|
Сравнительный анализ рыночной структуры
Наряду с различными принципами (отраслевым, субъектам рыночной системы и др.) можно выделить структуру рынка в зависимости от степени конкуренции, что представлено в таблице 6.
Таблица 6
Сравнительный анализ рыночной структуры
№№
| ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ
| СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (ЧИСТАЯ)
| НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
| МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
| ОЛИГОПОЛИЯ
| ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ
| 1.
| Число продавцов
| Очень много мелких фирм и много покупателей
| Много, хотя не каждая фирма обладает хотя бы частичкой монопольной власти
| Ограниченное число фирм (обычно несколько крупных компаний в отрасли, не более 10). Жесткая олигополия 3-4 компании
| Только одна фирма в отрасли, границы фирмы и отрасли совпадают
| 2.
| Продукция
| Однородная, стандартизированная. Доля каждой фирмы на рынке незначительна.
| Не одинаковая, но похожая, дифференцированная, т.к. фирмы выпускают товары-субституты
| Однородная, стандартизированная или дифференцированная (автомобили, цемент, нефть и т.д.
| Уникальный, редкий, не имеющий заменителей
| 3.
| Барьеры для вступления на рынок. Доступ к ресурсам
| Свободный вход и выход в отрасль, полная мобильность ресурсов.
| Высоких барьеров нет (необходим размер капитала, обеспечивающий свободный вход в отрасль; эффект масштаба не имеет значения. Ограничители: патенты, лицензии, торговые марки, но на товары-субституты)
| Барьеры высоки: масштабы производства, уровень качества, финансовое обеспечение, дороговизна рекламы, взаимозависимость фирм; монополизация ресурсов, рабочей силы.
| Нет входа в отрасль. Барьеры: а) эффект масштаба (естественные монополии); б) исключительные права; в) патенты и лицензии; г) собственность на сырьевые ресурсы.
| 4.
| Контроль и участие в формировании цены
| Фирмы приспосабливаются к ценам рынка, которые формируются под влиянием D и S
| Ограниченный контроль над ценой в пределах собственной ниши на рынке. Цена выше конкурентной цены на свободном рынке
| Политика взаимодействия в области ценообразования. Контроль за ценой конкурентов; следование за фирмой-лидером; возможен скрытый сговор об увеличении цен, но боязнь развязать войну цен сдерживает. Отсюда - стабильность цен.
| Устанавливает цену фирма. Оптимальная цена та, которая обеспечит максимальную прибыль.
| 5.
| Методы конкурентной борьбы (ценовые, неценовые)
| Ценовые, основаны а) на снижении своих издержек производства; б) увеличение объема продаж, нет ценовой дискриминации.
| Как ценовые, так и особенно неценовые (хорошая реклама, дизайн, качество, стиль, марка, продажа в рассрочку, послепродажные гарантии и обслуживание и т.д.)
| Преимущественно неценовые: техническое превосходство, качество, надежность изделия, методы сбыта, характер предоставления услуг и гарантий, промышленный шпионаж, реклама и др.
| Конкурентов нет
| 6.
| Факторы максимизации прибыли
| Увеличение объема продаж, совершенствование технологий производства. Правило максимизации прибыли для любой фирмы MR=MC=P (Предельный доход=предельным издержкам=цене)
| Фирмы манипулируют объемом и ценой: уменьшая объем продаж; используют и снижение издержек производства. Продажа одинаковых товаров разным покупателям по разным ценам (ценовая дискриминация).
| Увеличение объема продаж, ценовая дискриминация, НТП, новые технологии, высокое качество
| Увеличение суммарной прибыли, т.е. прибыли от каждой единицы продукции; прибыль выступает как разница между общим доходом (TR) и общими издержками (TC). Возможно ценовая дискриминация.
| 7.
| Доступность к информации о рынке
| Равный доступ ко всем видам информации как для производителей, так и для потребителей
| Некоторые затруднения, монополия всегда создает ограничения.
| Отсутствие конкуренции всегда ограничивает возможности наиболее эффективного распределения и использования ресурсов общества.
| Некоторые ограничения
| 8.
| Потребительский выбор
| Выбор есть в пределах того ассортимента, который определяют фирмы
| Выбор достаточно большой из множества дифференцированных товаров (парфюмерия, обувь, одежда и др. предметы домашнего обихода)
| Выбор из предлагаемых дифференцированных товаров
| Выбор ограничен
| 9.
| Недостатки
| а) не учитывают отрицательного воздействия производства на окружающую среду;
| а) искусственное создание дефицита;
|
| Отсутствие конкуренции всегда ограничивает возможности распределения и использования ресурсов, осуществление общественного контроля, общественного выбора
| б) не участвуют в производстве общественных благ (нац. безопасность, национальная оборона, инфраструктура и др.);
| б) недоиспользование ресурсов для создания товаров (из-за снижения объемов производства). Наличие избыточных монополий;
| Отсутствие конкуренции всегда ограничивает возможности наиболее эффективного распределения и использования ресурсов общества.
| в) не способствуют развитию фундаментальных исследований и капиталоемких производств;
| в) потребители вынуждены брать товары по высокой цене;
|
| г) не учитывают широкий диапазон потребительского выбора
| г) максимальная эффективность распределения ресурсов и их использования с точки зрения общества не достигается.
|
| 10.
| Преимущества
| Ресурсы определяются более эффективно
| Более разнообразны товары, достаточно высокое качество.
| а) предложение новых товаров; б) высокое качество; в) высокие технологии и новая техника, участие в НИОКР; г) большая занятость; д) устойчивость; меньше несут потерь
|
| 11.
| Примеры
| На Западе в 19 в.: рынок зерна, иностранных валют. Сельское хозяйство, массовые услуги. В настоящее время как типа рынка негде нет, только по отдельным товарам, услугам.
| Розничная торговля, потребительские товары и услуги (сеть ресторанов, станции техобслуживания, сфера банковских услуг); производственные отрасли (производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, зубной пасты, компьютеров, вычислительной техники).
| Однородная продукция: сырьевые отрасли (нефть, сталь, нефтехимическая, цемент) Дифференцированная: бытовая техника, приборы, с/х машины, сигареты, оборудование, оборонная продукция
| Отрасли: телекоммуникации, связь (почта), муниципальное, коммунальное хозяйство, производство общественных товаров (продукция оборонного значения и д.т.)
| Следует отметить, что конкуренция и монополия являются противоположными вида взаимоотношений субъектов рынка. Другие виды взаимоотношений субъектов рынка (монополистическая конкуренция и олигополия) являются синтезом конкуренции и монополиии, порожденным тенденциями развития рыночной системы ХХ в.: усиления монополизации рынка, обострения конкуренции
Рыночная инфраструктура
Рыночная инфраструктура – это система профессиональных посредников, функционирующих на рынке, выполняющих различные функции в зависимости от их групповой принадлежности.
В современной экономической теории существует множество классификаций субъектов рыночной инфраструктуры, представим наиболее известную из них (рис. 11):
Рис. 10 Классификация субъектов рыночной инфраструктуры
Тема 6. Капитал: производство, издержки, прибыль
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Сущность капитала. Характеристика современных форм капитала.
2. Производственный капитал. Кругооборот производственного капитала.
3. Издержки производства: сущность и виды.
4. Базовые теории прибыли.
Краткий конспект лекции:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|