Сделай Сам Свою Работу на 5

Ваш мозг, и как он работает





 

Вещи не такие, какими они кажутся, но они и не другие.

Цитата на стене трапезной буддийского храма

 

Все, что мы есть, – это результат наших мыслей.

Будда

 

Милтон и сбежавшая лошадь

Эриксон часто рассказывал студентам еще одну историю из своей жизни на ферме в Миннесоте, где он рос вместе с младшими братьями и сестрами.

 

Мальчиком, Милтон с другими детьми однажды в полдень играл на скотном дворе, когда чья-то лошадь – рыжая большая и полная сил – проскакала мимо них вниз по дороге, остановилась у корыта и начала пить. Дети были поражены. Милтон, старший из всех, решился на отважный шаг. Он подкрался к лошади сзади и осторожно забрался к ней на спину. Лошадь немного встрепенулась и снова принялась пить.

Когда лошадь напилась, Милтон дернул ее за густую рыжую гриву и, понукая, сжал коленями бока. Животное подчинилось и поскакало назад по улице. На развилке лошадь замерла в нерешительности. Милтон ждал. В конце концов, она выбрала направление, и Милтон снова сжал колени, чтобы подтолкнуть ее вперед.

Четыре часа спустя совсем на другом краю долины обгоревший на солнце фермер, оторвавшись от своих занятий, увидел Милтона и лошадь на спускающейся к его дому дорожке. Фермер восторженно воскликнул: «Так вот как лошадь вернулась обратно!» Затем обратился к Милтону: «Но откуда ты узнал, куда ее привести?»



И Милтон ответил: «Я не знал пути. Но его знала лошадь. А я просто следил за тем, как она ведет себя на дороге».

 

Этой историей Милтон убеждал студентов: «Именно так можно достичь любого результата, к которому вы стремитесь».

Одной из основных точек зрения, которой Милтон Эриксон придерживался в своей работе, была вера в то, что у людей уже есть все ресурсы, чтобы быть успешными .

Целью Милтона было отвести лошадь домой, и он просто обращал внимание на каждое ее движение, полагаясь на то, что она знает путь. Он доверял ее инстинктам, процессу и просто следил за тем, чтобы лошадь шла по дороге.

Чтобы быть по-настоящему эффективным по отношению к себе и другим, необходимо изучить, как работает человеческий мозг. В данной книге под словом «мозг» мы будем понимать два феномена: мозг как отдел головного мозга и мозг как функция определенного отдела головного мозга.



Осознав эффективные и неэффективные модели функционирования собственного мозга, вы научитесь распознавать их и в других людях. Это поможет вам терпеливо, с пониманием, а главное, успешно содействовать другим, отстранившись от своих эмоций и сомнений, достигать желаемых целей. К тому же вам станут очевидны высшие цели и стремления как свои, так и других людей и вы сможете более плодотворно развиваться и достигать результатов в реальном мире.

Описание устройства мозга, которое вы увидите ниже, – это довольно упрощенная модель, она наверняка вызовет критику исследователей, профессионально занимающихся данным вопросом. Безусловно, активность мозга в различных ее проявлениях – это ряд сложнейших процессов. Но то, что мы делаем акцент на систему управления мыслительной деятельностью, позволяет лучше понять, как функционирует мышление и эмоциональная сфера человеческого разума, а также представить историю формирования взаимосвязей разума и мозга в развитии. Предложенная нами схема довольно упрощенная, но она вполне ясно объясняет, какие пути ведут к тому, чтобы человек нашел себя в жизни, преуспел или, наоборот, проиграл.

Знаете ли вы, что у всех людей есть три физические области мозга (каждая с уникальными функциями), формирующие основу нашего разума, который развивается по мере нашего взросления? Триединое устройство мозга выглядит следующим образом (рис. 2.1):

• рептильный мозг (ретикулярная формация);

• эмоциональный мозг (лимбическая система);



• визуальный мозг (кора головного мозга).

 

Рис. 2.1. Три области мозга

 

Также существует четвертая система, которую можно назвать системой интеграции. Она вступает в игру, когда мы осознанно фокусируем внимание на какой-то важной цели и этим внутренне интегрируем три уровня мировосприятия и реагирования мозга. В этой главе мы представим исследование взаимосвязи системы мозг – разум (brain-mind system), рассмотрим характеристики каждой из систем и их взаимодействие. Чуть позже мы поговорим о том, как вы можете помочь людям мыслить целостно, чтобы добиваться именно того, что они хотят, и обоснуем, почему необходимо осмотрительно выбирать собственные намерения и принимать решения.

