Басовский Л. Е. Микроэкономика. – М.: ИНФРА-М, 2011.
Гребнёв Л.С. Экономика. Учебник. – М.: Логос, 2011.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2010.
Добрынин А. И., Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2011.
Тема 5. Спрос и предложение. Теория рыночного равновесия
План семинарского занятия
1. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.
2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
3. Равновесие спроса и предложения.
4. Эластичность спроса и предложения.
5. Применение теории эластичности.
Вопросы для самоконтроля и проверки:
1. Сформулируйте понятия рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса.
2. Охарактеризуйте неценовые факторы спроса.
3. Сформулируйте понятия рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения.
4. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Есть ли иные неценовые факторы предложения?
5. Как устанавливается рыночное равновесие? Всегда ли оно устанавливается?
6. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования?
7. Охарактеризуйте эластичность спроса по цене и по доходам.
8. Какова взаимосвязь торговой выручки и эластичности спроса?
9. Охарактеризуйте эластичность предложения по цене.
10. Как на практике используется теория эластичности спроса и предложения?
11. С повышением заработной платы потребителей со 100 до 150 тыс. рублей спрос на продукцию фирмы вырос на 15%. Какова эластичность спроса по доходам?
12. Цена товара А выросла со 100 до 200 руб., в результате спрос на товар Б повысился с 2000 до 2500 шт. ежедневно. Рассчитайте перекрестную эластичность спроса. Являются ли товары А и Б взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми?
13. Решите задачу: спрос и предложение на товар описываются уравнениями:
Qd = 600-35p
Qs = 100+100p, где Q – количество товара, а p – его цена.
А) Найти параметры равновесия на рынке данного товара;
Б) Государство установило налог с продажи на единицу данного товара в размере 2,5 руб. Определите, что потеряют при этом покупатели, а что – продавцы.
Рекомендуемая литература:
Басовский Л. Е. Микроэкономика. – М.: ИНФРА-М, 2011.
Гребнёв Л.С. Экономика. Учебник. – М.: Логос, 2011.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2010.
Добрынин А. И., Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2011.
Тема 6. Теория потребительского поведения
План семинарского занятия
1. Принципы рационального поведения потребителя в рыночной экономике.
2. Кардиналистский метод измерения полезности. Общая и предельная полезность. Закон убывания предельной полезности.
3. Ординалистский метод измерения полезности. Кривые безразличия. Предельная норма замещения.
4. Бюджетные ограничения. Равновесие потребителя. Рациональный выбор.
5. Эффект дохода и эффект замещения.
Вопросы для самоконтроля и проверки
1.В чем смысл и назначение теории потребительского поведения (выбора)?
2.Почему вода, обладая высокой полезностью, имеет низкую цену, а алмазы, являясь менее полезными для человека, имеют высокую цену?
3.Считаете ли вы правильным следующее высказывание: кривая спроса показывает, какую общую полезность получает потребитель при той или иной цене?
4.Как полезность блага связана с его редкостью?
5.При каком условии потребительский выбор считается рациональным?
6.Какие товары называются низкокачественными?
7. Выберите правильный ответ. Предположим, что ввиду изменения вкусов потребителя предельная полезность каждой единицы некоторого блага возросла. В этом случае кривая индивидуального спроса:
а) сдвигается влево;
б) становится более крутой;
в) становится более пологой;
г) сдвигается вправо.
Рекомендуемая литература:
Басовский Л. Е. Микроэкономика. – М.: ИНФРА-М, 2011.
Гребнёв Л.С. Экономика. Учебник. – М.: Логос, 2011.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2010.
Добрынин А. И., Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2011.
Тема 7. Экономическая природа фирмы
План семинарского занятия
1. Теория фирмы - технологический (функциональный) и институциональный подходы.
2. Институциональная теория фирмы. Виды ресурсов и контрактов.
3. Социально-экономические и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
4. Структура экономики: малые, средние и крупные предприятия.
Вопросы для самоконтроля и проверки:
1. Что такое фирма?
2. Как соотносятся между собой фирмы и рынок?
3. Чем фирма отличается от предприятия?
