Билет №6. Урок как основная форма организации обучения. Структура уроков в различных видах обучения. Современный урок. Подготовка учителя к уроку.
По образному выражению Н.М. Верзилина, «урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий»
Урок в понимании М.Л. Махмутова, - это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия
Урок — основная форма обучения, имеющая следующие признаки: продолжительность 45 минут, твердое расписание, четкое планирование и структура, использование разнообразных методов и средств обучения.
Самое важное: определенные цели урока должны отличаться характерностью, предусматривать постановку соответствующих дидактических задача, а также задач развития и воспитания (триединые дидактические цели).
Этапы урока:
1. Постановка цели урока перед учащимися.
2. Ознакомление с новым материалом.
3. Закрепление нового материала: а) на уровне воспроизведения информации и способов деятельности; б) на уровне творческого применения и добывания знаний.
4. Проверка знаний, умений и навыков.
5. Систематизация и обобщение изученного материала.
Требования к современному уроку:
урок должен строится на основе современных достижений педагогической науки;
четкое определение целей, задач, структуры урока;
использование передовых образовательных технологий;
организация активной познавательной деятельности учеников на уроке;
соблюдение психологических и гигиенических условий продуктивной учебной деятельности.
Уроки классифицируются:
1. по характеру учебной деятельности (К.Д. Ушинский);
2. по дидактическим целям;
3. по применяемым методам обучения.
Наиболее практическое значение имеет классификация по дидактическим целям, т. к. дидактическая цель определяет построение всего урока.
По дидактическим целям уроки подразделяются на следующие типы:
1. урок изучения нового материала
2. урок формирования умений и навыков
3. урок обобщения и систематизации знаний
4. урок практического применения знаний
5. урок контроля и коррекции ЗУН
6. комбинированный урок.
Компоненты урока:
• цели (образовательные, воспитательные и развивающие);
• содержание;
• средства и методы обучения;
• организация учебной деятельности.
Учебный процесс предполагает единство средств, методов и приемов работы с организационными формами обучения. Каждому методу, приему обучения соответствует своя организационная форма, определяющаяся отношениями между учителем и учащимися и учащихся между собой.
Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом различные формы организации деятельности учащихся: общие (работа со всем классом), групповые (звено, группа и др.), индивидуальные.
Подготовка учителя к уроку
Мастерство учителя на уроке и заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогической науки и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием
Система планирования урока включает:
1. Годовое или полугодовое планирование.
2. Тематическое планирование.
3. Поурочное планирование.
В подготовке учителя к уроку центральное место занимает тематическое планирование. Также подготовка учителя к урокам состоит из двух этапов:
1. Изучение педагогической, методической литературы, анализ учебных программ, передового педагогического опыта.
2.Конструирование содержания учебного материала, планирование занятий и создание дидактических, условий.
При подготовке к современному уроку целесообразно придерживаться последовательности:
1. Сформулировать цель урока. Подготовить содержание учебного материала.
2. Определить дидактические задачи урока. Выбрать наиболее эффективные приемы и методы обучения.
3. Составить план урока.
4. Проанализировать использование дидактических средств.
Билет №7. Школьная дезадаптация у детей младшего школьного возраста. Основные проявления и факторы риска школьной дезадаптации: трудности в учении и нарушение школьных норм поведения.
Школьная дезадоптация - это невозможность школьного обучения и адекватной взаимодействия ребёнка с окружением в условиях предъявляемых к данному конкретному ребёнку той индивидуальной широко социально средой в которой он существует.
Школьная дезадаптация воспринимается как трудно воспитуемость - сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванная причинами просчета воспитания особенности характера и восстановление личностных характеристики.
Виды дезадаптации
1) патогенная (психогенная)
2) психосоциальная
3) социальная
Патогенная вызванная отклонением психического развития нервно психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально органические поражения нервной системы.
Психогенная дезадаптация должна быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной или семейной ситуацией .
Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными индивидуальными психологическими особенностями ребенка, которая обуславливает его недостаточность и требует индивидуального подхода в условиях детского образовательного учреждения.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали ассоциальных форм поведения, дифференциации ценностных ориентаций.
Социальная дезадаптация характеризуется следующими признаками:
1. Отсутствие навыков общения.
2. Неадекватная оценка себя.
3. Эмоциональная неуравновешенность.
4. Замкнутость.
Т.Д. Моладцова выделяет дезадаптацию психологическую и социально-психологическую.
К психологической группе относятся: Фобия различных мотивационных конфликтов, а также некоторые виды акцентуации, которые еще не повлияли на социальную систему развития, которых нельзя отнести к патогенным. К этой группе относятся все виды внутренних нарушений: самооценка и ценности направленности , которые привели к стрессу.
Социально-психологический нарушение в социуме которой действительно влияет на психику подростков. Это те подростки, которые не нашли место в социуме.
Одним из основных факторов, способствующих формированию школьной дезадаптации, являются нарушения функции ЦНС.
Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации:
1) неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД);
2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД);
3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).
Билет №8. Содержание образования в начальной школе. Федеральный государственный образовательный стандарт и его роль в обеспечении качества образовательного процесса.
Содержание образования является одним из основных понятий в дидактике.
Под содержание образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть обучающимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему. Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Содержание образования должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции. Общие принципы формирования содержания образования
1. Гуманистичности, обеспечивающей приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности.
2. Научности, проявляющейся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса.
3. Последовательности, заключающейся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него.
4. Историзма, означающего воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.
5. Систематичности, предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры.
Стандартизация образования является одной из тенденций его развития. Основным нормативным документом наряду с Законом «Об образовании» является государственный образовательный стандарт. Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля.
В государственном стандарте общего образования выделяются три составных компонента:
– федеральный;
– национально-региональный;
– местный, школьный.
В федеральном компоненте отражены нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент составляют нормы в области изучения родного языка, истории, географии, искусства и других учебных предметах, отражающих специфику функционирования и развития региона, населяющего его народа. Школьный компонент отражает специфику функционирования отдельно взятого образовательного учреждения.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:
– описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
– требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
– максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:
– владение базовыми понятиями;
– знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;
– умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;
– иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;
– знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении;
– владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.
Новый принят госдумой 21.12.12, одобрен советом федерации 26.12.12 и утвержден президентом 29.12.12.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|