Характеристики центробежных насосов. Насо-
ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ ПОЖАРНЫЕ НАСОСЫ
сосы, включая пожарные, имеют несколько видов характеристик: гидравлические; характеристики само-всасывання (для самовсасывающих насосов); вибрационные и шумовые; характеристики надежности и специальные параметрические характеристики. Из перечисленных характеристик наиболее часто приходится сталкиваться с гидравлическими характеристиками.
Гидравлические характеристики насоса — это взаимозависимости между основными параметрами насосов:
(о или п, Н, Q, Aft, Ne, N. Для упрощения эти зависимости строят не на одном графике, а на нескольких. Наибольший интерес представляют зависимости //, Ne,i),Дй==ДО) при постоянной частоте вращения п. Такие характеристики называются нормальными (рис. 4.15).
В некоторых случаях строят группу нормальных характеристик, например, для пожарных насосов—это характеристики H=f{Q) (часто их обозначают Q—Н) для нескольких постоянных частот вращения рабочего колеса (рис. 4.16).
Наиболее полно технические данные насоса можно оценить при построении совмещенной характеристики. На рис. 4.16 кроме группы нормальных характеристик Q—Н представлена характеристика Q—Н, соответствующая полному открывайте дроссельной заслонки карбюратора (кривая 3}. Параметры работы насоса зависят от характеристик рукавных линий (кривые 2' и 4), а также от кавнтационных характеристик 5 при различной высоте всасывания.
Существует понятие,,поле возможной работы насоса"на группе характеристик Q—Н. Например, при работе насоса на два разветвления от водоисточника с высотой всасывания 5,5 м поле возможной работы насоса (рис. 4.16) ограничено: сверху—линией, соответствующей наибольшему допустимому давлению на насосе 6; спра-
ва—характеристикой Q—Н при полной подаче топлива 3 и навигационной характеристикой при высоте всасывания 5,5 м; снизу — кривой требуемого напора для данной рукавной системы (кривая 4}; слева—осью ординат (заштрихованная зона).
При работе на насосе необходимо знать, как будут изменяться его параметры на графической характеристике при открывании задвижек и изменении положения рукоятки «Газ» (регулирование подачи топлива изменением положения дроссельной заслонки карбюратора).
Допустим, что насос работал с параметрами на и qa, при частоте вращения вала па положение дроссельной заслонки было кд, положение задвижки соответствовало сопротивлению системы на (рис. 4.17). Если открывать задвижки только на насосе, не трогая рукоятку «Газ», сопротивление системы уменьшится и подача будет возрастать, а напор на насосе падать. Параметры Q и Я насоса будут изменяться по кривой
АВ с соответствующим положением дроссельной заслонки tt==const.
Если далее открывать дроссельную заслонку карбюратора только рукояткой «Газ», не изменяя положения рукояток на напорных задвижках, частота вращения вала насоса п будет возрастать, и за счет этого будут увеличиваться напор Н и подача Q насоса. Изменение напора и подачи насоса произойдет по кривой ВС, соответствующей постоянному значению сопротивления системы (положению задвижек на напорном коллекторе насоса) A==const.
Чтобы построить характеристику насоса при постоянной частоте вращения рабочего колеса /2==const, необходимо открывать (закрывать) задвижки на напорном коллекторе насоса и управлять рукояткой «Газ», поддерживая по тахометру постоянную частоту вращения рабочего колеса. На графике рис. 4.17 изменение параметров Q я Н при постоянной частоте вращения обозначено кривой АС.
Кавитационная характеристика— это зависимость необходимого надкавитационного напора от подачи насоса ДЛ==/(0). Часто она совмещается с нормальными характеристиками (см. рис. 4.15 и 4.16).
При кавитационных испытаниях насосов строят частные кавитационные характеристики, которые представляют в координатах Н, Afa при различных подачах Q или в координатах Н, Ne, Q, 1-1===^ (Яве) (рис. 4.18).
