Понятие бюджетно-налоговой политики и её виды
Экономическую основу функционирования современного государства составляют огромные денежные средства, взимаемые с хозяйствующих субъектов в виде налогов и перераспределяемые через государственный бюджет. Политика регулирования доходов и расходов государства, называемая фискальной,оказывает большое воздействие на всю жизнь современного общества. Мероприятия фискальной политики определяются стоящими перед правительством экономическими целями. Это может быть борьба с инфляцией, сглаживание циклических колебаний экономики и др. Государство регулирует совокупный спрос, структуру, распределение и использование национального дохода с помощью государственных расходов, трансфертных выплат и налогообложения.
Инструментом проведения такой политики является государственный бюджет: посредством налоговой политики формируется его доходная часть, а посредством политики государственных расходов – расходная. Формирование и использование бюджетных средств отражает цикличность развития экономики и нацелено на достижение экономической стабильности.
Фискальная политика подразделяется на дискреционную, подразумевающую осуществление государством фискальной политики путем принятия мер по регулированию своих доходов и расходов и недискреционную политику(политику автоматических стабилизаторов), регулирующую доходы и расходы независимо от оперативных действий правительства.
Дискреционная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, путём увеличения совокупного спроса (например, в период экономического спада), за счёт увеличения государственных расходов и (или) снижения налогов – политика фискальной экспансии (стимулирующая политика). Стимулирующая политика направлена на сглаживание цикличности экономики и обеспечение экономического роста, но рост государственных расходов и возникновение дефицита госбюджета могут породить инфляцию.
Другой вид дискреционной политики, направленной на ограничение экономического бума и применяемый для борьбы с инфляцией, называется фискальной рестрикцией (ограничительной политикой). Она предполагает снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счёт падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы.
При увеличении государственных расходов возникает «эффект вытеснения», заключающийся в инвестиционной конкуренции между государством и частным сектором (домашними хозяйствами и предприятиями), ведущей к перераспределению факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок при неизменном предложении денег повышает процентную ставку, что ведёт к сокращению частных инвестиций. А это в свою очередь влияет на темпы роста и уровень жизни. Эффективность экономики достигается оптимальным ограничением государственных расходов.
Проведение вышеуказанной политики может оказаться эффективным, если правительство просчитывает её влияние на уровень и динамику национального производства. При оценке влияния изменения налогов и государственных расходов на объём национального производства правительство должно учитывать:
· действие трёх мультипликаторов: налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета;
· «эффект Лаффера»;
· кривую Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно сопровождается повышением уровня безработицы.
E Y=E
E2=Y2 B
MPC∙∆T
∆Y
A
E1=Y1
∆Y
45°
E1=Y1 E2=Y2 Y доход, выпуск продукции
| В модели Дж. М. Кейнса в качестве основного средства макроэкономического регулирования, достижения стабильности экономики и роста занятости выступают государственные расходы. Важную роль играет концепция мультипликатора (от лат. multiplicator –умножающий). В макроэкономической теории известно несколько типов мультипликаторов: мультипликатор расходов, денежный мультипликатор, налоговый мультипликатор (рис. 6..1). Последний мультипликатор множит, усиливает спрос в результате воздействия налогов на равновесный объём ЧВП (чистого внутреннего продукта). Изменение налогов (повышение или понижение) непосредственно влияет на потребление. Нужно отметить, что налоги, хотя и обладают мультипликационным эффектом, но их воздействие на равновесный объём производства сказывается опосредованно через потребление.
Рис.6.1. Налоговый мультипликатор
В кейнсианской модели «доходы-расходы» уменьшение налогов на ΔТ увеличивает планируемые расходы на МРС•ΔТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 (на величину, равную ΔY).
ΔY=- ΔT,
где:
∆Y – изменение величины дохода;
∆T – изменение величины налогов;
Налоговый мультипликатор (Mt) показывает, на сколько д.е. возрастёт объём национального производства при снижении суммы налогов на 1 д.е. И, наоборот, на сколько д.е. снизится объём национального производства при росте суммы налогов на 1 дополнительную д.е.
где:
MPC – предельная склонность к потреблению,
MPS – предельная склонность к сбережению.
Дискреционная фискальная политика имеет существенный недостаток. Для принятия и реализации её мер необходимо время, в течение которого ситуация в экономике может измениться, и принятые решения могут оказаться бесполезными или даже вредными.
Другой вид фискальной политики, получивший название недискреционной политики или политики «автоматических стабилизаторов», означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.
Автоматический (встроенный) стабилизатор представляет собой экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний экономики, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Обычно применяется два таких стабилизатора: прогрессивная ставка налогообложения и система государственных трансфертов. Встроенные стабилизаторы "включаются" без непосредственного вмешательства регулирующих органов, в результате чего относительно смягчается проблема продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики.
Так, на стадии перегрева экономики рост доходов при прогрессивной ставке налогообложения автоматически увеличивает налоговое бремя. Вместе с тем государственные расходы на трансферты автоматически снижаются, появляется профицит бюджета. Это тормозит экономику. На стадии спада, напротив, сокращение производства и доходов хозяйствующих субъектов приводит к снижению налогового бремени, увеличению трансфертных платежей, росту дефицита бюджета, что в совокупности «оживляет» экономику. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента. Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|