Тема 15 Рынки с ассиметричной информацией.
План лекции:
1. Выбор в условиях неопределенности.
2. Рынки с ассиметричной информацией.
3. Устранение информационной асимметрии.
Ключевые слова: неопределенность, риск, вероятность, ожидаемое значение, ассиметричность информации, диверсификация, страхование, рыночные сигналы, аукционы, спекуляция, фьючерсы, опционы, хеджирование.
1.Участникам экономической деятельности постоянно приходится принимать решения, связанные с определенным риском. Характеризовать степень риска можно при помощи показателей теории вероятностей («вероятное значение», «ожидаемое значение», «дисперсия», «квадратное отклонение»).
Вероятность события представляет собой долевую или процентную возможность события в будущем.
Вероятное значение – это возможный результат вероятного события
Ожидаемое значение – это средневзвешенное всех возможных результатов, где вероятное значение используется в качестве частоты соответствующего значения.
Дисперсияравна средневзвешенному из квадратов отклонений реальных результатов от ожидаемых значений.
Стандартное отклонение вычисляется как квадратный корень из дисперсии.
Разные люди характеризуются различной склонностью к рискованным экономическим операциям. Различают нерасположенность к риску, безразличие к риску и расположенность к риску. Склонность к риску отражает зависимость между доходом, получаемым субъектом от экономической деятельности, и полезностью, приносимой ему этим доходом.
Американский ученый Ф.Найт исследовал источники неопределенности и механизм ее уменьшения.
Основными способами снижения риска в современной микроэкономике считаются:
· диверсификация;
· страхование;
· приобретение полезной экономической информации
Диверсификация в данном контексте означает распределение риска между несколькими альтернативными вариантами, например:
· производство нескольких неродственных между собой товаров или услуг;
· реализация различных товаров и услуг;
· приобретение ценных бумаг различных компаний.
Снижение риска при помощи страхования применяется:
ü при пожарах;
ü крушениях транспортных средств;
ü уничтожении посевов стихийными бедствиями;
ü кражах со взломом;
ü избыточных потерях;
ü присвоении денег или имущества наемными арботниками;
ü в результате предоставления кредита и т.д.
Ценность информации вычисляется как разность между максимальной ожидаемой прибылью в условиях ситуации с определенной информацией и максимальной ожидаемой прибылью при неопределенности.
Различные активы приносят их владельцам различную реальную ожидаемую прибыль. Как правило, показатель ожидаемой прибыли прямо пропорционален уровню рискованности инвестиций.
Номинальная прибыль от актива (акции, облигации, физического, человеческого или потребительского капитала) равна отношению денежных поступлений от этого актива к его цене, выраженному в процентах
Реальная прибыль от актива равна разности между номинальной прибылью и темпом инфляции.
2.Ассиметричность информации в экономике означат, что хозяйствующие субъекты, действующие совместно, располагают различной полноты сведениями.
Впервые проблему ассиметричности информации и связанного с ней риска исследовал лауреат нобелевской премии по экономике 2001 года Дж. Акерлоф в статье «Рынок лимонов» (1970 г.)
Ассиметрия информация тесно связана с моральным риском. Феномен ассиметрии информации и морального риска проявляется четко на рынке труда:
- во-первых, до приема на работу неизвестны профессиональные качества работника;
- во-вторых, будучи принятым на работу, работник может уклоняться от качественного выполнения своих служебных обязанностей.
В современной институциональной теории значительное место при анализе предприятия уделяется проблеме взаимоотношений принципала (начальника) и агента (подчиненного).
В работе «Новое индустриальное общество» американский ученый Дж. К. Гэлбрейт вводит понятие «техноструктура» - это слой общества, включающий ученых, изобретателей, инженеров, менеджеров, лоббистов и т.д. Техноструктура фактически управляет экономикой, устранив от управления фактических владельцев: акционеров, бизнесменов, государство; техноструктура не заинтересована в повышении прибыли; ее цель – высокая заработная плата.
Шведский экономист Т. Хегерстранд, анализируя аспекты распространения инноваций и ассиметричной информации, сформулировал теорию диффузии нововведений. Основными категориями теории диффузии нововведений являются:
- расстояние;
- поле;
- контакт;
- информация.
Расстояние в теории диффузии измеряется в различных вариантах:
· в километрах по прямой;
· в затратах времени;
· в затратах денежных средств (транспортных издержках);
· в километрах с учетом дорожной сети в данном районе.