В некоторых случаях строят универсальную характеристику насоса.Универсальные характеристики насоса—это группа напорных характеристик, на поле которых нанесены линии определенных одинаковых значений КПД и необходимого надкавитационного напора.
Для пожарных насосов получены аналитические зависимости между напором и подачей при номинальных частотах вращения рабочего колеса
Н^а—biy, (4.23)
где а и Ь — коэффициенты, определяющие место и форму кривой Q—H (параболы с ветвями, направленными вниз); Q—подача насоса, л/с.
Значения коэффициентов а и Ъ для различных насосов представлены в табл. 4.2.
Этой формулой удобно пользоваться при расчете на-сосно-рукавных систем.
4.2.2. Основные конструктивные элементы центро-
бежных пожарных насосов — это рабочие органы, корпус, опоры вала, уплотнение.
Рабочие органы—это рабочие колеса, подводы и отводы.
Рабочее колесо насоса нормального давления выполнено из двух дисков—ведущего и покрывающего. Между дисками расположены лопасти, загнутые в сторону, противоположную направлению вращения колеса. До 1983 г. лопасти рабочих колес имели двоякую кривизну, что обеспечивало минимальные гидравлические потери и рысокие кавитациопные свойства. Однако из-за того, что изготовление таких колес трудоемко и они имеют значительную шероховатость, в современных пожарных насосах применяют рабочие колеса с цилиндрической формой лопаток (ПН-40УБ, ПН-110Б, 160.01,35, ПНК-40/3). Угол установки лопастей на выходе рабочего колеса увеличен до 65.-.70 °, лопасти в плане имеют S-образную форму. Это позволило увеличить напор насоса на 25...30 % и подачу на 25 % при сохранении ка-витационных качеств и КПД примерно на том же уровне. Масса насосов уменьшена на 10 %.
При работе насосов на рабочее колесо действует гидродинамическая осевая сила, которая направлена по оси в сторону всасывающего патрубка и стремится сместить колесо по оси, поэтому важным элементом в насосе является крепление рабочего колеса.
Осевая сила возникает за счет разности давлений на рабочее колесо (рис. 4,19), так как со стороны всасывающего патрубка на него действует меньшая сила давления, чем справа. Величину осевой силы приближенно определяют по формуле
Г-0,6Рл(^-^), (4.24)
где F—осевая сила,Н; Р—давление на насосе, Н/м3 (Па); r)— радиус входного отверстия, м; Рв — радиус вала, м.
Для уменьшения осевых сил, действующих на рабочее колесо насоса, в ведущем диске высверлены отверстия, через которые жидкость перетекает из правой части в левую (рис. 4.20). При этом величина утечек равняется утечкам через целевое уплотнение за колесом, КПД насоса снижается. С износом элементов целевых уплотнении будет увеличиваться утечка жидкости и уменьшаться КПД насоса.
В двух- и многоступенчатых насосах рабочие колеса на одном валу могут размещаться с противоположным направлением входа — это также компенсирует или снижает действие осевых сил.
Кроме осевых сил на рабочее колесо при эксплуатации насоса действуют радиальные силы. Эпюра радиальных сил, действующих на рабочее колесо насоса с одним отводом, показана на рис. 4.21. Из рисунка видно, что на рабочее колесо и вал насоса при вращении действует неравномерно распределенная нагрузка.
В современных пожарных насосах разгрузка вала и рабочего колеса от действия радиальных сил осуществляется путем изменения конструкций отводов. Отводы в большинстве пожарных насосов спирального типа.
Рис. 4.21, Эпюра радиальных сил, действующих на рабочее колесо насоса с одним отводом
Рис. 4.22. Эпюра радиальныхсил, действующих на рабочее колесо насоса с двумя отводами
В насосе I60.0I.35 (марка условная) применен отвод лопаточного типа (направляющий аппарат), за которым расположена кольцевая камера. В этом случае действие радиальных сил на рабочее колесо и вал насоса сводится до минимума.
