|
Словарь терминов и справки по персоналиям
Аберрация — искажение (от латинского «отклоняться»).
Артур Авалон, настоящее имя — сэр Джон Вудрофф (186- 1936). Имя Артур Авалон получил при посвящении в рыцари ордена Св. Григория в 1915. Получив юридическое образование в Оксфорде, в 1902 женился на Эллен Гримсон, уехал с ней в Индию, где провел 21 год. С 1902 преподавал право в университете Калькутты, был советником правительства Индии (1902-1903), член Верховного суда Калькутты (1904-1922) и верховный судья Бенгалии (1915-1923). В 1923 вернулся в Англию и преподавал индийское право в Оксфордском университете с 1923 по 1930. В Индии написал, перевел и издал много книг, посвящённых Тантре. Первым был сборник «Гимны Богине», Затем в 1913 в Лондоне выходит перевод «Маханирвана тантры». Через год появляется двухтомная работа «Принципы Тантры». Далее — переводы небольших тантр, текстов «Волна Блаженства» («Анандалахари»), «Величие Шивы» и книги «Исследование Мантра-шастры», которая затем была переработана и издана под названием «Гирлянда букв». Одна из самых известных книг Авалона, «Шакти и шакта», а в 1919 — «Змеиная Сила». После этого изданы переводы тантр, текстов («Камакалавилаша», «Иша-упанишада» и «Тантра-раджа Тантра»). Последняя работа Авалона — двухтомник «Мир как сила» — опубликованный в 1922. 1-й том назывался «Мир как сила. Реальность, жизнь, ум, материя, причинность и непрерывность», а 2-й — «Махамайя. Сознание». Это большой теоретический труд, в котором автор излагает свое понимание философии «Шакта тантр». Кроме того, издавал серию «Тантрические тексты», в рамках которорой с 1912 по 1940 были опубликованы «Тантрабхиджана», «Биджа Нигханту», «Шат-Чакра Нирупана», «Падука Панчака», «Прапанчасара Тантра», «Кулачуда-мани Нигама», «Куларнава Тантра», «Каливилаша Тантра», «Тантра-раджа Тантра», «Камакалавилаша», «Адвайта-бхава-Упанишада», «Таропанищада», «Шри-Чакра Самбхара», «Маханирвана Тантра», «Каулавалинирнайя», «Шарада Тилака», и «Тарабхактисудцхарнава».
Авидья — неведение, духовное невежество, незнание, непонимание, отсутствие истинного видения, заключающееся в отождествлении себя с телом и принятие иллюзорного мира за реальный — первопричина изменчивого и тягостного бытия человека в сансаре.
Агни-йога — «живая этика», синтетическое учение, созданное супругами Рерих на базе инд. философской терминологии и оккультно-теософских спекуляций, выдаваемое за светскую морально-философскую доктрину, Претендует на роль очередной вселенской религии. В России имеет ярко выраженный сектантский характер, отличается нетерпимостью.
Агни — огонь», имя одного из главных ведических богов, считается «ближайшим», посредник между людьми и богами, возносящий жертвы на небо. Йога почитает его в форме Вайшнавары. Согласно йогической топологии Агни в теле человека отвечает за переваривание пищи, имея область влияния ниже «ложечки» (мечевидного отростка грудной кости). Согласно представлениям Аюрведы, из этой области Агни распространяется по всему телу.
Агорапантхи — йоги-агорапантхи, приверженцы бога Шивы. В средние века бродили по лесам и питались падалью, ибо все, что дано или взято Шивой — для них свято. В настоящее время эта секта практически исчезла.
Адаптация — приспособление строения и функций организмов к изменяющимся условиям существования, в том числе и психологическая подгонка к социуму.
Аджна-чакра — «Третий глаз», «Глаз Брамы», «Глаз Шивы», Гьяна-чакшу (Глаз мудрости), трикути или тривени (место слияния трех рек), бхрумадхья (центр между, над бровями), гуру-чакра. Биджа-мантра АУМ. Биджа-звуки на лепестках: ХАМ, КШАМ. Таттва (Элемент) — Маха-таттва, в котором все элементы представлены в своей разреженной, очищенной сущности (танматра).
Аднексит — воспаление придатков матки, хроническая форма данного заболевания обычно приводит у женщин к функциональному бесплодию.
