Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы эксплуатации центробежных насосов.





Эксплуатацию и техническое обслуживание насосов по­жарных автомобилей выполняют в соответствии с «На­ставлением по эксплуатации пожарной техники», инст­

рукциями заводов-изготовителей на пожарные автомо­били, паспортами на пожарные насосы и другими нор­мативными документами.

При получении пожарных автомобилей необходимо проверить сохранность пломб на насосном отсеке.

Перед постановкой в боевой расчет необходимо про­извести обкатку насосов при работе на открытых водо­источниках. Геометрическая высота всасывания при об­катке насосов не должна превышать 1,5 м. Всасываю­щая линия должна быть проложена на два рукава со всасывающей сеткой. От насоса должны быть проложе­ны две напорные рукавные линии диаметром 66 мм, каждая на один рукав длиной 20 м. Вода подается через стволы PC-70 с диаметром насадков 19 мм. При обкат­ке напор на насосе необходимо поддерживать не более 50 м. Обкатка насоса осуществляется в течение 10 ч. При обкатке насосов и их установке на пожарные водо­емы не допускается направлять стволы и струи воды в водоем. В противном случае в воде образуются мелкие пузырьки, которые через сетку и всасывающую линию попадают в насос и тем самым способствуют возник­новению кавитации. Кроме того, параметры насоса (на­пор и подача) даже без кавитации будут ниже, чем в обычных условиях работы.



Обкатку насосов после капитального ремонта осу­ществляют также в течение 10 ч и в том же режиме, после текущего ремонта — в течение 5 ч.

Во время обкатки необходимо следить за показания­ми приборов (тахометра, манометра, вакуумметра) и за температурой корпуса насоса в месте установки под­шипников и сальников. Через каждый 1 ч работы насоса необходимо на 2...3 оборота повернуть масленку для смазки сальников. Перед обкаткой масленка должна быть заполнена специальной смазкой, а в пространство между передним и задним подшипниками залито транс­миссионное масло.

Целью обкатки является не только приработка де­талей и элементов трансмиссии и пожарного насоса, но и проверка работоспособности насоса. Если при обкатке будут обнаружены мелкие неисправности, их следует устранить, после чего производить дальнейшую обкатку.



При обнаружении дефектов во время обкатки или в течение гарантийного срока эксплуатации необходимо составить акт-рекламацию и предъявить его заводу-

поставщику пожарного автомобиля. Порядок предъяв­ления акта-рекламации заводу-поставщику изложен в «Наставлении по эксплуатации пожарной техники». Перед составлением акта-рекламации на крупный де­фект необходимо телеграммой вызвать представителя завода-поставщика. Если в трехдневный срок предста­витель завода не прибыл пли известил телеграммой о невозможности прибытия, составляют односторонний акт-рекламацию с участием специалиста незаинтересо­ванной стороны. Запрещается разбирать насос или дру­гие узлы, в которых обнаружен дефект, до прибытия представителя завода или сообщения о получении акта-рекламации заводом.

Гарантийный срок для насосов пожарного автомоби­ля в соответствии с ОСТ 22-929-76 установлен 18 мес со дня получения. Ресурс работы насоса ПН-40УА до пер­вого капитального ремонта по паспорту — 950 ч.

Обкатка насосов должна заканчиваться их испыта­нием па напор и подачу при номинальной частоте вра­щения вала насоса. Испытание удобно выполнять на специальных стендах станции технической диагностики ПА в отрядах (частях) технической службы. Если таких стендов в гарнизоне пожарной охраны нет, то испыта­ние производят в пожарной части.

В соответствии с ОСТ 22-929-76 уменьшение напора насосов при номинальной подаче и частоте вращения ра­бочего колеса не должно быть более 5 % номинального значения для новых насосов.

Результаты обкатки насоса и его испытаний записы­вают в формуляр пожарного автомобиля.



