Основы эксплуатации центробежных насосов.
Эксплуатацию и техническое обслуживание насосов пожарных автомобилей выполняют в соответствии с «Наставлением по эксплуатации пожарной техники», инст
рукциями заводов-изготовителей на пожарные автомобили, паспортами на пожарные насосы и другими нормативными документами.
При получении пожарных автомобилей необходимо проверить сохранность пломб на насосном отсеке.
Перед постановкой в боевой расчет необходимо произвести обкатку насосов при работе на открытых водоисточниках. Геометрическая высота всасывания при обкатке насосов не должна превышать 1,5 м. Всасывающая линия должна быть проложена на два рукава со всасывающей сеткой. От насоса должны быть проложены две напорные рукавные линии диаметром 66 мм, каждая на один рукав длиной 20 м. Вода подается через стволы PC-70 с диаметром насадков 19 мм. При обкатке напор на насосе необходимо поддерживать не более 50 м. Обкатка насоса осуществляется в течение 10 ч. При обкатке насосов и их установке на пожарные водоемы не допускается направлять стволы и струи воды в водоем. В противном случае в воде образуются мелкие пузырьки, которые через сетку и всасывающую линию попадают в насос и тем самым способствуют возникновению кавитации. Кроме того, параметры насоса (напор и подача) даже без кавитации будут ниже, чем в обычных условиях работы.
Обкатку насосов после капитального ремонта осуществляют также в течение 10 ч и в том же режиме, после текущего ремонта — в течение 5 ч.
Во время обкатки необходимо следить за показаниями приборов (тахометра, манометра, вакуумметра) и за температурой корпуса насоса в месте установки подшипников и сальников. Через каждый 1 ч работы насоса необходимо на 2...3 оборота повернуть масленку для смазки сальников. Перед обкаткой масленка должна быть заполнена специальной смазкой, а в пространство между передним и задним подшипниками залито трансмиссионное масло.
Целью обкатки является не только приработка деталей и элементов трансмиссии и пожарного насоса, но и проверка работоспособности насоса. Если при обкатке будут обнаружены мелкие неисправности, их следует устранить, после чего производить дальнейшую обкатку.
При обнаружении дефектов во время обкатки или в течение гарантийного срока эксплуатации необходимо составить акт-рекламацию и предъявить его заводу-
поставщику пожарного автомобиля. Порядок предъявления акта-рекламации заводу-поставщику изложен в «Наставлении по эксплуатации пожарной техники». Перед составлением акта-рекламации на крупный дефект необходимо телеграммой вызвать представителя завода-поставщика. Если в трехдневный срок представитель завода не прибыл пли известил телеграммой о невозможности прибытия, составляют односторонний акт-рекламацию с участием специалиста незаинтересованной стороны. Запрещается разбирать насос или другие узлы, в которых обнаружен дефект, до прибытия представителя завода или сообщения о получении акта-рекламации заводом.
Гарантийный срок для насосов пожарного автомобиля в соответствии с ОСТ 22-929-76 установлен 18 мес со дня получения. Ресурс работы насоса ПН-40УА до первого капитального ремонта по паспорту — 950 ч.
Обкатка насосов должна заканчиваться их испытанием па напор и подачу при номинальной частоте вращения вала насоса. Испытание удобно выполнять на специальных стендах станции технической диагностики ПА в отрядах (частях) технической службы. Если таких стендов в гарнизоне пожарной охраны нет, то испытание производят в пожарной части.
В соответствии с ОСТ 22-929-76 уменьшение напора насосов при номинальной подаче и частоте вращения рабочего колеса не должно быть более 5 % номинального значения для новых насосов.
Результаты обкатки насоса и его испытаний записывают в формуляр пожарного автомобиля.
После обкатки и испытаний пожарного насоса следует провести техническое обслуживание № 1 насоса. Особое внимание необходимо уделить работам по замене масла в корпусе насоса и проверке крепления рабочего колеса. Ежедневно при смене караула водитель должен проверить:
чистоту, исправность и комплектность узлов и агрегатов насоса и его коммуникаций внешним осмотром, отсутствие посторонних предметов во всасывающем и напорных патрубках насоса;
работу задвижек на напорном коллекторе и водопен-ных коммуникациях;
наличие смазки в сальниковой масленке и масла в корпусе насоса;
отсутствие воды в насосе;
исправность контрольных приборов на насосе;
подсветку в вакуумном кране, лампу в плафоне освещения насосного отсека;
насос и водопенные коммуникации па «сухой вакуум».
Для смазки сальников масленку заправляют смазками типа солидол-С или прессолидол-С, ЦИАТИ-201. Для смазки шариковых подшипников насоса в корпус заливают трансмиссионные масла общего назначения типа: ТАп-15 В, ТСп-14. Уровень масла должен соответствовать риске на масляном щупе. Замену масла рекомендуется производить через 100...120 ч работы насоса.
