Билет №19. Цель и функции школьного воспитания. Особенности общения и совместной деятельности субъекта и объекта воспитания в различных воспитательных системах.
Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий педагогов, представления о результате педагогической деятельности.
Можно обнаружить два основных подхода к определению целей воспитания. Первый учитывает, прежде всего, потребность общества, поэтому требования к воспитанию ребенка опираются на задачи государства, общества, сословия.
Второй подход предполагает, прежде всего учет потребностей самого человека. Целью является помощь ему в его социальном становлении, приспособление к существующим условиям и одновременно в сохранении своего «Я», в развитии индивидуальности. В учебнике К. Смирнова, опубликованном в России в 1913 г., выдвигалась цель: «Воспитать питомца — значит помочь ему достичь собственными силами возможного для него совершенства, т. е. стать нравственно развитой и практически деятельной личностью»
В зависимости от идеологии отношений, которая устанавливается в любом обществе, доминировал первый или второй подход.
В педагогике всегда существовало смешение идеальных и реальных целей. Нередко в качестве единственно приемлемых выдвигались идеальные цели, и это не давало возможности зафиксировать реальный результат, достигнутый педагогами.
Цели рассматривались с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Что такое гармоническое развитие в современном понимании? Это идеал, к которому должен стремиться прежде всего сам человек. Кроме того, это ориентир для педагога, придерживаясь которого, он определяет содержание своей деятельности.
Гармоничного человека отличает гуманное отношение к людям, к самому себе, высокая нравственность и духовность. При этом надо четко представлять себе, что гармонично развитый человек — лишь идеал и одновременно ориентир для определения реальных целей, которые не противоречат этому идеалу.
Реальные цели формулируются как результат, полностью достижимый за определенный промежуток времени. По сути, реальная цель — это цель-результат, и она не может быть поставлена перед всеми учащимися. Реальная цель всегда персонифицирована. В ней отражаются те изменения в развитии, обученности и воспитанности, которые мы хотим получить в каждом конкретном ученике за определенное время.
Реальные цели соотносятся с процессуальными целями (целями-направлениями), т.е. теми обобщенными целями, которые ставит перед собой педагог или педагогический коллектив по отношению ко всем учащимся. Разработка таких целей возможна и необходима с учетом существования индивидуальных психических и личностных качеств, и направлена на их развитие. Разработка целей-направлений должна осуществляться в двух аспектах: с точки зрения объективно заданного социального заказа, отражающего общественные потребности в определенной личности и индивидуальности (телеологический аспект), и с точки зрения субъективно заданного, диктуемого особенностями и потребностями развития собственно человека (аспект существования). Отсюда главная цель современной школы — обеспечить каждому учащемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе.
Цели воспитания реализуются педагогами в различных видах деятельности учащихся. При этом воспитание в целостном педагогическом процессе образовательного учреждения организуется как в учебное, так и во внеучебное время.
Рассмотрение процесса обучения и воспитания с позиций целостности предполагает опору на концепцию В. С. Ильина, согласно которой целостность педагогического процесса представляет некоторое его совершенство, высокий уровень развития и функционирования.
Философы к целостным относят системы, достигшие в своем развитии зрелости, завершенности, соответствующие определенному идеалу. С этой точки зрения педагогический процесс является целостным тогда, когда он обеспечивает гармоничную реализацию всех своих функций (развитие, обучение, воспитание). Сущность целостности педагогического процесса — в подчиненности всех его частей и функций основной задаче — формированию целостного человека, гармоничному развитию индивидуальности, личности, организма (физическое здоровье).
В чем заключается целостный подход к организации учебно-воспитательного процесса? Во-первых, на уровне педагогического коллектива в том, чтобы каждый педагог работал на общую цель; не содействовал, а именно обеспечивал достижение общей цели. Во-вторых, в комплексном решении задач обучения, развития и воспитания на каждом уроке, в системе уроков и внеклассных мероприятий, чтобы каждая часть (урок, мероприятие) работала на целое (процесс). В-третьих, в единстве воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. В-четвертых, должна быть не просто совместная деятельность, а активная взаимная деятельность педагога и учащихся (педагогическое взаимодействие). Взаимодействие — установление связей между элементами педагогической системы: информационных (обмен информацией), организационно-деятельностных (методы совместной деятельности), коммуникативных связей (общение), связи управления и самоуправления.
Таким образом, целостность учебно-воспитательного процесса характеризуется его внутренним единством, связанностью, качественной определенностью, высокими результатами в воспитании, развитии, обучении учащихся. Целостность педагогического процесса не является свойством постоянно ему присущим; она относительна и вызревает при успешной реализации всех его функций. Целостность процесса заключается в единстве его функций (обучения, воспитания, развития, информатизации, профессионализации, социализации).
Билет №20. Сущность и функции обучения. Различные подходы к пониманию сущности обучения.
1. Сущность и функции обучения. Различные подходы к пониманию сущности обучения.
Обучение – совместная деятельность педагога и учащихся,
упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели.
Имеет специфические качественные отличия:
• обучение есть специфический процесс познания, управляемый педагогом (Учитель – солнце для вселенной. А.Дистервег)
• только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление учебно-познавательной деятельности, или учении;
• обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально - деятельностном подходе;
• обучение тесно связано с ценностно-ориентационной деятельностью;
• обучение связано с движением
• обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков;
• обучение - двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение
Ученик является центральным звеном в педагогическом процессе, субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.
Функции обучения:
Образовательная
Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой знаний, умений и навыков (компетенций) с целью их использования на практике.
Воспитывающая
Воспитывающая функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.
Развивающая
Развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.
Раздельные подходы к понимаю сущности обучения.
Историко - педагогический подход
Обучение рассматривается как передача социального опыта подрастающим поколениям. Обучение при таком подходе является социальным процессом, сущность которого состоит в том, чтобы сделать развитие ребенка управляемым процессом, обеспечивающим усвоение им опыта человечества.
Педагогический (дидактический)
Сущность обучения раскрывается через соблюдение последовательности этапов усвоения знаний и организацию соответствующих этим этапам форм учебной деятельности.
Психологический
Характерно выведение сущности процесса обучения из психологических теорий усвоения знаний и развития человека
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|