После обкатки и испытаний пожарного насоса сле­дует провести техническое обслуживание № 1 насоса. Особое внимание необходимо уделить работам по заме­не масла в корпусе насоса и проверке крепления рабо­чего колеса. Ежедневно при смене караула водитель должен проверить:

чистоту, исправность и комплектность узлов и агре­гатов насоса и его коммуникаций внешним осмотром, отсутствие посторонних предметов во всасывающем и напорных патрубках насоса;

работу задвижек на напорном коллекторе и водопен-ных коммуникациях;

наличие смазки в сальниковой масленке и масла в корпусе насоса;

отсутствие воды в насосе;

исправность контрольных приборов на насосе;

подсветку в вакуумном кране, лампу в плафоне осве­щения насосного отсека;

насос и водопенные коммуникации па «сухой вакуум».

Для смазки сальников масленку заправляют смазка­ми типа солидол-С или прессолидол-С, ЦИАТИ-201. Для смазки шариковых подшипников насоса в корпус заливают трансмиссионные масла общего назначения типа: ТАп-15 В, ТСп-14. Уровень масла должен соответ­ствовать риске на масляном щупе. Замену масла реко­мендуется производить через 100...120 ч работы насоса.

При проверке насоса на «сухой вакуум» необходимо закрыть все краны и задвижки на насосе, включить дви­гатель и создать разрежение в насосе при помощи ва­куумной системы 73...36 кПа (0,73. -.0,76 кгс/см2). Паде-ние разрежения в насосе дол'жно быть не более 13 кГЦ. (0,13 кгс/см2) за 2,5 мин. Если насос не выдерживает испытания на вакуум, необходимо произвести опрессов-ку насоса воздухом под давлением 200...300 кПа (2... 3 кгс/см2) или водой под давлением 1200...1300 кПа (12...13 кгс/см2). Перед опрессовкой места соединений целесообразно смочить мыльным раствором.

Для измерения разрежения в насосе необходимо ис­пользовать приставной вакуумметр с соединительной го­ловкой или резьбой для установки па всасывающий патрубок насоса или вакуумметр, установленный на на­сосе. В этом случае на всасывающий патрубок устанав­ливают заглушку.

При обслуживании насосов на пожаре или учении необходимо: поставить машину на водоисточник так, чтобы всасывающая линия была по возможности на 1 рукав, изгиб рукава был плавно направлен вниз и на­чинался непосредственно за всасывающим патрубком насоса (рис. 4.32);

для включения насоса при работающем двигателе необходимо, выжав сцепление, включить коробку отбо­ра мощности в кабине водителя, а затем выключить сцепление рукояткой в насосном отсеке;

погрузить всасывающую сетку в воду на глубину яе менее 600 мм, проследить, чтобы всасывающая сетка не касалась дна водоема;

проверить перед забором воды закрытие всех задви­жек и кранов на насосе и водопенных коммуникациях;

Рис. 4.32. Прокладка всасывающих рукавных линий

а—правильная; б —- неправильная: /—плавныйизгиб; 2 — сетка на глубине ве менее 600мм; 3—направляющая для рукава; 4 — всасывающая сетка на дне водоема; 5—провес (излишняя длина, нзтиб)

забрать воду из водоема включением вакуумной си­стемы, для чего выполнить следующие работы:

включить подсветку, повернуть на себя рукоятку ва­куумного клапана;

включить газоструйный вакуумный аппарат;

увеличить частоту вращения рычагом «Газ»;

при появлении воды в смотровом глазке вакуумного клапана закрыть его поворотом рукоятки;

снизить рычагом «Газ» частоту вращения до холосто­го хода;

плавно включить сцепление рычагом в насосном от­секе;

выключить вакуумный аппарат;

довести рычагом «Газ» напор на насосе (по маномет­ру) до 30 м;

плавно открыть напорные задвижки, рычагом «Газ» установить необходимое давление на насосе;

следить за показаниями приборов и возможными не­исправностями;

при работе от пожарных водоемов особое внимание уделить контролю за уровнем воды в водоеме и поло­жению всасывающей сетки;

через каждый час работы насоса смазать сальники поворотом крышки масленки на 2...3 оборота;

после подачи пены с использованием пеносмесителя промыть насос и коммуникации водой от цистерны или водоисточника;

заправлять водой цистерну после пожара от исполь­зуемого водоисточника рекомендуется только в том слу­чае, если есть уверенность, что вода не имеет примесей;

после работы слить воду из насоса, закрыть задвиж­ки, установить заглушки на патрубки.

