Сделай Сам Свою Работу на 5

Балльно-рейтинговая буквенная система оценки знаний





Финансово-экономический факультет

Кафедра экономики

 

 

СИЛЛАБУС

по дисциплине: Микроэкономика

для специальностей 5В050600 «Экономика», 5В050900 «Финансы», 5B050800 «Учет и аудит», 5В051000 «Государственное и местное управление»

 

Форма обучения: очная

Курс: 1

Семестр: 2

Число кредитов: 2

Всего аудиторных: 60

лекции: 15

практические занятия: 15

СРС(в т.ч. СРСП) 60

Рубежный контроль: 2

Экзамен: 2 семестр КТ

 

 

Талдыкорган 2015 г.

 

Данные о преподавателе: Казиева Лаура Женисовна

Финансово - экономический факультет, кафедра экономики. Время и место консультации: по расписанию. Стаж работы: 19 лет Телефон: 1141 внутренний. Е-mail: ka08.76@mail.ru

Пререквизиты дисциплины: экономическая теория.

Постреквизиты макроэкономика

Краткое описание дисциплины

Данная дисциплина является обязательным компонентом модуля «Основы экономики». Микроэкономика относится к числу базовых дисциплин обязательных для изучения студентами экономических специальностей.

Современная микроэкономика - наука о рациональном принятии решений отдельными хозяйствующими субъектами при ограниченности ресурсов. Она создает основу для понимания экономического поведения домохозяйств и фирм в условиях рыночных отношений и их взаимоотношений в процессе образования крупных рыночных структур. Микроэкономический подход позволяет изучить явно наблюдаемые экономические процессы и отношения в повседневной практике между основными экономическими агентами: менеджерами, потребителями, работниками, инвесторами.



Цель дисциплины. Основная цель изучения микроэкономики состоит в получении студентами знаний, необходимых для понимания механизма функционирования экономики на уровне домохозяйств, фирм, отраслей, а также для анализа последствий проводимой государством экономической политики. Задачи дисциплины.Преподавание микроэкономики ставит задачей овладение студентами теоретическими знаниями и умением применять их при решении практических проблем в экономике.

Программное содержание дисциплины распределено в четырех модулях.

Студент должен:

- знать методологию микроэкономики, усвоить основные понятия курса, механизм достижения общего равновесия;



- уметь объяснить несовершенство рынка и необходимость вмешательства государства, использовать метод сравнительной статики для оценки поведения домохозяйств и фирм в различных рыночных структурахпод влиянием изменений экзогенных переменных;

- владеть: навыками грамотного анализа конкретных ситуаций в экономике с позиций микроэкономики.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) ключевые компетенции (КП)

-владеть знаниями в области микроэкономики;

б) предметные компетенции (ПК)

-владеть умениями экономического анализа;

в)специальные компетенции (СК)

-владеть знаниями, умениями, навыками применения теоретических знаний в профессиональной деятельности;

- разработки стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

-владеть знаниями правового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов; применения и соблюдения республиканских и международных норм стандартизации и сертификации продукции;

Общая разбалловка оценки знаний курса

Оцениваемая позиция Количество оцениваний за 1-8 недели Количество оцениваний за 9-15 недели Максимальное количество баллов Сроки выставления баллов в электронный журнал
СР 100 баллов за каждую СР 4,7,11,14 недели
Рубежный контроль 100 баллов за каждый рубежный контроль 8 и 15 недели
Рейтинг допуска 1 R 1 = (СР1+СР2+R)/3 8 неделя
Рейтинг допуска 2 R2 =(СР3+СР4+R)/3 15 неделя
Рейтинг допуска за академический период R = (R1+R2)/2 15 неделя
Экзамен E 16-19 недели
Итоговая оценка I = R*0.6+E*0.4  

