Бюджетный дефицит. Государственный долг
Государственный бюджет может быть профицитным или дефицитным, когда величина государственных доходов соответственно больше или меньше его расходов. Сбалансированный бюджет практически невозможен из-за циклического развития экономики. В период экономического спада наблюдается дефицит бюджета, а в период подъёма – его профицит.
Первичный дефицит (профицит) бюджета – это разница между непроцентными расходами бюджета и его доходами. К непроцентным расходам бюджета относятся все расходы, кроме выплат по обслуживанию государственного долга (процентных расходов). Под обслуживанием государственного долга понимается сумма выплат процентов по нему, а также частичное погашение основной суммы долга.
Чтобы отличить результаты дискреционной фискальной политики от результатов циклических колебаний экономики, рассчитывается бюджет полной занятости,являющийся основой для деления бюджетного дефицита на структурный и циклический.
Структурный дефицит государственного бюджета –разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. При его расчёте возникают трудности в связи с необходимостью определения уровня полной занятости, естественного уровня безработицы, потенциального объёма выпуска продукции. Однако именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном периоде.
Циклический дефицит – разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Величина циклического дефицита зависит от действия автоматических стабилизаторов.
В период экономического спада, когда уровень безработицы выше естественного, появляется циклический дефицит, а общий бюджетный дефицит определяется суммой циклического и структурного дефицитов. В период подъёма экономики общий дефицит бюджета определяется суммой циклического и структурного дефицитов.
Бюджетный дефицит можно уменьшить при увеличении реального национального дохода, повысив налоговые поступления и сократив социальные трансферты или же путём снижения налогов, за счёт чего увеличится располагаемый доход домашних хозяйств, а следовательно, сбережения, идущие на инвестиции.
Дефицит государственного бюджета может быть покрыт за счет внутренних и внешних источников.
К внутренним источникам относят:
1. государственные займы, осуществляемые путём выпуска государственных ценных бумаг;
2. дополнительную денежную эмиссию, производимую Центробанком; однако, следует помнить, что эта мера непосредственно ведёт к увеличению инфляции;
3. кредиты (номинированные в рублях), получаемые правительством от кредитных организаций;
4. бюджетные кредиты и бюджетные ссуды, получаемые от бюджетов других уровней;
5. поступления от продажи государственного имущества (приватизации);
6. остатки по государственным запасам и резервам;
7. профициты прошлых лет.
К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относят:
1. государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте;
2. кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, банков и фирм, выраженные в иностранной валюте.
Остановимся подробнее на первом, наиболее распространенном источнике внутреннего покрытия бюджетного дефицита. В России он включает выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). ГКО – это краткосрочные (до 1 года) бескупонные облигации, по которым не предполагается выплата текущего процентного дохода, а дисконт формируется как разница между ценой их размещения (продажи) и ценой погашения (выкупа). ОФЗ – это среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные обязательства, предполагающие выплату фиксированного или переменного купона (процента).
Государственные займы позволяют эффективно и достаточно быстро решить проблему дефицита госбюджета. Однако перед государством может возникнуть ряд проблем. Так, появляется «эффект вытеснения» – перетягивание в государственный сектор из частного средств, которые могли бы в противном случае использоваться в качестве инвестиций. Кроме того, в результате использования данного способа финансирования бюджетного дефицита накапливается государственный внутренний долг.
Так, в 1996 г. внутренний долг РФ, выраженный в облигациях госзаймов, составлял 76,8 млрд. руб.
Верхний предел государственного внутреннего долга на начало 2008 г. (по ожидаемой оценке исполнения федерального бюджета в 2007 году) составит 1409,2 млрд. рублей, что на 45,9 млрд. рублей (или 3,4 %), превышает верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2008 года, определенный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год»[10].
За период с начала 2008 г. по конец 2010 г. государственный долг в абсолютном размере увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП – с 8,5 до 9,1 %. Государственный внутренний долг увеличится на 102,7 %, в процентах к ВВП – с 4,6 до 6,4 %. Государственный внешний долг в рублевом эквиваленте увеличится на 2 %, в процентах к ВВП – снизится с 3,9 до 2,8 %[11].
Наконец, злоупотребление вышеназванным методом финансирования бюджетного дефицита может привести к невозможности платить по долгам (дефолту), как это имело место в России в августе 1998 г.
Отметим, что у государственных займов есть дополнительные положительные эффекты. Во-первых, образовавшийся на их основе рынок государственных ценных бумаг может привлекать часть инвесторов, которые по тем или иным причинам испытывают недоверие к остальным сегментам фондового рынка. Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги новых государственных займов или досрочно выкупая бумаги старых займов, государство может активно воздействовать на спрос и предложение на всём рынке ссудных капиталов. Но эти положительные стороны проявляются в основном в развитых странах, со стабильной рыночной экономикой.
Использование в качестве способа финансирования бюджетного дефицита кредитов, получаемых правительством от кредитных организаций, зависит от «мощности» кредитной системы государства. В РФ коммерческие банки пока не обладают достаточными финансовыми средствами для решения этой задачи.