При использовании насосов зимой необходимо пред­усмотреть меры против замерзания воды в насосе и в на­порных пожарных рукавах:

при температуре ниже О °С включить систему ото­пления насосного отсека и выключить дополнительную систему охлаждения двигателя;

при кратковременном прекращении подачи воды не выключать привод насоса, держать малые обороты на насосе;

при работе насоса закрыть дверцу насосного отсека и следить за контрольными приборами через окно;

для предотвращения замерзания воды в рукавах не перекрывать полностью стволы;

разбирать рукавные линии от ствола к насосу, не прекращая подачу воды (в малом количестве);

при длительной остановке насоса слить из него воду;

перед использованием насоса зимой после длитель­ной стоянки провернуть заводной рукояткой вал двига­теля и трансмиссию на насос, убедившись в том, что ра­бочее колесо не примерзло;

замерзшую в насосе, в соединениях рукавных линий воду отогревать горячей водой, паром (от специальной техники) или выхлопными газами от двигателя.

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) по пожарно­му автомобилю производят через 1000 км общего про­бега (с учетом приведенного), но не реже одного раза в месяц.

По пожарному насосу перед ТО-1 проводят ежеднев­ное обслуживание. ТО-1 включает:

проверку крепления насоса к раме;

проверку резьбовых соединений;

проверку исправности (при необходимости разборку, смазку и мелкий ремонт или замену) кранов, задвижек, контрольных приборов;

неполную разборку насоса (снятие крышки), провер­ку крепления рабочего колеса, шпоночного соединения,

устранение засорения проточных каналов рабочего ко­леса;

замену масла и заправку сальниковой масленки;

проверку насоса на «сухой вакуум»;

испытание насоса на забор и подачу воды из откры­того водоисточника-

Техническое обслуживание №2 (ТО-2) по пожарно­му автомобилю производят через каждые 5000 км об­щего пробега, но не реже одного раза в год.

ТО-2, как правило, выполняют в отрядах (частях) технической службы на специальных постах. Перед про­ведением ТО-2 автомобиль, включая насосную установ­ку, диагностируют на специальных стендах. ТО-2 вклю­чает выполнение тех же операций, что ТО-1, и, кроме того, предусматривает проверку:

правильности показаний контрольных приборов или их аттестацию в специальных учреждениях;

напора и подачи насоса при номинальной частоте вращения вала насоса па специальном стенде станции технической диагностики пли по упрощенной методике с установкой на открытый водоисточник и с использова­нием контрольных приборов насоса. Подачу насоса из­меряют по стволам-водомерам или оценивают прибли­женно по диаметру насадков на стволах и напору на насосе. Падение напора насоса должно быть не более 15 % номинального значения при номинальной подаче и частоте вращения вала;

герметичности насоса и водопенных коммуникаций на специальном стенде с последующим устранением не­исправностей.

Стенд для диагностирования насоса на напор и пода­чу устанавливают на станции технической диагностики на посту диагностирования специальных агрегатов по­жарного автомобиля.

