной экономики предприятия должны непрерывно создавать новые модели и конструкции изделий, чтобы остаться в рынке. Создание нового требует наработки новых

идей и решений, которые в основном могут быть получены за счет применения методов, основанных на принципах «мозгового штурма». К сожалению, методы психологической активизации творчества недостаточно известны на предпри­ятиях, и для их проведения необходимо готовить квалифицированных специа­листов. Рассмотрим кратко условия и правила проведения «мозгового штурма».

Для решения проблем создаются творческие бригады или группы. Опти­мальный состав таких групп от 6 до 12 человек. Рекомендуется формировать смешанные группы (из мужчин и женщин). Желательно, чтобы в группах участники были примерно одного возраста и с минимальной разницей служеб­ного положения. Вместе с этим целесообразно проводить ротацию членов группы с целью привлечения новых активно мыслящих участников.

Для проведения «мозгового штурма» желательно использовать отдельные комнаты или аудитории вдали от постороннего шума. Процесс работы нужно записывать на магнитофон. Аудитория должна быть оборудовано доской, которую участники используют для отображения своих идей, а также их связей между собой.

Продолжительность проведения «мозгового штурма» - в пределах 40 - 60 минут. Наиболее подходящее время проведения - утро (с 10 до 12 ч) или после обеда (с 15 до 18 ч).

Темы «мозгового штурма» раскрываются участникам заранее (за несколько дней до обсуждения). Это сокращает время основного заседания.

Правила проведения «мозгового штурма» достаточно жесткие:

- запрещается всякая критика идей, высказываемых во время проведения
«мозгового штурма» самые «смелые и безумные» идеи,

- желательно выдвигать как можно больше идей, но в течение установ­
ленного времени,

все идеи должны быть зафиксированы, и все участники должны о них знать,

- после выдвижения идей и началом обсуждения их связей необходимо
выдержать определенный промежуток времени (инкубационный период) для
снятия усталости, возможности подумать в тишине, переключения внимания с
одного процесса на другой (решение проблемы).

Результаты работы группы оформляются в виде отчета для представления или презентации его руководителю предприятия или заказчику.

ТЕМА 18 АУДИТ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Аудит бизнес-процессов

Реализация процессного подхода ставит новые методологические задачи перед аудитом систем качества. Основными объектами аудита становятся бизнес-процессы.

Планирование внутренних аудиторских проверок бизнес-процессов в организации должно осуществляться с учетом:

- статуса проверяемых процессов, важности проверяемых процессов,

- - результатов предыдущих аудиторских проверок.

Статус проверяемого бизнес-процесса определяется по следующим вариантам:

- процесс прошел аудиторскую проверку в отчетный период, соответствует установленным требованиям и результативен;

- - процесс прошел аудиторскую проверку в отчетный период, соответствует установленным требованиям, но не результативен;

- - процесс прошел аудиторскую проверку в отчетный период и признан несоответствующим установленным требованиям (такой процесс можно считать критическим);процесс не проходил аудиторской проверки в отчетный период.

Важность проверяемого бизнес-процесса определяется степенью его воздействия на достижение целей в области качества в отчетный период. Важными следует считать ключевые бизнес-процессы.

При аудиторской проверке каждого бизнес-процесса аудиторы должны понимать не только закономерность его протекания, но и взаимосвязь данного процесса с другими бизнес-процессами. Такие аудиторские проверки дают, целостное представление о состоянии системы менеджмента качества.

Переход от элементов системы менеджмента качества к процессам предопределяет процессоориентированный характер внутреннего аудита.

В связи с этим меняется и содержание вопросов, задаваемых аудиторами сотрудникам подразделений, участвующих в выполнении аудитируемого бизнес-процесса. Примерами таких вопросов могут быть [42]:

• Определены ли потребитель и поставщик процесса?

• В каких документах установлены требования к входам и выходам процесса?

• Каким образом обеспечивается управляемость процесса?

• Достаточно ли полномочий владельца процесса для обеспечения эффективности процесса?• Достаточно ли полномочий руководителя процесса для результативных управляющих воздействий?

• Как оценивается результативность процесса?

• Как оценивается степень удовлетворенности потребителя процесса?

• Как оценивается эффективность процесса?

• Каким образом проводится анализ процесса (его регулярность, форма обобщения результатов анализа)?

• Может ли процесс быть упрощен?

• Актуальна ли документация, определяющая ведение процесса и содержащая свидетельства выполнения процесса и достигнутые результаты?

• Что может быть сделано для улучшения аудитируемого процесса?

Внутренний аудит в новых условиях должен быть ориентирован не только на проверку и оценивание адекватности процессов системы качества (соответствия установленным требованиям), но и их результативности и эффективности. Главными аудитируемыми лицами в этом случае выступают владельцы и руководители процессов.

Организация внутреннего аудита отныне должна строиться, исходя из положения, что сам внутренний аудит способствует добавлению (хотя и лишь опосредованно) ценности продукции организации. Как отмечает У.Фрей, «аудит должен быть приспособлен к целям бизнеса в проверяемых областях деятельности организации и, соответственно, способствовать их достижению» [43].

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.