Бюджетные ссуды и кредиты, получаемые от бюджетов других уровней, не являются значительным источником покрытия бюджетного дефицита на федеральном уровне, так как большинство регионов России являются дотационными. Обычной практикой является передача средств с федерального на более низкие уровни бюджетной системы РФ.
Важный источник внутреннего финансирования дефицита госбюджета возникает в том случае, если бюджет предыдущего года был исполнен с профицитом. В нашей стране, начиная с 2001 г. бюджеты являются профицитными. В бюджет 2006 и 2007 гг. также были заложены профициты.
В качестве внешнего источника покрытия бюджетного дефицита выступает выпуск государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. В России это еврооблигации (ценные бумаги, выраженные в валюте европейских государств), ОГВЗ (облигации государственного валютного займа), ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) и др. Следует учитывать, что использование внешних источников финансирования бюджетного дефицита связано с политическими факторами. Кроме того, необходимо учитывать общую сумму внешнего долга страны и её способность платить по «старым» долгам. Кроме того, новые внешние займы увеличивают не только основную сумму долга, но и затраты на его обслуживание (выплату процентов).
Государственный долг формируется как сумма бюджетных дефицитов прошлых лет (за минусом бюджетных профицитов). В России он включает в себя:
· задолженность по кредитам перед национальными и иностранными банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
· задолженность по бюджетным ссудам и кредитам перед бюджетами других уровней;
· государственные займы в виде государственных ценных бумаг, выраженные в национальной (рублях) и иностранной валюте;
· задолженность государства перед гражданами по заработной плате, компенсации сбережений, (в РФ компенсируются сбережения, обесцененные в связи со сменой экономической системы в 1991 г. и возникшей инфляцией), товарным обязательствам и т.п.
· сумму выданных государственных гарантий.
Государственная гарантия – это письменное обязательство государства выполнить условия договора, заключённого с третьим лицом (отечественным или иностранным) за то лицо, которому выдана гарантия в случае его неплатежеспособности. Если сумма гарантии выражена в национальной валюте (рублях), она увеличивает внутренний долг государства, если в иностранной валюте – внешний долг.
Структура внешнего долга РФ по состоянию на октябрь 2008 года представлена в табл. 6.2.
Таблица 6.2.
Структура внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 01 октября 2008 года[12]
Категория долга
| млрд. долларов США
| млрд. евро
| Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ)
| 40,4
| 28,0
| Задолженность странам – участницам Парижского клуба
| 1,4
| 1,0
| Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб
| 2,0
| 1,4
| Задолженность бывшим странам СЭВ
| 1,5
| 1,0
| Коммерческая задолженность бывшего СССР
| 0,8
| 0,6
| Задолженность перед международными финансовыми организациями
| 4,6
| 3,2
| Задолженность по еврооблигационным займам
| 27,7
| 19,2
| Задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ)
| 1,8
| 1,2
| Предоставление гарантий РФ в иностранной валюте
| 0,6
| 0,4
|
Для уменьшения государственного долга используются такие механизмы, как реструктуризациядолга и конверсиядолга.
Реструктуризация долга – замена «старых» долговых обязательств новыми с более «мягкими» условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т.п.), а также частичное списание долга.
Конверсия долга – обмен долговых обязательств на товарные поставки или акции.
Контрольные вопросы и задачи к теме 2
1. Бюджетный профицит (положительное сальдо) при отсутствии денежной эмиссии приводит к:
Ø А. Сокращению производства и росту ставки процента;
Ø Б. Сокращению производства и снижению ставки процента ;
Ø В. Увеличению производства и росту ставки процента;
Ø Г. Притоку иностранного капитала в экономику.
2. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:
Ø А. Сумма активов государства превышает размеры его обязательств;
Ø Б. Сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений;
Ø В. Расходы государства уменьшаются;
Ø Г. Сумма налоговых поступлений сокращается;
Ø Д. Обязательства государства превышают его активы.
3. Налоги это:
Ø А. Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц для финансирования государственных расходов;
Ø Б. Добровольные отчисления граждан и юридических лиц в бюджет государства;
Ø Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц для поддержания стабилизационного фонда.
4. Задолженность государства иностранным гражданам и фирмам:
Ø А. Государственный долг;
Ø Б. Внешний долг;
Ø В. Внутренний долг;
Ø Г. Чистые трансферты из-за рубежа;
Ø Д. Все перечисленное неверно.
5. В стране Х действует следующая система налогообложения:
совокупный доход, д.е./год
| до 10000
| 10001-100000
| более 100000
| ставка подоходного налога, %
| 10%
| 20%
| 30%
| В налоговой инспекции обнаружили, что гражданин Петров, заработавший в 2007 г. 500 тыс. д.е. заплатил 139 тыс. д.е. подоходного налога. Укрывает ли гражданин Петров свои доходы от уплаты налогов? Если да, какую сумму ему необходимо доплатить?
6. Определите, дефицитен ли бюджет, если:
§ государственные закупки составляют - 50 д.е.,
§ трансфертные платежи - 10 д.е.,
§ процентные выплаты по государственному долгу, равному 20 д.е., составляют 10 % годовых,
§ налоговые поступления составляют - 40 д.е.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|