Кроме того, при расчетах расстояния учитывается осложняющий преодоление дистанции фактор при переходе от одного уровня иерархии на другой (при передачи информации от подчиненного к начальнику процесс замедляется, так как начальник осторожно относится к предложениям нижестоящего сотрудника).
Размеры поля диффузии уменьшаются по мере удаления от центра.
Контакт при передаче информации о нововведениях осуществляется между источником и адаптером (получателем информации).При этом информация может искажаться или дополняться.
Препятствиями для диффузии являются:
- сверхпоглощающий барьер – адаптер поглощает информацию и уничтожает ее источник;
- поглощающий барьер – адаптер абсорбирует (от латинского absorptio-поглощение) информацию, но не оказывает воздействия на источник;
- отражающий барьер – адаптер не воспринимает информацию, но при этом также не воздействует на источник;
- барьер направленного отражения- ближайший у источнику адаптер не использует информацию, но переносит сообщение другому адаптеру;
Иногда барьером для распространения информации является сам источник:
- когда информация сохраняется в тайне;
- если уничтожает поглотившего информацию адаптера.
Способом борьбы с ассиметричностью информации и моральной нагрузкой является теория рыночных сигналов, разработанная Нобелевским лауреатом 2001 г. М Спенсом. Согласно этой теории продавцы могут увеличить объем продаж при помощи предоставления покупателям дополнительной информации о качестве своих услуг. В качестве дополнительной информации могут выступать фирменные знаки, гарантии, рекомендации, поручительства, квалификация.
В теории рыночных сигналов изучается также процесс ценовой дискриминации второй степени, которая представляет собой сортирование покупателей на основе их самоидентификации.
Аукционная торговля также представляет собой пример ассиметричности информации, поскольку покупатели знают цены, которые они готовы заплатить за определенные товары, но не представляют цену продавца, а также суммы, которые готовы заплатить за эти товары другие покупатели.
Существуют три основных типа аукционов:
· английский аукцион (на повышение цены)
· голландский аукцион (на понижение цены)
· тендер (заочный, закрытый аукцион)
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1.Вечканова Г.С. Микроэкономика: Учебное пособие – СПб: Питер, 2004.
2. Гальперин В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. Микроэкономика Т.1,2,СПб.: Экономическая школа, 2002.
3. Долан Э., Линдсей Д. Рынок. Микроэкономическая модель. СПб.: Печатный двор, 1992.
4. Мамыров Н.К., Есенгалиева К.С., Тлеужанова М.А.Микроэкономика Экономика: Алматы 2000.
5. Нуреев P.M. Курс микроэкономики. М.:НОРМА, 2005.
Дополнительная литература
6. Овчинникова Г.П. Микроэкономика: Конспект лекций - СПб.: Изд - во Михайлова В.А., 2000.
7. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001.
8. Вэриан X. Микроэкономика. Промежуточный уровень.
Современный подход. М.: ЮНИТИ, 1997.
9. Гребенников П.И. Микроэкономика в цифрах СПб. 1999
10. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С., Микроэкономика. СПб.: СПбУЭФ, 1998
11. Емцов Р. и др. Микроэкономика. М.: МГУ,1997.
12. Корниенко О.В. Микроэкономика – Ростов н/ Д: «Феникс», 2005
13. Котерова Н.П. Микроэкономика. М., Академия, 2003
14. Крымова В. Экономическая теория: Учебное пособие в схемах – Алматы: Экономика, 2008
15. Кулекеев Ж.А., Султанбекова Т.К. Микроэкономика, Алматы 2000.
16. Макконелл К., Брю С. Экономикс. М.: Инфра-М, 2002.
17. Микроэкономика Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П.- Мн.: БГЭУ, 2000
18. Микроэкономика Практикум. Задачи, тесты, ситуации. СПб.:Литера плюс, 1994
19. Микро – макроэкономика. Практикум /под об. Ред. Ю.А. Огибина - СПб.:Литера плюс, 1997
20. Мухамедиев Б.М. Микроэкономика. Алматы.:Казак Университетi, 2001
21. Протас В.Ф. Микроэкономика: структурно – логические схемы.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996
22. Рябикина А.А., Быкова Т.В. Основы микроэкономики. С-Пб.: Лань, 1997
23. Самуэльсон П. Экономика. Т. 1,2, М.:Финансы и Статистика 1992.
