Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 8. КАЗАХСТАН В УСЛОВИЯХ УКРЕПЛЕНИЯ ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЫ (1920-30-х гг.)





Цель занятия:показать последствия укрепления тоталитарного режима, особенности проведения форсированной индустриализации, силовой коллективизации и политических репрессий, преобразований в сфере образования, культуры и науки.

 

План практического занятия:

1. Политика «Малого Октября» Ф.И. Голощекина.

2. Индустриализация Казахстана.

3. Коллективизация сельского хозяйства.

4. Политические репрессии. «Лагерная экономика» (Карлаг, Степлаг и другие).

5. Борьба с неграмотностью и развитие системы образования в Казахстане.

6. Достижения Советской власти в области культуры и науки.

 

Методические рекомендации:

Раскрывая первый вопрос, следует рассказать о бедствиях, которые принесли казахскому аулу чрезвычайные меры, предпринятые первым секретарем Казкрайкома Голощекиным - автором политики «проведения малой октябрьской революции» и жесткого курса сталинизма в крае.

Отвечая на второй вопрос, расскажите, почему в обстановке укрепления командно-административной системы были выбраны форсированные методы проведения индустриализации. Изложите суть дискуссии относительно выбора путей индустриализации между Ф.И. Голощекиным и С. Садвокасовым. Покажите, что реализация голощекинского плана индустриализации превратила Казахстан в источник сырья для промышленных центров СССР. Важно понять, что именно форсированные темпы осуществления индустриализации стали причиной проведения коллективизации сельского хозяйства.



Особое внимание следует уделить третьему вопросу. Расскажите о методах, темпах и последствиях силовой коллективизации, насильственном переводе традиционной структуры хозяйства на сплошную оседлость. Покажите, что властные органы, не имея ясных представлений как проводить коллективизацию в степи, заставляли кочевые аулы выстраивать свои юрты по типу домов в деревнях. Бездумная политика собирания казахских аулов по типу русских сел, без жилищ для людей, а так же отсутствие хозяйственных построек, источников питания и воды для скота обернулись катастрофой животноводческой отрасли: в ходе проведения коллективизации из 40,5 млн. голов скота осталось 4,5 млн. голов скота.



Всего за годы коллективизации в Казахстане погибло предположительно 40% населения (примерно 1 млн. 750 тыс. человек). За пределы республики мигрировало 1 млн. 30 тыс. Из них 616 тыс. безвозвратно, вернулись в край - 414 тыс. Казахи восстановили свой численный уровень только через сорок лет, в 1969 году. Результатом осуществления силовой коллективизации стала массовая гибель крестьянского населения, поэтому эти годы являются трагической страницей в истории Казахстана.

Изучая четвертый вопрос, покажите, что наряду с укреплением командно-административной власти, постепенно складывалась тоталитарная система. В Казахстане были созданы сталинские лагеря – Степлаг, Карлаг, Алжир и др. Террор получил массовый повсеместный характер. Политические репрессии осуществлялись в крае в три этапа: 1928-1931 гг., 1937-1938 гг., 1949-1950 гг. За это время политическим репрессиям было подвергнуто 110 тыс. человек.

Отвечая на пятый вопрос, покажите достижения в сфере образования. Подробно расскажите, как в 20-30 годы ХХ в. формировалась система образования, создавались учебники, готовились кадры интеллигенции, осуществлялась кампания по ликвидации неграмотности, открывались школы, школы-интернаты, первые казахстанские вузы. Отметьте, что к 1940 году задача ликвидации неграмотности среди трудоспособного населения в основном была завершена.

Раскрывая шестой вопрос, покажите, какие меры предпринимались по созданию научных учреждений, изданию научной литературы, расскажите о выдающихся деятелях культуры и науки, а также успехах в литературе, искусстве и культуре.



Темы рефератов:

1. Трагедия казахского аула в годы коллективизации.

