|
Показатели уровня цен и индексы цен. Социальные показатели. Процентная ставка.
Показателями, с помощью которых анализируется состояние национальной экономики, выступают макроэкономические индикаторы.Их подразделяют на несколько групп.
· Ведущие индикаторы: динамика ВВП, норма безработицы, размеры инвестиций.
· Финансовые индикаторы:уровень инфляции, величина бюджетного дефицита, размер совокупной денежной массы, процентная ставка (ставка рефинансирования), индексы фондового рынка.
· Внешнеэкономические индикаторы: сальдо внешней торговли (чистый экспорт), сальдо платежного баланса, стабильность обменного курса национальной валюты.
Рассмотрим подробнее некоторые из указанных индикаторов.
Норма безработицы - процент безработных в общей численности рабочей силы.
Экономически активное население включает занятых плюс безработных.
Процентная ставка– относительная цена предоставляемого кредита, на которую ориентируются субъекты рыночной экономики при принятии оперативных решений. В Российской Федерации такой ставкой является ставка рефинансирования,по которой Банк России предоставляет кредит коммерческим банкам. Процентные ставки различаются на номинальныеиреальные. Реальная процентная ставка – номинальная ставка, скорректированная на уровень инфляции.
Rr = Rn – I,
где:
Rr – реальная процентная ставка;
Rn – номинальная процентная ставка;
I – уровень инфляции.
Для определения динамики цен в национальной экономике применяются такие показатели, как уровень цен и индексы цен. Эти показатели рассчитываются на основе базисного года, т.е. показывают изменение средней цены блага в текущем году по сравнению со средней ценой того года, который был выбран за базисный (с наименьшими темпами инфляции). При расчете уровня цен показатель базисного года обозначается единицей, а при расчете индекса цен – сотней. Уровень цен и индексы цен отражают одну и ту же информацию, но индексы цен более популярны при анализе макроэкономических процессов.
Например, если средняя цена бензина в текущем году составляла 1000 рублей за тонну, а в базисном 900 рублей за тонну, то:
,
т.е. средняя цена в отчетном году выросла на 11 %.
Одним из показателей уровня цен является дефлятор ВВП, описание которого приводилось разделе 2.2. В России с 1996 г. введено ежеквартальное вычисление дефлятора ВВП.
Кроме него существует индекс потребительских цен – показатель, характеризующий изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фактически фиксированного набора товаров и услуг («потребительской корзины») в текущем периоде к его стоимости в базовом периоде. Индекс потребительских цен используется при индексации заработной платы и трансфертных платежей. Индексацией называется корректировка величины выплат в соответствии с изменением уровня инфляции, выражаемого через индекс цен.
Рис. 2.1. Индекс потребительских цен на конец периода, в процентах к декабрю предыдущего года
Еще одним важным показателем является индекс цен производителей, учитывающий фиксированный набор товаров и услуг, измеряемый на ранних стадиях производственного процесса. Он определяет динамику стоимости производства конкретной группы товаров или услуг и используется для индексации платежей между предприятиями (фирмами).
При определении динамики цен используют два метода:
Первый базируется на применении формулы Ласпейреса. Сравниваются совокупные цены текущего периода (p1) и базового (p0) на одинаковый набор товаров – «потребительскую корзину» базового года (q0). Индекс Ласпейреса (I1) показывает, на какую величину «потребительская корзина» становится дороже в текущем году по сравнению с базисным годом.
Второй метод базируется на использовании индекса Пааше(IP).Этот индекс рассчитывают на основе использования корзины товаров текущего периода (q1).
Общим недостатком индексов (I1 и IP) является то, что в них не учитываются изменения номенклатуры потребительских товаров, следовательно не отражаются ценовые сдвиги на отдельные товары, входящие в «потребительскую корзину». Индекс Ласпейреса несколько завышает рост цен, а индекс Пааше – занижает его. Для более точного отражения динамики цен и уровня жизни, используется индекс Фишера(If).
Данный индекс усредняет показатели и тем самым снижает недостатки того и другого индекса. В РФ дефлятор ВВП, индекс потребительских цен по регионам и в целом по стране за неделю, месяц, квартал и год, а также индекс цен производителей рассчитываются на основе индекса Ласпейреса.
Существуют также и социальные показатели, одним из которых является норма безработицы, приведенная выше. Другими показателями являются: прожиточный минимум илипоказатель черты бедности,то есть минимального жизненного уровня, определяемого на основе стоимости потребительской корзины товаров и услуг, требующихся для удовлетворения самых насущных потребностей человека.