Айенгар Беллур Крищнамачар Сундарараджа — основатель международной корпорации Айенгар-йоги, ученик гуру Кришнамачарьи из Майсора. Родился в 1916, в 60-е годы XIX в. создал институт йоги имени Рамамани Айенгар (Пуна). Оставаясь нетрадиционной, данная система получила широкое развитие на Западе, превратившись в бизнес. С 1989 Айенгар-йога представлена в Москве, Санкт-Петербурге и т.д. На русский язык переведены книги Айенгара:
«Прояснение йоги» (1994),
«Пранаяма. Искусство дыхания» (1995) и
«Древо йоги» (1999).
Анаболические процессы — внутренние процессы, направленные на образование и обновление структурных частей клеток и тканей.
Араньякапарва — 3-я кн. «Махабхараты», самая значительная по объему и разнообразная по содержанию «Махабхарата» — (санскр. Mahabharata — «Великое сказание о Бхаратах» или «Сказание о великой битве Бхаратов»), грандиозная героико-эпическая поэма, описывающая великое сражение, состоящее из 18 битв, происходящих в течении 18 дней подряд, этому сражению посвящены 4 книги эпопеи (6, 7, 8 и 9-я); весь текст Махабхараты состоит из 18 книг-сказаний (парв):
1) Адипарва (Adiparva — «Начальная книга»);
2) Сабхапарва (Sabhaparva — «О собрании (царей)»;
3) Араньякапарва (Aranyakaparva — «Лесная книга»);
4) Виратапарва (Virataparva — «Книга о Вирате»);
5) Удьйогапарва (Udyogaparva — «Книга о старании»);
6) Бхишмапарва (Bhismaparva — «Книга о Бхишме»);
7) Дронапарва (Dronaparva — «Книга о Дроне»);
8) Карнапарва (Karnaparva — «Книга о Карне»);
9) Шальяпарва (Salyaparva — «Книга о Шалье»);
10) Сауптикапарва (Sauptikaparva — «О нападении на спящих»);
11) Стрипарва (Striparva — «Книга о женах»);
12) Шантипарва (Santiparva О «Об умиротворении»);
13) Анушасанапарва (Anusasanaparva — «О наставлениях»);
14) Ашвамедхикапарва (Asvamedhikaparva — «О жертвоприношении коня»);
15) Ашрамавасикапарва (Asramavasikaparva — «О жительстве в обители»);
16) Маусалапарва (Mausalaparva О «О битве на палицах»);
17) Махапрастханикапарва (Mahaprasthanikaparva — «О великом исходе»);
18) Сваргароханапарва (Svargarohanaparva — «О восхождении на небо»), а также и две дополнительных книги:
19) Хариванша — «Родословная Хари»;
20) Бхавишья — «Пророческая»;
Анклав — латинское слово, означает часть территории чужого государства, окруженную территорией своего.
Арии (арьи, арийские племена) — буквальный перевод «чужак», «пришелец», более позднее значение — «благородный», «свободный человек». Есть гипотеза, что арийские племена проникли в Индию с юга Средней Азии либо даже из юго-восточной части территории Восточной Европы в средине 20-го тыс. до н.э.
Ар Сантэм, гуру (Стаценко, Геннадий Григорьевич) глава и основатель «Школы йога гуру Ар Сантэма», ректор мифического «Московского института йоги», а также автор книги «Йога как способ жизни на Земле», М., 1995; Йога А.С. является по сути сектой, исповедующей йогообразное мракобесие.
Ассимиляция (ассимилирование) — в данном контексте «усваивание».
Антаранга-йога — часть Раджа-йоги Патанджали, объединяющая три завершающих ее ступени («анга» — в переводе с санскрита буквально «шаг», «антаранга» — «внутренние шаги»): дхарана, дхьяна, самадхи — иногда это называют «внутренними средствами», или собственно йогой, тогда как Бахиранга — яма, нияма, асана, пранаяма — подготовительные действия, пратьяхара — водораздел между внешними и внутренними средствами йоги.
Асана — «сидение», статичная поза; устойчивое положение, в котором тело и ум могут находиться в спокойном, расслабленном и умиротворенном состоянии. Третья ступень восьмеричного пути, тренировка тела; подготавливает ученика йоги к дальнейшим этапам практики — пратьяхаре, дхаране, дхьяне и самадхи. Асаны являются средством психосоматического очищения и подготовки к самьяме (медитации).
Атмабодха — буквально «постижение Атмана». Традиция приписывает авторство этого произведения индиискому философу-ведантисту Шанкаре. Текст создан примерно в 9-м в. н.э. Содержит 68 стихотворных строк (шлок) и упоминание о йоге.
Атман — невозвратное местоимение «себя». В философском смысле — абсолютный субъект, сознательное высшее «Я» — единственная реальность (CAT) традиционных индийских доктрин спасения. А. — нерасторжимое единство Бытие — Сознание.
