РУЧНОЙ НЕМЕХАНИЗИРОВАННЫЙ И МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ИНСТРУМЕНТ
ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА
В ДВУХ ЧАСТЯХ
ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ПОД РЕДАКЦИЕЙ А. ф. ИВАНОВА
Допущено Управлением учебных заведений и научно-исследовательских учреждений МВД СССР в качестве учебника для пожарно-технических училищ
С
Москва Стройиздат 1988
БОЕВОЕ ОБМУНДИРОВАНИЕ, СНАРЯЖЕНИЕ,
СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
И ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
Боевоеобмундирование предназначено для защиты пожарных от воды, лучистой энергии, химических веществ и травм (от битого стекла, обломков и т.п.).
К боевому обмундированию относятся боевая одежда, теплоотражательный костюм, каска, рукавицы и сапоги. Кроме того, в зимнее время обмундирование дополняется ватной курткой с брюками, теплыми рукавицами и вязаным шлемом (подкасник). В комплект боевой одежды входят куртка и брюки для рядового и плащ—для начальствующего состава. Боевую одежду шьют из искусственной кожи типа «Шторм» или ви-нилискожи марки Т.
Новый образец боевой одежды (рис. 1.5) черного
цвета выполнен из винилискожп марки Т. Куртка рядового состава имеет кокетку белого цвета (рис. 1.5,(-0, начальствующего состава—красного цвета (рис. 1.5,6). Цветные кокетки и дополнительные ранговые отличия в виде белых сигнальных полос обеспечивают возможность быстрого обнаружения работающих в условиях ограниченной видимости на пожарах. Для уменьшения возможности попадания воды в пододежное пространство в конструкции куртки предусмотрены водозащитный клапан и хлястики на рукавах.
Боевая одежда нового образца комплектуется также съемной теплоизолирующей прокладкой, которая позволяет пожарным работать в условиях кратковременных повышенных тепловых воздействий (до 0,5 кал/см2). Воздухообмен пододежного пространства осуществляется через вентиляционные отверстия, имеющиеся на куртке и брюках. Конструкция куртки предусматривает возможность использования спасательного пояса (ТУ 78-457-79), для чего с правой стороны куртки сделаны отверстия и шлевки для крепления плечевого ремня и кобуры для топора.
Масса новой конструкции боевой одежды начальствующего состава — 4,7, рядового — 4,4 кг. Одежда удобна при движениях пожарного и выдерживает температуру от —40 до +200 °С.
Для работы на пожарах с большим тепловым излучением (до 20 кал-см"2-мин) применяют тсплоотража-тельный костюм. В комплект такого костюма входят комбинезон с бахилами, куртка, защитная маска с пелериной, рукавицы и чехол для кислородно-изолирующего противогаза. Теплоотражательный костюм изготовляют из металлизированной ткани, предварительно обработанной огнезащитной пропиткой «МС». На внутренней стороне костюма имеется бязевая подкладка.
При работе в теплоотражательном костюме под него надевают ватную куртку и брюки, заправленные в сапоги- Поверх комбинезона пристегивают спасательный пояс с пожарным карабином, а под шлем-маску надевают каску.
Шлем-маска с пелериной пристегивается па пуговицах к куртке. В передней части шлем-маски имеется защитное оргстекло, ниже которого предусмотрено отверстие для воздухообмена.
Рукавицы крепятся к рукавам куртки при помощи
вшитых хлястиков. Для защиты рук пожарного от ожогов между основной тканью и подкладкой рукавиц проложен слой асбестовой ткани.
На пожарах нефтяных фонтанов, лесобирж и т. п. при необходимости пребывания личного состава непосредственно у очага горения применяют теплозащитный костюм, образец которого представлен на рис. 1.6. Теплозащитный костюм ТК-800 шьют из металлизированной ткани с внутренней многослойной подкладкой. Время защитного действия теплозащитного костюма при температуре окружающей среды 200 °С составляет 16 мин, при воздействии температуры до 800°С—3 мин. Мacca костюма — 17 кг.
Каски, применяемые в пожарной охране, бывают различных образцов. Пластмассовая каска нового образца (см. рис. 1.5) состоит из поликарбонатового корпуса овальной формы, защищающего голову от ударов. При этом тулья, закрепленная с внутренней стороны корпуса, смягчает силу удара равномерным распределением нагрузки по всей поверхности головы. Пелерина
с задней стороны каски и забрало спереди ослабляют действие лучистой энергии, а также защищают шею и лицо пожарного от попадания воды, искр и т. п.
Забрало закреплено на каске при помощи системы металлических пластин с шарнирными связями, которые обеспечивают два его фиксированных положения. Перевод забрала из нижнего положения в верхнее достигается при нажатии на кнопку защелки.