Таблица 2.2
Величина прожиточного минимума в Российской Федерации в 2000г. - 2007 г. (в среднем на душу населения, рублей в месяц) [2]
Период
| Все население
| в т.ч. по социально-демографическим группам населения
| трудоспособное население
| пенсионеры
| дети
|
|
|
|
|
| 2000 г.
|
|
|
|
| I квартал
|
|
|
|
| II квартал
|
|
|
|
| III квартал
|
|
|
|
| IV квартал
|
|
|
|
| 2001 г.
|
|
|
|
| I квартал
|
|
|
|
| II квартал
|
|
|
|
| III квартал
|
|
|
|
| IV квартал
|
|
|
|
| 2002 г.
|
|
|
|
| I квартал
|
|
|
|
| II квартал
|
|
|
|
| III квартал
|
|
|
|
| IV квартал
|
|
|
|
| 2003 г.
|
|
|
|
| I квартал
|
|
|
|
| II квартал
|
|
|
|
| III квартал
|
|
|
|
| IV квартал
|
|
|
|
| 2004 г.
|
|
|
|
| I квартал
|
|
|
|
| II квартал
|
|
|
|
| III квартал
|
|
|
|
| IV квартал
|
|
|
|
| 2005 г.
|
|
|
|
| I квартал
|
|
|
|
| II квартал
|
|
|
|
| Продолжение таблицы 2.2
|
|
|
|
| III квартал
|
|
|
|
| IV квартал
|
|
|
|
| 2006 г.
|
|
|
|
| I квартал
|
|
|
|
| II квартал
|
|
|
|
| III квартал
|
|
|
|
| IV квартал
|
|
|
|
| 2007 г.
| | | | | I квартал
|
|
|
|
| II квартал
|
|
|
|
| III квартал
|
|
|
|
|
Согласно российскому законодательству регионы самостоятельно устанавливают размеры прожиточного минимума. Так, например, в Москве в IV квартале 2007 г. он был утвержден Московским Правительством в размере 5855 руб. Для трудоспособного населения – 6624 руб., для пенсионеров – 4038 руб., для детей – 4997 руб.
31 марта 2006 г. был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Он установил следующую потребительскую корзину (табл. 2.3):
Таблица 2.3
Потребительская корзина РФ в 2006 г.
1. Продукты питания
| Наименование
| Единица измерения
| Объем потребления (в среднем на одного человека в год)
| трудоспособное население
| пенсионеры
| Дети
|
|
|
|
|
| Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)
| кг
| 133,7
| 103,7
| 84,0
| Картофель
| кг
| 107,6
| 80,0
| 107,4
| Овощи и бахчевые
| кг
| 97,0
| 92,0
| 108,7
| Продолжение таблицы 2.3
|
|
|
|
| Фрукты свежие
| Кг
| 23,0
| 22,0
| 51,9
| Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар
| Кг
| 22,2
| 21,2
| 25,2
| Мясопродукты
| Кг
| 37,2
| 31,5
| 33,7
| Рыбопродукты
| Кг
| 16,0
| 15,0
| 14,0
| Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко
| Кг
| 238,2
| 218,9
| 325,2
| Яйца
| штука
| 200,0
| 180,0
| 193,0
| Масло растительное, маргарин и другие жиры
| Кг
| 13,8
| 11,0
| 10,0
| Прочие продукты (соль, чай, специи)
| Кг
| 4,9
| 4,2
| 3,6
| | | | | | |
2. Непродовольственные товары
| | Наименование
| Единица измерения/срок износа
| Объем потребления (в среднем на одного человека в год)
| | трудоспособное население
| пенсионеры
| Дети
| | Верхняя пальтовая группа
| штук/лет
| 3/7,6
| 3/8,7
| 3/2,6
| | Верхняя костюмно-платьевая группа
| штук/лет
| 8/4,2
| 8/5,0
| 11/2,0
| | Белье
| штук/лет
| 9/2,4
| 10/2,9
| 11/1,8
| | Чулочно-носочные изделия
| пар/лет
| 7/1,4
| 4/1,9
| 6/1,3
| | Головные уборы и галантерейные изделия
| штук/лет
| 5/5,0
| 4/5,6
| 4/2,8
| | Обувь
| пар/лет
| 6/3,2
| 6/3,5
| 7/1,8
| | Школьно-письменные товары
| штук/лет
| 3/1,0
| 3/1,0
| 27/1,0
| | Постельное белье
| штук/лет
| 14/7,0
| 14/7,0
| 14/7,0
| | Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения
| штук/лет
| 19/10,5
| 19/10,5
| 19/10,5
| | Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства
| процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц
|
|
|
| |
3. Услуги
| | Наименование
| Единица измерения/срок износа
| Объем потребления (в среднем на одного человека в год)
| | Трудоспособное население
| пенсионеры
| Дети
| |
Окончание таблицы 2.3
|
|
|
|
| Жилье
| кв. м общей площади
|
|
|
| Центральное отопление
| Гкал в год
| 6,7
| 6,7
| 6,7
| Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение
| л в сутки
|
|
|
| Газоснабжение
| куб. м в месяц
|
|
|
| Электроэнергия
| кВт·ч в месяц
|
|
|
| Транспортные услуги
| поездок в год
|
|
|
| Услуги культуры
| процентов от общей величины расходов на услуги в месяц
|
|
|
| Другие виды услуг
| процентов от общей величины расходов на услуги в месяц
|
|
|
|
На рис. 2.2 представлена структура стоимости минимального набора продуктов питания в расчете на человека в месяц за май 2007 и май 2008 гг.
Рис. 2.2. Структура стоимости минимального набора продуктов питания в процентах, в расчете на одного человека в месяц
Еще одним социальным показателем является коэффициент Джини,отражающий степень неравенства при распределении доходов в стране. Чем выше его величина, тем выше неравенство в распределении доходов.
В международных сравнениях можно использовать показательуровня международной бедности – численности населения, проживающего менее чем на 1 доллар США в день.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|