ОБЪЕМНЫЕ НАСОСЫ И ИХ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Объемные насосы работают по принципу изменения объема и перемещения жидкости под действием поверхностного давления. В пожарной технике применяют поршневые, шестеренные, пластинчатые и водокольцевые насосы (см. рис. 4.46).
Шестеренные насосы в основном применяют как навесные, предназначенные для тушения пожаров в сельской местности. Навесные шестеренные насосы устанавливают на переднем бампере автомобилей ГАЗ-51, ГАЗ-63 и ЗИЛ-130, тракторах и других транспортных средствах.
Наибольшее распространение получил навесной ше-стеренный самовсасывающий насос НШН-600, работаю
щий без вакуумного аппарата от водоисточников с глубиной всасывания не более 6 м.
Подачу шестеренного насоса можно рассчитать для любой частоты вращения, если известны его геометрические параметры и объемный КПД:
Q = л (^а —/.3) ^^ (4.29)
где /?—радиус окружности выступов, м; г—радиус окружности впадин, м; Ь—ширина шестерни, м; п—частота вращения, с-';
t]o — объемный КПД.
Корпус / шестерепного насоса НШН-600 (рис. 4.45) изготовлен из чугуна и имеет внутри две цилиндрические расточки для размещения стальных шестерен 4 с эволь-вептным профилем зубьев. На ведущем и ведомом валах 2 закреплены на шпонках 3 шестерни 4. Опорами валов служат шариковые подшипники. Для прочности шестерни и валы подвергают термической обработке.
Предохранительный клапан запирает канал между всасывающей и напорной полостью насоса и состоит из корпуса 8, бронзового клапана 6, стальной пружины 7, упора -9, регулировочного болта 11 с контргайкой 10 \\ алюминиевого колпачка клапана 12.
В корпусе насоса предусмотрены два отверстия с заглушками 5: одно—для присоединения манометра к напорной полости; другое—для установки вакуумметра к всасывающей полости насоса или для предварительной заливки насоса и всасывающей линии водой-
Подшипники валов установлены в боковых крышках 14. От полости насоса подшипники защищены резиновыми сальниками. Снаружи подшипники закрыты крышками 13, причем верхние крышки глухие, а нижние имеют ^отверстия для выхода концов вала с войлочным уплотнением. ; Крышки 14 привинчены гайками и не имеют прокла-
док. Герметичность достигается затяжкой гаек. Зазор при полной затяжке гаек между крышками и торцами шестерен составляет 0,08...0,18 мм, что позволяет создавать достаточное разрежение в полости насоса и осуществлять подъем воды из открытых водоисточников.
Насосы НШН-600 поставляются заводами с комплектом оборудования для подвески на транспортных средствах. Кроме того, прилагается следующее пожарно-техни-ческое оборудование: два всасывающих рукава диаметром 75мм; всасывающая сетка СВ-80; два напорных льняных рукава диаметром 66 мм и три диаметром 51 мм;
трехходовое разветвление РТ-70; ручные стволы PC-70 и PC-50.
Вариант установки насоса на автомобили марки ГАЗ-51 и ГАЗ-53 представлен на рис. 4.46, а на автомобиль марки ЗИЛ-130—на рис. 4.47. Установка насосов на тракторы Т-40 и Т-40А показана на рис. 4.48.
Для крепления насоса НШН-600 к бамперу автомо-
билеи ГАЗ-51 и ГАЗ-53 (см. рис. 46) вал привода 3 пропускают через отверстие кронштейна заводной рукоятки 4. Передние отверстия основания корпуса насоса 6 должны зайти за фиксаторы, после чего фиксаторы оттягивают вниз, поворачивают на 90°, и насос перемещается до совмещения средних отверстий основания с фиксаторами, фиксаторы под действием пружин входят в средние конусные отверстия основания корпуса насоса и закрепляют его, а вал привода своими шлицами соединяется со шлицами специального храповика 2, который прикреплен болтами к шкиву /. После установки
насоса проверяют правильность его монтажа по радиальному биению соединительной муфты 5, которое не более 0,7мм. Затем окончательно закрепляют кронштейн 8 с косынкой 10 подтягиванием гаек. Если биение муфты превышает 0,7мм, необходимо отрегулировать установку насоса регулировочным болтом 9 и гайками крепления кронштейна. При необходимости пуска двигателя вручную используют рукоятку 7.
