Сделай Сам Свою Работу на 5

Билет №6. Урок как основная форма организации обучения. Структура уроков в различных видах обучения. Современный урок. Подготовка учителя к уроку.





По образному выражению Н.М. Верзилина, «урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий»

Урок в понимании М.Л. Махмутова, - это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия

Урок — основная форма обучения, имеющая следующие признаки: продолжительность 45 минут, твердое расписание, четкое планирование и структура, использование разнообразных методов и средств обучения.

Самое важное: определенные цели урока должны отличаться характерностью, предусматривать постановку соответствующих дидактических задача, а также задач развития и воспитания (триединые дидактические цели).

Этапы урока:

1. Постановка цели урока перед учащимися.

2. Ознакомление с новым материалом.

3. Закрепление нового материала: а) на уровне воспроизведения информации и способов деятельности; б) на уровне творческого применения и добывания знаний.

4. Проверка знаний, умений и навыков.

5. Систематизация и обобщение изученного материала.

Требования к современному уроку:

урок должен строится на основе современных достижений педагогической науки;



четкое определение целей, задач, структуры урока;

использование передовых образовательных технологий;

организация активной познавательной деятельности учеников на уроке;

соблюдение психологических и гигиенических условий продуктивной учебной деятельности.

Уроки классифицируются:

1. по характеру учебной деятельности (К.Д. Ушинский);

2. по дидактическим целям;

3. по применяемым методам обучения.

Наиболее практическое значение имеет классификация по дидактическим целям, т. к. дидактическая цель определяет построение всего урока.

По дидактическим целям уроки подразделяются на следующие типы:

1. урок изучения нового материала

2. урок формирования умений и навыков

3. урок обобщения и систематизации знаний

4. урок практического применения знаний

5. урок контроля и коррекции ЗУН

6. комбинированный урок.

Компоненты урока:

• цели (образовательные, воспитательные и развивающие);

• содержание;

• средства и методы обучения;

• организация учебной деятельности.

Учебный процесс предполагает единство средств, методов и приемов работы с организационными формами обучения. Каждому методу, приему обучения соответствует своя организационная форма, определяющаяся отношениями между учителем и учащимися и учащихся между собой.



Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом различные формы организации деятельности учащихся: общие (работа со всем классом), групповые (звено, группа и др.), индивидуальные.

Подготовка учителя к уроку

Мастерство учителя на уроке и заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогической науки и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием

Система планирования урока включает:

1. Годовое или полугодовое планирование.

2. Тематическое планирование.

3. Поурочное планирование.

В подготовке учителя к уроку центральное место занимает тематическое планирование. Также подготовка учителя к урокам состоит из двух этапов:

1. Изучение педагогической, методической литературы, анализ учебных программ, передового педагогического опыта.

2.Конструирование содержания учебного материала, планирование занятий и создание дидактических, условий.

При подготовке к современному уроку целесообразно придерживаться последовательности:

1. Сформулировать цель урока. Подготовить содержание учебного материала.

2. Определить дидактические задачи урока. Выбрать наиболее эффективные приемы и методы обучения.



3. Составить план урока.

4. Проанализировать использование дидактических средств.

 


Билет №7. Школьная дезадаптация у детей младшего школьного возраста. Основные проявления и факторы риска школьной дезадаптации: трудности в учении и нарушение школьных норм поведения.

Школьная дезадоптация - это невозможность школьного обучения и адекватной взаимодействия ребёнка с окружением в условиях предъявляемых к данному конкретному ребёнку той индивидуальной широко социально средой в которой он существует.

Школьная дезадаптация воспринимается как трудно воспитуемость - сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванная причинами просчета воспитания особенности характера и восстановление личностных характеристики.

Виды дезадаптации

1) патогенная (психогенная)

2) психосоциальная

3) социальная

Патогенная вызванная отклонением психического развития нервно психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально органические поражения нервной системы.

Психогенная дезадаптация должна быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной или семейной ситуацией .

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными индивидуальными психологическими особенностями ребенка, которая обуславливает его недостаточность и требует индивидуального подхода в условиях детского образовательного учреждения.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали ассоциальных форм поведения, дифференциации ценностных ориентаций.

Социальная дезадаптация характеризуется следующими признаками:

1. Отсутствие навыков общения.

2. Неадекватная оценка себя.

3. Эмоциональная неуравновешенность.

4. Замкнутость.

Т.Д. Моладцова выделяет дезадаптацию психологическую и социально-психологическую.

К психологической группе относятся: Фобия различных мотивационных конфликтов, а также некоторые виды акцентуации, которые еще не повлияли на социальную систему развития, которых нельзя отнести к патогенным. К этой группе относятся все виды внутренних нарушений: самооценка и ценности направленности , которые привели к стрессу.

Социально-психологический нарушение в социуме которой действительно влияет на психику подростков. Это те подростки, которые не нашли место в социуме.

Одним из основных факторов, способствующих формированию школьной дезадаптации, являются нарушения функции ЦНС.

Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации:

1) неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД);

2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД);

3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).

 


Билет №8. Содержание образования в начальной школе. Федеральный государственный образовательный стандарт и его роль в обеспечении качества образовательного процесса.

Содержание образования является одним из основных понятий в дидактике.

Под содержание образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть обучающимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему. Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Содержание образования должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции. Общие принципы формирования содержания образования

1. Гуманистичности, обеспечивающей приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности.

2. Научности, проявляющейся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса.

3. Последовательности, заключающейся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него.

4. Историзма, означающего воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.

5. Систематичности, предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры.

Стандартизация образования является одной из тенденций его развития. Основным нормативным документом наряду с Законом «Об образовании» является государственный образовательный стандарт. Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля.

В государственном стандарте общего образования выделяются три составных компонента:

– федеральный;

– национально-региональный;

– местный, школьный.

В федеральном компоненте отражены нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент составляют нормы в области изучения родного языка, истории, географии, искусства и других учебных предметах, отражающих специфику функционирования и развития региона, населяющего его народа. Школьный компонент отражает специфику функционирования отдельно взятого образовательного учреждения.

В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:

– описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;

– требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

– максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.

В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:

– владение базовыми понятиями;

– знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;

– умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;

– иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;

– знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении;

– владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.

Новый принят госдумой 21.12.12, одобрен советом федерации 26.12.12 и утвержден президентом 29.12.12.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.