Атхарваведа — одна из четырех Вед, собрание магических формул, заклинаний (от Атхарван — имени легендарного жреца)
Аум — священный слог, символ, выражающий идею Единого, самотождественного, который лишь в иллюзорном и переходящем мире воспринимается как начало — средина — конец. Размышление над данным словом-символом рекомендуется всеми философскими школами древней Индии.
Аутизм — патологическое погружение в личные переживания и ощущения с полным отстранением от внешнего мира.
Ауробиндо Шри (Ауробиндо Гхош, 1872-1950) — сын врача, учился в Англии, завершил образование в Кембридже. Затем, изучив философское и духовное наследие, стал ярым националистом и боролся с английским владычеством в Индии методами террора. Будучи брошен в тюрьму, занялся там йогой и с тех пор навсегда оставил политику. В 1909 поселился в Пондишери и основал ашрам. В 1926 удалился от мира, появляясь перед своими учениками лишь раз в год. Создал учение так называемой Пурна-йоги (интегральной веданты). Завещал построить Ауровилль — город солнца, где в мире и покое сосуществовали бы представители всех мировых религиозных конфессий, но попытка не удалась.
Ашрам — община, монастырь, обитель. Термин произошел от санскр. слова «усилие», подразумевалось, что оно применяется именно в духовной практике. Место, где занимаются поисками духовной сущности и самосовершенствованием. В Индии издавна и по сию пору существует множество йога-ашрамов.
Аштанга-виньяса-йога — учение Паттабхи Джойса, последователя Т. Кришнамачарьи, практика асан, где непрерывные переходы из позы в позу, основанные на цикле Сурья намаскара, сопровождаются произвольной регулировкой дыхания.
Аюрведа — древнеиндийская медицина, направленная в 1-ю очередь на поддержание здорового образа жизни и гармонизацию систем организма, медицинский трактат, авторство которого приписывается целителю богов Дханвантари.
Бахиранга-йога — часть Раджа-йоги Патанджали, включающая в себя пять так называемых «внешних» средств или шагов: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара. Иногда квалифицируется как подготовка к подлинной, высшей, Антаранга-йоге, куда входят ступени дхарана, дхьяна и самадхи (собирательно — самьяма).
Бифуркация — разделение, раздвоение, разветвление процесса.
Блаватская Елена Петровна (1831-1891). Основатель и 1-й президент Теософского общества. Блаватская — одна из самых загадочных женщин XIX веке. Русская дворянка, путешественница и медиум, с детства она испытывала неодолимый интерес к мистике. Странствуя с 17 лет по разным странам, включая Тибет, с начала 70-х годов XIX века работает над созданием универсальной теории, обобщающей существующие эзотерические учения. В 1875 вместе с полковником Генри Олкоттом создает Всемирное теософское общество, которое с 1879 и по сей день находится в Адьяре (Мадрас). Свои идеи изложила в книгах «Разоблаченная Изида» (1875), «Тайная доктрина» (1888) и др. 8 мая 1891 Блаватская умерла, успев передать свои идее преемнице — Анни Безант. В настоящее время Теософское общество насчитывает до 200 тысяч человек в более чем 50 странах мира.
Бодхисатва — в мифологии буддизма существо, достигшее нирваны, но принявшее решение вернуться в материальный мир, чтобы спасти от страданий все живые существа (аналог христианского святого).
Бом, Дэвид — Bohm David Joseph (1917-1992) — один из выдающихся физиков XX в., оригинальный мыслитель, внесший значительный вклад в развитие и интерпретацию квантовой механики. Был учеником Эйнштейна и Оппенгеймера. Степень бакалавра получил в 1939, в университете штата Пенсильвания, степень доктора наук по физике — в 1943 г. в Калифорнийском университете в Беркли. В этом же университете работал в качестве исследователя в области теории плазмы, синхротрона и синхроциклотрона вплоть до 1947. С 1947 по 1951 преподавал в Принстонском университете в качестве ассистент-профессора и параллельно занимался физикой плазмы, теорией металлов, квантовой механикой и теорией элем, частиц. В 1990 был избран действительным членом английского Королевского общества. Автор книги «Квантовая теория» (1951), «Причинность и изменения в современной физике» (1957), «Специальная теория относительности» (1966), «Целостность и неявный порядок» (Wholeness and the Implicate Order, 1980), «Разворачивание смысла» (Unfolding Meaning, 1985), «Наука, порядок и созидание» (Science, Order and Creativity, 1987), «Неделимая Вселенная» (совместно с Б. Хайли, 1993) и «Мысль как система» (1994).