Насос НШН-600 на бампере автомобиля ЗИЛ-130 (см. рис. 47) крепят аналогичным образом, только вал привода пропускают через отверстие в бампере, а не в кронштейне.
При установке насоса на тракторе Т-40 и Т-40А (см. рис. 48) его монтируют на брусе передней рамы трактора аналогично с установкой насоса на шасси автомобилей ГАЗ и ЗИЛ.
Необходимо иметь в виду, что движение автомобиля или трактора с насосом, не отсоединенным от храповика коленчатого вала, запрещается.
При тушении пожара собирают всасывающую линию на один или два рукава с всасывающей сеткой. Всасывающую сетку опускают в воду на глубину не менее 0,6 м от поверхности воды. Напорную рукавную линию собирают в зависимости от условий работы и обстановки на пожаре.
Двигатель включают при нейтральном положении рычага коробки передач и выжатой педали сцепления. Отпускают педаль сцепления и доводят педалью газа частоту вращения до 15...20с~1. Происходит всасывание воды из водоема, после чего увеличивают частоту вращения до рабочего режима 25...30 c-1.
Работа насоса без всасывающей сетки не допускается. Если насос не забирает воду из водоисточника, необходимо залить в полость насоса 100...250г масла через всасывающий патрубок или смазать шестерни консистентной смазкой (солидолом) через пресс-масленку. Работать без воды длительное время насос не может, иначе быстро изнашиваются поверхности трения.
В транспортном положении насос с муфтой и валом привода выводят из зацепления с храповиком коленчатого вала. При помощи крайних отверстий лап и фиксаторов насос закрепляют в выключенном положении на кронштейне. После окончания работы шестеренного насоса в него заливают 200...500 г масла МЮБ, прокручивают шестерни на 6...10 оборотов и закрывают заглушками штуцеры.
Пластинчатые (шиберные) насосы применяют в пожарной технике для создания вакуума и заполнения центробежных пожарных насосов водой. В настоящее время разработан вариант вакуумной системы для пожарного насоса ПН-40УА с шиберпым насосом, однако серийного производства таких насосов пока нет.
На мотопомпе МП-600 используют вакуумный аппарат в видешиберно-роликового насоса как одного из видов шиберных насосов. Насос (рис. 4.49) состоит из чугунного корпуса 6, который имеет выпускное отверстие и прилив с коническим отверстием для пробки-оси 4. К корпусу винтами прикреплена крышка 8. Внутри корпуса эксцентрично установлен ротор 7, в пазы которого свободно вставлены ролики 13. Ротор вращается в двух бронзовых подшипниках скольжения 9, которые смазываются через колпачковые масленки 14. На хвостовике ротора закреплено фрикционное кольцо 10 при помощи шпонки, шайб // и шплинта 12. Пробка-ось 11 крепится к центробежному насосу фланцем. Корпус шиберного насоса поворачивается на пробке-оси 4 рукояткой 3. Плотность насадки корпуса на оси обеспечивается пружиной 2, специальными шайбами и гайкой /. Для предотвращения засорения в пробке-оси 4 установлена сетка 5.
Насос включают поворотом рукоятки 3, при этом фрикционное кольцо входит в зацепление с канавкой маховика двигателя и происходит совмещение отверстий пробки-оси и впускного канала шиберного насоса.
При полном заполнении центробежного насоса и всасывающей линии вода будет вытекать из выпускного отверстия шиберного насоса. В этом случае необходимо подать воду в рукавную линию, а затем выключить поворотом рукоятки 3 вакуумный насос. Время забора воды из водоисточника с глубиной всасывания 6м составляет не более 50 с.