 

Рептильный мозг

 

Это глубинная и самая древняя формация мозга. Такая же есть у всех животных – от древних рептилий до современных видов. Эволюция ретикулярного (или рептильного) мозга насчитывает 100 млн лет. Он представляет собой крошечное утолщение на верхнем конце позвоночного столба. Его главная функция – присматривать за телом и беречь его от опасности. Он активизируется, когда вы боитесь, и автоматически реагирует борьбой, бегством или замиранием. Это благодаря рептильному мозгу вы отдергиваете руку от горячей плиты даже раньше, чем осознаете, что она горячая.

Но, несмотря на то, что этот мозг в ответе за нашу физическую безопасность, часто он путает воображаемую и реальную угрозу и препятствует любым изменениям до тех пор, пока не удостоверится, что телу не грозит опасность.

Например, представьте себе ветерана войны, который спустя многие годы после окончания службы слышит на улице хлопок лопнувшей шины и моментально реагирует, как на войне. Для ретикулярного мозга этот звук показался похожим на выстрел. Поэтому ретикулярный мозг бросается спасать тело, и, еще не успев подумать «Все нормально, я дома, это лопнула шина у автомобиля на улице», ветеран обнаруживает, что он уже в укрытии.

Выберите время и подумайте о собственной жизни. Подумайте о тех случаях, когда вы реагировали и вели себя так, что теперь, оглядываясь назад, осознаете, что ваша реакция на ситуацию была чрезмерной. По мере того как вы об этом размышляете, те ощущения могут вновь вернуться (например, стыд или смущение), но правда заключается в том, что вы целы и невредимы. Вы действительно переживали это в те моменты, когда ретикулярный мозг брал верх над разумом, бесполезно вовлекая вас в непродуктивное поведение. Хорошая новость состоит в том, что, если вы научитесь более эффективно использовать свой мозг в целом, его архаичные способы восприятия не смогут так легко побеждать.

 

Эмоциональный мозг

 

Вторая область мозга называется лимбической системой, но сегодня чаще употребляют термин «эмоциональный мозг». Он представляет следующий уровень развития системы мозга.

У всех млекопитающих есть эмоции – любовь, злость, страх, – и их поведение основывается на этих эмоциях. Лимбическая система дарит млекопитающим жизнь чувств.

Наш основной мозг – эмоциональный, начал свое развитие ближе к концу эпохи динозавров, приблизительно 50 млн лет назад. Он охватывает вершину ствола головного мозга как маленькая перчатка.

Его структура и назначение делают всех высших животных, таких как кошки, собаки и слоны, нашими братьями по эволюции. Их мозг идентичен нашему на 98 %. Возможно, это в какой-то степени объясняет, почему мы так любим наших домашних питомцев – ведь в чем-то мы похожи!

Рептильный и эмоциональный отделы мозга существуют вместе долгое время и действуют сообща, соединяя физические ощущения и эмоции, формируя активную память и восприятие настоящего. Ваш эмоциональный мозг соотносит опыт прошлого с настоящим моментом и не оценивает будущие последствия.

Эмоциональный мозг рассматривает заложенные в нем воспоминания «внутренним взглядом», как если бы события происходили заново прямо сейчас. Это ключевой момент к пониманию процесса трансформации мыслей и чувств внутри мозга. Такие воспоминания мы называем ассоциированными. Они означают переживание сохранившихся в памяти событий, как если бы те происходили вновь в реальности. В эти моменты вы испытываете сильные эмоции, похожие на переживания прошлого.

Другое важное свойство эмоционального мозга – вызывать в нас стойкое желание сохранять привычную модель поведения. И когда вы чувствуете сопротивление изменениям, это значит, что эмоциональный мозг управляет вашей психикой. Если же вы нарушаете данные себе обещания и поедаете пирожное, от которого твердо решили отказаться, или опять кричите на ребенка, хотя собирались спокойно с ним поговорить, то вы просто возвращаетесь к старым эмоциональным реакциям и эмоциональному поведению.

Также эмоциональный мозг имеет отношение к развитию системы общения, основанной на значимых звуках. Все млекопитающие демонстрируют свое эмоциональное состояние и в некоторых случаях – что, кажется, и является их целью – делают это с помощью различных голосовых интонаций. У людей маленькие дети, еще не понимающие языка, отзываются на изменения тона голоса. А у собак есть диапазон различных видов лая и других звуков, которые они издают. Если вы хорошенько вслушаетесь, то сможете понять и передать то, что говорит ваша собака, пользуясь разными звуками. Подумайте о разновидностях лая своей собаки. Один обозначает: «Внимание! Снаружи кто-то есть!» Другой: «Пора поиграть! Брось мне, пожалуйста, мячик». Когда собака переводит свой выводок с места на место, маленькие щенки пищат по-разному, чтобы мама никого не потеряла. Знаете ли вы, что у медведей есть целая система рычания и ворчания, чтобы общаться со своими детенышами? Медвежонок учится распознавать материнские голосовые сигналы и повинуется им немедленно: остается рядом, быстро убегает, прыгает в реку или залезает на дерево. Вы когда-нибудь интересовались, что на самом деле говорит кошка, когда она мяукает, урчит, мурлыкает или шипит?

