Методические рекомендации
Целесообразно по результатам выполненного студентами логико-содержательного анализа учебной литературы базового курса информатики провести учебную беседу с целью уточнения определений основных понятий темы и вариантов классификаций моделей, а также обоснования наиболее предпочтительного выбора учебной литературы. Возможна организация учебной деятельности по подгруппам, например, обучаемые первой подгруппы выполняют по вариантам задание 1, а второй — задание 2. Возможный прием — рецензирование работ студентов внутри подгруппы. В рамках дискуссии рекомендуется обсудить результаты учебной деятельности студентов по структуризации учебной информации, направленной на работу с системой понятий.
Занятие 2
Тема «Методика обучения технологическим приемам построения информационных и компьютерных моделей»
Дидактические цели: иллюстративно-исследовательские.
Способы организации: лабораторно-практическая работа.
Технологии и методы обучения: работа с книгой (тезирование, аннотирование), поисковые упражнения, рецензирование.
Средства обучения: учебно-методическая и специальная литература [1, 2, 5, 7, 8, 22—27, 29, 30, 31, 35, 36], программные средства [4—9].
Предварительная подготовка студентов: требуется ознакомиться с планом лабораторно-практической работы и выполнить п.п. 1—2 этого плана.
Теоретические сведения
Основные понятия: прототип, моделирование, принятие решения, компьютерный эксперимент.
Содержательно-методический анализ
В рамках профильного обучения информатике следует повторить и закрепить знания о технологической цепочке построения моделей, ранее усвоенные учащимися в базовом курсе информатики. Систематизация и обобщение знаний старшеклассников предполагает рассмотрение моделирования как вида человеческой деятельности, направленной на исследование объектов, явлений и процессов, и уточнение места моделирования в этой деятельности.
Формирование технологических приемов осуществляется в процессе освоения старшеклассниками следующих основных этапов моделирования. На первом этапе надо научить описывать задачу, под которой в самом общем смысле понимается проблема, требующая решения, а также формировать навыки определения цели моделирования, проведения анализа объекта моделирования. Второй этап предполагает формирование навыков создания информационных моделей, преобразования их в знаковые с учетом среды реализации, трансформирования их в компьютерные модели. В рамках третьего этапа следует научить четко составлять план моделирования, осуществлять моделирование сначала на тесте, а далее с реальными данными. Организация такой учебной деятельности направлена на формирование представлений о компьютерном эксперименте. Освоение учащимися последнего этапа заключается в том, что они анализируют результаты моделирования и учатся принимать обоснованные решения.
План работы
1. Выбрать, по согласованию с преподавателем, одну из предложенных тем уроков лабораторно-практических работ.
2. Изучить учебную, методическую и специальную литературу по информатике в соответствии с выбранной тематикой, составить аннотированный список литературы.
3. Освоить функциональное наполнение программных средств, которые предполагается использовать с целью выполнения практических заданий старшеклассниками или для оформления ими отчетов.
4. Выполнить задания 1 — 3, приведенные ниже, и представить письменные отчеты.
Дидактические материалы
I. Варианты заданий
Задание 1. Разработать конспект урока лабораторно-практических работ по заданной теме в соответствии с п.п. 1.1 —1.8 (занятие 1). Следует учитывать специфику урока лабораторно-практических работ, поэтому в конспекте нужно описать следующие основные этапы:
• вводная часть урока, на которой преподаватель формулирует цели занятия, дает задание, определяет вопросы, выполняет вместе с учащимися схему предстоящих действий;
• самостоятельная работа учащихся, организованная таким образом, чтобы они могли определить пути решения поставленных задач, наметить последовательность выполнения необходимых действий, решить поставленные задачи и составить отчеты;
• заключительная часть урока должна содержать прогнозируемый анализ хода выполнения и результатов работ учащихся, наиболее вероятные ошибки и причины их возникновения.
Задание 2. В целях эффективной организации деятельности обучаемых разработать инструктажные карты к выполнению заданий лабораторно-практической работы.
Задание 3. Разработать вариативные наборы заданий для лабораторно-практической работы, содержащие четкие формулировки заданий и ответы.
Тематика уроков лабораторно-практических работ
1. Выделение характеристик объекта и информационных связей между ними.
2. Построение древовидных и графовых моделей.
3. Построение табличных информационных моделей.
4. Построение продукционных моделей представления знаний.
5. Моделирование движения.
6. Моделирование колебаний.
7. Прогнозирование состояния экологических систем с помо-Щью компьютерных моделей.
II. Структуризация учебной информации
Дополнить вариативные наборы (задание 3) формально-логическими моделями решения прикладных задач с применением программных средств (табл. 14.4).
Таблица 14.4
Формулировка задачи
| Этапы моделирования
| Программные средства
| Технологические приемы
| Алгоритмы
| Результаты
|
|
|
|
|
|
|
Методические рекомендации
Для студентов, успешно справившихся с заданиями 1—3, рекомендуем дополнительное задание, выполнение которого направлено на структуризацию учебной информации. Целесообразно организовать внутри студенческой группы рецензирование вариативных наборов прикладных заданий, предложить студентам продемонстрировать использование инструктажных карт в учебном процессе.