Стенд (рис. 4.33) состоит из водоема 6, на который при помощи всасывающего рукава установлен пожар­ный насос. Вакуумметр и манометр па пожарном насо­се 8 убирают, а в отверстие подсоединяют демпферы для манометра^ и вакуумметра 5. Этим обеспечивается точность измерений и устраняется вибрация стрелок на приборах. К патрубкам на напорном коллекторе насоса при помощи напорных рукавов 3 подсоединяют трубо­провод 2 с расходомерным устройством /. Расходомер-ное устройство представляет собой шайбу с конусным

отверстием, установленную между двумя фланцами че­рез прокладки. Перепад напора слева и справа от шай­бы контролируется дифманометром мембранного типа 10. Электрический сигнал от дифманометра поступает к измерительному прибору 9 (потенциометру), который оттарирован по перепаду напора на величину подачи

насоса Q, л/с.

Регулировку насоса для снятия полной напорной ха­рактеристики Q—H производят задвижками грубой // и тонкой регулировки подачи /2.

Частоту вращения вала насоса контролируют по та-

Рис. 4.34. Схема стенда для проверки герметичности насоса и водо-пенных коммуникаций

/—пожарный насос: 2'— гибкий шланг; 3— манометр для воды; 4, 8,//, 15, /б—краны; 5 — линия к насосу; б—линия заполнения стенда и насоса водой;

7, 17 — обратные клапаны; 9—нижняя соединительная коробка; 10 — слнвная линия; 12— мерная трубка; 13 — верхняя соединительная корсбка; 14 — пере-ливная линия; 16 — линия подачи воздуха под давлением: 19 — редукционный клапан; 30 — манометр линии подачи воздуха

хометру на насосе или при помощи приставного тахо­метра.

При диагностировании насоса ПН-40УА на данном стенде напор его должен быть не ниже 85 м при подаче 40 л/с и частоте вращения вала 2700 об/мин (номиналь­ное значение напора насоса 100 м).

Необходимо иметь в виду, что для данной установки напор насоса определяется как сумма показаний мано­метра и вакуумметра, выраженных в м.

Стенд дляпроверки герметичности иасоса и водо-' пенных коммуникации также устанавливают на посту диагностики специального оборудования пожарных ав­томобилей станции технической диагностики в отрядах (частях) технической службы.

Стенд (рис. 4.34) имеет пять линий: линию, соеди­няющую пожарный насос со стендом 5; линию заполне­ния стенда и насоса водой от внутреннего водопровода о; линию для слива воды 10 из стенда; переливную ли­нию 14; линию подачи воздуха к стенду под давлени­ем 16.

Для проведения испытании заполняют насос и стенд водой до нулевого уровня по мерной трубке, при этом необходимо открыть краны 8, 15 и вакуумный кран на насосе (или задвижку) для выпуска воздуха. После за­полнения насоса и стенда водой закрывают краны 8, 15 и проверяют закрытие всех задвижек и кранов на насо­се. Через трубопровод 16 к стенду подается воздух от компрессора. Редукционный клапан 19 необходимо от­регулировать на давление воздуха для всех насосов, кроме ПН-40УА, не более 290 кПа (2,9 кг/см2), а для ПН-40УА—не более 590 кПа (5,9 кг/см2). Контроль давления воздуха осуществляют по манометру 20.

Испытание на герметичность осуществляют открыти­ем крана 18. Если при испытании снижается уровень воды в мерной трубке 12, то насос негермстичен. Сни­жение уровня воды в единицу времени не должно пре­вышать нормативных значений.

Данный стенд выполнен в виде металлического шка­фа, на переднюю панель вынесены манометры стенда и все рукоятки кранов, а также стеклянная мерная трубка. Шкала на панели у мерной трубки заранее про-градуирована, для регистрации времени используют ручной секундомер.

В любой период эксплуатации насоса могут возник­нуть отказы насосов пожарных автомобилей. Возможные причины отказов, их признаки н способы устранения приведены в табл. 4.4.

При консервации насосов на длительное хранение

необходимо залить в насос смазку нефтегаз НГ 203-Б, провернуть вал насоса и слить смазку. Все отверстия насоса закрыть заглушками. Наружные поверхности на­соса при консервации обработать смазкой ПВК (пу­шечная).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.