Пластмассовые каски нового образца изготовляют одного размера. Однако наличие подбородочного ремня и стягивающего шнура тульи позволяет регулировать внутреннее пространство до требуемого.
Термостойкие резиновые сапоги предназначены для зашиты ног от тепловых и механических воздействий, а также от воздействия агрессивных сред. Масса сапог не более 2,7 кг.
Воевое обмундирование должно быть подогнано дл? каждого бойца и командира пожарной части так, чтобь они имели опрятный и подтянутый внешний вид.
Пригодность боевого обмундирования проверяю! внешним осмотром при заступлении на дежурство. Онс должно быть сухим, чистым и исправным. В случае об наружения неисправностей (надрезы, прожог и т. п.) боевое обмундирование снимают с боевого расчета Д( приведения его в исправное состояние.
Снаряжение состоит из спасательного пояса, караби на и кобуры с поясным топором.
Спасательный пояс бывает трех размеров: 1050, 1200 1350 мм при ширине ленты 75 мм и толщине 4 мм. Поя* изготовляют из четырехслойной хлопчатобумажной тка невой ленты, окрашенной водостойкой краской коричне вого или черного цвета. К одному концу ленты прикреп лена пряжка. На другом ее конце имеются пять па] облицованных металлическими накладками отверсти] для застегивания пояса. На расстоянии 220 мм от пряж ки прикреплено полукольцо для подвески карабин? Пристегивается карабин к спасательному поясу с лево стороны при помощи ремешка с кнопкой.
Карабин пожарный (рис. 1.7) применяют для то^ можения спасательной веревки при спасании люде и самоспасении пожарного, а также для его закреплени за ступеньки пожарной лестницы или элемент кoпcтpy^ иии здания и сооружения при работе на высоте.
Карабин изготовляют из стали Ст 20 с гальваннчес
ким покрытием. Затвор 2 карабина открывается внутрь, преодолевая сопротивление пружины, находящейся внутри продольного канала затвора. Откидной коней затвора имеет бородку, которая входит в вырез замка. При этом втулочный замыкатель / обеспечивает автоматическое запирание замка, что предотвращает самопроизвольное его огкрывание.
Техническое состояние спасательного пояса и карабина определяют ежедневно внешним осмотром. При обнаружении каких-либо неисправностей снаряжение снимают с боевого расчета до приведения его -в исправное состояние. После устранения выявленных неисправностей, а также один раз в год и перед постановкой снаряжения в боевой расчет его подвергают испытанию на прочность. При испытании под нагрузкой спасательный пояс надевают на оправку диаметром ые менее 300 мм, застегивают пряжку и карабин с закрытым затвором равномерно загружают усилием 3500 Н в течение 5 мин. После снятия нагрузки на спасательном поясе и карабине не должно быть никаких повреждений. Затвор карабина должен свободно без заеданий открываться и закрываться. Карабин, не выдержавший испытания, бракуют.
Топор пожарный поясной предназначен для разборки легких конструкций элементов здания и сооружений, а также вскрытия кровли, дверей и окон. Кроме того, кирка топора позволяет закрепляться пожарному при передвижении по крутым скатам кровли.
Топоры пожарные поясные бывают с деревянным топорищем и цельнометаллические. Заостренные части (лезвие и кирка) полотна топора затачивают и подвергают термической обработке. Деревянные топорища изготовляют из древесины твердых пород, не имеющих трещин, сучков и гнили. Поверхность топорищ покрывают светлым лаком или олифой. Ручка цельнометаллического топора имеет резиновое покрытие.
Длина поясного металлического топора 410 мм, масса не более 1,7 кг. Его носят в специальной кобуре с правой стороны на спасательном поясе.
Спасательные средства для эвакуации людей с верхних этажей зданий и сооружений подразделяются на групповые и индивидуальные. К групповым средствам спасания относятся спасательный рукав, стационарное устройство (лестницы, спусковые механизмы, люки
и т.п.), предусмотренные в конструкциях зданий и сооружений (см. курс «Пожарная профилактика в строительном деле»), а также пожарные автолестницы и коленчатые подъемники (см. «Пожарная техника», ч. 1, гл.3,п.3.1,3.4).
К индивидуальным средствам спасания с высоты относятся спасательная веревка и спасательные устройства с гидравлическим или механическим регулируемым приводом торможения канатно-тросовой системы.
Гппгптрп^ч,^ «'y^^g-Jf кроме проведения спасательных работ используют для подъема на высоту пожарного инструмента и рукавов.