Брахман — высший принцип традиционной индийской философии, вечный и неизреченный, определяемый только негативно, — все, что может быть названо — это не есть Брахман, который конкретно нигде, но везде и во всем одновременно. Идея Брахмана близка, с одной стороны, концепции Буддийской нирваны, с другой — идее Атмана, абсолютного субъекта. Основа учения о Брахмане заложена в Упанишадах и разрабатывалась различными индийскими философскими школами со многих точек зрения.
Брахман (брамин) — член высшей касты индийского Общества, «дваждырожденный» — обычно так называли жрецов, знающих Веды — слово Брахмы. Занятие брамина — изучать Веды, учить им других, совершать обряды, жертвоприношения и т.д. Претендовали на монополию в религии, философии, науке.
Брахманарья —поведение брамина — 1-я часть жизни «дваждырожденных», по закону об ее ступенях, или этапах — ученичество. Брахман проводил отрочество и юность в доме гуру, как работник. За это гуру наставлял его в Ведах. В период обучения половая жизнь была запрещена, и со временем термин Брахманарья приобрел смысл этической заповеди — целомудрия.
«Бхагавадгита» — буквально «песнь господня» — является одним из самых почитаемых священных текстов, универсальным по содержанию, освещающим философские основы всего индуизма. Представляет собой диалог между Кришной и Арджуной перед началом великой битвы на поле Курукшетра. Входит как часть в 6-ю книгу эпоса «Махабхарата». Кришна излагает Арджуне духовное учение — высший смысл небесного и этического закона, а также описывает различные виды йоги.
Бхишма — «ужасный, страшный» (Гангея) — сын царя Шантану и его 1-й жены — царицы Ганги, воплощения богини-реки Ганги; правнук Бхараты; дед Дхритараштры и прадед Кауравов (Дурьодханы и др.) и братьев Пандавов. Проходил свой обязательный 12-летний период ученичества (брахмачарьи, под родовым именем Гангея) у Парашурамы. Дал обет безбрачия и уступил престол младшему брату; воспитывал братьев Пандавов, заменив им отца, — умершего царя Панду, сына Вьясы и овдовевшей невестки Шантану. Обладал выдающ. доблестью и жертвенностью, высокой нравственностью, мудростью и честью. Пользовался любовью, уважением и почтением Кауравов и Пандавов, обращаясь к нему почтительно — «Прадед». В возрасте 116 лет принял участие в битве на Курукшетре. По закону дхармы сражался на стороне Кауравов и на протяжении всего сражения, длившегося 14 дней, оставался главноком. Был смертельно ранен в бою Арджуной, его тело было пронизано сотнями стрел. После поражения Кауравов продолжал лежать при смерти на поле брани еще 40 дней, силой воли поддерживая свою жизнь на «ложе из стрел», ожидая для благоприятного наступления смерти начала священной половины года, когда солнце движется на север. Кришна, божественный наставник и советник Пандавов, привел их, чтобы выказать уважение Бхишме. Затем он попросил Бхишму обучить Юдхиштхиру, старшего из Пандавов, как сохранять лидерство и управлять огромным царством, завоеваном в битве, и попросил также рассказать об «основе освобождения». Содержание этой беседы изложено в XII книге эпоса «Махабхарата» в «Мокшадхарме»
Ваджраяна — («ваджра» — «громовая стрела»), оружие бога Индры, но принадлежала и другим богам, например — Шиве. В мистическом плане это особая сила, способствующая освобождению) — «алмазная колесница» или «колесница раската грома», школа позднего тибетского буддизма, многие современные его последователи называют свое учение Тантрой. Это учение освобождения «коротким путем». Иногда тантрический буддизм называют Мантраяной. «Ваджраяна» представляет философскую школу «мадхьямика» и «йогачара». В Тибете учение подразделяется на 4 основные школы: ньингма-па; кашья-па; кагьюд-па и гелуг-па.
Вазомоторика (латинское «ваз» — «сосуд», плюс «мотор» — двигатель) — совокупность сосудодвигательных нервных волокон: вазодилататоры (расширяющие просвет) и вазоконстрикторы (сужающие просвет кровеносных сосудов).
Веданта — «завершение Вед», позднейшие философские трактаты, именуемые Упанишадами.
