ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОЖАРНЫХ НАСОСАХ
4.1.1. Краткие исторические сведения о развитии пожарных насосов. История создания приспособлений и механизмов для подъема воды уходит за пределы нашей эры. Первые упоминания о существовании таких приспособлений относятся к III...II вв. до нашей эры.
Примерно за 120 лет до нашей эры древнегреческий механик из Александрии Ктесибий (ученик Герона) изобрел поршневой пожарный насос. Предполагают, что первые насосы были выполнены из двух деревянных цилиндров, поршни изготовлены из кожи. Устройство нагнетательных и всасывающих клапанов, наличие уравнительного воздушного колпака, насадка для подачи воды на огонь говорят о том, что принципиально конструкция современных ручных поршневых насосов не отличается от насоса Ктесибия,
Изготовление пожарных насосов в Европе, включаяРоссию, бы.ло налажено в средние века. Это обстоятельство подтверждается историками по косвенным данным из записей в расходных книгах и из других источников.
В XVIII в. в связи с развитием производства чугуна, машиностроения и с появлением первых паровых двигателей совершенствуются конструкции поршневых насосов.
В России первые паровые пожарные насосы начал выпускать в 1863г. машиностроительный завод Акционерного общества «Густав Лист». Эти насосы имели мощность около 15 л. с. (11 кВт),
В 1882 г. был изготовлен образец центробежного насоса для Всероссийской художественной промышленной выставки. Этот насос имел значительную мощность — 400 ведер в 1 мин.
В XIX в. широкое применение электродвигателей способствовало распространению насосов с вращающимся рабочим колесом.
Первая идея использовать центробежные силы для перекачки воды принадлежит Леонардо да Винчи (1452...1519 гг.). Позднее были предложены различные конструкции центробежных насосов:
насос Жозефа Бланкано (1566...1624 гг.), насосы французских ученых А. Рамелли (1584г.) и Д. Папена (1698г.).
Членом Российской Академии наук Леонардом Эйлером(1707„.1783 гг.) была разработана струйная теория центробежного насоса, однако заметного влияния на развитие центробежных насосов в то времяона не оказала.
Быстрыми темпами насосостроение развивалось во второй половине XIX в. В 1848 г. Аппольд (Англия) впервые сконструировал центробежный насос с загнутыми назад лопатками. В США Джонсон предлагает использовать многоступенчатый насос (1846г.). В 1853 г. английская фирма «Гвннн» создаст многоступенчатый насос с последовательным соединением рабочих колес, размещенных в одном корпусе, привод насоса впервые производился от паровой турбины. В 3886 г. фирма «Бродниц» (Германия) разработала конструкцию насоса с двумя рабочими колесами на одной оси, всасывающие патрубки которых расположены в противоположных сторонах, благодаря чему уменьшились осевые силы в насосе. На английском заводе Маттер энд Плятт в 1887 г. в многоступенчатом насосе был впервые применен направляющий аппарат. Все это говорит о быстром развитии конструкций насосов и широком распространении их в промышленности.
В России разработками центробежных насосов и вентиляторов занимался инж. А. А. Саблуков (1783...1857 гг.). Им был разработан и применен для проветривания Чагирского рудника на Алтае центробежный вентилятор с двухсторонним всасыванием и колесом с четырьмя прямыми лопатками. Вентилятор получил широкое распространение в России и за границей. В 1840 г. Саблуков переоборудовал вентилятор для использования его при перекачке воды, т. е. изобрел центробежный насОс.
В 1898 г. В. А. Пушечников изобрел первый глубинный центробежный насос артезианского тина.
На первых отечественных пожарных автомобилях ПМЗ-1, ПМГ-1 и ПМЗ-2 были установлены пожарные насосы, изготовленные на Московском заводе пожарных машин. Марка насоса Д-20 была назначена по номеру сборочного чертежа насоса в конструкторской документации. Буквы и цифры, входящие в обозначение, не связаны с параметрами насоса. Впоследствии при изменении номера чертежа этот насос имел марку 4АД-90.
Насос Д-20 изготовлен из двух последовательно соединенных направляющим аппаратом рабочих колее на одной оси. Для заполнения водой от открытых водоисточников в этнх насосах предусмотрен шиберный вакуумный аппарат, включаемый через специальную муфту (рис. 4.1). По эксплуатационным качествам насос зарекомендовал себя хорошо. Однако следует отметить, что насос работал с двигателями автомобилей малой мощности и поэтому параметры его были ниже, чем снятые на стенде (рис. 4.2).
