Основные направления государственного регулирования
Систематизированные выше задачи и цели государственного регулирования в смешанной модели экономического развития позволили определить основные направления государственного регулирования в условиях современной России:
Рис. 20 Основные направления государственного регулирования
Представленные выше направления государственного регулирования требуют более детальной характеристики.
Нормативно-правовая деятельность, связанная с созданием условий для нормального функционирования рыночной системы. Как указывалось ранее, она включает в себя:
-разработку и реализацию хозяйственного законодательства, устанавливающего «правила игры» хозяйствующих субъектов;
-обеспечение сохранности рыночных связей, предусматривающего преодоление монополизации экономики, инфляционных «всплесков»;
-контроль за отношениями в трудовой деятельности, в котором особое внимание уделяется отношениям между работодателями и наемными работниками, определению минимального размера оплаты труда, заключению коллективных договоров между представителями бизнеса и предпринимательства и профсоюзами, проверке условий труда на предприятиях.
Собственная предпринимательская деятельность государства, основана на обеспечении функционирования определенных отраслей и предприятий производственного и непроизводственного секторов. Такими отраслями, относящимся к зоне интересов государства, являются:
-отрасли стратегического значения (предприятия оборонно-промышленного комплекса);
-отрасли, создающие товары общественного потребления (система коммуникаций);
-отрасли, невыгодные для частного бизнеса, требующие долгосрочных существенных капиталовложений (наука).
Активизация государственного регулирования социальных процессов в России опосредовано формированием социально ориентированного государства, а также возросшими социальными издержками переходного процесса.
Финансовая (бюджетная) деятельность основывается на использовании вторичных финансов государства, которые образуются в результате последующего распределения (перераспределения) посредством фискальной (от лат. fiscalis - казенный) политики.
Следует отметить, что фискальная политика представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, которые могут изменяться в зависимости от стратегических задач.
Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования.
С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса посредством системы налогообложения.
К прямым относятся способы бюджетного регулирования, основанного на распределении бюджетных средств на обеспечение расширенного воспроизводства, стимулирование инновационной деятельности, проведение структурной политики и др.
Тема 12. Финансы государства и их роль в экономике
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности государственных финансов
2. Государственный бюджет: структура
3. Классификация налогов
Краткий конспект лекций:
Особенности государственных финансов
Государственные финансы – это один из основных элементов национальной финансовой системы, также включающую в себя финансы крупных корпораций, финансы домохозяйств.
Отличительные особенности государственных финансов представлены в табл. 16:
Таблица 16
Отличительные особенности государственных финансов
Признаки
| Особенности
| 1. Собственник денежных средств
| Органы исполнительной власти, структурно определяемые типом государственного устройства:
Унитарное государство
| Федеративное государство
| Общесоюзные органы
| Федеральные органы
Региональные органы
Муниципальные органы
|
| 2. Структура
| Государственные финансы включают в себя:
Бюджетные фонды
| Внебюджетные фонды:
Фонд пенсионного страхования РФ;
Фонд обязательного медицинского страхования РФ;
Фонд социального страхования РФ;
Фонд страхования по безработице РФ
| При этом и бюджетные, и внебюджетные фонды могут распределяться по уровням (федеральный, региональный, муниципальный)
| 3. Источники формирования
| Государственные финансы формируются вторичными доходами, т.е. доходами не связанными с предпринимательской деятельностью
Бюджетные фонды
посредством налоговых и неналоговых отчислений, доходов от продажи материальных и нематериальных активов и др.
| Внебюджетные фонды
посредством обязательных отчислений юридических и физических лиц в специализированные фонды, приравненных по статусу к налогам
|
| 4. Направления использования
| Реализация государством направлений регулирования экономического, социального, геополитического развития
|
На основании представленных отличительных особенностей можно конкретизировать, что государственные финансы – это один из основных элементов финансовой системы, структурно включающие бюджетные и внебюджетные фонды, собственником которых являются органы исполнительной власти, для реализации направлений государственного регулирования рыночной экономики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|