При проверке насоса на «сухой вакуум» необходимо закрыть все краны и задвижки на насосе, включить двигатель и создать разрежение в насосе при помощи вакуумной системы 73...36 кПа (0,73. -.0,76 кгс/см2). Паде-ние разрежения в насосе дол'жно быть не более 13 кГЦ. (0,13 кгс/см2) за 2,5 мин. Если насос не выдерживает испытания на вакуум, необходимо произвести опрессов-ку насоса воздухом под давлением 200...300 кПа (2... 3 кгс/см2) или водой под давлением 1200...1300 кПа (12...13 кгс/см2). Перед опрессовкой места соединений целесообразно смочить мыльным раствором.
Для измерения разрежения в насосе необходимо использовать приставной вакуумметр с соединительной головкой или резьбой для установки па всасывающий патрубок насоса или вакуумметр, установленный на насосе. В этом случае на всасывающий патрубок устанавливают заглушку.
При обслуживании насосов на пожаре или учении необходимо: поставить машину на водоисточник так, чтобы всасывающая линия была по возможности на 1 рукав, изгиб рукава был плавно направлен вниз и начинался непосредственно за всасывающим патрубком насоса (рис. 4.32);
для включения насоса при работающем двигателе необходимо, выжав сцепление, включить коробку отбора мощности в кабине водителя, а затем выключить сцепление рукояткой в насосном отсеке;
погрузить всасывающую сетку в воду на глубину яе менее 600 мм, проследить, чтобы всасывающая сетка не касалась дна водоема;
проверить перед забором воды закрытие всех задвижек и кранов на насосе и водопенных коммуникациях;
Рис. 4.32. Прокладка всасывающих рукавных линий
а—правильная; б —- неправильная: /—плавныйизгиб; 2 — сетка на глубине ве менее 600мм; 3—направляющая для рукава; 4 — всасывающая сетка на дне водоема; 5—провес (излишняя длина, нзтиб)
забрать воду из водоема включением вакуумной системы, для чего выполнить следующие работы:
включить подсветку, повернуть на себя рукоятку вакуумного клапана;
включить газоструйный вакуумный аппарат;
увеличить частоту вращения рычагом «Газ»;
при появлении воды в смотровом глазке вакуумного клапана закрыть его поворотом рукоятки;
снизить рычагом «Газ» частоту вращения до холостого хода;
плавно включить сцепление рычагом в насосном отсеке;
выключить вакуумный аппарат;
довести рычагом «Газ» напор на насосе (по манометру) до 30 м;
плавно открыть напорные задвижки, рычагом «Газ» установить необходимое давление на насосе;
следить за показаниями приборов и возможными неисправностями;
при работе от пожарных водоемов особое внимание уделить контролю за уровнем воды в водоеме и положению всасывающей сетки;
через каждый час работы насоса смазать сальники поворотом крышки масленки на 2...3 оборота;
после подачи пены с использованием пеносмесителя промыть насос и коммуникации водой от цистерны или водоисточника;
заправлять водой цистерну после пожара от используемого водоисточника рекомендуется только в том случае, если есть уверенность, что вода не имеет примесей;
после работы слить воду из насоса, закрыть задвижки, установить заглушки на патрубки.
При использовании насосов зимой необходимо предусмотреть меры против замерзания воды в насосе и в напорных пожарных рукавах:
при температуре ниже О °С включить систему отопления насосного отсека и выключить дополнительную систему охлаждения двигателя;
при кратковременном прекращении подачи воды не выключать привод насоса, держать малые обороты на насосе;
при работе насоса закрыть дверцу насосного отсека и следить за контрольными приборами через окно;
для предотвращения замерзания воды в рукавах не перекрывать полностью стволы;
разбирать рукавные линии от ствола к насосу, не прекращая подачу воды (в малом количестве);
при длительной остановке насоса слить из него воду;
перед использованием насоса зимой после длительной стоянки провернуть заводной рукояткой вал двигателя и трансмиссию на насос, убедившись в том, что рабочее колесо не примерзло;
замерзшую в насосе, в соединениях рукавных линий воду отогревать горячей водой, паром (от специальной техники) или выхлопными газами от двигателя.
Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) по пожарному автомобилю производят через 1000 км общего пробега (с учетом приведенного), но не реже одного раза в месяц.
По пожарному насосу перед ТО-1 проводят ежедневное обслуживание. ТО-1 включает:
проверку крепления насоса к раме;
проверку резьбовых соединений;
проверку исправности (при необходимости разборку, смазку и мелкий ремонт или замену) кранов, задвижек, контрольных приборов;
неполную разборку насоса (снятие крышки), проверку крепления рабочего колеса, шпоночного соединения,
устранение засорения проточных каналов рабочего колеса;
замену масла и заправку сальниковой масленки;
проверку насоса на «сухой вакуум»;
испытание насоса на забор и подачу воды из открытого водоисточника-
Техническое обслуживание №2 (ТО-2) по пожарному автомобилю производят через каждые 5000 км общего пробега, но не реже одного раза в год.