Веревку свивают из высококачественной пеньки или льна. Она состоит из четырех скрученных пучков, в каждом из которых три пряди. На концы веревки вплетают металлические коуши. Один конец веревки обшивают белой тесьмой и наносят на нее инвентарный номер. Веревку, смотанную в клубок, хранят в непромокаемых чехлах, на поверхности которых крепят бирку с указанием даты последнего испытания и подписью лица, его проводившего.
Один раз в десять дней, а также перед каждым занятием и после применения веревку проверяют внешним осмотром. Она должна быть сухой, чистой, без следов плесени и иметь не более 15Х200 мм обрывов нитей.
Перед каждым использованием на пожаре и на занятии веревку проверяют на прочность путем нагрузки массой трех бойцов (не более) в течение 1...2 с. При этом после снятия нагрузки веревка не должна иметь остаточного удлинения.
Один раз в 6 мес веревку испытывают статической нагрузкой с усилием 3500 Н в течение 5 мин. После снятия нагрузки веревка не должна иметь внешних повреждений и остаточного удлинения более 5 % ее первоначальной длины- Результаты испытаний и внешнего осмотра веревки заносят в журнал испытаний пожарно-технического вооружения.
Устройство спасательное пожарное индивидуальное '(УСПИ-4) показано на рис. 1.8. Работа устройства заключается в следующем: при спуске человека (груза) вращается катушка 1 и вытягивается лента 2. При этом в результате взаимодействия вращающейся катушки, неподвижных дисков и вязкого силиконового масла, между слоями которого возникают силы трения, осуще-
ствляется торможение спуска. Масса спускаемого человека (груза) 25...100 кг. Максимальная высота спуска 50м.
Осветительные приборы (фонари) предназначены для освещения пути при передвижении пожарных в затемненных помещениях во время проведения разведки, а также места работы при тушении пожара. Пожарные фонари подразделяются на индивидуальные и групповые.
Фонарь электрический пожарный индивидуальный ФЭИ-4 состоит из пластмассового корпуса, двух щелочных аккумуляторов типа HK.-IO (кадмиево-никелевые), соединенных последовательно, светильника с выключателем и плечевого ремня. Заряженный фонарь ФЭП-4 с лампой напряжением 2,5 В и силой потребляемого тока 0,5 А может непрерывно работать не менее 8ч. Масса фонаря 2,8 кг.
Фонарь электрический пожарный групповой ФЭП-Г имеет металлический корпус с крышкой и ручкой, поворотную фару с двухнитевой лампой накаливания и выключатель. В корпусе размещены шесть последовательно соединенных аккумуляторов типа НК-10. Напряжение заряженной батареи 7,5 В. Продолжительность непрерывной работы с электролампами А-44 составляет 5 ч. Масса фонаря ФЭП-Г 7,6 кг.
При смене караула фонари проверяют внешним осмотром. Они должны быть чистыми. Не допускаются окисление клемм аккумулятора и наличие электролита на поверхности корпуса.
Не реже одного раза в десять дней и после каждого длительного пользования фонарем контролируют уровень электролита, его плотность и напряжение на клеммах аккумулятора. Плотность электролита проверяют ареометром, напряжение — нагрузочной вилкой. Если уровень электролита над пластинами менее 10,..12 мм, а плотность менее 1,24 летом и 1,27—зимой, необходимо долить аккумуляторы дистиллированной водой и поставить на подзарядку согласно требованиям инструкции по эксплуатации ФЭП. В конце зарядки напряжение каждой банки аккумулятора должно быть не менее 1,2В.
РУЧНОЙ НЕМЕХАНИЗИРОВАННЫЙ И МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ИНСТРУМЕНТ
При тушении пожаров возникает необходимость разбирать и вскрывать строительные конструкции, коммуникационные сети и элементы технологических установок. Для выполнения этих трудоемких работ на вооружении подразделений пожарной охраны имеется специальный инструмент, который в зависимости от вида используемой энергии подразделяется на две группы:
немеханизированный и механизированный ручной инструмент.
Немеханизированный ручнойинструмент предусматривает следующие его разновидности: багры, ломы, крюки, топоры.
Пожарные багры (табл. 1.1) применяют для разборки кровли, перегородок, стен, других элементов конструкций зданий и сооружений. Кроме того, баграми растаскивают горящие предметы, материалы и т. п. Багры, входящие в комплектацию пожарных автомобилей, бывают двух типов:
БПМ—багор пожарный металлический представляет собой цельнометаллический стержень, на одном конце которого приварен крюк, а на другом — кольцевая ручка.
БПН—багор пожарный насадной, закрепленный на деревянном шесте двумя заклепками диаметром 6 мм.