Веды («веда» — «священное знание») — корпус поэтической памяти, арийских племен, вторгшихся в Древнюю Индию в начале 2-го тыс. до н.э. Всего Вед четыре: «Ригведа» — собрание религиозных гимнов; «Самаведа» — описание ритуалов, в том числе жертвоприношений; «Яджурведа» — свод магических заклинаний (делится на «Белую» и «Черную» в последней содержится множество колдовских формул, направленных на вызов порчи). «Атхарваведа» — более поздний сборник, в текстах его смешиваются арийские и аборигенные божества, иногда ее называют описанием первобытной демонологии. Каждая Веда состоит из 3-х частей — Самхит, Брахман и Упанишад. Самхита — сборник мантр, или гимнов. Брахманы — разъяснения обрядов. Упанишады и араньяки (наставления отшельникам, пребывающим в лесу) включают части Брахман, толкующие философские вопросы. Упанишады, являясь наиболее поздними текстами, составляют духовную основу последующего развития индийской мысли.
Вивекананда Свами (Нарендранатх Датта — 1863-1902), происходил из богатой и аристократической бенгальской семьи. В 18 лет встретился с Рамакришной, в 23 — получил с его помощью просветление. После смерти Рамакришны стал его преемником. В 1892 отправился в четырехлетнее кругосветное путешествовие с целью распространения учения Рамакришны. В 1897 основал монашеский орден «Миссия Рамакришны», существующий до сих пор и насчитывает около 80 центров в Индии и за ее пределами.
Вишнуиты (Вишну — воплощение Солнца) — секта, возникшая на основе культа Бхагавана (буквально «наделяющий долей», «владыка»). Женское воплощение Вишну — богиня счастья Лакшми. Индуизм с его стремлением к объединению религиозных течений провозгласил тождество Вишну и Шивы и включил оба соперничающих божества в великую тройственную ипостась (Тримурти): Брахма — Вишну — Шива. Культ Вишну был распространён в основном среди кшатриев.
«Вьяса бхашья» — подробный комментарий на «Йога-сутры» Патанджали, датируется 2-м — 4-м в. н.э., примерно на 200 лет позже создания «Сутр».
Геделя теорема — важный результат, полученный австрийским логиком и математиком Куртом Гёделем (1906-1978). В статье «О формально неразрешимых предложениях Principia Mathematica и родственных систем» (1931) Гёдель доказал теорему о неполноте: если система Z (содержащая арифметику натуральных чисел) непротиворечива, то в ней существует такое предложение А, что ни само А, ни его отрицание не могут быть доказаны средствами Z. На примере анализа формальной системы, сформулированной в фундаментальном 3-хтомном труде английских математиков и логиков А. Уайтхеда и Б. Рассела «Principia Mathematica», Гёдель показал, что в достаточно богатых содержательных нормальных системах имеются неразрешимые предложения, недоказуемые и одновременно неопровержимые. Значение теоремы Гёделя состоит в том, что она показала неосуществимость программы формализации математики, выдвинутой немецким математиком Д. Гильбертом. Как показывает теорема Гёделя, даже арифметику натуральных чисел невозможно формализовать полностью, ибо в формализованной арифметике существуют истинные предложения, которые оказываются неразрешимыми. С философско-методологической точки зрения значение теоремы Гёделя заключается в том, что она показывает невозможность полной формализации человеческого знания. В контексте данной работы теоремы Гёделя показывает, что любую жизненную ситуацию человек принципиально не способен понять, находясь в ней.
Гештальттерапия —сл. гештальт переводится как «целостная структура», данный вид терапии осуществлял комплексное воздействие на больного.
Гипервентиляция — дыхание, сильно учащенное по сравнению с обычным.
Гипертензия — повышенное кровяное давление.
Гипносуггестия — проведение терапевтического внушения пациентам, находящимся в состоянии гипноза.
Гипоксемия — то же, что гипоксия — кислородная недостаточность тканей, крови и т.д.
Гомеостаз — совокупность приспособительных реакций живых систем, направленная на устранение или максимальное ограничение воздействия внешних или внутренних факторов, которые нарушают относительное динамическое постоянство внутренней среды организма. Фон Берталанфи определил Гомеостаз как «текущее равновесие».