На пожаре необходимо обеспечить герметичность всасывающей линии и насоса, следить за наличием смазки в масленках. При включении вакуумного аппарата не следует с большим усилием прижимать фрикционное колесо к маховику во избежание перегрузки двигателя.
После пожара корпус вакуумного аппарата необходимо снять с пробки-оси, прочистить и промыть корпус и сетчатый фильтр. Проверить поворотом вращение ротора и перемещение роликовых шиберов (по характерному звуку). Если ролики перемещаются плохо, следует промыть насос керосином и далее залить в корпус масло
МЗОБ. Далее следует произвести сборку насоса и установку пробки оси (отверстием вниз), соблюдая нри этом плотность соединений. Подшипники и пробку-ось смазывают солидолом, выполняют полную дозаправку масленок и готовят мотопомпу к дальнейшей эксплуатации.
В пожарных насосах НЦС-15 (насос центробежный самовсасывающий) для лесопожарных агрегатов на базе трактора К-700 и в переносных-" мотопомпах МП-13 для заполнения центробежного насоса водой применяют во-докольцевой вакуумный насос.
Водокольцевой насос мотопомпы МП-13 аналогичен по конструкции насосам НЦС-15 (рис. 4.50) и состоит из корпуса 4, который одновременно является задней крышкой центробежного насоса и имеет фланец для крепления его к двигателю. Диафрагма / па штифтах зафиксирована на корпусе и выполнена с окнами и каналами для впуска и выпуска всасываемого воздуха. Бронзовое рабочее колесо 3 водокольцевого насоса на шпонке установлено на валу 5 и имеет свободное осевое перемещение по
валу 5 для самоустановки во время сборки насоса и равномерного прилегания к поверхностям диафрагмы и крышки. Между диафрагмой и задней крышкой установлены уплотнительное кольцо 2 и пакет регулировочных прокладок 7. При помощи прокладок регулируется торцевой зазор водокольцевой ступени. Уплотнение вала осуществляется резиновыми каркасными сальниками 6. Для слива воды из водокольцевой ступени предусмотрен сливной краник 8. Время всасывания воды водокольце-вым вакуумным насосом с высоты 6 м не превышает 40 с.
При использовании мотопомпы на пожаре необходимо через заливочную горловину залить в корпус 1 л воды, а зимой — антифриз, жидкое масло или дизельное топливо. После работы необходимо слить воду не только из полости центробежного насоса, но и из водокольцевой ступени.
При хранении мотопомпы рекомендуется залить в корпус водокольцевого насоса 100...200 г жидкого масла и прокрутить 10...15 раз вал. Хранить мотопомпу допускается в закрытых помещениях.
Гидроэлеватор Г-600А. Предназначен для забора воды из открытых водоисточников, которые находятся ниже уровня насоса до 20 м и удалены от пожарного автомобиля на расстояние до 100м. Гидроэлеватор может забирать воду из водоисточников с небольшой глубиной (5...10 см). Это свойство гидроэлеваторов позволяет использовать их для откачки воды, пролитой при тушении пожара.
Гидроэлеватор Г-600А (рис. 4.51) состоит из корпуса, на котором шпильками закреплены колено / и диффузор 5 со смесительной камерой. Внутри корпуса установлен конический насадок 4, через который проходит поток рабочей жидкости, подаваемой от центробежного насоса ПА. Эжектируемая жидкость из открытого водоисточника через всасывающую сетку 3 поступает в вакуумную камеру и далее вместе с потоком рабочей жидкости перемещается в смесительную камеру и диффузор. Для соединения гидроэлеватора пожарными рукавами предусмотрены на колене гидроэлеватора и диффузора муфтовые соединительные головки.
Давление на насосе в зависимости от глубины забора воды и величины эжектируемого расхода определяют по графику-диаграмме (рис. 4.52). График построен для случая, когда длина напорных линий не превышает 20 м.