Позднее были сделаны попытки разместить пожарные насосы в передней части автомобиля. Благодаря такому решению высвобождено дополнительное пространство в кузове и ликвидирова-
на сложная трансмиссия к насосу. Для размещения насоса в передней части автомобиля использовали одноступенчатый консольный насос ПД-10, применяемый ранее для перекачки бензинов нанасосных станциях (рис. 4.3).
Насос ПД-10 имел повышающий редуктор (мультипликатор) с передаточным отношением и=2:1. Рабочее колесо имело щелевыа уплотнения лабиринтного типа, для забора воды из открытых водоисточников был применен водокольцевой вакуумный насос, который заливался водой (зимой антифризом) через специальное отверстие с пробкой. В крышке насоса была предусмотрена рубашка обогрева, где циркулировала вода системы охлаждения. Такиенасосыбыли установлены на пожарных автомобилях ПМЗ-3 и ПМЗ-6.
Позднее насос ПД-10 вследствие замерзания жидкости в водо-кольцевом насосе был модернизирован и стал выпускаться под маркой ПН-1200 (ПН —пожарный насос; 1200—подача насоса, л/мин). Основное отличие этих насосов в том, что водокольцевой насос был снят, а для забора воды использовался газоструйный вакуумный аппарат. Насос ПН-1200 установлен на пожарных автомобилях ПМГ-3, ПМЗ-6, ПМЗ-7, ПМЗ-8 и мотопомпах М-1200 и ММ-1200.
В 1948...1949гг. ЦНИИПО разработал новый двухступенчатый насос с направляющим аппаратом маркиПН-25А для пожарных автомобилей (25—подача, л/с; А—тип насоса). Насос расположен в специальном отапливаемом отсеке в задней части кузова.Нагрузка на заднюю ось пожарных автомобилей была предельной, поэтому пожарныйнасос изготовляли в основном из алюминиевых сплавов,
10 20 i)Q 60 80 0,/v/C рис. 4.2. Характеристика насоса Д-20
Впервые на пожарном насосе стационарно был установлен пеносме-ситсль.
Разрез насоса ПН-25А показан на рис. 4.4. Для крепления корпуса к раме автомобиля были предусмотрены два ушка прилива, а в нижнюю часть корпуса ввернут сливной кран. Кран газоструйного вакуумного аппарата расположен в верхней части насоса, каналом соединен с внутренней полостью насоса. На рис. 4.4 стрелками показан поток жидкости от всасывающегопатрубка насоса к рабочему колесу первой ступени и далее черезканалы направляющего аппарата к входному окну рабочего колесавторой ступени и из него
Рис. 4.3. Насос ПД-10
к напорному коллектору (на разрезе не виден). Из напорной полости насоса при включенном пеносмесителе часть воды проходит через пеносмеситель и в него подсасывается пенообразователь.
Диаметр всасывающего патрубка и рукава 100 мм. На насосе имелась два напорных патрубка для присоединения напорных ру. кавов.
Пожарный насосПН-25А, установленный на шасси ГАЗ-51, мог работать со следующими параметрами: при высоте всасывания 7 м н частоте вращениявала 2600 об/мин напор насоса //==105 м, подача Q=15 л/е;при высоте всасывания до 3,5 м и частоте вращения вала 2600 об/миннапор насоса H=SQ м, подача 0=25 л/с.
Второй модельюнасоса ПН-25А является насос ПН-25Б, уста. навливаемый на автомобиле химического пенного тушенияПМЗ-16. Насос ПН-25Б имел всасывающий патрубок диаметром 125 м. На гасосе были предусмотрены дополнительно два фланца для трубо-
Рис. 4.4. Пожарный насос ПН-25А
проводов, подающих воду к двум пеногенераторам. Насос оборудо вали тахометром с червячным приводом, изменили конструкцию ва куумного клапана.
Пожарные насосы ПН-25А и ПН-25Б устанавливали на пожар ные автомобили ПМГ.6, ПМГ-12,ПМЗ-9 и ПМЗ-10, ПМЗ-9Л' ПМЗ-10М.