Гипоталамус — (гип... + греч. Thalamos — комната, синонимы — гипоталамическая область, подбугровая область), отдел промежуточного мозга, расположенный книзу от таламуса под гипоталамической бороздой и представляет собой скопление нервнопроводниковых и нейросекреторных клеток. Является высшим центром регуляции вегетативных функции организма местом взаимодействия нервной и эндокринной систем. Специфическое влияние Гипоталамуса на половые функции связано с регуляцией им деятельности половых желез и участием в организации нервных механизмов, необходимых для осуществления отдельных сексуальных реакций и полового поведения в целом. Регулирующее влияние гипоталамуса на гонады, а также щитовидную железу и кору надпочечников реализуется в основном через гипофиз. В нервных клетках ядер гипоталамуса образуются рилизинг-гормоны — вещества, регулирующие все тройные гормоны передней доли гипофиза, одни из них играют стимулирующую, другие — ингибирующую роль. Рилизинг-гормоны являются универсальными химическими факторами, посредующими передачу импульсов на эндокринную систему. Регуляция половой функции осуществляется посредством синтеза и выделения гонадотропин-рилизинг-гормона (ГС-РГ). При наличии патологии гипоталамуса наблюдается нарушение функций половой системы, нарушение менструального цикла.
Гомогенный — однородный по составу.
Гуны (санскр.- «нити», «пряди», «свойства»), понятие философии санкхьи. В древнейших версиях эпической санкхьи Гунами называются способности восприятия (индрии) и их объекты. Гуны, которые можно интерпретировать как «реалии» индивидуального существования (и которые напоминают не столько брахманистские понятия, сколько буддийские дхармы), обусловливают три рода ментальных состояний (ведана). Это саттва (радость, «приятность», наслаждение, счастье, спокойствие ума), раджас (неудовлетворение, расстройство, печаль, алчность, беспокойство), тамас (неразличение истины, ослепление, небрежность, сонливость, инертность). В другом списке начал индивида в Гуны включаются также три способности познания и сами перечисленные состояния, причем указывается, что Гуны связаны с телом и «погибают» после его разрушения. В зрелой доклассической санкхье Гуны соотносятся с Первоматерией мира (Пракрити) и производными от нее космическими «сутями» (таттвы) и противопоставляется духовному началу (атман-пуруша), задача которого заключается в освобождении от обусловливаемых Гунами состояний сознания.
Гурджиев Георгий Иванович (1877-1949). С детства знал множество языков, хотя систематического образования так и не получил. В период 1896-1922 постигал эзотерику в путешествиях, посетив Среднюю Азию, Афганистан, Монголию, Тибет, Индию, Ассирию, Палестину, Россию, Эфиопию, Судан, Египет, Турцию, Крит, Грецию, Италию, Германию, Англию и Францию. Наибольшее влияние на Гурджиева оказали тайные суфийские братства Гиндункуша и Будд, монастыри Тибета. В 1915-1917 создаёт группы учеников в СПб и Москве. В СПб встречает П.Д.Успенского, ставшего впоследствии последователем и формирователем идеологии Гурджиева. Революция заставляет Гурджиева эмигрировать на Кавказ, где в 1919 в Тифлисе он создал «Институт гармоничного развития человека», а затем в Турцию, Германию и Францию. В 1922 приобретает замок Авон под Фонтенбло (Chateau Prieure), где воссоздает свой Институт, просуществовавший до 1933 года. В этот период Гурджиев ведет практические занятия с учениками и работает над рукописями книг. В 1933-49 возобновляет свои путешествия, в 1934 вторично посещает США (1-й визит в 1924), где создает в ряде крупных городов группы своих учеников и послед. Написал кн. «Все и вся», «Встреча с замечательными людьми», «Жизнь истина, только когда я есмъ», «Вестник грядущего добра» и др.
Гуру — буквально «тяжелый», «важный», «почтенный», «учитель» — обычно подразумевается духовный наставник. Светский учитель или просто преподаватель асан йоги именуется «ачарья».
Даршана — взгляд, мировоззрение. Система ортодоксальной инд. философии, в которой насчитывается 6 даршан: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика.
Джайны — последователи джайнизма, одной из мировых религий, основанной Махавирой. Человек становится победителем — «джиной» (по терминологии джайнов), когда силы органов чувств (способность глаз видеть, ушей — слышать, ума — думать), черпаемые из божественного источника, находятся под общим контролем, то есть когда человек управляет чувствами.