Балльно-рейтинговая буквенная система оценки знаний



Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Процентное содержание Оценка по традиционной системе
A 4,0 95-100 Отлично
A- 3,67 90-94
B+ 3,33 85-89 Хорошо
B 3,0 80-84
B- 2,67 75-79
C+ 2,33 70-74 Удовлетворительно
C 2,0 65-69
C- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 50-54
F 0-49 Неудовлетворительно

Критерии выставления оценок

 

Вид контроля Максимальная оценка Сроки выставления баллов в журнал преподавателя
Текущий контроль: посещаемость: 1 час – 5 баллов (лекция, семинарское занятие, СРСП) выполнение домашнего задания выполнение заданий СРСП активность (ответы на лекциях, семинарских занятиях, СРСП)     На каждом занятии    
СРС 1 Задание1 Задание2 Задание3 Задание4 По графику сдачи заданий СРС
СРС 2 Задание1 Задание2 Задание3 Задание4 По графику сдачи заданий СРС
СРС 3 Задание1 Задание2 Задание3 Задание4 По графику сдачи заданий СРС
СРС 4 Задание1 Задание2 Задание3 По графику сдачи заданий СРС
Рубежный контроль 1: Тесты Задачи   8 неделя
Рубежный контроль 2: Словарная работа Задачи Тесты   15 неделя

 


Политика курса

Уровень учебных достижений студента определяется итоговой оценкой, формируемой из рейтинга допуска (60% итоговой оценки) и оценки экзамена (40%). Рейтинг допускаформируется как результат текущего и рубежного контроля за академическийпериод(15 недель).При этом учебные достижения оцениваются по 100бальной шкале за каждое выполненное задание (ответ на текущих занятиях, активность на лекциях, выполнение домашнего задания, СРС, рубежный контроль и др.) и окончательный рейтинг допуска подводится расчетом среднеарифметической суммы всех оценок, полученных в течение контрольного периода.

Текущий контроль предполагает контроль посещаемости, контроль выполнения практических, домашних заданий. Учитывается активность студента на лекции: за посещение, ведение конспектов, участие в обсуждении поднимаемых лектором проблем и задач, постановку вопросов к лектору, самостоятельность в суждениях, критическое мышление, креативность. Оцениваются все виды участия студента на практических занятиях и СРСП: анализ единиц различных языковых уровней, выполнение домашних и тестовых заданий, ответы на вопросы преподавателя, грамматические разборы, составление графических органайзеров и класстеров, практическая работа у доски, активное участие студента в течение всего занятия, самостоятельная творческая работа в виде подготовки и защиты СРС и др.

За дополнительные, не предусмотренные программой виды деятельности студентов (научные доклады, публикации, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и др.) предусматриваются премиальные баллы – бонусы, которые добавляются к набранным в семестре баллам. Отработки пропущенных занятий и ликвидация задолженностей по основным контрольным мероприятиям (пропущенным по уважительным причинам) осуществляются на 7 и 14 неделях накануне рубежного контроля. Занятия, пропущенные по неуважительным причинам и отработанные позже, в рейтинге не участвуют и баллов не добавляют.

Суммарные рейтинговые оценки успеваемости и посещаемости в конце каждой недели проставляются преподавателем через локальную сеть университета в электронный журнал.