Спиральные отводы в пожарных насосах выполняют одно- (ПН-40УА, ПН-60) и двухзавитковыми (ПН-110, МП-1600). В пожарных насосах с однозавитковым отводом разгрузку от радиальных сил не производят, ее воспринимают вал и подшипники насоса. В двухза-витковых отводах действие радиальных сил в спиральных отводах уменьшается и компенсируется (рис. 4.22).
Подводы в пожарных центробежных насосах, как правило, осевые, выполненные в виде цилиндрической трубы. В насосе 160.01.35 предусмотрен предвключенный шнек. Это способствует улучшению кавитационных свойств насоса.
Корпус насоса является базовой деталью, изготовляют его, как правило, из алюминиевых сплавов. Форма и конструкция корпуса зависят от конструктивных особенностей насоса.
Опоры вала применяют для пожарных насосов встроенного типа. Валы в большинстве случаев устанавливают на двух подшипниках качения.
Уплотнения в пожарных насосах различают двух видов: для уплотнения неподвижных деталей (стыки корпусных деталей крышки и т. д.) и уплотнения вращающихся частей. Для уплотнения неподвижных деталей
применяют прокладки и резиновые кольца различных сечений. Уплотнение вала в корпусе насоса осуществляется при помощи специальной пластичной набивки, состоящей из смеси антифрикционного и пропиточного компонентов или набора каркасных резиновых манжет ^(сальников). Устанавливают сальники таким образом, чтобы они работали как при давлении перед ними, так и при вакууме. В настоящее время ведутся исследования по разработке торцевых уплотнений вместо сальниковых, однако имеются трудности по созданию материала для торцевых уплотнений, способных работать на загрязненной воде и в режиме «сухого трения». Уплотнения между рабочим колесом и корпусом '(передние и задние) в пожарных насосах бесконтактные (щелевые). Материал деталей уплотнений «корпус—колесо», как правило, чугун—бронза, что уменьшает окисление и эрозионный износ.
4.2.3. Конструкция центробежных пожарных насосов. В нашей стране на пожарных автомобилях устанавливают в основном насосы нормального давления типа ПН-40, 60 и 110, параметры которых регламентированы ОСТ 22-929-76. Кроме этих насосов для аэродромных автомобилей тяжелого типа па шасси МАЗ-543, МАЗ-7310 используют насосы 160.01.35 (по номеру чертежа). Из комбинированных насосов на пожарных автомобилях используют насос марки ПНК 40/3. В настоящее время разработан и готовится к выпуску насос высокого давления ПНВ 20/300.
Технические характеристики пожарных насосов нормального давления приведены в табл. 4.3.
Пожарный насос ПН-40УА. Унифицированный пожарный насос ПН-40УА выпускался серийно с начала 80-х годов вместо насоса ПН-40У и хорошо зарекомендовал себя на практике.
Модернизированный насос ПН-40УА в отличие от ПН-40У выполнен со съемной масляной ванной, расположенной в задней части насоса, Это намного облегчает ремонт насоса и технологию изготовления корпуса '(корпус разделен на две части). Кроме того, в насосе ПН-40УА применен новый способ крепления рабочего колеса на двух шпонках (вместо одной), что увеличило надежность этого соединения.
Насос ПН-40УА является унифицированным для большинства пожарных автомобилей н приспособлен
для заднего и среднего расположения на шасси автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, Урал.
Насос ПН-40УА показан на рис. 4.23. Насос состоит из корпуса насоса 4, напорного коллектора 8, пеносме-сителя 2 (марка ПС-5) и двух задвижек /,
На рис. 4.24 представлен продольный разрез насоса. Он состоит из двух частей корпуса 6, крышки 2, вала 8, рабочего колеса 5, подшипников 7, 9, уплотнительного стакана 13, червячного привода тахометра 10, манжеты 12, муфты фланца //, винта 14, пластичной набивки 15, шланга 16. Рабочее колесо 5 закреплено на валу при помощи двух шпонок ./, стопорной шайбы 4 и гайки 3.