Джакобсон — автор метода прогрессирующей мышечной релаксации, который относится к группе поведенческих методик. Метод Джакобсона (Jacobson Е., 1929) согласуется с представлением о том, что мышечная релаксация является антифобическим фактором. В ходе ее выполнения с помощью концентрации внимания сначала формируется способность улавливать напряжение в мышцах и чувство мышечного расслабления. Затем отрабатывается навык овладения произвольного расслабления напряженных мышц. Все мышцы тела делятся на 16 групп. Последовательность упражнений в процессе овладения данной методикой такова: от мышц верхних конечностей (от кисти к плечу, начиная с доминантной руки) к мышцам лица (лоб, глаза, рот), шеи, грудной клетки и живота и далее к мышцам нижних конечностей (от бедра к стопе, начиная с доминантной ноги). Упражнение начинается с кратковременного, 5-7-сек., напряжения 1-й группы мышц, которые затем полностью расслабляются, а внимание пациента сосредоточено на чувстве релаксации в этой области тела. Упражнения в одной группе мышц повторяется до тех пор, пока пациент не почувствует полного расслабления, только после этого переходят к следующей группе. По мере приобретения навыка в расслаблении мышц, группы укрупняются, сила напряжения в мышцах уменьшается и постепенно внимание все более акцентируется на воспоминании. На заключительном этапе пациент после повседневного анализа локальных напряжений мышц, возникающих при тревоге, страхе и волнении, самостоятельно достигает мышечного расслабления и таким образом преодолевает эмоциональное напряжение. Курс обучения длится от 6 месяцев до 1 года, с частотой занятий 1-3 раза в неделю по 30-60 мин.
Дильман В.М. — доктор медицинских наук, профессор. Научные и врачебные исследования Дильмана посвящены проблемам эндокринологии, онкологии, теоретической гинекологии, геронтологии. Монографии: «Клиническое применение основных гормонов и их аналогов» (Вильнюс, 1961). «Старение, климакс и рак» (Медицина, 1968); «Эндокринологическая онкология» (Медицина, 1974); «Закон отклонения гомеостаза и болезни старения» (P.S.G. Published Company, 1981, США). Дильманом и его школой разрабатывалась онтогенетическая модель развития возрастной патологии, в основе которой лежит представление о законе отклонения гомеостата. В соответствии с этим законом вначале обеспечивается программа развития организма, которая затем трансформируется в механизм развития возрастной патологии.
Диспарантное внушение — человек воспринимает, но не осознает изображение, вложенное в маскирующую визуальную «оболочку». Кадр с портретом либо фразой, побуждающей к определенному действию, может быть вставлен в любую телепрограмму.
Джапа (на санскрите «шептание») — непрерывное и без размышлений ритуальное повторение мантры, которая может быть именем бога или специальным словом. Когда она начинает повторяться как бы сама собой — процесс называется «аджапа-мантра».
Дискретный — прерывистый, состоящий из отдельных частей.
Дифференцирование — расчленение, выделение составленных элементов при изучении чего-либо.
Дольник, Виктор Рафаэльевич родился в 1938, в Свердловске. В 1955-1960 учился на биологическом факультете ЛГУ. Область научных интересов — орнитология. Около 30 лет возглавлял орнитологическую станцию Зоологического института АН СССР (ЗИН) на Куршской косе, причем 22 года как исполняющий обязанности директора. Доктор биологических наук, профессор, глава научного совета Зоологического института РАН. Вице-президент Российского орнитологического общества, почетный иностранный член орнитологического общества США (один из 6), Германии, Нидерландов, член Российской Академии естественных наук. Широкую известность Дольнику принесли публикации в конце 1980-х-1990-х статей по этологии человека. На основе этих работ опубликована книга «Непослушное дитя биосферы» (1994). Состоявшаяся в Институте биологии и психологии человека (СПб) в феврале 2003 Межвузовская научная конференция «Агрессия: биологические, психологические и философские аспекты» была посвящена 65-летию ученого и выходу в свет 3-го издания его книги.
Дон Хуан — в данном случае речь идет о наставнике Карлоса Кастанеды.
Дхарана, концентрация, внутреннее сосредоточение — успокоение, фиксация ума на одном объекте (через ограничение сферы восприятия и постоянного возвращения ума к объекту сосредоточения). Шестая ступень восьмеричного пути йоги Патанджали. Дхарана бывает трех типов:
1) Сосредоточение на божественном аспекте самого себя;
2) сохранение сосредоточения на акаше (эфире, пространстве) в центре духовного сердца внутри анахата-чакры;
3) сохранение сосредоточения на божественной форме, например, Брахме, Вишну, Шиве и др.
Дхара-садхана — «дхара» — поток, луч, «садхана» — «духовное ритуальное действие», аналог христианского подвижничества. По замыслу автора (А. Сидерского, Киев) название «йога-дхара-садхана» («йога восьми кругов», «омнио-тренинг») означает непрерывный поток асан.
Дхарма — «удерживание», опора, устой, закон, долг, нравственность. Одно из центральных понятий индийской философии. Имеет 8 основных значений, в частности — некая заслуга, обретенная благими делами, в том числе и в прошлых существованиях. Благодаря Дхарме человек оказывается способным принять и осуществить спасение, в том числе и с помощью йоги. Дхарма — неизбежное грядущее каждого человека — взросление, старость, смерть. Дхарма — предписанный порядок поведения — монастырский устав либо религиозный обет. Дхарма — благотворное мистическое учение в буддизме.