24. Селищев А.С. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2003
25. Симкина Л., Корнейчук Б. Микроэкономика. С.-Пб.: Питер, 2003.
26. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 2001.
27. Хайман Д.И. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т.1,2, М.: Финансы и статистика, 1992.
28. Цены и ценообразование. Микроэкономика (теория цены).
Цены и рыночная конъюнктура. Москва-Харьков-Минск, 1999.
29.Чечевицына Л.Н. Микроэкономика- Ростов н/Д: Феникс, 2003
30. Чуев И.Н. Микроэкономика. Экзаменационные вопросы и ответы: Учебное пособие. – М., «Дашков и К», 2002.
32. Экономика Под ред. Булатова А.С., М., «БЕК», 1997.
Глоссарий
Альтернативные издержки (издержки упущенной возможности) - денежные затраты, связанные с упущенными возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы. Альтернативные экономические издержки отражают ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которых пришлось отказаться при экономическом выборе.
Амортизация(от средневекового лат. amortisatio — погашение) — процесс восстановления изношенного капитала.
Арендная плата (от лат. arrendare — отдавать внаем) — включает в себя ренту, а также процент за находящийся на данном участке земли капитал и за улучшения почвы, произведенные владельцем или предыдущим арендатором.
Аутистическийобмен (от греч. autos — сам) — обмен между человеком и природой.
Бартерный обмен(от англ. barter — товарообмен) — обмен продукта на продукт в определенной пропорции без участия товара-посредника.
Благо— предмет, услуга, явление, продукт труда, в котором человек испытывает необходимость, нуждается в нем.
Бюджетная линия— набор точек плоскости, каждая из которых отражает максимальный набор двух благ, который потребитель может приобрести при данном доходе и ценах на товары.
Бухгалтерская прибыль - прибыль, равная разности между выручкой и бухгалтерскими издержками (явными)
Бюджетное ограничение - все комбинации товаров, которые потребитель имеет возможность купить на данный доход при данных ценах этих товаров, характеризует совокупность допустимых вариантов выбора набора товаров потребителем при условии полного расходования им имеющегося дохода.
Валовой доход - показатель суммарного дохода делового предприятия по итогам года от всех видов его экономической деятельности, состоит из валовой выручки от реализованных товаров.
Внутренняя норма окупаемости инвестиций - показатель эффективности инвестиционного проекта. Равна ставке дисконтирования, обращающей чистую текущую ценность инвестиционного проекта в ноль. Экономический смысл для фирмы следующий: внутренняя норма отдачи равна максимальной цене капитала, которую фирма может уплатить так, чтобы при этом инвестиционный проект остался эффективным.
Внутриотраслевая конкуренция— соперничество между производителями аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность.
Возрастающая экономия от масштаба - увеличение объема продукции более быстрыми темпами, чем увеличение затрат всех использованных для производства ресурсов.
Временное предпочтение(от англ. time preference) — предпочтение «нынешних» благ «будущим благам».
Время оборота капитала— суммарный период, в течение которого авансированные средства проходят стадии обращения, производства и снова обращения.
Гиффена товар— товар, расходы на который составляют значительную часть общих расходов беднейших семей. Спрос на него увеличивается вместе с ценой.
Дисконтирование— процесс соизмерения текущих расходов с потоками будущих доходов, приведение экономических показателей (выручки, издержек) будущих лет к сегодняшней стоимости согласно формуле.
Дифференцированный продукт - такой продукт, качественные характеристики которого отличаются от товара, производимого конкурентом.
Дифференциальная рента - рента, полученная собственником более производительного ресурса; разница в величине платы за ресурс, объясняющаяся разной производительностью.
Домохозяйство - экономическая единица, которая принимает самостоятельно решения, является собственником какого-либо фактора производства и стремится к максимизации полезности,
Спрос(от англ. demand) — потребность индивида, коллектива или общества, обеспеченная платежными средствами (деньгами или другими товарами).
Спроса закон(от англ. law of demand) симость ценой и спросом.
Средние общие(или постоянные) издержки(АТС) (от англ. average total cost) — отношение общих издержек к объему произведенной продукции, или сумма средних постоянных и средних переменных издержек.
Средние переменные издержки (AVC) (от англ. average variable cost) — отношение переменных издержек к объему выпущенной продукции.
Средние постоянные издержки (AFC) (от англ. average fixed cost) — отношение постоянных издержек к объему произведенной продукции.