Еще одно свойство эмоционального мозга – возможность оперировать понятиями «да или нет», «хорошо или плохо», «это или то» без всяких полутонов и оттенков. Черное – это черное, а белое – только белое. Это «или-или», присущее эмоциональному мозгу, легко можно отследить, когда человек погружен в размышления, основанные на каком-либо страхе. Не сомневаюсь, вы наверняка знаете кого-то, чей подход к жизни базируется на разделении вещей, людей и событий на категории «белое или черное», «хорошо или плохо», «да или нет», «правильно или неправильно» – и никаких компромиссов!

Как и рептильный, эмоциональный мозг предназначен для отклика на события, требующие немедленных реакций. Высокий приоритет для него имеет выживание группы, семьи или племени. По этой причине он наиболее эффективен, когда работает у членов всей группы и именно на благо всех.

Важно понять, что для того, чтобы человек мог воспринять трансформационные изменения, его эмоциональный мозг должен быть спокоен за безопасность всей группы. Даже сегодня существует ряд субкультур, в которых люди не из их круга считаются врагами. Если брать меньший масштаб, разве вы не встречали людей, которые абсолютно несгибаемы в своей точке зрения? У фашистов и прочих фанатиков прочно доминирует эмоциональный мозг.

Когда вы проводите коучинг для себя или других, важно держать в голове мысль о тесном сотрудничестве длиной 50 млн лет между рептильным и эмоциональным мозгом. Почему это столь важно? Потому что эти взаимосвязанные системы могут брать на себя контроль за всем телом, если чувствуют возможную опасность. Рептильный мозг воспринимает физические угрозы, эмоциональный – угрозы в области чувств, такая как угроза потери любви, страх неизведанного, опасность, угрожающая группе, или же просто изменения, происходящие в жизни человека.

У вас когда-нибудь была цель, которую вы бы хотели достичь, но никак не могли собраться? Возможно, вы твердо решили сбросить вес и купили определенные продукты, чтобы строго придерживаться диеты. Но вот приходит время еды, и вы обнаруживаете, что бессознательно, по старой привычке, подъезжаете к фастфуду и выбираете жирную, высококалорийную, практически лишенную полезных веществ еду – картошку фри, чизбургер или шоколадный коктейль. И это вместо того, чтобы остаться дома и приготовить что-то полезное! Это ваш эмоциональный мозг сопротивляется изменениям. Эмоциональный мозг сконцентрирован на моменте «здесь и сейчас» и на сиюминутных желаниях – так он может вставать на пути любых изменений.

Как же преодолеть привычные реакции эмоционального мозга и добиться того, чего вы хотите? Далее вы узнаете, как правильно использовать силу коры головного мозга.

 

Визуальный мозг

 

Чтобы смотреть в будущее и достигать целей, необходимо использовать способности левого и правого полушария мозга, формирующих его кору. Одна из основных таких способностей – визуализация.

Визуальной системе мозга всего только 2–2,5 млн лет, что очень немного по сравнению с возрастом рептильной или эмоциональной систем. Кора головного мозга занимает большую часть мозга и имеет 16 трлн соединительных нейронов – больше, чем звезд в видимой части Вселенной, включая миллионы и миллионы галактик. Кроме того, с его скоростью и мощностью обработки данных, этот мозг в тысячу раз более гибок, чем «реагирующий по привычке» эмоциональный мозг. Его гибкость и мощность учат нас визуальному проектированию и наглядной логике.

Ключевая развивающая особенность визуального мозга – использование воображения через визуальное планирование и создание целостных образов. Эту способность мы называем системное видение . Передние доли коры головного мозга благодаря их исключительному размеру и сложности структуры могут использоваться для создания видения будущего – бегущих изображений возможных планов, сравнения и отбраковки идей, пока какой-то один план не будет выбран.

В отличие от эмоционального мозга, который связан с ассоциированными воспоминаниями прошлого, визуальный мозг оперирует диссоциированными образами, формируя внутренние образы событий так, как если бы это происходило с кем-то еще, словно вы смотрите кино. Тогда влияние эмоций на визуальный образ значительно уменьшается. Мы как бы видим ситуацию со стороны, и воображение позволяет нам быть более свободными в изобретении различных подходов и выборе лучших путей решения проблем. Получается, что мы не просто смотрим кино, но и являемся его режиссерами! В воображении все кажется более легким, чем в реальности.

