Структурная алгоритмизация»
Учащиеся должны знать:
• значение понятия «алгоритм»;
• принципы структурной алгоритмизации.
Учащиеся должны уметь:
• строить схемы вложений алгоритмических структур друг в друга;
• решать на уровне блок-схем задачи, требующие использования однократно вложенных базовых алгоритмических структур и выделения вспомогательных алгоритмов.
Тема «Введение в Паскаль»
Учащиеся должны знать:
• место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня;
• принципы описания языка программирования на уровне ме-|гаязыка;
• структуру программы на Паскале.
Учащиеся должны уметь:
• читать несложные синтаксические диаграммы и сопоставлять их с реальными текстами на Паскале.
Тема «Данные. Типы данных. Выражения»
Учащиеся должны знать:
• что такое величина и чем она характеризуется;
• в чем принципиальные отличия величин структурированных и не структурированных;
• о таких структурах данных, как множество, запись, файл, стек, очередь, строка; о том, какие из них реализованы в Паскале в качестве типов языка, а какие требуют дополнительных усилий по конструированию;
• что может входить в состав арифметического выражения;
• перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль;
• о нематематических функциях, которые могут входить в арифметические выражения;
• о логических выражениях и входящих в них операндах, знаках действий и функциях.
Учащиеся должны уметь:
• записывать примеры арифметических и логических выражений с использованием всех атрибутов, которые могут в них входить.
Тема «Операторы»
Учащиеся должны знать:
• перечень основных операторов языка Паскаль;
• синтаксис этих операторов;
• детали процесса исполнения каждого из операторов.
Учащиеся должны уметь:
• описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов;
• разрабатывать простые программы обработки числовой и символьной информации, требующие не более одного вложения (суперпозиции) основных операторов.
Тема «Перечислимый
И интервальный типы данных»
Учащиеся должны знать:
• назначение перечислимого и интервального типов данных;
• какие ограничения связаны с этими типами;
• примеры простых программ, использующих эти типы.
Учащиеся должны уметь:
• создавать перечислимые типы;
• описывать переменные перечислимого типа;
• разрабатывать простые программы, содержащие величины перечислимого типа;
• строить интервальный тип на базе произвольного порядкового типа.
Тема «Процедуры и функции»
Учащиеся должны знать:
• почему наличие полноценных процедур и функций является принципиально важным для структурно-ориентированного языка высокого уровня;
• каковы правила описания процедур в Паскале;
• как строится вызов процедуры;
• в чем принципиальные отличия между формальными, локальными и глобальными переменными;
• в чем отличия между параметрами-переменными и параметрами-значениями и в каких ситуациях целесообразно использовать те и другие;
• в чем отличия между процедурами и функциями;
• область действия описаний в процедурах;
• в чем в принципе заключается рекурсия и как она реализована на Паскале.
Учащиеся должны уметь:
• выделять вспомогательные алгоритмы в несложных задачах;
• формировать процедуры и функции;
• правильно строить обращения к процедурам и функциям.
Тема «Структурированные типы данных»
Учащиеся должны знать:
• какие структурированные типы данных есть в языке Турбо Паскаль;
• как формально определять в программе типы «массив», «строка», «множество», «запись», «файл»;
• какими свойствами обладают данные указанных типов;
• какие операции возможны над величинами указанных типов.
Учащиеся должны уметь:
• при решении содержательных задач, в которых целесообразно пользоваться структурированными данными, адекватно выбирать подходящую из перечисленных выше структур;
• пользоваться комбинациями структур данных (типа «массив записей» и т.д.).
Тема «Важнейшие нечисловые алгоритмы
(поиск и сортировка)»
Учащиеся должны знать:
• в чем состоит общая постановка задач: поиска, внутренней сортировки, внешней сортировки;
• почему задачи поиска и сортировки столь важны в прикладном плане;
• чем отличается поиск в отсортированной структуре и в неотсортированной;
• чем характеризуется эффективность сортировки.
Учащиеся должны уметь:
• воспроизвести простейшие алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в упорядоченном массиве;
• распространить эти алгоритмы на сортировку и поиск в нечисловых массивах, массивах записей.
Тема «Модули»
Учащиеся должны знать:
• значимость возможности создания модулей для профессионального языка программирования;
• особенности трансляции модулей;
• структуру модулей в Турбо Паскале.