2. Особенности утверждения сталинизма и тоталитарной системы в Казахстане.

Контрольные задания:

Задание №1.

Силовая коллективизация привела к массовой гибели крестьянского населения, поэтому эти годы являются трагической страницей в истории Казахстана.

- Подумайте, в силу каких причин силовая коллективизация имела столь трагичные и негативные последствия.

 

Задание №2.

Сталинское руководство не имело четкой концепции проведения коллективизации в кочевых и полукочевых хозяйствах. В Казахстане коллективизация сопровождалась оседанием кочевых и полукочевых хозяйств. По мнению американского исследователя Марты Брилл Олкотт, в 20-е годы ХХ века советская власть не могла контролировать кочевников, которые откочевывали, не желая следовать указаниям местной власти. Подумайте, почему для сталинского руководства «посадить» казахов на землю было не столько экономической, а сколько политической задачей.

- Исходя из представленного текста, определите особенности осуществления силовой коллективизации в Казахстане.

 

Задание №3.

Трудности осуществления индустриализации Казахстана:

1) отсутствие источников финансирования для проведения индустриализации форсированными темпами (было решено использовать три главных источника - рабочий класс, сверхналог с крестьянства, лагерная экономика);

2) неразвитая инфраструктура (отсутствие железных и шоссейных дорог, источников водоснабжения, линий электропередач, городов и рабочих поселков и т.п.);

3)дореволюционное однобокое развитие промышленности (горнорудные и предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья);

4) отсутствиеинженерно-технических работников и квалифицированного рабочего класса;

5) восстановление промышленности не было завершено к 1926 году и по темпам восстановления отставало от общесоюзного уровня;

6) очаги тяжелой промышленности предстояло создавать заново, в степи.

- Выделите главную трудность проведения индустриализации форсированными темпами.

ТЕМА 9. КАЗАХСТАН В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Цель занятия:показать трудовой героизм и подвиги казахстанцев на фронтах Великой Отечественной войны.

План практического занятия:

1. Создание военной экономики.

2. Подвиги казахстанцев на фронтах Великой Отечественной войны.

3. Трудовой героизм тружеников-казахстанцев в тылу.

4. Депортация репрессированных народов в Казахстан в годы войны и их размещение.

5. Творческий вклад деятелей науки, культуры и искусства, эвакуированных в Казахстан в годы войны.

Методические рекомендации:

Изучение первого вопроса,следует начать с перестройки экономики края на военный лад. В результате Казахстан стал одним из важных арсеналов фронта. В короткий срок сырьевая база Казахстана в значительной мере компенсировала утраченные оккупированные ресурсные источники. Промышленность республики переключилась на производство оборонной продукции. Достаточно отметить, что Казахстан в годы войны производил 85% союзного производства свинца. В Казахстан было перебазировано 220 предприятия и цеха, которые разместились в городах Уральск, Петропавловск, Чимкент, Семипалатинск, Караганда, Актюбинск. Всего за годы войны было построено 460 заводов, фабрик и других предприятий. Ценой огромного напряжения обеспечивали труженики тыла нужды страны военного времени. Экономика управлялась военизированными методами. Рабочий день был удлинен до 11 часов при 6-дневной рабочей недели. Были отменены отпуска, ужесточена трудовая дисциплина, опоздания на работу, нарушение дисциплины или уход с рабочего места карались тюремным заключением до 5-8 лет.

Раскрывая второй вопрос, покажите, что с началом войны в ряды сражающейся армии ушел каждый четвертый из 6,2 млн. населения. О вкладе Казахстана в общую победу говорит и то, что на территории Казахстана было сформировано 12 стрелковых и 4 кавалерийских дивизии, 7 стрелковых бригад, около 50 отдельных полков и батальонов различных родов войск. Расскажите, что на фронтах Великой Отечественной войны казахстанцы покрыли себя неувядаемой славой. Высочайшей солдатской наградой – орденом Славы трех степеней - были награждены 110 казахстанца. За ратные подвиги 497 человек (99 казахов) были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Приведите примеры подвигов казахстанцев. Более 3,5 тыс. человек воевали в рядах народного партизанского движения (К. Кайсенов, Г. Ахмедьяров, С. Олесенко, А. Гефт, В. Шаруда и др.). Около 300 казахстанцев участвовали в движении Сопротивления в оккупированных фашистами странах Европы.