Календарно-тематический план

Содержание Кол-во часов Неделя
Модуль 1 «Предмет микроэкономики»
  Лекция 1. Предмет микроэкономики и методология микроэкономического анализа 1неделя
Практическое занятие 1. Предмет микроэкономики и методология микроэкономического анализа 1. Предмет микроэкономики 2. Цель и задачи микроэкономической теории 3. Проблема ограниченности ресурсов и необходимости выбора
СРСП 1. Предмет микроэкономики и методология микроэкономического анализа 1. Презентация. 2. Работа с экономическим глоссарием 3. Составление таблицы «Экономические ресурсы»
Лекция 2. Рыночная экономическая система и рыночный механизм 2 неделя
Практическое занятие 2. Рыночная экономическая система и рыночный механизм 1. Спрос. Функция спроса. Объем спроса. Факторы, влияющие на спрос и предложение 2. Эластичность спроса по цене. Эластичность кривой спроса 3. Формирование рыночного равновесия
СРСП 2. Рыночная экономическая система и рыночный механизм 1. Презентация. 2. Работа с экономическим глоссарием 3. Составить 20 тестовых вопросов
Лекция 3. Теория поведения потребителей 3неделя
Практическое занятие 3. Теория поведения потребителей 1. Кардиналистический и ординалистический подходы к оценке полезности. 2. Оптимальный выбор потребителя. 3. Излишек потребителя.
СРСП 3 . Теория поведения потребителей 1. Презентация. 2. Работа с экономическим глоссарием 3. Составление таблицы «Концепция рыночного равновесия» 4. Составить 20 тестовых вопросов
Лекция 4. Поведение производителей 4 неделя
Практическое занятие 4. Поведение производителей 1. Понятие производства. Факторы производства 2. Производственная функция, ее свойства 3. Изокванты. Карты изоквант
СРСП 4. Поведение производителей 1. Презентация. 2. Работа с экономическим глоссарием. 3. Составить 20 тестовых вопросов
СРС 1. Задание 1-Заполнение таблицы Задание 2 –Решение задач Задание 3 -Комментированное «чтение» схемы Задание 4 -Комментированное «чтение» графиков  
Модуль 2. «Издержки производства»
Лекция 5. Издержки производства 5неделя  
Практическое занятие 5. Издержки производства 1. Бухгалтерские и экономические издержки 2. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Норма прибыли 3. Затраты в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки
СРСП 5. Издержки производства 1. Презентация. 2. Работа с экономическим глоссарием. 3. Составить 20 тестовых вопросов
Лекция 6. Концентрация капитала и рыночная власть 6неделя    
Практическое занятие 6. Концентрация капитала и рыночная власть 1. Сущность, источники и значение рыночной власти. 2. Показатели рыночной власти. 3. Индексы рыночной власти.
  СРСП 6. Концентрация капитала и рыночная власть 1. Презентация. 2. Работа с экономическим глоссарием 3. Составление таблицы «Изменение общей и предельной полезности». 4. Составить 20 тестовых вопросов
Лекция 7. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции 7неделя
Практическое занятие 7. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции 1. Ограничения, накладываемые на модели рынка совершенной конкуренции 2. Максимизация прибыли фирмы 3. Прекращение производства для уменьшения убытков на краткосрочном временном интервале
СРСП 7. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции 1. Презентация. 2. Работа с экономическим глоссарием. 3. Составить 20 тестовых вопросов
СРС 2 Задание 1-Комментированное «чтение» графиков Задание 2 –Решение задач Задание 3 –Объяснение парадокса Гиффена Задание 4 -Эссе
Модуль 3. «Поведение фирмы»
Лекция 8. Поведение фирмы в условиях монополии 8неделя    
Практическое занятие 8. Поведение фирмы в условиях монополии 1. Предельный доход монополиста 2. Цена и эластичность спроса по цене 3. Графический анализ краткосрочного монопольного равновесия
СРСП 8. Поведение фирмы в условиях монополии 1. Презентация. 2. Работа с экономическим глоссарием. 3. Составить 20 тестовых вопросов
Рубежный контроль 1    
Лекция 9. Поведение фирмы в условиях олигополии 9неделя
Практическое занятие 9. Поведение фирмы в условиях олигополии 1. Основные черты олигополии 2. Модель Курно 3. Ценообразование за лидером
СРСП 9. Поведение фирмы в условиях олигополии 1. Презентация. 2. Работа с экономическим глоссарием. 3. Составить 20 тестовых вопросов
Лекция 10. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции неделя
Практическое занятие 10. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции 1. Признаки монополистической конкуренции 2. Определение цены и объема выпуска в краткосрочном периоде 3. Равновесие монополистически конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
СРСП 10. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции 1. Презентация. 2. Работа с экономическим глоссарием. 3. Составить 20 тестовых вопросов
Лекция 11. Рынок труда неделя
Практическое занятие 11. Рынок труда 1. Спрос и предложение на рынке труда. 2. Монопсония на рынке труда. 3.Регулирование на рынке труда.
СРСП 11. Рынок труда 1. Презентация. 2. Работа с экономическим глоссарием. 3. Составить 20 тестовых вопросов
СРС 3 Задание 1- Описание организационных форм монополий Задание 2 –Заполнение таблицы Задание 3 – Письменный ответ на вопросы Задание 4 - Альтернативный тест
Модуль 4 «Виды рынков»
Лекция 12. Рынок капитала 12неделя
Практическое занятие 12. Рынок капитала 1. Капитал и его формы. 2. Спрос и предложение на инвестиционном рынке. 3. Краткосрочные и долгосрочные инвестиции.
СРСП 12 Рынок капитала 1. Презентация. 2. Работа с экономическим глоссарием. 3. Составить 20 тестовых вопросов
Лекция 13. Рынок земли неделя
Практическое занятие 13. Рынок земли 1. Особенности формирования рынка земли. 2. Спрос на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. 3. Равновесие на рынке земли.
СРСП 13. Рынок земли 1. Презентация. 2. Работа с экономическим глоссарием. 3. Составить 20 тестовых вопросов
Лекция 14. Инновационные рынки неделя
Практическое занятие 14. Инновационные рынки 1. Структура и классификация инновационного рынка. 2. Инновации на конкурентном рынке. 3. Стимулы к инновациям в условиях монополии и в условиях конкуренции.
СРСП 14. Инновационные рынки 1. Презентация. 2. Работа с экономическим глоссарием. 3. Составить 20 тестовых вопросов
СРС 4. Задание 1-Эссе Задание 2 –Письменный ответ на вопросы Задание 3 –Альтернативный тест
Лекция 15. «Провалы» рынка и государственное регулирование 15 неделя  
Практическое занятие 15. «Провалы» рынка и государственное регулирование 1. Рыночная неопределенность и риск. 2. Ассиметрия информации и способы ее снижения. 3. Экономические последствия монополизации рынка и государственное регулирование рынка.
СРСП 15. «Провалы» рынка и государственное регулирование 1. Презентация. 2. Работа с экономическим глоссарием. 3. Составить 20 тестовых вопросов
Рубежный контроль    
  Экзамен    
  Всего: лекций- прак.зан. СРС (в т.ч. СРСП)  

