Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЮРКСКИХ НАРОДОВ В VI-XII ВВ.





Цель занятия:показать историю становления и развития кочевой цивилизации государств эпохи средневековья, роль тюркской цивилизации в евразийской истории.

 

План практического занятия:

1. Государства средневековья.

2. Материальная культура кочевого населения. Ремесло и торговля.

3. Средневековые города Казахстана.

4. Древнетюркский алфавит. Памятники древнетюркской письменности.

5. Наука и литература в IX-XII веках. Аль-Фараби, Юсуф Баласагунский, Махмуд Кашгарский и Ахмед Яссави.

6. Религии тюркской эпохи.

 

Методические рекомендации:

Отвечая на первый вопрос, обратите внимание, чтов середине I тысячелетия на обширных просторах Евразии складывается огромный массив тюркских племен. Расскажите, что вы знаете о тюркском этногенезе и первом государстве тюрков. Покажите, как менялась семантика самого слова «тюрк» в своем историческом развитии. Территория Казахстана в VI веке оказалась в составе сильной военной державы – Тюркского каганата, объединившего все кочевые народы Евразии. Основой тюркского государства (Эля) были племена и роды. Каган «держал Эль и возглавлял бодун (народ)».



Отметьте, что тюркское государство было первой крупнейшей империей на Евразийском пространстве. После тюрков создание такой империи удалось лишь монголам (XIII – XV вв.), а затем России в XVIII – XIX вв. Тюркский каганат достойно соперничал с крупнейшими государствами того времени - Византией, Ираном и Китаем. Тюркский каганат имел не меньшую, чем Римская империя территорию, охватывая просторы Евразии от Якутии до Балкан.

Выполняя первое задание по самостоятельной работе студента, заполните таблицу и укажите хронологические рамки тюркских государств, территории, столицы, хозяйство, общественное и политическое устройство, союзы и борьбу с соседними государствами. При заполнении таблицы следует помнить, что эпоха раннего средневековьяс VI по XIII вв. характеризуется развитием двух политических центров. Это Семиречье (тюрко-мусульманская культура – государства тюрков, карлуков, огузов, караханидов) и Сары-Арка (тюрко-кыпчакская кочевая культура кимаков и кипчаков).

Уясните важность образования Степной империи тюрков, которое породило такие исторические понятия, как «тюркский мир», «древнетюркская эпоха».Трудно переоценить значение тюрков и их государства в мировой истории. С образованием Тюркского каганата была прервана разобщенность средиземноморской и дальневосточной культур. Тюрки выступили не просто посредниками между ними. Они сумели создать своеобразную степную культуру, противостоящую культуре Китая, Ирана, Византии и Индии.



Во втором вопросе следует показать, что материальная культура рассматриваемого периода определялась нуждами их главного занятия – скотоводства, которое носило различные формы: кочевой, полукочевой и оседлый. Вместе с тем обратите внимание, что на обширной территории Казахстана издревле существовали регионы с оседлой и городской средой. Важно отметить три района - Южный Казахстан (долина Сырдарьи), юго-западное Семиречье (междуречье Таласа и Чу), северо-восточное Семиречье (Илийская долина) [2, Т.1, с.347]. В контактных зонах земледелия и скотоводства наиболее отчетливо проявляются взаимодействия оседлости и кочевничества, города и деревни. Эти взаимодействия были многообразны: политические, экономические, культурные и этнические.

Отметьте, что основным жилищем для кочевников была юрта. Хозяйственная необходимость заставляла номадов постоянно ее улучшать и совершенствовать. Достоинства юрты были оценены соседними народами – китайцами и арабами. Для богатой знати изготовлялись белые и даже голубые юрты. Расскажите, чем украшались юрты [2, т.1, с.365]. Опираясь на археологический материал, опишите одежду тюрков, роскошь и богатство которых, отмечали многие путешественники (Сюань Цзян и др.).



Покажите, как изменился погребальный обряд, каковы были новые виды погребальных памятников. Опишите инвентарь из погребений – виды оружий, стрелы, конская сбруя и украшения для нее, стремена, колчаны, наконечники стрел, изделия бытового и хозяйственного значения [2, т.1, с.362-365].

Рассматривая материальную культуру, покажите различные виды ремесел, развитие которых в тюркский период было связано с ростом торгово-ремесленных городов.

На период развитого средневековья приходится расцвет экономики, городской культуры, рост товарно-денежных отношений, интенсивный товарный обмен, высокий уровень развития архитектуры и науки.