Изучая третий вопрос, обратите внимание, что центр тяжести по продовольственному обеспечению армии и населения переместился в восточные районы, в том числе и в Казахстан. Перестройка сельского хозяйства на военный лад проходила в сложных условиях. Многие квалифицированные специалисты-трактористы, животноводы ушли на фронт, значительно снизилось число трудоспособного населения, возрос вес женского и детского труда. Тем не менее, героическими усилиями труженики села за годы войны дали фронту продукции больше, чем за 5 довоенных лет. Ценой огромного перенапряжения выполняла задания разрушенная в годы коллективизации животноводческая отрасль, уже в первые годы войны увеличились поставки по мясу и молоку по отношению к трем довоенным годам.

Особо отметьте известные героические подвиги сельских тружеников: рекордный урожай по просу Шыганака Берсиева (Актюбинская обл.) и Анны Дацковой (Павлодарская обл.), рекорд по рису Ибрая Жахаева (Кзылординская обл.). Звания Героев труда в годы войны были удостоены многие казахстанцы: чабан Ж. Мукашев, свекловод М. Мухамедиева, табунщица Ш. Шугаипова и др.

Расскажите, что население Казахстана на строительство военной техники (танков, самолетов, а нередко целых колонн и эскадрилий) собрали из личных сбережений более 480 млн. рублей.

Отвечая на четвертый вопрос, покажите, что в период массовых политических репрессий необоснованные карательные меры применялись к отдельным народам по принципу коллективной ответственности за национальную принадлежность. Тоталитарный режим начал депортации осенью 1937 года, когда в Казахстан было насильственно переселено 100 тыс. корейцев с Дальнего Востока. Тогда же осенью в крае появились тысячи курдов, азербайджанцев, иранцев, высланных сюда вследствие «очистки пограничной полосы» вдоль кавказской границы СССР.

Раскрывая пятый вопрос, покажите, что Казахстан стал надёжным тылом Советского Союза. В годы войны в Алма-Ату были эвакуированы 389 492 человека, а также множество предприятий стратегического значения, среди которых были не только фабрики и заводы, но и киностудии («Мосфильм» и «Ленфильм»), театры, образовательные учреждения. С началом войны в Казахстан были эвакуированы 23 художественных коллектива из Москвы, Киева, Ленинграда и других городов Советского Союза. В эти годы в Алма-Ату были эвакуированы известные учёные из Москвы.

Темы рефератов:

1. Депортация народов в Казахстан – преступление тоталитаризма.

2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: истоки, итоги, уроки.

Контрольные задания:

Задание №1.

На IV сессии Ассамблеи народов Казахстана Президент Н.А.Назарбаев озвучил следующие статистические данные, согласно которым число депортированных в предвоенные и военные годы достигло 1 млн. 200 тыс. Среди них: 38% немцев, 83% чеченцев и ингушей, 59% корейцев, 58% карачаевцев, 55% балкарцев, 76% греков, 62% курдов и других.

- Подумайте, по какому принципу сталинское руководство осуществляло насильственное переселение народов в Казахстан [1, c. 232].

 

Задание №2.

В годы войны активно развивалась казахстанская наука. В 1941—1945 гг. в республике были образованы новые научные институты – астрофизики, химии, энергетики, почвоведения, ботаники, истории, археологии и этнографии, языка и литературы.

- Подумайте, что стимулировало развитие науки в годы войны в Казахстане?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.