|
Издержки производства: сущность и виды
Издержки – это те выплаты, которые фирма обязана сделать или те доходы, которыми фирма обязана обеспечить поставщика ресурсов для того, чтобы отвлечь данные ресурсы от их использования в альтернативных производствах.
Сравнительная характеристика основных видов издержек представлена ниже:
Виды
издержек
| Определение
| Примеры
| Явные
издержки
| - это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных выплат поставщикам факторов производства и промежуточных изделий
| заработная плата рабочим, плата за аренду (или покупку) оборудования, зданий, сооружений и т.д.
| Неявные издержки
| -это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме (неоплачиваемые издержки), т.е. денежные платежи, которые могла бы получить фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов
| затраты на управление
| Внутренние
издержки
| -это денежные затраты, связанные с использованием собственной продукции, которая превращается в ресурс дальнейшего производства фирмы
| часть выращенного урожая, используемого на засев земельных площадей
| Внешние издержки
| -это денежные затраты, идущие на приобретение ресурсов, являющихся собственностью тех, кто не относится к владельцам фирмы
| покупка оборудования, сырья и т.д.
| Постоянные
издержки
| -это издержки, не зависящие в краткосрочном периоде от объемов выпускаемой продукции
| издержки, связанные с использованием основных факторов производства (аренда помещений)
| Переменные
издержки
| - это издержки, зависящие в краткосрочном периоде от объемов выпускаемой продукции
| издержки, связанные с использованием переменных факторов производства (затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги)
| Валовые издержки
| -это сумма постоянных и переменных издержек
| затраты на производство товаров и услуг
|
Несмотря на представленные в таблице различия, можно говорить о том, что величина издержек (независимо от их классификационной принадлежности) зависит от количества и качества используемых в производстве ресурсов (факторов производства).
Базовые теории прибыли.
Прибыль – это конечный результат производственной деятельности, представляющий собой необходимый минимум дохода для того, чтобы удержать производителя в границах данного вида деятельности.
Принято выделять экономическую прибыль (разница между общей выручкой фирмы и экономическими издержками), чистую прибыль (прибыль после уплаты налогов), бухгалтерская прибыль (разница между общей выручкой фирмы и внешними издержками).
Факторы максимизации прибыли определяются в зависимости от различных теорий прибыли, среди которых можно выделить теорию прибавочной стоимости (марксиская школа), монополистическую теорию и инновационную теорию (неоклассическая школа). Кратко охарактеризуем каждую из них.
С точки зрения К. Маркса, прибыль – это прибавочная стоимость, созданная в процессе производства живым трудом (трудом рабочего). Другими словами, использованные в производстве средства производства формируют стоимость товара только за счет того, что переносят на него свою стоимость частями, а живой труд создает новую стоимость. Исходя из чего, им была сформулирована теория эксплуатации, основу которой можно представить графически:
зарплата прибавочная стоимость
рабочий день
В данной схеме представлена прямая зависимость доходов рабочего (заработной платы) и прибавочной стоимости (прибыли) капиталиста, как собственника капитала. Поэтому последний заинтересован в увеличении продолжительности рабочего дня и уменьшении той части, что идет на выплату заработной платы.
С точки зрения монопольной теории прибыли, максимизация прибыли достигается на основе полного контроля за ценами.
Инновационная теория прибыли основывается на приоритетном значении разработки и производства товара - инноватора, не имеющего аналогов на рынке, который позволяет на время монополизировать его выпуск и обеспечить максимальную прибыль.
При этом в условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли достигается посредством увеличения объемов производства при отсутствии влияния изменений рыночной конъюнктуры, а также выхода на рынок новых предприятий.
В современных условиях факторами, оказывающими влияние на величину прибыли, являются снижение издержек на производство и реализацию товара, а также технологическое обновление.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|