4. Как можно объяснить контрактную природу фирмы?
5.Какие существуют типы организации предприятий, в чем заключается преимущества и недостатки каждого из них?
Рекомендуемая литература:
Басовский Л. Е. Микроэкономика. – М.: ИНФРА-М, 2011.
2. Беспалов М.В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России: Учебное пособие - ("Высшее образование"). – М.: ИНФРА-М, 2011.
Гребнёв Л.С. Экономика. Учебник. – М.: Логос, 2011.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2010.
5. Добрынин А. И., Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2011.
6. Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М.: Catallaxy, 1993.
Тема 8. Теория производства
План семинарского занятия
1. Закон убывающей предельной производительности факторов производства.
2. Функция Кобба-Дугласа. Изокванты. Карта изоквант.
3. Изокоста. Равновесие производителя.
4. Взаимозаменяемость ресурсов. Замещение факторов производства в краткосрочный и долгосрочный период.
Вопросы для самоконтроля и проверки
1. Объясните взаимосвязь краткосрочной производственной функции и закона убывающей отдачи.
2. Что такое кратко- и долгосрочный периоды в экономическом понимании?
3. Что такое экономия и дезэкономия на масштабах производства?
4. Определите условия минимизации издержек производства.
5. Назовите правило максимизации прибыли. Какую роль оно играет?
6. Что такое изокванты?
7. Как рассчитать MRТS?
8. Определите факторы, влияющие на изменение изокосты.
9. Определите условия равновесия производителя.
10. Какие виды эффекта масштаба вы знаете?
11. Как эффект масштаба влияет на оптимальный размер предприятия?
Рекомендуемая литература:
Басовский Л. Е. Микроэкономика. – М.: ИНФРА-М, 2011.
Гребнёв Л.С. Экономика. Учебник. – М.: Логос, 2011.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2010.
Добрынин А. И., Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2011.
Тема 9. Издержки производства и доход фирмы
План семинарских занятий
1. Бухгалтерские издержки. Альтернативные издержки.
2. Виды прибыли.
3. Постоянные, переменные и общие издержки.
4. Средние и предельные издержки.
5. Издержки в долгосрочный период.
6. Правило максимизации прибыли.
Вопросы для самоконтроля и проверки
1. Дайте определение понятию бухгалтерские и экономические издержки.
2. Какова роль нормальной прибыли в стратегии предприятия?
3. В чем различия между бухгалтерской и экономической прибылью?
4. Охарактеризуйте понятия постоянных, переменных и общих издержек. Каков их уровень на современных российских предприятиях?
5. Что такое кратко- и долгосрочный периоды в экономическом понимании?
6. Как связана структура отрасли и характер отраслевой кривой долгосрочных издержек?
7. Что собой представляет оптимальный размер предприятия?
8. Общие издержки месячного производства персональных компьютеров московской фирмы "Эпоха" оцениваются в 50 млн. руб. Объем производства - 20 штук. Постоянные месячные издержки фирмы равны 20 000 руб. Требуется подсчитать переменные издержки, средние издержки, средние постоянные издержки и средние переменные издержки.
9. Определите, какие из нижеперечисленных затрат на производство могут быть отнесены к постоянным издержкам, а какие - к переменным и почему: амортизация зданий и оборудования; заработная плата рабочих; служебный оклад директора завода;
10. налог на недвижимость; расходы на электроэнергию и воду; обязательные страховые платежи; расходы на покупку сырья; расходы на покупку вспомогательных материалов и инструментов; упущенный процент на вложенные собственные денежные средства.
11. Подсчитайте бухгалтерскую и экономическую прибыль по следующим результатам деятельности предприятия:
Поступления от продаж
|
| Явные издержки
|
| Подоходный налог
|
| Альтернативная стоимость времени предпринимателя
|
| Альтернативная стоимость капитала
|
| Стоит ли вести дело в таком предприятии?
Рекомендуемая литература:
Басовский Л. Е. Микроэкономика. – М.: ИНФРА-М, 2011.
Гребнёв Л.С. Экономика. Учебник. – М.: Логос, 2011.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|