Сделай Сам Свою Работу на 5

Билет №3. Организация коррекционно–развивающего обучения детей младшего школьного возраста. Отбор детей в классы коррекционно – развивающего обучения. Характеристика видов классов КРО.





План:

1. Определение коррекционно-развивающего обучения.

2. Организация коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста.

3.Отбор детей в классы коррекционно-развивающего обучения.

4.Характеристика видов класса КРО.

1. Коррекционно-развивающее обучение- исправление психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

Данный вид обучения представляет собой реализацию усиленного внимания педагога к развитию тех психических процессов и значимых для обучения функций, становление которых у данного ребенка либо несколько задержалось, либо не совсем соответствует нашим примерным представлениям о норме развития.

У истоков разработки вопросов коррекционно-воспитательной работы стояли: М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье, О.Л. Селихова, В.А. Сумарокова и др

Разработка адекватной системы коррекционного обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей имеет большое теоретическое и практическое значение. Это подчёркивал Л.С. Выготский. В написанном им предисловии к книге Е.К. Грачёвой "Воспитание и обучение глубоко отсталого ребёнка".



2. Организация коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста.

Количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам оказываются не в состоянии за отведённое время и в полном объёме усвоить программу общеобразовательной школы, неуклонно растет – от 20 до 40%.

Комплектование классов осуществляется школьными психолого-педагогическими комиссиями, в состав которых обязательно входят психиатр, учитель-дефектолог, психолог, логопед, врач. Наполняемость классов должна составлять не более 12 человек.

Основная задача коррекционно-развивающих классов — как можно полнее скорректировать отставание детей в развитии, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающей жизни.

Продолжительность обучения в классах КРО у одних детей может ограничиваться и начальной школой, когда их перевод на обучение по программе массовой школы производится и после 3-го, и после 4-го классов. Если ученик преодолел свою задержку в результате правильно организованного обучения, то по итогам ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) школы решается вопрос о дальнейшем обучении: или перевести в массовые классы, или продолжить коррекционно-развивающее обучение.



Учителя общеобразовательных школ пытаются оказать каждому из таких учеников индивидуальную помощь: стараются выявить пробелы в их знаниях и восполнить их теми или иными способами, объясняют им заново учебный материал и дают дополнительные упражнения; чаще используют наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основной теме урока и освобождают от работы, не имеющей отношение к изучаемой теме.

Коррекционная направленность обучения достигается благодаря введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. На уроках педагоги применяют коррекционно-педагогические технологии, помогающие успешно осваивать учебный материал.

В зависимости от конкретного содержания урока используются и соответствующие методы работы: практические действия с предметами, активные эпизодические и долговременные наблюдения за различными явлениями природы, экскурсии, воссоздание различных ситуаций, использование уже усвоенных способов решения той или иной задачи, работа по картинкам, по наглядному образцу, которые должны быть яркими, четкими, без лишних элементов; по учебнику, по инструкции учителя, работа со схемами, таблицами, макетами и т.д.

Значительное место занимает индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, работа по восполнению пробелов предшествующего обучения или пропедевтика новых и трудных тем). С учетом интересов детей и в целях развития индивидуальных склонностей вводятся факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.д.).



Обучение ребенка в классе коррекционно-развивающего обучения строится с учетом его актуальных возможностей, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка.

Важную роль в школах с коррекционно-развивающим обучением играют учителя-предметники, так как приоритетными стали следующие аспекты учебно - образовательного процесса: психофизическое развитие с акцентом на совершенствование моторики, формирование базовых учебных навыков (внимание, память, воображение, письмо, чтение, счет, в том числе и речевые), умственное развитие - развитие мышления (умение сравнивать, обобщать, и др.), развитие коммуникативных способностей.

Организация системы КРО в общих школах предполагает организацию видов работ:

· Обеспечить взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и школ, чтобы сохранить преемственность и обеспечить раннюю диагностику трудностей обучения и адаптацией в школе.

· Обеспечение непрерывности реабилитационного процесса в начальной и средней школе.

· Осуществление ранней профессиональной ориентации для детей с трудностями в обучении.

· Внедрение моделей сотрудничества педагога и семьи с целью формирования адекватной позиции родителей к своим детям и их недостаткам.

3. Отбор детей в классы коррекционно-развивающего обучения.

Показания к приему детей в классы КРО:

В классы КРО принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, цереребрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий развития ребенка.).

Также показаниями для перевода в классы КРО являются следующие нарушения:

· нарушение моторики в виде недостаточной координации движений, двигательная расторможенность;

· легкие нарушения речи;

· недостаточный уровень развития отдельных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), снижение уровня интеллектуального развития, главным образом за счет вербального компонента (в рамках сниженной нормы);

· низкий уровень выполнения учебных заданий, низкая успешность обучения.

Классы формируем на разных этапах обучения:

· при поступлении детей в школу по рез-м диагностики (при наличии рекомендаций психолога детского сада);

· по итогам первого года обучения;

· на основании анализа усвоения программы 1 ступени;

· на основании приказа №142 от 18.06.97.

Департамента образования администрации Тверской области о классах КРО).

Программы по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся. Составной частью программы в компенсирующих классах является программа компенсирующе - развивающей работы, которая реализуется в процессе учебных занятий с обучающимися.

Комплектование классов КРО:

· Для детей, проучившихся в начальной школе 1-2 в общеобразовательной школе со стойкой неуспеваемостью по основным предметам.

· Для детей, начавших обучение с 6 лет и не освоившим программу первого класса. С 7 лет с проблемами в обучении.

· Для детей, которые с 6-7 лет не готовы к обучению в школе.

4. Характеристика видов классов КРО.

Классы коррекционно-развивающего обучения открываются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка районной/краевой психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости данного типа обучения. Дети, поступающие в школу из коррекционно-развивающих групп дошкольных учреждений, зачисляются в классы коррекционно-развивающего обучения без дополнительного обследования, на основании ранее существующего медико-педагогического заключения. Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей.

Виды классов в системе КРО:

· Классы выравнивания- Создаются с середины 80-х годов. Для детей с более стойкими отклонениями в развитии, с симптомами ЗРП. Срок обучения в данном классе на год меньше, чем в обычных. Присутствуют 2 коррекционных предмета: окружающий мир, ритмика+развитие речи. Выделяется на коррекционную работу 3 часа в начальной школе, в старшей школе-1 час.

· ККО Классы для детей с астеническими нарушениями (зрп) и с нарушениями в поведении-сюда относятся дети с сохранным интеллектом, не имеющих противопоказаний к обучению.

· Обучение по массовым программам - в этих классах учатся дети, которые часто болеют, не умеют себя вести и со специфическими сложностями в обучении.

· КДО - в этих классах учатся обычные дети, но с ними работают специалисты в индивидуальном порядке или в малых группах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.