 

Методические указания к СРС дисциплины

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она предназначена не только для овладения каждой дисциплины, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить, конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. В ходе самостоятельной работы студент выступает как активный участник учебного процесса и приобретает навыки свободного критического мышления, умения аргументировать и отстаивать свою позицию.

Самостоятельная работа должна нацеливаться на формирование нового типа специалиста, который умел самостоятельно подбирать, обрабатывать, анализировать необходимую информацию и эффективно использовать в нужный момент.

Она должна способствовать:

● расширению, закреплению и углублению знаний, полученных в аудитории;

● активному приобретению новых знаний;

● развитию творческого подхода к решению поставленных проблем;

● проявлению индивидуальности студента;

● формированию практически навыков в решении ситуационных задач.

Самостоятельная работа развивает такие качества и навыки как: умение работать со специальной литературой, справочниками, периодическими изданиями, Интернетом, организованность, дисциплинированность, инициативность, активность в решении поставленных задач.

Подготовка СР в любой форме требует, прежде всего, прочтения соответствующего параграфа учебника, осмысления прочитанного и его использования для выполнения задания. Так как все задания по СР представлены письменными работами, их следует оформлять в соответствии с требованиями, аккуратно и разборчиво.

Оценка за СР включает в себя не только оценку содержательного аспекта, но и качество оформления, и своевременность сдачи задания. Несвоевременное исполнение снижает эффективность данной формы работы студента, затрудняя усвоение новой темы.