Дхьяна — созерцание, йогический транс, медитация, глубокое размышление, обдумывание и сосредоточение — устойчивое удержание ума на объекте концентрации, который полностью «овладевает» умом. Седьмая ступень Раджа-йоги Патанджали. Непрерывное сосредоточение на предмете, процессе либо сущности — объектная или безобъектная. «Кайвалья-упанишада»: «Дхьяна представляет собой сосредоточенность на божественной сущности — недвижимой, лучезарной, чистой и блаженной, пребывающей в центре хрит (духовном сердце)». «Йогататтва-упанишада»: «Дхьяна бывает 2-х типов: сагуна-дхьяна — медитация на Боге, имеющем форму и качества; и ниргуна-дхьяна — медитация на Боге, не имеющем ни формы, ни качеств. Выполнение при остановке дыхания и медитация на Божестве является сагуна-дхьяной, а медитация на Высшей сущности, лишенной формы, является ниргуна-дхьяной. Ниргуна-дхьяна ведет к самадхи».
Дхьяни-будда — в мифологии Ваджраяны число Будд считается бесконечным, но в практике созерцания число их ограничено пятью т.н. дхьяни-буддами (букв, «буддами созерцания») и соответствующие им пятью земными элементами. «Гухьясамаджа-тантра» (3 в.) излагает миф о возникновении 5 дхьяни-будд: однажды, когда Бхагават погрузился в созерцание, он превратил себя в Акшобхью и оставил его сидеть на своём месте. После этого он поочерёдно превращал себя в Вайрочану, Рагнасамбхаву, Амитабху и Амогхасиддхи, и оставил их сидеть в 4-х направлениях света, создав таким образом мандалу. В конце 1-го тыс. н.э. к пяти дхьяни-буддам прибавились Ади-будда и Ваджрасатва. В мифологии Ваджраяны дхьяни-будды (хотя названия некоторых из них совпадают с буддами в мифологии Махаяны) не представленных реально существующими и находящемися в определённых точках времени и пространства, они — антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из «пустоты» (шуньята) и выполняют разные функции в процессе переоформления психики созерцающего. Согласно мифологическим представлениям, каждый дхьяни-будда имеет своё особое направление в мандале, свой цвет, сиденье, праджню (женское соответствие), бодхисатву, элемент, функцию и свою «семью», т.е. комплекс антропоморфных символов, связанных с ним.
Законы Maнy — Манудхарма, Манусмрити (Манавадхармашастра) — наиболее авторитетная Дхарма-шастра, сотни стихов ее встречаются в «Махабхарате» и других памятниках древнеиндийской литературы. Автором законов традиция считает прародителя людей Ману, почитавшегося еще со времен Ригведы
Зикр — «упоминание» — психотехника суфизма, заключается в непрерывном произнесении словесной формулы, где повторяется имя Аллаха. Есть зикры «джахр» (громкий), «хафи» (шепот), а также мысленный. Как правило, повторение зикра связано с определёнными движениями.
Ефремов Иван Антонович (1907-1972) — крупнейший палеонтолог, создатель научного направления тафономии. Одновременно был всемирно известным писателем-фантастом, один из его романов «Лезвие бритвы» опубликован в 1964, в основном посвящен индийской йоге.
Изотропность (изотропия) — физическая одинаковость свойств пространства либо вещества по всем направлениям.
Инициирование — побуждение к действию какой-либо системы либо процесса путем влияния на них извне.
Исихазм — направление созерцательной монашеской жизни в православии, возникло в 3-4 в. н.э. в Египте, Палестине и Малой Азии. Исихия — покой, безмолвие. Жизнь монаха-исихаста определялась непрестанной внутренней молитвой, «умным деланием», стремлением к личному «обожению» — снисхождению Благодати. Психотехника Исихиазма имеет параллели с технологией классической йоги.
Йога — «соединение», «средство», «стягивание» — название древнеиндийской философской школы (системы). Философское обоснование Йоги — система санкхья, направлена на достижение освобождения. Есть 4 исторически сложившихся вида Йоги, это:
1) Раджа-йога Патанджали, выработавшая технологию самоуглубления (самадхи), целью является полная интроспекция со всеми вытекающими последствиями;
2) Джняна — йога познания, считающая, что для освобождения достаточно постигнуть иллюзорность мира и реальность Атмана;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|