Крепление крышки к корпусу насоса осуществлено шпильками и гайками, для обеспечения герметизации соединения установлено резиновое кольцо.
Щелевые уплотнения (переднее и заднее) между рабочим колесом и корпусом насоса выполнены в виде уплотнительных колец из бронзы (Бр ОЦС 6-6-3) на рабочем колесе (напрессовка) и чугунных колец в кор
пусе насоса. Уплотнитсльпые кольца в корпусе насоса закреплены винтами.
Уплотнение вала насоса достигается применением пластичной набивки или каркасных резиновых сальников, которые размещены в специальном уплотнительном стакане (рис. 4.25). Стакан прикреплен к корпусу насоса болтами через резиновую прокладку. Болты через специальные отверстия зафиксированы проволокой во избежание их раскручивания.
При использовании в уплотнении вала пластичной набивки ПЛ-2 существует возможность восстановления герметизации узла без его разборки и замены деталей. Это осуществляется путем прессования набивки винтом.
При использовании для уплотнения вала насоса каркасных сальников АСК-45 и их замене необходимо помнить, что из четырех сальников один (первый к рабочему колесу) работает на разрежение и три — на давление. Для распределения смазки в сальниковом стакане предусмотрено маслораспределительное кольцо, которое соединено каналами со шлангом и пресс-масленкой. Водосборное кольцо стакана соединено каналом с дренажным отверстием, обильная утечка воды из которого указывает на износ сальников.
Полость в корпусе насоса между уплотнительным стаканом и сальником муфты фланца служит масляной ванной для смазки подшипников и привода тахометра. Вместимость масляной ванны 0,5 л. Масло заливают через специальное отверстие, закрываемое пробкой. Сливное отверстие с пробкой находится в нижней части корпуса масляной ванны.
Воду из насоса сливают путем открытия крана, расположенного в нижней части корпуса насоса. Для удобства открывания и закрывания крана его рукоятка удлиняется рычагом.
На диффузоре корпуса насоса расположен коллектор '(алюминиевый сплав АЛ-9), к которому прикреплены
Рис.4.25, Уплотнительный ста
Кан
Рис. 4.26. Напорная задвижка коллектора •насоса ПН-40УА /_ клапан; 2 - ось; 3 - корпус;
4 — шпиндель
пеносмеситель и две задвижки. Внутри коллектора смонтирована напорная задвижка для подачи воды в цистерну (рис. 4.26). В корпусе коллектора предусмотрены отверстия для подсоединения вакуумного клапана, трубопровода к змеевику системы дополнительного охлаждения двигателя и отверстие с резьбой для установки манометра. Напорные задвижки прикреплены шпильками к напорному коллектору. Клапан / отлит из серого чугуна (СЧ 15-32) и имеет проушину для стальной ;[(СтЗ) оси 2, концы которой установлены в пазы корпу-
са 3 из алюминиевого сплава АЛ-9. К клапану винтами и стальным диском прикреплена резиновая прокладка. Клапан закрывает проходное отверстие под действием собственной массы. Шпиндель 4 прижимает клапан к седлу или ограничивает его ход, если он открывается напором воды из пожарного насоса.
Пожарный насос ПН-60 (рис. 4.27) центробежный нормального давления, одноступенчатый, консольный, без направляющего аппарата. Насос ПН-60 является геометрически подобной моделью насоса ПН-40У, поэтому конструктивно не отличается от него.
Корпус насоса 4, крышка насоса и рабочее колесо 5 отлиты из чугуна. Отвод жидкости от колеса происходит по спиральной однозавитковой камере 3, заканчивающейся диффузором 6. Рабочее колесо 5 с наружным диаметром 360 мм насажено на вал диаметром
38 мм по месту посадки. Крепление колеса осуществляется при помощи диаметрально расположенных двух щпонок, шайбы и гайки.