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться готовыми модулями и разбираться в их структуре, назначении отдельных разделов;
• пользоваться стандартным модулем Crt.
Тема «Графические возможности Турбо Паскаля»
Учащиеся должны знать:
• состав модуля Graph (по разделам);
• основные установочные процедуры;
• основные процедуры построения графических примитивов.
Учащиеся должны уметь:
• строить несложные изображения, используя установочные процедуры и графические примитивы;
• строить графики функций.
Тема «Ссылочный тип
И динамические структуры данных»
Учащиеся должны знать:
• в чем заключается принципиальное различие между динамическими и статическими структурами данных;
• какие основные динамические структуры данных принято выделять в современном программировании;
• как технически создаются динамические объекты в Турбо-Паскале.
Учащиеся должны уметь:
• создавать простейшие динамические структуры данных (стек, очередь и тому подобное);
• анализировать небольшую программу, в которой используются динамические структуры данных.
15.3. Тематическое планирование курсов
Программирования на Паскале
Курс «Программирование на языке Паскаль»,разработанный И.Г.Семакиным и А.П. Шестаковым, рассчитан на 68 часов (т.е. X или XI кл. по 2 часа в неделю). Его естественным продолжением может стать курс объектно-ориентированного программирования.
Курс снабжен полным набором учебно-методического обеспечения, включая учебное пособие, задачник, набор тестов для контроля.
Основное учебное пособие по курсу выстроено по типу лекций. Каждая лекция — дидактическая единица, требующая примерно одинакового времени на изложение теоретического материала (по 2 часа). Всего курс исходит из 32—36 часов лекций и 32—36 часов практических занятий. Каждое практическое занятие подкрепляет изучение материала соответствующей лекции (за немногими исключениями чисто теоретических тем). Таким образом, приведенное ниже тематическое планирование в целом определяет и поурочное планирование.
Лекция 1.
1.1. История и классификация языков программирования высокого уровня.
1.2. Первое знакомство с Паскалем.
Лекция 2.
2.1. Некоторые сведения о системе Турбо Паскаль.
2.2. Способы описания языка программирования.
Лекция 3.
3.1. Элементы языка Турбо Паскаль.
3.2. Типы данных.
Лекция 4.
4.1. Структура Паскаль-программы.
4.2. Арифметические операции, функции, выражения. Оператор присваивания для арифметических выражений.
4.3. Ввод с клавиатуры и вывод на экран.
4.4. Управление символьным выводом на экран в Турбо Паскале.
Лекция 5.
5.1. Логические величины, операции, выражения. Оператор присваивания для логических выражений.
5.2. Функции, связывающие различные типы данных.
Лекция 6.
6.1. Логические выражения в управляющих операторах.
6.2. Цикл по параметру.
6.3. Особенности целочисленной и вещественной арифметики.
Лекция 7.
7.1. Подпрограммы-процедуры.
7.2. Подпрограммы-функции.
7.3. Еще раз об области действия описаний.
7.4. Рекурсивные подпрограммы.
Лекция 8.
8.1. Что такое рекуррентная последовательность.
8.2. Программирование вычислений рекуррентных последовательностей.
Лекция 9.
9.1. Основные понятия и средства машинной графики в Турбо Паскале.
9.2. Как построить график функции.
Лекция 10.
10.1. Строковый тип данных.
10.2. Первый опыт «серьезного» программирования.
Лекция 11.
11.1. Табличные данные и массивы. Лекция 12.
12.1. Понятие множества. Множественный тип.
12.2. Операции над множествами.
12.3. Примеры использования множеств.
Лекция 13.
13.1. Файлы. Файловые переменные.
13.2. Внешние файлы.
13.3. Текстовые файлы.
Лекция 14.
14.1. Комбинированный тип данных.
14.2. Работа с файлами записей.
Лекция 15.
15.1. Динамическая память и указатели.
15.2. Связанные списки.
Лекция 16.
16.1. Организация внешних подпрограмм.
16.2. Создание и использование модулей.
Лекция 17.
17.1. Задачи поиска, метод перебора.
17.2. Перебор с возвратом.
Лекция 18.
18.1. Задачи на длинную арифметику.
Методика обучения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|