Когда вы используете визуальный мозг, чтобы думать о событиях прошлого, рептильный и эмоциональный мозг реагируют воображаемыми ощущениями на будто бы реально происходящие события. Степень этой реакции зависит от того, как визуальный мозг «представил себе» событие. Ассоциированное воспоминание (переживание момента) вызывает более сильный физический и эмоциональный отклик, нежели диссоциированный образ (взгляд на событие со стороны), потому что эмоциональный мозг, реагируя на знакомые образы, часто заставляет нас чувствовать, как это было. А визуальный мозг образно показывает происшедшее.

К тому же визуальный мозг очень «кооперативен», так как с его помощью человек может визуализировать стратегические методы решения задач сразу целой группы. Вообразите себе ситуацию, в которой охотникам приходится вместе добывать дичь, чтобы обеспечить свое поселение пропитанием на всю зиму. Как им действовать согласованно, чтобы достичь общей цели? Наиболее успешными окажутся те охотники, которые смогут визуализировать и спланировать способы добычи наибольшего количества еды с наименьшими усилиями. Предположим, вы возглавляете группу охотников и заметили впереди оленей. Вы можете обрисовать разные планы действий и обсудить различные идеи. Например, «надо ли бежать за оленями по холму?», или «поймаем их в ловушку в закрытом каньоне?», или «может, нам загнать дичь к охотникам, которые ждут в засаде?». Вы даже можете поинтересоваться мнением остальных, какой план лучше. Так поступают лидеры.

Или представьте, что вы охотник, столкнувшийся с буйволом, а из оружия у вас только топор. Сколько вариантов действий у вас есть, чтобы остаться в живых, а заодно и принести домой максимальное количество мяса? Думается, что в подобной ситуации лишь те, кто заставил работать свой визуальный мозг, остались живы и здоровы.

Лобные доли коры головного мозга дают возможность мысленно представлять и исследовать действие до того, как вы его совершите.

Эта техника широко используется музыкантами и спортсменами для совершенствования мастерства. Например, канадский пианист Глен Гульд, который виртуозно исполнял Баха, часто практиковался мысленно, а не проигрывая отрывки пьес. Когда вы мысленно, при помощи диссоциированных образов, изучаете решение стоящей перед вами задачи, в вашем мозге создаются и используются нейронные цепи, ответственные за физическое развитие навыков. Также мысленные повторения приводят к микродвижениям мускулов, которые должны активизироваться, чтобы решать задачу. Можно считать, что тело до некоторой степени уже отработало ее выполнение, и навык становится привычным. Это показывает силу взаимосвязи между разумом и телом – силу, которая позволяет вашему разуму создавать вашу собственную реальность. Как вы уже не единожды слышали, сначала все происходит в воображении и лишь потом в реальности.

Несмотря на то, что система коры головного мозга сложна, сильна, гибка, позволяет человеку планировать свои действия и способствует выбору лучшего пути в будущее, важно осознавать, что она эволюционирует только 2–2,5 млн лет. Это означает, что визуальный мозг является «новичком» в триединой структуре мозга и он только частично объединен с ретикулярным и эмоциональным, которые сосуществуют уже 50 млн лет. Над этим стоит подумать.

 

Развитие языковых систем

 

Знаете ли вы, что прошло только 200 000 лет с момента начала развития человеческого языка, а становление сложной языковой системы началось только 50 000 лет назад?

Кора головного мозга играет объединяющую роль в развитии языковых систем. Так же, как эмоциональный мозг использует целую систему разнообразных интонаций, чтобы помочь выразить эмоциональные отклики, так визуальный мозг создает возможность функционирования комплексной когнитивной структуры, которая объединяет все способности обеих систем.

По сравнению с другими функциями мозга язык начал развиваться сравнительно недавно. Это значит, что с его помощью можно выразить лишь малую часть тех образов, которые рождаются в нашем сознании. Визуализация – удивительное свойство нашего мозга. Язык обеспечивает лишь примитивную «стенограмму», описывающую то, о чем мы думаем, и зачастую оказывается слишком невыразительным, когда мы пытаемся передать сложную гамму наших глубинных мыслей и чувств. Наша речь намного медленнее работы мозга, мы попросту не успеваем общаться достаточно быстро, чтобы описывать все, что происходит у нас в голове, как не можем быть и сознательно осведомлены о том, что происходит и что решается в любой момент времени в каждой из трех систем мозга.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.