Программные средства
1. Средства подготовки презентаций: PowerArt, PowerPoint, ClipArt и др.
2. Системы компьютерного моделирования: GPSS, CSSE и др.
3. Математические пакеты: Derive, MathCad, Mathematica и др.
4. Табличные процессоры: SuperCalc 5.0, Microsoft Excel и др.
5. Системы управления базами данных: MS Access, FoxPro и др.
6. Интегрированные системы: FrameWorks, Works 4.0 и др.
7. Система учебных исполнителей: Программно-методический комплекс по курсу информатики «Основы алгоритмизации» и др.
8. Системы программирования: Turbo Pascal, Delphi, Visual Basic, Turbo Prolog, Turbo C, Borland C++, Fort, JavaScript и др.
9. Текстовые редакторы: Lexicon, MS Word и др.
Литература к главе 14
Основная литература
1. Белошапка В. К. Информационное моделирование в примерах и задачах. — Омск: Изд-во Ом. гос. пед. ин-та, 1992.
2. Гейн А. Г., Юнерман Н.А. Информатика 10—-11 кл. // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 1999. — № 40,43,46; 2000. — № 3.
3. Глинский Б.А. и др. Моделирование как метод научного исследования. — М.: Знание, 1965.
4. Захарова Т. Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы. — М.: МЦНТИ, 1997.
5. Информатика: Задачник-практикум: В 2 т. / Под ред. И. П. Семакина и Е.К.Хеннера. — М.: Лаборатория базовых знаний, 1999.
6. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.
7. Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: 9—10 кл. — М.: Дрофа, 1996.
8. Компьютерные модели, вычислительный эксперимент: введение в информатику с позиций математического моделирования. — М.: Наука, 1988.
9. Могилев А. В., Пак И. И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. Е.К.Хеннера — М.: Академия, 1999.
10. Могилев А.В., Хеннер Е.К. О понятии «Информационное моделирование» // Информатика и образование. — 1997. — № 8.
11. Мороз А. Я. Кибернетика в системе современного научного знания. — Киев, 1988.
12. Острейковский В.А. Теория систем. — М.: Высш. шк., 1997.
13. Семакин И.Г. и др. Информатика: Базовый курс 7 — 9 кл. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
Дополнительная литература
14. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985.
15. Белошапка В. К., ЛесневскийА. С. Основы информационного моделирования // Информатика и образование. — 1993. — № 6.
16. Бешенков С.А., ГейнА.Г., Григорьев С.Г. Информатика и информационные технологии. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1995.
17. Бигон М., ХарперДж., Таунсенд К. Экология: В 2 т. — М.: Мир, 1989.
18. Брусиленко Н.П. Метод статистического моделирования. — М.: Мир, 1970.
19. Брусиленко Н. П. Моделирование сложных систем. — М.: Наука, 1978.
20. Гейн А. Г., Данилина И. И., Шолохович В. Ф. Информатика (естественнонаучный профиль) // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 1998. - № 42. — С. 3—14.
21. Гейн А. Г., Сенокосов А. И. Информатика и основы вычислительной техники: Учеб. пособие для 8—11 кл. школ с углубленным изучением информатики // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября».— 1998.-№43.-С. 7-29.
22. ГорсткоА.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. — М.: Знание, 1991.
23. Гулд X., Тобочник Я. Компьютерное моделирование в физике: В 2 т. — М.: Мир, 1990.
24. Информатика: 9 кл. / Под ред. Н.В. Макаровой. — СПб.: Питер, 1999.
25. Основы экологии и природопользования. Компьютерный курс / б-Ф. Шолохович, А. Г. Гейн, С.В.Комов и др. — М.: Просвещение, 1995.
26. Островская Е. М. Моделирование на компьютере// Информатика и образование. — 1998. — № 7, 8; 1999. — № 1.
27. Пак Н.И. Компьютерное моделирование в примерах и задачах. — Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. пед. ун-та, 1994.
28. Пекелис В.Д. Кибернетика от А до Я: Энциклопедия. — М., 1990.
29. Петрова Н. П. Маленькие модели большого мира (задачи на моделирование) // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 1995.-№31.
30. Преподавание компьютерного курса «Основы экологии и природопользования» в общеобразовательной школе / В.Ф.Шолохович, С.В.Комов, АТ.Гейн, И.И.Данилина. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1994.
31. Самарский А.А., Михайлов А.П. Математическое моделирование. Идеи. Методы. Примеры. — М.: Наука, 1997.
32. Чубарова Т.П. Моделирование и элементы системологии: Учеб. пособие для учащихся 11 кл. // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 2000. — № 10, 13.
33. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем — искусство и наука. — М.: Мир, 1978.
34. Шнейдеров В. С. Занимательная информатика. — СПб.: Политехника, 1994.
35. Шуиукова Л. 3. Технология решения и подготовки задач на компьютере // Информатика и образование. — 1999. — № 7.
36. Яковлева Т. А. Технология компьютерного моделирования // Информатика и образование. — 1997. — № 5.
Глава 15
ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|