Методические рекомендации по написанию доклада
На научную студенческую конференцию
Написание доклада на научную студенческую конференцию или реферата на ежегодный конкурс научных студенческих работобычно используется для более глубокой проработки студентами учебного и научного материала по читаемой дисциплине и адаптации его к современной экономике и её актуальным проблемам. Темы научных разработок могут быть студентом или предложены преподавателем. Выбранная студентом тема научной работы должна отличаться научной актуальностью и значимостью, отражать наиболее существенные проблемы изучаемой дисциплины, служить предпосылкой написания курсовой работы по макроэкономике.
- Основными этапами работы являются:
- - определение темы, поиск и изучение литературы по теме исследования (не менее 7 работ);
- - разработка структуры (плана) реферата;
- - формирование проблемы по теме исследования, определение ее актуальности;
- - анализ и обобщение информации, ее систематизация;
- - составление списка литературы, выделение наиболее значимых источников;
- - представление рукописи и публичное изложение на очередном семинаре.
- Структура научной студенческой работы должна включать в себя:
- - титульный лист;
- - содержание (оглавление);
- - введение (обоснование актуальности и исследованности данной темы);
- - основная часть (подходы к описанию проблемы в исследованиях различных авторов, изложение собственной позиции автора)
- - заключение (общие выводы, полученные из проведенного исследования);
- - список использованной литературы;
- - приложение (таблицы, рисунки диаграмм и логических схем).
- В соответствии с предъявляемыми требованиями к оформлению научных работ, работа оформляется в виде очерка объемом 18 страниц машинописного текста через 1 интервал, 14 шрифтом.
Порядок подготовки к семинарскому занятию
Порядок подготовки к семинарскому занятию включает несколько этапов.
Во-первых, необходимо внимательно изучить все вопросы и задания, выносимые на обсуждение.
Во-вторых, ознакомиться с рекомендациями, содержащимися в учебно-методическом комплексе по дисциплине.
В-третьих, подобрать необходимую литературу, используя список, предложенный к данной теме, а также литературу, которую преподаватель может рекомендовать дополнительно (журнальные статьи, научные сборники).
В-четвертых, составить конспект ответа на каждый вопрос. Конспект составляется в свободной форме. Однако, рекомендуется оставлять рабочие поля для дополнений, замечаний и др.
Последний этап состоит в проверке уровня своей подготовки, используя, где возможно, вопросы для самопроверки.
Планы семинарских и практических занятий
Тема 1. Предмет, метод и этапы развития экономической теории
План семинарского занятия
1. Становление экономической науки и основные этапы ее развития.
2. Предмет экономической теории в трактовке различных школ.
3. Методы экономической теории.
4. Экономическая теория в системе экономических и социальных наук.
Рекомендуемая литература:
Басовский Л. Е. Микроэкономика. – М.: ИНФРА-М, 2011.
Гребнёв Л.С. Экономика. Учебник. – М.: Логос, 2011.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2010.
Добрынин А. И., Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2011.
Тема 2.Основные проблемы экономического развития общества
План семинарского занятия
1. Потребности общества и блага, необходимые для их удовлетворения.
2. Экономические ресурсы и факторы производства. Производственные возможности и их границы.
3. Производственные отношения и производительные силы общества
4. Общественное производство и его виды.
Вопросы для самоконтроля и проверки
1. Что такое потребность? В чем выражается закон возвышения потребностей?
2. Что такое благо? Охарактеризуйте основные виды благ.
3. Можно ли установить взаимосвязь и взаимозависимость между первичными и вторичными потребностями, материальными и духовными потребностями.
4. Какие ресурсы и факторы вы знаете? Чем они различаются? Почему они ограничены?
5. Что произошло бы с кривой производственных возможностей, если бы увеличилось количество ресурсов или появились новые технологии?
6. Чем обусловлена проблема экономического выбора?
7. Почему производство называется общественным?