Средний продукт(АР) (от англ. average product) — отношение совокупного продукта к объему использованного ресурса.
Средняя склонность к потреблению(АРС) (от англ. average propensity to consume) — отношение части дохода, идущей на потребление, ко всему доходу.
Средняя склонность к сбережениям(APS) (от англ. average propensity to save) — отношение сберегаемой части дохода ко всему доходу.
Совокупный продукт фактора производства - объем выпускаемого товара, приходящийся на определенное количество данного фактора;
Товар(от англ. good) — экономическое благо, предназначенное для обмена.
Трансакционные издержки(от лат. transactio — соглашение, сделка) — издержки, связанные с поиском информации, необходимой для заключения сделки.
Трест(от англ. trust— доверие) — объединение предприятий с полной утратой самостоятельности входящими в него предприятиями.
Задания 1 рубежного контроля (Всего 100 баллов) 8 неделя
Задание 1. Тестовые вопросы – (20 баллов).
1. Товары А и В – взаимодополняющие товары, Как изменится спрос на товар А при повышении цены на товар В?
А) увеличитсяВ) сократится
С) не изменится
Д) станет равным нулю
Е) станет абсолютно неэластичным
2. Если товары являются товарами-заменителями, то коэффициент перекрестной эластичности спроса будет равен:
А) 0
В) больше 0
С) меньше 0
Д) может иметь любое значение
Е) его невозможно будет рассчитать
3.Коэффициент перекрестной эластичности спроса:
А) положителен
В) отрицателен
С) может быть и положительным, и отрицательным
Д) всегда равен единице
Е) может быть отрицательным, положительным, нулевым
4. Если при повышении цены товара А спрос на товар В не изменился, то товары А и В являются:
А) товарами- субститутами
В) товарами – комплементариями
С) независимыми товарами
Д) нормальными товарами
Е) неполноценными товарами
5. Перекрестная эластичность спроса показывает:
А) изменение предложения одного товара в ответ на изменение цены другого товара
В) зависимость между спросом и доходами покупателей
С) процентное изменение объема спроса на товар в ответ на однопроцентное изменение цены этого товара
Д) насколько изменится спрос на товар в связи с изменением цены другого товара
Е) зависимость спроса и предложения
Задание2. Решение задач. – 80 баллов
Задача № 1 – 20 баллов
Линия MR задана формулой R= 10 – 1,5 Q; линия Р – формулой P = 11 – Q; линия MC– формулой Q = 1,5 + 1,25 C
На сколько фирма увеличивает свой доход в результате того, что она является монополистом?
Литература:
Корниенко О.В. Микроэкономика. Учебное пособие – Ростов н / Д: «Феникс», 2005
Задача № 2 – 15 баллов
Два компаньона создали фирму, вложив в дело 200 тыс. долларов, и выполняют функции управляющих. Если бы они нанялись на аналогичную работу, то получали бы в год по 40 тыс. долларов в качестве зарплаты. Ставка банковского процента по вкладам составляет 10 % годовых. На фирме на зарплату наемных рабочих и служащих уходит 300 тыс. долларов в год. Материалов и оборудования приобретается фирмой на сумму 6тыс. долларов в месяц. Определить размер бухгалтерской и экономической прибыли данной фирмы.
Задача № 3- 15 баллов
Заполните таблицу и определите, какое количество мороженого и печенья приобретет на свои 10 долларов потребитель, чтобы максимизировать полезность потребляемых благ. Какова будет общая полезность выбранного набора благ?
Цена одной порции мороженого стоит 1 доллар, а пачки печенья – 2 доллара.
Единицы продукции
| Мороженое
| Печенье
| MU
| MU / P
| MU
| MU / P
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача № 4- 15 баллов
Потребитель тратит 20 д.е. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна 20 – 3х, где х – количество яблок в штуках. Предельная полезность апельсинов равна 40 – 5у, где у – количество апельсинов в штуках. Цена одного яблока – 1 д.е., цена одного апельсина – 5 д.е. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?
Задача № 5 – 15 баллов
Используя данные таблицы:
1. Соотнесите рост затрат на ресурсы и рост объемов производства при переходе от изокванты А к Б. от Б к В, от В к Г.
2. Опеделите характер экономии от масштаба при переходе от А к Б. от Б к В, от В к Г.
3. Нарисуйте карту изоквант
Задания для 2 рубежного контроля – 15 неделя
Задание 1 Словарная работа – 30 баллов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|