Самостоятельная работа по курсу «Микроэкономика» осуществляются в различных формах:

- решение задач;

- построение и «чтение» графиков;

- выполнение тестовых заданий;

- письменные ответы на вопросы;

- подбор материала из периодической печати;

- написание эссе;

- заполнение таблиц;

- подбор формул и обозначений и т.д

Подготовка СР в любой форме требует, прежде всего, прочтения соответствующего параграфа учебника, осмысления прочитанного и его использования для выполнения задания. Так как все задания по СР представлены письменными работами, их следует оформлять в соответствии с требованиями, аккуратно и разборчиво.

Оценка за СР включает в себя не только оценку содержательного аспекта, но и качество оформления, и своевременность сдачи задания. Несвоевременное исполнение снижает эффективность данной формы работы студента, затрудняя усвоение новой темы.

Каждая самостоятельная работа (СР) оценивается в 100 баллов. В каждой СР 4-3 задания, каждое задание оценивается по 20 или 30 баллов, которые в сумме дают 100 баллов. Например: Материалы СР 1. Задание 1 заполнение таблицы оценивается в 30 баллов, задание 2 решение задач 30 баллов, задание 3 комментированное «чтение» схемы – 20 баллов, задание 4 комментированное «чтение» графиков – 20 баллов. 100 баллов Вы получите, если полностью выполните все задания.

ПОЖАЛУЙСТА, сдавайте все задания вовремя. Все полученные Вами баллы выставляются в электронный журнал. Несвоевременно сданные работы не оцениваются и баллы по ним не выставляются.

Календарно-тематический план СР

№ СР Содержание заданий Кол.час Срок сдачи Форма контроля
Задание 1-Заполнение таблицы Задание 2 –Решение задач Задание 3 -Комментированное «чтение» схемы Задание 4 -Комментированное «чтение» графиков 4 неделя письменная форма
Задание 1-Комментированное «чтение» графиков Задание 2 –Решение задач Задание 3 –Объяснение парадокса Гиффена Задание 4 -Эссе 7 неделя письменная форма
Задание 1- Описание организационных форм монополий Задание 2 –Заполнение таблицы Задание 3 – Письменный ответ на вопросы Задание 4 - Альтернативный тест 11 неделя письменная форма
Задание 1-Эссе Задание 2 –Письменный ответ на вопросы Задание 3 –Альтернативный тест 14 неделя письменная форма
Всего:    

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СРС (самостоятельной работы)

CРС 1 срок сдачи – 4 неделя

Задание 1-Заполнить таблицу1 – 30 баллов Тема: Основы спроса и предложения.

ТАБЛИЦА 1- Основные экономические школы, базирующиеся на микроанализе.

Название экономической школы Представители экономической школы Основная идея экономической школы
Австрийская    
Американская    
Лозаннская    
Кембриджская    

Рекомендуемая литература:

- Протас В.Ф. Микроэкономика : структурно-логические схемы, М., «Юнити», 1996.

- Нуреев Р.М. Курс микроэкономики, М., «Норма», 2002.гл.1 п.1.1.3.

- Камаев В.Д. Экономическая теория, М., «Владос», 1998. раздел 1, гл.4

Экономика Под ред. Булатова А.С. М., «БЕК», 1997. гл.3.п.2

Задание 2 –Решить задачи – 30 баллов Тема: Эластичность спроса и предложения. Влияние налогов.

ЗАДАЧА1 На основе данных таблицы 2

1. рассчитайте коэффициент эластичности спроса по доходу;

2. к какой группе товаров относится каждый из указанных в таблице товаров?

3. какие качества делают товар нормальным или неполноценным?