ТО-2, как правило, выполняют в отрядах (частях) технической службы на специальных постах. Перед проведением ТО-2 автомобиль, включая насосную установку, диагностируют на специальных стендах. ТО-2 включает выполнение тех же операций, что ТО-1, и, кроме того, предусматривает проверку:
правильности показаний контрольных приборов или их аттестацию в специальных учреждениях;
напора и подачи насоса при номинальной частоте вращения вала насоса па специальном стенде станции технической диагностики пли по упрощенной методике с установкой на открытый водоисточник и с использованием контрольных приборов насоса. Подачу насоса измеряют по стволам-водомерам или оценивают приближенно по диаметру насадков на стволах и напору на насосе. Падение напора насоса должно быть не более 15 % номинального значения при номинальной подаче и частоте вращения вала;
герметичности насоса и водопенных коммуникаций на специальном стенде с последующим устранением неисправностей.
Стенд для диагностирования насоса на напор и подачу устанавливают на станции технической диагностики на посту диагностирования специальных агрегатов пожарного автомобиля.
Стенд (рис. 4.33) состоит из водоема 6, на который при помощи всасывающего рукава установлен пожарный насос. Вакуумметр и манометр па пожарном насосе 8 убирают, а в отверстие подсоединяют демпферы для манометра^ и вакуумметра 5. Этим обеспечивается точность измерений и устраняется вибрация стрелок на приборах. К патрубкам на напорном коллекторе насоса при помощи напорных рукавов 3 подсоединяют трубопровод 2 с расходомерным устройством /. Расходомер-ное устройство представляет собой шайбу с конусным
отверстием, установленную между двумя фланцами через прокладки. Перепад напора слева и справа от шайбы контролируется дифманометром мембранного типа 10. Электрический сигнал от дифманометра поступает к измерительному прибору 9 (потенциометру), который оттарирован по перепаду напора на величину подачи
насоса Q, л/с.
Регулировку насоса для снятия полной напорной характеристики Q—H производят задвижками грубой // и тонкой регулировки подачи /2.
Частоту вращения вала насоса контролируют по та-
Рис. 4.34. Схема стенда для проверки герметичности насоса и водо-пенных коммуникаций
/—пожарный насос: 2'— гибкий шланг; 3— манометр для воды; 4, 8,//, 15, /б—краны; 5 — линия к насосу; б—линия заполнения стенда и насоса водой;
7, 17 — обратные клапаны; 9—нижняя соединительная коробка; 10 — слнвная линия; 12— мерная трубка; 13 — верхняя соединительная корсбка; 14 — пере-ливная линия; 16 — линия подачи воздуха под давлением: 19 — редукционный клапан; 30 — манометр линии подачи воздуха
хометру на насосе или при помощи приставного тахометра.
При диагностировании насоса ПН-40УА на данном стенде напор его должен быть не ниже 85 м при подаче 40 л/с и частоте вращения вала 2700 об/мин (номинальное значение напора насоса 100 м).
Необходимо иметь в виду, что для данной установки напор насоса определяется как сумма показаний манометра и вакуумметра, выраженных в м.
Стенд дляпроверки герметичности иасоса и водо-' пенных коммуникации также устанавливают на посту диагностики специального оборудования пожарных автомобилей станции технической диагностики в отрядах (частях) технической службы.
Стенд (рис. 4.34) имеет пять линий: линию, соединяющую пожарный насос со стендом 5; линию заполнения стенда и насоса водой от внутреннего водопровода о; линию для слива воды 10 из стенда; переливную линию 14; линию подачи воздуха к стенду под давлением 16.
Для проведения испытании заполняют насос и стенд водой до нулевого уровня по мерной трубке, при этом необходимо открыть краны 8, 15 и вакуумный кран на насосе (или задвижку) для выпуска воздуха. После заполнения насоса и стенда водой закрывают краны 8, 15 и проверяют закрытие всех задвижек и кранов на насосе. Через трубопровод 16 к стенду подается воздух от компрессора. Редукционный клапан 19 необходимо отрегулировать на давление воздуха для всех насосов, кроме ПН-40УА, не более 290 кПа (2,9 кг/см2), а для ПН-40УА—не более 590 кПа (5,9 кг/см2). Контроль давления воздуха осуществляют по манометру 20.
Испытание на герметичность осуществляют открытием крана 18. Если при испытании снижается уровень воды в мерной трубке 12, то насос негермстичен. Снижение уровня воды в единицу времени не должно превышать нормативных значений.
Данный стенд выполнен в виде металлического шкафа, на переднюю панель вынесены манометры стенда и все рукоятки кранов, а также стеклянная мерная трубка. Шкала на панели у мерной трубки заранее про-градуирована, для регистрации времени используют ручной секундомер.
В любой период эксплуатации насоса могут возникнуть отказы насосов пожарных автомобилей. Возможные причины отказов, их признаки н способы устранения приведены в табл. 4.4.
При консервации насосов на длительное хранение
необходимо залить в насос смазку нефтегаз НГ 203-Б, провернуть вал насоса и слить смазку. Все отверстия насоса закрыть заглушками. Наружные поверхности насоса при консервации обработать смазкой ПВК (пушечная).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|