Уплотнение вала насоса осуществляется каркасными сальниками типа АСК-50 (50—диаметр вала в мм). Сальники размещены в специальном стакане. Смазка сальников производится через масленку.
Для работы от открытого водоисточника на всасывающий патрубок насоса навинчивается водосборник с двумя патрубками для всасывающих рукавов диаметром 125 мм.
Сливной краник насоса расположен в нижней части насоса и направлен вертикально вниз (в насосе ПН-40УА сбоку).
Пожарный насос ПН-110, центробежный нормального давления, одноступенчатый, консольный, без направляющего аппарата с двумя спиральными отводами и напорными задвижками на них (рис. 4.28).
Основные рабочие органы насоса ПН-110 также геометрически подобны насосу ПН-40У. В насосе ПН-110 имеются лишь некоторые конструктивные отличия, которые рассмотрены ниже.
Корпус 3 насоса, крышка 2, рабочее колесо 4, всасывающий патрубок / изготовлены из чугуна (СЧ 24-44).
Диаметр рабочего колеса насоса 630 мм, диаметр вала в месте установки сальников 80 мм (сальники АСК-80). Сливной краник находится в нижней части насоса и направлен вертикально вниз.
Диаметр всасывающего патрубка 200 мм, напорных патрубков — 100 мм.
Напорные задвижки насоса ПН-110 имеют конструктивные отличия (рис. 4.29). В корпусе 7 размещен клапан с резиновой прокладкой 4. В крышке корпуса 8 установлен шпиндель с резьбой 2 в нижней части и маховичком 9. Уплотнение шпинделя осуществляется сальниковой набивкой /, которая уплотняется накидной гайкой.
При вращении шпинделя гайка 3 поступательно перемещается по шпинделю. К цапфам гайки прикреплены две планки 6, которые соединены с осью клапана 5 задвижки, поэтому при вращении маховичка происходит открытие или закрытие клапана.
Комбинированные пожарные насосы. К комбинированным пожарным насосам относятся такие, которые могут подавать воду под нормальным (напор до 100) и высоким давлением (напор до 300 м и более).
ВНИИПО МВД СССР в 80-е годы разработал и изготовил опытно-экспериментальную серию самовсасывающих комбинированных насосов ПНК.-40/2 (рис. 4.30). Всасывание воды и подача ее под высоким напором осуществляется вихревой ступенью, а под нормальным давлением—рабочим колесом центробежного типа. Вихревое колесо и рабочее колесо нормальной ступени насоса ПНК-40/2 размещены на одном валу и в одном корпусе.
Прилукским ОКБ пожарных машин разработан комбинированный пожарный насос ПНК-40/3, опытная партия которых находится на контрольной эксплуатации в гарнизонах пожарной охраны.
Насос ПНК-40/3 (рис. 4.31) состоит из насоса нормального давления /, который по конструкции и размерам соответствует насосу ПН-40УА; редуктора 2, повышающего обороты (мультипликатора), насоса '(ступени) высокого давления 3. Насос высокого давления имеет рабочее колесо открытого типа. Вода от напорного коллектора насоса нормального давления по специальному трубопроводу подается во всасывающую полость насоса
Рис. 4 30. Пожарный насос ПН-40/2
высокого давления и к напорным патрубкам нормально. го ^напорного патрубка -оса ^о^ Гор^
^^^^^еп- стру-Техническая характеристика насоса ПНК-40/3
Насос нормального давления: ^ ^д подача, л/с..••--•••''' _' 100 Sa" вращения вала насоса, об/мин ; : . . ^
КПД •••.••••••••'''.'.'.., 3 ^;1^Т^^ (при номинальном режиме)^ ^
кВт ...•••••••'''
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|