8. Обоснуйте, почему материальное производство является основой жизни общества.
9. Перечислите основные факторы производства и раскройте содержание каждого из них.
10. Что должно лежать в основе рационального экономического поведения?
Рекомендуемая литература:
Басовский Л. Е. Микроэкономика. – М.: ИНФРА-М, 2011.
Гребнёв Л.С. Экономика. Учебник. – М.: Логос, 2011.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2010.
Добрынин А. И., Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2011.
Тема 3. Экономические (хозяйственные) системы. Типы и модели экономических систем
План семинарского занятия
1. Экономические системы и их основные типы.
2. Экономические институты: понятие и роль в рыночной экономике
3. Виды и формы собственности в развитой рыночной экономике.
4. Национализация и приватизация: экономическая целесообразность.
Вопросы для самоконтроля и проверки
1. Чем отличаются экономические системы друг от друга?
2. Что такое переходная экономика и каковы ее основные черты.
3. Как вы думаете, какая экономическая система формируется в России?
4. Почему анализ отношений собственности остается актуальным на любом этапе исторического развития.
5. Разграничьте субъекты и объекты собственности:
а) земля
б) государство
в) производственные здания и сооружения
г) акционерное общество
д) Иванов Иван Иванович
е) автомобиль
6. В чем состоит “пучок” прав собственности? Дайте характеристику его элементов.
7. Верны ли следующие утверждения (да / нет):
а) траст - это передача одним собственником другому права управления своей собственностью.
б) трансакционные издержки уменьшаются по мере развития общества.
в) чем сильнее развито в стране взяточничество, тем меньше трансакционные издержки бизнеса.
г) чем сильнее загрязняется окружающая среда, тем более четко, согласно теореме Коуза, должны быть определены границы прав собственности.
д) формы участия работников в управлении и самоуправлении могут применяться только на предприятиях, находящихся в коллективной форме собственности.
8. Охарактеризуйте и противоречия и перспективы развития собственности в переходный период.
9. Интеллектуальная собственность: сущность и мировой опыт использования.
10. В чем состоит необходимость и ограниченность использования государственной собственности в системе свободного рынка.
11. Частная собственность: ее достоинства и недостатки.
Рекомендуемая литература:
Басовский Л. Е. Микроэкономика. – М.: ИНФРА-М, 2011.
Гребнёв Л.С. Экономика. Учебник. – М.: Логос, 2011.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2010.
4. Добрынин А. И., Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2011.
5. Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М.: Catallaxy, 1993.
Тема 4. Рынок как экономическая форма
Организации товарного хозяйства
План семинарского занятия
1. Возникновение и общая характеристика товарного хозяйства.
2. Возникновение и сущность денег.
3. Рынок: структура и инфраструктура.
4. Преимущества и недостатки рыночного механизма.
Вопросы для самоконтроля и проверки
1. Что такое натуральное хозяйство. Каковы его основные черты.
2. Почему натуральное хозяйство сохранилось до наших дней?
3. Какие модели товарного хозяйства вы можете назвать. Охарактеризуйте их.
4. В результате каких специфических отношений продукты превращаются в товар?
5. Как соотносятся понятия “потребительная стоимость ” и “полезность”?
6. Раскройте основное содержание трудовой теории стоимости.
7. Каково содержание теории предельной полезности. Как устанавливается цена товара.
8. Каковы основные функции денег и как они реализуются в экономике.
9. Какие функции выполняют деньги при:
а) установлении цены на товар
б) покупке товаров за наличные
г) помещении в банк
д) оплате товаров, проданных в кредит
10. Дайте характеристику понятия рынка в его развитии.
11. Назовите функции, которые выполняет рынок в следующих случаях:
а) установление рыночной цены товара
б) купля-продажа товара
в) оплата поставок продукции
г) банкротство фирмы
д) внедрение НТП на отдельных предприятиях
Рекомендуемая литература:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|