Подача воды из автоцистерны от открытых водоис-
точников при помощи гидроэлеватора осуществляется по различным схемам. По наиболее распространенной схеме, изображенной на рис. 4.52, емкость для воды ложар-ной автоцистерны используют как промежуточную. Забор и подачу воды по такой схеме осуществляют в следующем порядке:
установить АЦ и собра-ib рукавную линию по схеме (см. рис. 4.52), устранить резкие перегибы в рукавах, в цистерну через люк опустить напорно-всасывающий рукав и для устранения резких перегибов закрепить его рукавной задержкой;
выжав сцепление, включить коробку отбора мощности на насос и плавно отпустить педаль сцепления;
выключить сцепление рычагом из насосного отсека;
открыть одну напорную задвижку на насосе (к гидроэлеватору) и задвижку на трубопроводе от цистерны;
остальные задвижки и краны должны быть закрыты;
включить сцепление;
рычагом «Газ» увеличить частоту вращения вала насоса до 2000 об/мин;
при возвращении воды от гидроэлеватора в цистерну открыть задвижку на напорном коллекторе насоса (к стволу);
установить необходимый напор на насосе (70...80м);
следить за уровнем воды в цистерне и регулировать его открыванием (закрыванием) задвижки на напорном коллекторе насоса (к стволу) и частотой вращения вала насоса рукояткой «Газ».
Способ, показанный на рис. 4.52, о, применяют для подачи на тушение одного ствола диаметром 19 или 13 мм.
В случаях когда необходимо подавать воду на тушение пожаров через два ствола (расход до Юл/с), а диаметр трубопровода из цистерны в насос недостаточен для поддержания уровня воды в емкости и стабильной работы насосной установки, необходимо всасывающий рукав от насоса опустить в емкость через люк (4.52,6). Для насосов ПН-40 и ПН-30 в этом случае достаточно использовать водосборник, на один патрубок которого установлена заглушка, а к другому подсоединен рукав от гидроэлеватора (рис. 4.52, в). Во время запуска вакуумный клапан должен быть открыт для выпуска воздуха. После запуска такой системы необходимо закрыть задвижку от цистерны и затем подать воду к стволам.
В некоторых случаях устанавливают разветвление пе-Ьед водосборником, через которое выпускают воздух при Запуске системы, воздух в насос не попадает, что ускоряет запуск системы.
При подаче воды па пожар в количестве 10...20 л/с
используют два гидроэлеватора, включаемые параллельно (рис. 4.52, г, д). Запускают в работу гидроэлеваторы
поочередно: сначала один, потом другой.
Наиболее характерными ошибками при работе с гидроэлеваторами являются:
перекручивание и перегибы рукавов при прокладке рукавных линий;
резкое открывание напорных задвижек при подаче воды к стволам;
снижение давления в рукавной линии от гидроэлеватора к водосборнику на всасывающей полости насоса;
при использовании водосборника подача воды к стволам при открытой задвижке на трубопроводе от емкости цистерны;
неполное открывание напорной задвижки на насосе при подаче воды к гидроэлеватору при запуске;
превышение предельного расстояния до водоисточника.
При использовании гидроэлеваторов для забора и подачи воды к пожару необходимо знать количество воды, необходимое для запуска системы. Воды в емкости должно быть достаточно для заполнения всей рукавной системы до гидроэлеватора и от него к насосу. С учетом продолжительности запуска системы расчетный объем воды должен быть с коэффициентом запаса не менее двух.
Данные по объему воды в одном пожарном рукаве длиной 20 м при диаметре рукава: 51 мм — 40 л; 66 мм — 70л и 77 мм — 95л.
При техническом обслуживании гидроэлеваторов необходимо проверять; наличие и исправность резиновых прокладок в соединительных головках; крепление и чистоту решеток во всасывающем отверстии; плотность фланцевых соединений и затяжку гаек; чистоту отверстия конического насадка.
Примеры решения задач
Задача 1. Определить максимальную высоту всасывания при работе центробежного насоса на ПА АЦ-40(130)63А без кавитацнн с подачей воды 15 л/с, высота местности над уровнем моря 400 м, температура воды 20 °С, сопротивление во всасывающей линии0,01,коэффициент запаса1,2.
Решение. По формуле (4.22) находим
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|