Пожарные ломы (табл. 1.2) выпускают трех типов:
ЛПТ — лом пожарный тяжелый используют для вскрытия деревянных полов, ферм и т. п.
ЛПЛ—лом пожарный легкий применяют для расчистки места пожара, вскрытия кровли, обрешетки, а также отбивания льда колодцев гидранта и открыва-ния их крышек.
ЛПУ—лом пожарный универсальный используют для выполнения в стесненных условиях легких рычажных работ, например вскрытия дверей, оконных переплетов и т. п.
Крюк пожарный служит для выполнения работ при растаскивании, вскрытии и обрушении различных конструкций на пожарах.
В отверстии головки крюка закрепляется смоленая веревка длиной не менее 1,5 м.
К немеханизированному ручному инструменту, используемому в пожарной охране, относятся пилы (поперечные и продольные), которые хранят и переносят в чехлах, топоры плотницкие, лопаты (совковая, штыковая) и набор электрозащитных средств для перерезания электрических проводов.
Техническое состояние ручного немехаиизированного инструмента проверяют при смене дежурства. При внешнем осмотре-обращают внимание на то, чтобы поверхность инструмента была гладкой, без трещин, пленок, заусенцев, глубоких раковин, окалин и ржавчины. Для предотвращения образования ржавчины ежедневно и после каждого использования инструмента его поверхность протирают сухой тряпкой до блеска.
Никелировать, смазывать или красить наружные поверхности немеханизированного инструмента не разрешается, так как в этом случае они скользят в руках, а на окрашенных поверхностях трудно заметить повреждения.
По мере необходимости осуществляют заточку заостренных частей ручного инструмента, после чего их подвергают термической обработке на длину не менее 60 мм, лезвия топора— 15 мм и прямые концы ломов на глубину 150 мм.
Ломы, багры, крюки изготовляют из стали Ст 45, полотно топора — из стали Ст У7.
Электрозащитные средства (табл. 1.3). В условиях пожара нередко приходится встречаться с электропроводкой, находящейся под напряжением, не превышающем обычно 250 В.
При более .высоком напряжении тушение пожара начинают только после выключения тока. В этих случаях для резки электропроводов используют комплект электрозащитных средств, к которым относятся: ножницы с электрозащитнымн ручками, диэлектрические резиновые перчатки, галоши (боты), резиновый рифленый коврик размером не менее 500х500 мм.
Пригодность электрозащитных средств к работе определяют внешним осмотром и испытанием. Внешним осмотром выявляют на защитных средствах повреждения (разрыв, прокол и т.п.), при наличии которых их изымают из дальнейшей эксплуатации.
Испытания проводят в специальных лабораториях с разрешения Госэнергонадзора СССР в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустано-
вок потребителей» и «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителями».
Механизированный ручной пожарный инструмент по роду применяемой энергии подразделяется на : бензомоторный, электрический, пневматический и автогене-резательные аппараты.
Бензомоторная пила Урал-5 (рис. 1.9) может входить в комплектацию пожарных автомобилей любого типа и назначения. Она состоит из двигателя внутреннего сгорания /, силовой передачи 2 (трансмиссии), пильного аппарата 3, стартера 4 (пусковое устройство).
Двигатель бензиновый одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный мощностью 3,68 кВт (5 л. с.). Он состоит из кривошипно-шатунного механизма и трех систем: охлаждения, питания и зажигания. Кривошишю-шатунный механизм включает цилиндр с головкой, поршень, палец, коленчатый вал, картер и маховик.
Система охлаждения воздушная. При работе двигателя вентилятор, посаженный на выходной конец коленчатого вала, засасывает воздух через защитную сетку и направляет его через спиральный отвод на ребра цилиндра, охлаждая нагретые стенки последнего.
Система питания состоит из бензобака с краном бензопровода, карбюратора с воздушным фильтром и механизма управления воздушной заслонкой и иглой подачи топлива. Топливом служит смесь бензина А-72 или А-76 с автотракторным маслом М8Б или М10Б в пропорции 20 : 1 по объему. Запас топлива 1,3 л на 40... 45 мин непрерывной работы.
Топливо подается самотеком от бензобака к карбю
ратору. Карбюратор безпоплавковый мембранного типа, в котором поддерживается постоянный уровень бензина независимо от положения бензопилы при работе. Система зажигания обеспечивается от магнето махо-вичного типа, которое вырабатывает ток напряжением 12 В, подаваемый на свечу зажигания.
Силовая передача обеспечивает передачу вращающего момента от коленчатого вала двигателя к пильной цепи. В силовую передачу входят муфта сцепления, редуктор и приводная звездочка пильной цепи.
