Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 10 Монополистическая конкуренция и олигополия.





План лекции:

1. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.

2. Особенности олигополистического рынка.

3. Модели олигополии.

Ключевые слова: монополистическая конкуренция, товары – субституты, олигополия, равновесие Нэша, ценовая война, олигопсония, картель, лидерство в ценах.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, когда несколько десятков фирм в отрасли, выпускающие дифференцированный продукт, конкурируют между собой, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю за рыночной ценой.

 
 

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию».

Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции – нисходящая, эластичная.

Факторы эластичности спроса – число конкурентов; степень дифференциации продукта.

Дифференцировать товар – это значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д.

Дополнительные расходы, связанные с дифференциацией товара, могут стать барьером для входа новых фирм в отрасль.



В краткосрочном периоде каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна чистой монополии. Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства MC = MR, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, Будет ли при этом фирма получать соответствующую этому объему (P*).

 
 

 


прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены и ATC. Однако в условиях монополистической

конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать.

В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.

Графически долгосрочное равновесие выглядит так:

 

Точка А – точка долгосрочного равновесия, где p = 0 (p - прибыль).

Кривая «D» - касательная к LAC. Фирмы получают только нормальную прибыль.



2.Неценовая конкуренция и экономическая эффективность.

Монопольно-конкурентная фирма производит на уровне меньшем, чем эффективный масштаб производства.

Эффективный масштаб производства – это объем выпуска, минимизирующий АТС.

Поскольку фирма могла бы увеличить Q и уменьшить АТС, говорят о наличии избыточной мощности (DQ).

DQ = эффективный масштаб производства - Q* (фактический объем выпуска).

Наличие избыточной мощности говорит о том, что покупатели потребляют не максимально возможное количество товара и не по самой низкой цене (Р* > MC). Это означает, что монополистическая конкуренция – менее эффективная рыночная структура, чем совершенная конкуренция. Т.к. Р* > MС, то некоторые потребители воздерживаются от приобретения товара, таким образом возникают безвозвратные общественные потери монопольного ценообразования.

Статья II. Олигополия – рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену.

Характерные черты олигополии:

1) На рынке доминирует небольшое количество фирм.

2) Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную монопольную власть над ценой.

3) Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.

4) Главная черта олигопольного рынка – в тесной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.

5) Существуют значительные барьеры для входа новых фирм в отрасль.

Последствия всеобщей взаимосвязи:



1) нельзя оценить спрос;

2) нельзя определить MR;

3) нельзя определить P* (равновесная цена) и Q* (равновесный объем продаж).

Такая неопределенность рыночного поведения порождает множественность моделей олигополии, которые делятся на модели кооперативного и некооперативного поведения.

В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска. Кооперативное поведение означает, что фирмы сообща решают эти вопросы.

Согласно модели на рынке – две фирмы (дуополия) X и Y, которые конкурируют между собой, производят однородную продукцию и самостоятельно принимают решения относительно цены и объема выпуска (некооперативное поведение). При этом учитываются не только издержки производства и спрос, но и предложение конкурента.

 
 

 

 


Если фирма Y начнет расширять продажи, то фирма X лишится части спроса, что вызовет смещение графика DX влево. В результате изменяется объем производства (от Q0®Q1®Q2), максимизирующий прибыль фирмы X, и соответствующая ему цена.

 

График объема производства фирмы X в зависимости от объема производства фирмы Y называется кривой реагирования фирмы X. Такой график можно построить и для фирмы Y.

Равновесие Курно – в точке А, где предположения фирм совпадают с их реальными действиями, а QX и QY – оптимальны.

Дуополия Курно – это модель, анализирующая поведение двух конкурирующих фирм при условии, что одна фирма, расширяя выпуск, частично вытесняет с рынка другую.

Однако если фирма X займет активную позицию и не допустит фирму Y на свой рынок, может начаться ценовая война.

Ценовая война – цикл последовательных уменьшений цены с целью вытеснения конкурента с олигопольного рынка. Она продолжается до тех пор, пока цена не снизится до минимального уровня (P = AC = MC).

Модель объясняет негибкость цен. Форма кривой спроса олигополиста зависит от реакции соперников на действия фирмы. Спрос на продукт фирмы будет эластичным, если она повысит цену, так как конкуренты не будут повышать свои цены в ответ (D2). Если же фирма понизит свои цены, то спрос станет неэластичным, так как конкуренты, скорее всего тоже понизят цены (D1).

 

Результат – ломаная кривая спроса у фирмы (D2PD1).

P – установленная цена. Если фирма повысит цену, то спрос уйдет к D2. Если фирма понизит цену, то спрос не изменится.

Кривая MR имеет вертикальный разрыв A-B. Из-за разрыва в величинах MR объем выпуска не будет оказывать воздействия на цену товара при изменении предельных издержек (MC).

Тайный сговор – форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей

А) Картельное соглашение..

Картель – группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.

Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж.

При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены втайне от других. Это разрушает картель.

Препятствия для тайного сговора:

1. Различия в спросе и издержках.

2. Число фирм в отрасли.

3. Внезапный спад деловой активности.

4. Возможное вступление в отрасль других фирм.

5. Мошенничество, основанное на скрытом снижении цен по принципу ценовой дискриминации.

Б) Лидерство в ценах.

Лидерство в ценах (молчаливый сговор) – это соглашение между олигополистами о том, что фирмы отрасли ориентируются на цены, установленные одной компанией-лидером. Как правило, в качестве лидера выступает фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли.

Тактика лидера при корректировке цен:

1) Корректировка цен редка и проводится в случае значительных изменений в издержках.

2) О надвигающемся пересмотре цен сообщается часто через СМИ.

3) Ценовой лидер выбирает не обязательно максимальную цену.

В) Практика сдерживания цен.

Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента.

Механизм такой практики – фирмы оценивают возможные минимальные средние издержки потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня.

Г) Ценообразование по принципу «издержки плюс».

Такое ценообразование означает, что при определении цены олигополист сначала оценивает свои средние переменные издержки (AVC) при некотором плановом уровне производства, а затем добавляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли.

P = AVC + «накидка»

Накидка должна быть достаточной, чтобы покрыть AFC и обеспечить нормальную прибыль.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.