В 1953 г. конструкторским отделом насосного завода им.Калкнина •яУПО УВ Москвы был спроектирован пожарный насосПН-4< Он был установлен на пожарных автомобилях ПМЗМ-1, 2 я S Пожарный насос ПН-40 состоял из двух насосов: двухступенчатое центробежного и водокольцсвого вакуумного, расположенных н одном валу. Все корпусные детали насоса были отлиты из алюми ниевого сплава АЛ-4 и для защиты от коррозии анодированы.Насобыл оборудован пятиходовым краном, установленным в верхне части на корпусе насоса. Положение крана соответствовалопятвидам работ: заполнение цистерны из водоема; тушение из цистерн! и наполнение цистерны от гидранта; заливка в о до кольцевоговакуумного насоса; подача воды к стволам; отсос воздуха и заливкасиетемы.
К недостаткам относились: большие масса и стоимость;невозможность отключения водокольцевого вакуумногонасоса; несовер
шенный боковой подвод воды, снижающий антикавнтационные каче
ства насоса. К недостаткам насоса относилось и то, что номинальную подачу (Q=40n/c)можно было получить при всасывания воды не более чем с1,5 м.
В 1954...1955 гг. был спроектирован насосПН-45 для установки ва автомеханических лестницах ЛА и ЛБ и на автоцистернахАЦ-45 ва шассиМАЗ-205. Насос ПН-45 был выполнен в основном из алюминиевых сплавов, имел две ступени с направляющим аппаратом, оборудован шиберным вакуумным аппаратом, расположенным водном корпусе с насосом.
Параметры насоса при частоте вращения вала л=2000 об/мин равны //=95 м, Q=45 л/с.
В 1954...1955 гг. были спроектированы пожарные центробежные насосы ПН-20 и ПН-30. Насосы ПН-20 и ПН-30 были предназначены для установки на автомобили шасси ГАЗ-51 и ЗИЛ-120. Конструктивно насосы отличались только размерами, направлением вращения рабочих колес и тем, что корпус насоса ПН-20 был отлит из чугуна (СЧ-18-36), а ПН-30—из алюминиевого сплава АЛ-5.
Продольный разрез насоса ПН-30 представлен на рис. 4.5. Конструкция насоса достаточно проста и имеет большое сходство с современными насосами.
Параметры насосаПН-30 следующие: при частоте вращениявала л=2600 об/мин, подачаQ=30 л/с, напор//=110 м.
В 1937 г. насос ПН-30 был модернизирован, изменена конструк. ция сальников и упрощена конструкция наружного уплотнениявала. В 1958 г. был спроектирован насос ПН-ЗОК (консольный) с увеличенными размерами. Консольное крепление вала повлекло необходимость отливки в корпусе насоса специального колодца дляразмеще.вия шариковых подшипников. Исключение передней опоры вала положительно сказалось на условиях всасывания насоса и увеличении подачи. Применение шариковых подшипников увеличило долговеч-дость насоса и его эксплуатационные качества.
Пожарные насосы ПН-ЗОКФ и ПН-40У конструктивно схожи с насосом ПН-ЗОК и успешно использовались наПА в 60— 70-е годы.
Конструкции современных пожарных насосов рассмотрены в следующих параграфах учебника.
4.1.2. Определение и классификация насосов. Насосы — это машины, пребразующие подводящую энергию в механическую энергию перекачиваемой жидкости или газа. В пожарной технике применяют насосы различного вида (рис. 4.6). Наибольшее применение находят механические насосы, в которых механическая энергия твердого тела, жидкости или газа преобразуется в механическую энергию жидкости.
Рис. 4.5. Пожарный насос ПН-30
По принципу действия насосы классифицируют в за< висимости от природы преоо^ла дающих сил, под действии ем которых происходит перемещение перекачиваемой среды в насосе. Таких сил бывает три: массовая сила (инерция), жидкостное трение (вязкость) и сила поверхностного давдения.АНасосы. в которых прробляттярт дей-^ ствие_массовых сил и жидкостное _трение (или то и другое) , объединены в группу пиками up i-i^rv—насосов^ а насосы, в Которых поеоб.ладают силы поверхностного давления^ ^п<"Ьтвл"1ют rpvnpv nfi-j^"^ ня^ии"!
Объемные насосы по конструктивному исполнению подразделяются на порщневые; шестеренные; пластинчатые (шиберные); в од о кольцевые.
Во всех этих насосах жидкость перемещается под действием поверхностного давления при переменном объеме пространства, занимаемого жидкостью.
Схемы поршневых насосов представлены на рис. 4.7. У поршневых насосов простого действия (рис. 4.7, а) за
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|