Билет №4. Методы и приемы обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике.
План:
1.Определение метода обучения
2.Определение приема обучения
3.Классификация Бабанского Ю.К.
4.Средства обучения
5.Выбор методов и приемов обучения
Метод обучения – способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Прием обучения - составная часть или отдельная сторона метода учения, частное понятие по отношению к общему понятию метод. Методы обучения и методические приемы могут меняться местами, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Метод обучения – сложное, многомерное, много качественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы – обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.
Согласно этой классификации, которую предложил Бабанский Ю. К., методы обучения делятся на три группы:1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Первая группа включает следующие методы:
• перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
• словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
• наглядные (демонстрация, иллюстрация);
• практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
• логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
• гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);
• самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).
Ко второй группе методов относятся:
• методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
• методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.
Средства обучения- в широком смысле под ними понимаются объекты, компоненты деятельности и условий, обладающие дидактическими свойствами. Это слова, предметы, действия, факторы, воздействующие на органы чувств (зрение, слух, осязание) обучающихся и обеспечивающие усвоение ими учебного материала.
Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего урока. Учитель отдает предпочтение тому или другому методу, исходя из оснащенности педагогического процесса. Выбор метода обучения зависит также от личности педагога, от его способностей, ответственности. Учитель творческий, с «изюминкой» вносит много своего в методы и приемы обучения
Билет №5. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе.
Форма обучения – это способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме; это способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.
Основная форма обучения – урок.
Дополнительные формы обучения – экскурсии, домашняя работа, дополнительные занятия, факультативы, консультации, кружковая работа, лекции, семинарские занятия.
Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:
1. по количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.
2. по месту учебы: школьные (уроки, работа в мастерских, на пришкольном участке, в лабораториях) и внешкольные (домашняя работа) формы.
По длительности времени обучения различают:
1. классный урок (40-45 мин.)
2. спаренное занятие (90 мин.)
3. спаренное укороченное занятие (70 мин.)
4. уроки произвольной продолжительности.
История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации:
1. индивидуальная форма
2. индивидуально-групповая форма
3. классно-урочная форма
4. Белл-ланкастерская форма
5. Мангеймская форма
6. Батавская форма
7. Дальтон – план
8. Метод проектов и т.д.
Урок как основная форма органически дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса:
Домашняя работа учащихся.
Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением дидактических задач (закрепления знаний, совершенствование умений и навыков), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию.
Домашняя работа принципиально отличается от классной, прежде всего тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям.
Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество уроков будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Призывы отдельных учителей и родителей организовывать обучение без домашнего задания - результат модных влияний, не учитывающих реалий практической работы в школе. Учеба без домашнего задания резко снижает качество обучения, поэтому отказаться от многовековой практики нельзя. Дело в том, что познание идет не по кругу, а по спирали и каждое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нем новые грани и смысловые оттенки, что, естественно, указывает на необходимость организации домашней учебной работы. На уроках, как бы ни хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, изнания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, что так же требует организации их домашней работы. Таким образом, домашняя работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации.
Экскурсия.
Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий.
Слово экскурсия (excursion) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.
Функции экскурсий:
Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой.
Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций:
• с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
• экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой;
• экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;
• экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.
Дополнительные занятия.
Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. Обычно они организуются для небольшой группы учеников или индивидуально, которые могут носить добровольный или обязательный характер.
Чаще всего дополнительные занятия проводятся с отстающими в учебе учащимися. Тогда целью этой формы работы будет предупреждение отставания учащихся и преодоление неуспеваемости. При отставании в учебе, прежде всего, необходимо вскрыть характер и причины отставания каждого ученика, что и будет определять конкретные формы, методы и приемы работы с учащимися. Это могут быть несформированность умений и навыков учебной работы, утрата интереса к учебному предмету или общее замедленное развитие. На дополнительных занятиях опытные учителя практикуют различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы. Преодоление неуспеваемости – это, прежде всего, долг учителя.
Для удовлетворения познавательного интереса и более глубокого изучения отдельных предметов с отдельными учащимися проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят за рамки обязательных программ, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем.
Нельзя оставлять весь класс на дополнительные занятия.
Дополнительные занятия не должны превышать более чем 2 раза в неделю по полчаса. Перед экзаменами дополнительные занятия дают мало эффекта, а эффективно проводить консультацию.
Консультации.
С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает, конечно, и индивидуальных консультаций. Нередко практикуется выделение специального дня консультаций, хотя часто в этом нет особой необходимости, поскольку педагоги и учащиеся находятся в постоянном общении и имеют возможность оговорить время проведения консультаций по мере необходимости.
Факультативы.
Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет). Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).
Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях являются больше обучающими, чем контролирующими. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.
6. Занятия в кружках и клубахпо интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.
7. Лекция –используется, начиная со старших классов; изложение учебного материала распределяется на 2 учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение крупной темы в единстве всех ее компонентов, побуждает школьников к целостному осмыслению фактов и их логической взаимосвязи.
8. Семинар –может быть посвящен обсуждению результатов самостоятельного изучения учащимися той или иной учебной темы. Учитель обеспечивает готовность школьников к такой деятельности, инструктирует их по работе со справочной литературой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|