ТАБЛИЦА 2 - Изменение дохода и потребления товаров

Годы Ежемесячный доход Количество картофеля, потребляемого в месяц Количество мяса, потребляемого в месяц
1-ый 1 000 д.е. 15 кг 6 кг
2-ой 1 500 д.е. 10 кг 9 кг

ЗАДАЧА 2 Допустим, что коэффициент эластичности спроса по доходу для одного товара практически равен нулю, для другого – 10. Для каких товаров из нижеперечисленных может быть характерна такая ситуация? (Дайте обоснованный ответ)

А) спортивная одежда

В) бытовая техника

С) колбаса

Д) ювелирные изделия

Е) лекарства

Рекомендуемая литература:

- Нуреев Р.М. Курс микроэкономики, М., «Норма», 2002..

- Камаев В.Д. Экономическая теория, М., «Владос», 1998.

- Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001.

- Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В. Микроэкономика Т.1,2,С.-Пб.: Экономическая школа, 2002.

Задание 3 -Комментированное «чтение» схемы- 20 баллов Тема: Поведение потребителя

-ознакомиться со схемой «Классификация потребительского спроса (по Лейбенстайну)» и привести примеры по каждому направлению потребительского спроса.

Рекомендуемая литература:

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики, М., «Норма»,2005, гл.4, п.4.1, рис. 4-4,с.125.

Задание 4 -Комментированное «чтение» графиков - 20 баллов

Тема: Сравнительная статика и анализ спроса

Основные вопросы (задания):

- ознакомиться с кривыми Энгеля;

- подготовиться к комментариям конфигурации этих кривых.

Рекомендуемая литература:

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики, М., «Норма»,2005, гл.4, п.4.2, рис. 4 -13,с.133.

CРС 2 срок сдачи – 7 неделя

Задание 1-начертить кривые безразличия для абсолютно и относительно заменяемых товаров; абсолютно и относительно дополняемых товаров. Прокомментировать формы этих кривых безразличия – 20 баллов

Литература:

- Нуреев P.M. Курс микроэкономики. М.:НОРМА, 2005.

- .Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В. Микроэкономика Т.1,2, С.-Пб.: Экономическая школа,2002

Задание 2 –Решение задач- 30 баллов

ЗАДАЧА 1

Предприниматель арендует помещение за 0,5 млн.д.е. в год, используемая им аппаратура стоимостью 2 млн. д.е.изнашивается за год. Когда он был наемным работником, его годовая зарплата составляла 2,5 млн. д.е. в год, занявшись бизнесом, он стал получать годовой доход (бухгалтерскую прибыль) в размере 4 млн. д.е.

Каковы внешние издержки предпринимателя и его экономическая прибыль, если реальная ставка процента в сбербанке составляет 100%?

ЗАДАЧА 2

Общие годовые издержки фирмы задаются формулой: TC = 80+ 55Q, где Q - годовой объем производства. Рыночная цена единицы товара фирмы составляет 110 д.е. Каков объем производства этой фирмы, если она является предельной?

Литература:

- Нуреев P.M. Курс микроэкономики. М.:НОРМА, 2005.

- .Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В. Микроэкономика Т.1,2, С.-Пб.: Экономическая школа,2002

- Экономика Под ред. Булатова А.С., М., «БЕК», 1997.

Задание 3 –Объясните парадокс Гиффена с графическим отображением эффекта дохода и эффекта замещения – 30 баллов

- Нуреев P.M. Курс микроэкономики. М.:НОРМА, 2005.

- .Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В. Микроэкономика Т.1,2, С.-Пб.: Экономическая школа,2002

Задание 4 -Написание эссе по теме «Рынок совершенной конкуренции – эталон эффективности» - 20 баллов

- Нуреев P.M. Курс микроэкономики. М.:НОРМА, 2005.

- .Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В. Микроэкономика Т.1,2, С.-Пб.: Экономическая школа,2002

- Экономика Под ред. Булатова А.С., М., «БЕК», 1997.