Муфта сцепления — фрикционная центробежного типа. Она служит для временного отсоединения силовой передачи от двигателя, а также для плавного их соединения. Действие сцепления основано на использоаании сил трения, возникающих между трущимися поверхностями накладок сцепления.
Наличие центробежных грузиков позволяет автоматически выключать сцепление, и пильная цепь останавливается при понижении частоты вращения коленчатого вала двигателя. Кроме того, муфта не дает двигателю глохнуть при заклинивании пильной цепи: в этом случае муфта проскальзывает и моторист, сбавив газ, освобождает пильную цепь, не останавливая двигателя.
Режущим органом бензомоторной пилы Урал-5 является пильная цепь для распиловки деревянных конструкций. Пильная цепь вращается по направляющим пазам консоли и двум звездочкам — ведущей и ведомой. На переднем конце консоли имеется подвижная подпружиненная головка, которая обеспечивает требуемое натяжение пильной цепи.
Запуск двигателя осуществляется при помощи съемного стартера, состоящего из корпуса, пусковой муфты с возвратной пружиной и пускового троса с ручкой.
На базе бензомоторной пилы Урал-5 выпускается универсальный комплект механизированный (УМК-4) (рис. 1.10), имеющий сменные рабочие органы, к которым кроме пильной цепи относятся приставка корундового диска, бетонолом и переносной дымосос.
Мотопривод с корундовым диском (рис. l.lO.n) обеспечивает распиловку деревянных, металлических и бетонных конструкций толщиной до 300 мм. Привод диска осуществляется от ведущего шкива, присоединенного к выходному валу редуктора при помощи ременной передачи.
Передача энергии от двигателя к бетонолому (рис. 1.10,6) обеспечивается гибким валом, который приводит во вращение криаошипно-шатунный механизм, преобразующий вращательное движение в возвратно поступательное рабочего наконечника.
Переносной дымосос ДП-7 (рис. 1.10,8) с приводом от бензомотора Урал-5 позволяет удалять продукты горения из помещения с температурой до 200 °С или подавать в него чистый воздух. Производительность дымососа 7 тыс. м^ч.
Переносной дымосос из комплекта УК.М-4 можно
также использовать для получения н подачи ил пожар воздушно-механической пены высокой кратности (k[-= ==800) в количестве 120 м^мин.
Электропила цепная консольного типа имеется иа вооружении автомобилей ГДЗС и состоит из электродвигателя, редуктора, цепной пилы. Для управления пилой на корпусе включателя смонтирована рукоятка. Приводом цепной пилы служит высокочастотный электродвигатель с частотой тока 400 Гц и напряжением 220В. Частота вращения ротора 12000 об/мии.
Техническое обслуживание механизированных пил осуществляется ежедневно при смене караулов после каждого использования, а также через 25, 50, 100 и 400 ч работы в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации.
При пуске двигателя пильная цепь не должна касаться каких-либо предметов. Натяжение цепи должно быть нормальным. Нельзя наматывать пусковой трос стартера на руку.
Во избежание ударов пильной цепи о древесину в начале пиления (у основания пильной консоли) первым должен коснуться древесины упорный сектор, а затем уже пильная цепь. При внезапном обрыве цепи пли ее сбое с консоли необходимо уменьшить частоту вращения двигателя и остановить его.
Отбойные пневматические молотки, (бетоноломы) применяют при разборке железобетонных, каменных и кирпичных сооружений, а также для вскрытия твердых покрытий. В пожарной охране на автомобилях технической службы используют четыре типа отбойных молотков: МО-8,9, 10 и 13.
Отбойный молоток (рис. 1.11) состоит из рабочего наконечника 1, хвостовика 2, ствола 3, цилиндра с поршнем 4, стакана 5 с пусковым устройством, штуцера 6 для подвода сжатого воздуха и рукоятки 7. Пуск отбойного молотка осуществляется при нажатии на рукоятку, перемещая ее вдоль оси молотка.
При работе с отбойным молотком необходимо пользоваться защитными очками. Корпус молотка следует держать в вертикальном положении с небольшим наклоном на себя. Не допускается холостая работа бетоноло-ма. Необходимо следить за креплением воздушного шланга на бетоноломе. Обнаруженные на отбойном мо-
Рис. 1.12. Автогенорезательная ранцевая установка
/—крышка: 2— корпус: 3—ацетиленовый баллон: •?—кислородный баллол:
5— ацетиленовый редуктор; б—шланг; 7 — резак; 8 — кислорцдный редуктор
лотке неисправности лотка устраняют только после отсоединения воздушного шланга,
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|