Подготовку к третьему вопросу начните с рассмотрения двух регионов – Южного Казахстана и Семиречья. Эти крупные историко-культурные регионы издревле выделялись на обширной территории Казахстана как районы развития оседлой, а в средние века и городской жизни. Города в эпоху средневековья базировались на кочевом, полукочевом скотоводстве, тесно связанном с оседлым земледелием [1, с.63, 73]. Принято говорить о единой экономической системе, в которой оба направления хозяйственной жизни – город и кочевая степь - не могли функционировать без постоянного взаимообмена [2, т.1, с.347]. Поэтому «непроходимой границы» между земледельцами и скотоводами не было.

Существуют две версии происхождения городской культуры Семиречья: автохтонная модель или результат согдийской колонизации. Можно отметить, что в период раннего средневековья (VI - первая половина IX вв.) на юге Казахстана и Семиречья сложилась своеобразная городская культура, которая интегрировала культурные достижения Согды и тюркский культурный комплекс. После арабских завоеваний городская культура этих регионов испытала сильное воздействие мусульманской культуры.

В IX – начале XIII вв. появляются новые города, например, в юго-западном Семиречье. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун. В северо-восточном Семиречье возникает новый район городской культуры. Возникают города в Центральном, Восточном (Имакия) и Западном Казахстане (города тюрков-огузов). Разберитесь с причинами формирования и развития городов. Исследователи считают, что эти города возникали на пересечении трасс и направлений Великого Шелкового пути, в местах оседлых поселений, а также возле стен замков - средневековых ставок правителей, к которым примыкали дворы и постройки знати, торговцев и ремесленников.

Города являлись административными, торговыми, ремесленными и культурными центрами. В этих городах, благодаря Великому Шелковому пути, создалась почва для процветающей торговли, взаимопроникновения и взаимообогащения непохожих культур Запада и Востока. Если в Западной Европе города обслуживали в основном местные рынки, то в Евразии – международную торговлю, играя роль транзитных пунктов на караванных путях. Великий Шелковый путь способствовал развитию торговли и многих институтов («правил») рыночного хозяйства. Функционирование Великого Шелкового пути требовало создания развитой системы международного разделения труда в производстве товаров на экспорт и в обеспечении инфраструктуры транспортных коммуникаций.

Среди городов отметьте Испиджаб, Отрар, Тараз, Баласагун, Коялык, Талхиз, Орда, Бескамыр и другие. Эти города обязательно имели караван-сараи, сочетавшие функции гостиниц и складских помещений. Для купцов-иноземцев организовывались специальные рынки наиболее ходовых товаров. На обслуживание торговых караванов работали люди многих профессий – переводчики, менялы, погонщики верблюдов, охранники караванов, сборщики налогов и т.д. Опишите традиционные районы средневекового города - цитадель, шахристан, рабад и социальные группы населения каждого района. Подумайте, на какое время приходится расцвет городской культуры?

Отвечая на четвертый вопрос, необходимо рассказать, с какого времени у тюрков возникло самостоятельное руническое письмо. Внимательно ознакомьтесь с историей его возникновения (каменные стелы на месте захоронения кагана Таспара на согдийском языке и на санскрите, на тюркском языке - в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина). Расскажите об открытии орхоно-енисейского письма, об исследователях XVIII века (Д.Г. Мессершмидт, И. Страленберг) и XIX века (Н.М. Ядринцев). Укажите места, где были обнаружены эти памятники древнетюркской письменности, какое количество знаков входило в древнетюркское письмо [1, с.74-76]. Важно отметить историю дешифрования древнетюркских текстов и создания связного письма - роль датского ученого В.Томсена и русского тюрколога В.В. Радлова.

Раскрывая пятый вопрос, следует отметить, что в это время не только возникла тюркская письменность, заимствованная и оригинальная, но и появилась запечатленная на письме тюркская литература. Эпоха средневековья после себя оставила богатое устно-поэтическое творчество. Широкое распространение получили предания о Коркуте, родившимся в Кызыл-ординской области. В народном представлении Коркут - мудрый наставник, прорицатель и хранитель заветов предков. Согласно преданиям, он изобрел музыкальный инструмент кобыз, с помощью которого звучали стихи и заклинания известного поэта, шамана [1, с.76].

Свидетельством развития средневековой культуры является научная деятельность известных ученых-энциклопедистов Востока. Среди них человек, которого называют «вторым учителем мира» Абу Наср аль-Фараби, выходец из Отрара. Постарайтесь в полной мере отразить широту и многообразие научных интерес этого выдающегося ученого, написавшего более 200 трактатов по математике, физике, астрономии, систематизированной тригонометрии, физико-математической теории музыки, математическим основам геодезии, архитектуре и т.п.