CРС 3 срок сдачи – 11 неделя

Задание 1-Опишите организационные формы монополий и приведите примеры казахстанских предприятий, имеющих ту или иную организационную форму монополии – 30 баллов

Литература:

Крымова В. Экономическая теория: Учебное пособие в схемах – Алматы: Экономика, 2008.

Задание 2-Заполните таблицу – 30 баллов

Q VC TC AFC ATC MC
       
       
     
       

 

Задание 3 –Подготовьте письменный ответ на следующий вопрос;

«Как обозначаются, что общего и чем отличаются друг от друга, по сути, предельная норма замещения, предельная норма технологического замещения и предельная норма трансформации?» - 20 баллов

Литература:

- Нуреев P.M. Курс микроэкономики. М.:НОРМА, 2005.

- .Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В. Микроэкономика Т.1,2, С.-Пб.:, экономическая школа, 2002.

- .Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001.

Задание 4 – Подчеркните правильный ответ – 20 баллов

1.Только в долгосрочной перспективе монополист по­лучает экономическую прибыль.

Да Нет

2. Монополист устанавливает цену, равную предельным из­держкам.

Да Нет

3. Чем выше в долгосрочном периоде Х-неэффективность, тем сильнее монополизирован рынок.

Да Нет

4. Уровень прибыли учитывается как показатель степени монополизации в индексе Херфиндаля—Хиршмана, но не учитывается в индексе Лернера.

Да Нет

5. Монополистическая конкуренция — это конкуренция фирм-монополистов разных отраслей за доллар потребителя.

Да Нет

6. При монополистической конкуренции фирма может полу­чить экономическую прибыль только в краткосрочном периоде.

Да Нет

7. Если совершенная конкуренция вытесняется монополистической, то это ухудшает положение потребителей.

Да Нет

8. В результате рекламной кампании фирма. заметно расширила объем продаж своих акций. Следовательно, произошло повышение ее средних издержек про­изводства.

Да Нет

9.Олигополистическая зависимость приводит к тому, что одна фирма становится господствующей, подавляя других

Да Нет

10.Агрессивное ценовое поведение фирмы на рынке характерно для равновесия Бертрана

Да Нет

Литература:

Нуреев P.M. Курс микроэкономики. М.:НОРМА, 2005.

- .Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В. Микроэкономика Т.1,2, С.-Пб.: Экономическая школа,2002

- Экономика Под ред. Булатова А.С., М., «БЕК», 1997.

CРC 4 срок сдачи – 14 неделя

Задание 1- 40 баллов

«Погоня »за рынком в 90 – е годы прошлого столетия привела к сворачиванию важнейших культурных, научных, образовательных, спортивных, медицинских и прочих государственных программ, без которых невозможно развитие цивилизованного общества». Каким образом эта ситуация может быть объяснена через призму проблемы «безбилетника»?

Напишите эссе по этому поводу.

Литература:

- Нуреев P.M. Курс микроэкономики. М.:НОРМА, 2005.

- .Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В. Микроэкономика Т.1,2, С.-Пб.:, экономическая школа, 2002.

- .Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001.

Задание 2 – 40 баллов

Подготовьте письменный ответ на вопросы:

- Что такое трансакционные издержки и в какой форме они выступают?

- Как будет меняться размер трансакционных издержек по мере развития рыночной экономики?

Литература:

- .Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В. Микроэкономика Т.1,2, С.-Пб.:, экономическая школа, 2002.

- .Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001.

Задание 3 – 20 баллов

Подчеркните правильный ответ

1. Равновесие на рынке с ассиметричной информацией всегда неэффективно по сравнению с равновесием на рынке с полной информацией

Да Нет

2. Страховая компания, страхующая предприятия от пожара, установит различные страховые взносы для имеющих пожарную сигнализацию и не имеющих ее

Да Нет

3. Наличие информации об объекте не влияет на выбор экономическим агентом метода анализа риска, так как принимаемые решения субъективны

Да Нет

4. Индивид, стремящийся к риску, никогда не будет платить за информацию, снижающую риск

