Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация услуг по отраслевому принципу





Приведем общую классификацию, построенную по отраслево­му принципу:

— технический сервис;

— технологический сервис;

— информационно-коммуникационный сервис;

— транспортный сервис;

— гуманитарный сервис.

Технический сервис — это обеспечение безотказного длитель­ного ресурса работы в гарантийный и постгарантийный период тех­нических средств индивидуального пользования за счет «продви­нутой» производственной технологии промышленных предприя­тий в виде сети их сервисных подразделений регионального характера и за счет создания широкой сети мелких автономных об­служивающих предприятий и мастерских.

Подобного рода сервис характерен для стран со средним и низ­ким уровнем технологического развития. Россия на сегодняшний день в части использования в производстве товаров народного по­требления новейших технологий, а также соблюдения стандартов качества находится безусловно среди них. Поэтому технический сервис подобного рода в России будет существовать и развиваться неопределенно долго, в том числе в системе бытового обслужива­ния населения.

Технологический сервис в России получил наибольшее развитие. Его функциональное предназначение заключается в удовле­творении, в основном, индивидуальных потребностей населения в двух направлениях:



1. Изготовление (индивидуальное производство) одежды, обу­ви, предметов домашнего обихода, бижутерии, ювелирных изделий; и прочего в условиях малых предприятий, как правило, входящих в службу быта.

2. Восстановление потребительских качеств предметов индивидуального потребления, их модификация, придание бывшим: в употреблении изделиям современного вида, изменение функцио­нальных характеристик предметов и прочее. Технологический сервис эффективен в тех случаях, когда в этом общественно организованном индивидуальном производстве используются современные технологии, материалы с улучшенными характеристиками, квали­фицированный персонал, способный обеспечить высокое качество, разумная ценовая политика и ряд других факторов, в совокупности своей отражающих истинный смысл категории «сервис».

Информационно-коммуникационный сервис — это процесс удов­летворения потребностей отдельных граждан и общественных структур в получении информации, ее передаче и распростране­нии. Дополнительно каждый потребитель может выбрать свой ин­формационный уровень и удовлетворить свои потребности в поис­ке, получении, обработке и анализе информационных ресурсов.



Транспортный сервис предлагает оказание услуг в удовле­творении потребностей граждан в личном пространственном пере­мещении. Сюда входит целый комплекс услуг различного уровня, обеспечивающий и сопровождающий пространственное перемеще­ние граждан в пределах отдельных селитебных зон, региональное и межрегиональное перемещение на всех видах транспортных средств (автомобильный транспорт индивидуального (такси) и обществен­ного пользования, метрополитен, железнодорожный, речной, мор­ской, воздушный и прочие виды транспорта).

Уровень и тип транспортного средства, протяженность пе­ремещения обусловливают специфику транспортного сервиса. Кро­ме личного пространственного перемещения в транспортный сер­вис входит пространственное перемещение грузов непромышленного назначения, составляющих фонд личного потребления граждан и материальную базу социальных структур.

Гуманитарный сервис охватывает широкий спектр в области удовлетворения социально-культурных, интеллектуальных, био­психофизиологических, рекреационных и иных потребностей граж­дан. Сюда же относятся развлечения, туризм, прокат аудио- и ви­деопродукции, гостиничное обслуживание, кинематограф, музеи, театры, услуги образовательного, культурно-развлекательного, санитарно-врачебного и т. п. характера, предоставляемые индивиду­ально в домашних условиях.



Комплексная классификация услуг

Как следует из рассмотренных выше зарубежных и отечествен­ных моделей классификации услуг, отработка классификационных критериев и разбиение сервисной деятельности на группообразующие единицы требует немалых усилий со стороны специалистов. Эта работа пока не завершилась созданием общепринятых класси­фикационных схем. Мы завершим этот раздел вариантом комплек­сной классификации, который включает шесть классов:

1. Производственный сервис

2. Сервис сферы общественного устройства (назначения).

3. Социально-культурный сервис.

4. Интеллектуальный сервис (экономический, юридический, образовательный, информационный).

5. Сервис в сфере обращения.

6. Хозяйственный сервис.

2.5.1 Производственный сервис

Сервис производственного характера целесообразно рассма­тривать в содержании четырех его главных составляющих:

1.Услуги, непосредственно входящие в производство товара, выступающие в виде полуфабриката или промежуточного продукта, либо обеспечивающие концентрацию на месте производства конеч­ного продукта его комплектующих, отдельных узлов и деталей.

2.Услуги по ремонту и содержанию в исправном состоянии техники, оснастки, оборудования, непосредственно включенных в процесс производства продукта, а также зданий и сооружений, кос­венно обеспечивающих это производство. Здесь требуется, однако, некоторое уточнение. Дело в том, что, если подобный ремонт осу­ществляется работниками предприятия — изготовителя продукции, эти работники считаются производственными рабочими и средства, затраченные на ремонт, включаются в себестоимость продукции на ее внутрифирменном, внутризаводском уровне. Если этот же ре­монт осуществляется контрактным ремонтным предприятием, в этом случае и рабочие, и доход относятся к сфере услуг. То же мож­но говорить о вариантах ремонта готового продукта, если для этой цели он возвращен предприятию-изготовителю.

3.Услуги в виде технической подготовки продукта к вводу в эксплуатацию и поддержание его технико-эксплуатационных характеристик в границах запрограммированных параметров. Здесь также возможны два варианта:

— эти услуги выполняются работниками предприятия-изго­товителя, его базового или регионального подразделения;

— субъектом услуги выступают иные предприятия, не связан­ные непосредственно с производством и распределением продукта.

4.Услуги на базе использования высоких технологий — про­изводство предприятием программных продуктов и телекоммуни­кационных услуг.

Независимо от уровня потребителя (предприятие или инди­видуальное лицо) в качестве форм сервиса в его структуре можно выделить;

— предпродажные услуги;

— постпродажные услуги.

Предпродажный сервис включает в себя предпродажную под­готовку и услуги непосредственно при продаже. Предпродажная подготовка — это, по существу, технический сервис во всем его объ­еме, включая наладку, подстройку, при необходимости — регулиров­ку, устранение внешних и внутренних дефектов, появившихся в ре­зультате транспортировки с завода-изготовителя до места переда­чи продукта потребителю. Предпродажное обслуживание должно быть бесплатным.

Постпродажный сервис включает в себя все виды услуг, оказы­ваемых потребителю с момента поступления продукции в его вла­дение (аренду, лизинг) до ее утилизации. Здесь можно выделить два этапа: гарантийный сервис и послегарантийный сервис в границах цикла существования продукта как целостной системы.

Цель гарантийного сервиса — обеспечение уровня технико- эксплуатационных характеристик продукта в границах запрограм­мированных параметров (в т. ч. по качеству и внешнему виду) на условиях, определяемых предприятием-изготовителем и за его счет.

Цель послегарантийного сервиса — при участии потребителя и поставщика проведение комплекса мероприятий по обеспечению эффективности работы изделия до выработки им своего расчетно­го ресурса.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.