Одними из лучших образцов письменной литературы является поэма «Кудатгу билиг» Юсуфа Баласагунского, «Словарь тюркских наречий» Махмуда Кашгарского, стихи Ахмеда Яссауи [1, с.77-81]. Расскажите о жизни и творчестве этих знаменитых авторов, какие ценные сведения имеются в этих произведениях.

Отвечая на шестой вопрос семинара, важно помнить, что в период раннего средневековья тюркоязычные племена были язычниками (культ Тенгри, Земли-Воды, огня, священных гор и пр.). Расскажите, кому они поклонялись, какие существовали традиции погребения? Тюркские племена приобщились к великим религиям того времени – буддизму, манихейству, христианству, исламу, широко освоили достижения иных цивилизаций. Какую роль в распространении мировых религий сыграл Великий Шелковый путь?

 

Темы рефератов:

1. Культура Казахстана в средние века.

2. Великий Шелковый путь и степная цивилизация тюрков.

3. Тюркский каганат – «империя царя коней».

4. Религиозные представления и верования древних тюрков (Тенгри, Умай, Жер - Су ана).

 

Контрольные задания:

Задание №1.

В контактных зонах земледелия и скотоводства наиболее отчетливо проявляются взаимодействия земледельцев и скотоводов Казахстана. Исследователи по-разному оценивают характер этих контактов. Одни считают, что это было состояние постоянной борьбы кочевников с оседлыми земледельцами. Другие, напротив, считают, что между кочевниками и земледельцами существовала тесная и органичная связь [2, т.1,с.347].

- Какая, из этих двух точек зрения является сейчас в историографии преобладающей?

- Какую версию Вы считаете правильной?

 

Задание №2.

Уже в начале средних веков в Азии была распространена концепция четырех царств мира, которые символизировали обширные регионы и страны. Каждое из этих «царств мира» в глазах современников обладало присущими только ему преимуществами. Такие государства, как Китай, объединившийся под властью династии Суй (589-618), а затем Тан (618-907), царства индийских правителей; объединение тюрков от Тихого океана до Черного моря, Персии и Византии, послужили идеи четырех мировых монархий [1, с.55], расположенных по четырем сторонам света: империи царя слонов на юге (…), царя драгоценностей на западе (…), царя коней на севере (…), царя людей на востоке (…).

- Заполните в скобках пропущенные названия четырех царств мира.

Задание №3.

Первый тюркский летописец Йоллыг-тегин сообщал: «Когда вверху возникло Голубое небо, а внизу – Бурая земля, между ними обоими возник род людской. И воссели над людьми мои пращуры – Бумын-каган, Истеми-каган. Воссев на царство, они учредили Эль и установили Терю народов тюрков… Имеющих головы они заставили склонить головы, имеющих колени они заставили преклонить колени! На восток и на запад они расселили свой народ. Они были мудрыми каганами, они были мужественные каганы!». Древние тюрки связывали время сотворение мира со временем появления тюрков и первых каганов, которые, сев на царство, охраняли государство и устанавливали законы для тюркского народа. В этом источнике изложена парадигма власти в Тюркском каганате: Бодун – Эль – Терю.

- Охарактеризуйте, как Вы понимаете особенности организации государственного устройства тюрков.

 

Задание №4.

С самого начала своего выхода на авансцену мировой истории тюркские народы никогда не являлись однородной и интегрированной группой племен, тем более они никогда не осознавали своего единства. Они были сильно дифференцированы как по хозяйственно-культурным признакам, так и по языку и этническому происхождению. Вместе с тем, тюркскую эпоху невозможно расчленить на «истории» отдельных народов Великой Степи и совместить их исключительно с прошлым какого-либо одного современного тюркского народа. Тюркские народы в течение многих веков имели общую историю и общую по происхождению культуру, ставшую их общим наследием.

Многие исследователи современных тюркских народов связывают имя известного ученого-энциклопедиста Востока Абу Наср аль-Фараби, родившегося в г. Весидже (округ Отрара), с историей своей страны. Другие исследователи считают, что Абу Наср аль-Фараби, будучи человеком мирового уровня, сблизил в своем творческом наследии достижения тюркской, арабской, персидской, греческой и индийской науки и культуры, поэтому его труды являются достоянием многих современных тюркских народов.

- Исходя из предложенного выше материала, подумайте, какое из двух последних утверждений является правильным?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.