Да Нет

5. Если продавец подержанной машины согласен установить недельный срок возможного возврата или починки, то это означает продажу качественной вещи

Да Нет

6. Наличие продавцов, стремящихся выдать свой некачественный товар за качественный, приводит к повышению рыночной цены

Да Нет

7. Проявлением реакции рынка на ассиметричность информации является увеличение числа сделок

Да Нет

8. Разница между риском и неопределенностью заключается в осознании лицом, принимающим решение, вероятности наступления определенных событий

Да Нет

9. Аттестат, диплом, ученая степень являются «фирменными знаками» на рынке образования

Да Нет

10. Наличие точной информации гарантирует успех

Да Нет

Литература:

- Нуреев P.M. Курс микроэкономики. М.:НОРМА, 2005.

- .Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В. Микроэкономика Т.1,2, С.-Пб.:, экономическая школа, 2002.

- .Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001.

Лекционный комплекс

Тема 1 Основы теории спроса и предложения.

План лекции:

1. Паутинообразные модели рыночного равновесия. Устойчивое и неустойчивое рыночное равновесие.

2. Причины и методы вмешательства государства в рыночное равновесие.

3. Излишки производителя, излишки потребителя и общественный выигрыш.

Ключевые слова: спрос, объем спроса, закон спроса, предложение, объем предложения, закон предложения, рыночное равновесие, равновесная цена, равновесный объем продаж, дефицит, излишки, излишки производителя, излишки потребителя, общественный выигрыш.

На практике государство часто вмешивается в рыночное ценообразование. Основными средствами государственного воздействия на рынок являются:

1. налоги и субсидии;

2. прямое регулирование цен;

3. регулирование обращающихся на рынке товаров.

Самым мягким средством государственного вмешательства в работу рыночного механизма считаются налоги.

Рассмотрим последствия введения поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого продавцом.

Введение акциза сдвигает кривую «S» влево на величину налога (Т). Спрос и предложение уравниваются при цене Р1 , которая выше цены Р0 . Однако, изменение цены, как правило, меньше налога. Это означает, что налоговое бремя ложится на обе стороны. Относительная доля покупателя и продавца в общей сумме налоговых сборов (Т×Q1) зависит от наклона кривых «D» и «S» или гибкости рыночного поведения. Тот, кто имеет более гибкое поведение (более пологий наклон графика) платит меньшую часть налога (Т).

Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок является регулирование цен, так как оно затрагивает само действие рыночного механизма.

 
 

 

 


Рассмотрим последствия установления верхней границы цены (социально-низкой цены Р) для защиты интересов малоимущих потребителей. Если «потолок цены - РГ» находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит (А-В). Он превращается в хронический, так как механизм его преодоления заблокирован. Кривая предложения искусственно «обрубается» до отрезка (ОА). В результате хронического дефицита возникает необходимость нормированного распределения товара Q, неизбежно развивается теневая экономика, черный рынок и т.д.

На графике это показано сдвигом кривой «S» влево до «S1» вокруг точки А. В результате:

- общая кривая предложения приобретает вид ломанной кривой (OAS1);

- Р1 – цена черного рынка, значительно выше не только государственной, но и цены равновесия (Р0);

- Q1 – объем продаж с учетом черного рынка меньше равновесного объема продаж (Q0).

Аналогичны последствия при установлении нижней границы цены («цены пола»). Фиксация цен означает отключение рыночного механизма.

Регулирование рыночного предложения осуществляется посредством лицензий и квот по экспортно-импортным операциям.

Пусть устанавливается квота на уровне Q1 (Q1 < Q0). Кривая предложения становится ломанной кривой. Цена возрастает до Р1. В итоге люди получат товара «Q» в меньшем количестве и по более высокой цене.

 
 

 


Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла.

1. Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения.

Если на рынке избыток предложения (при цене Р1), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до Рe и избыток исчезает.

Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка.

2. Главным в подходе А.Маршалла является разность цен Р1 и Р2.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.