Мониторинг цены достижения образовательных результатов
Мониторинг цены достижения образовательных результатов – необходимая составляющая целостной системы мониторинга качества образования.
Цель мониторинга – сбор, хранение, обработка и анализ достоверной информации о цене достижения образовательных результатов, необходимой для принятия в школе управленческих решений, направленных на повышение качества образования.
Проводя данный мониторинг, мы выделяем критерии, на основании которых производится оценка. Это:
· нагрузка учащихся;
· нагрузка учителей;
· состояние здоровья учащихся и учителей.
Для каждого критерия определены показатели – данные, по которым можно судить о развитии критерия, индикаторы (табл. 8).
Таблица 8
Мониторинг цены достижения образовательных результатов
Показатели
| Индикаторы
| Вид мониторинга
| Частота сбора информации
| Ответственные за сбор информации
| Потребители информации
| Критерий: нагрузка учащихся
| Число проверочных, контрольных работ и других видов аттестации в отчетный период (триместр, полугодие и т. д.)
| Статистические данные, анализ
| Базовый, управленческий
| 3 раза в год (в начале триместров)
| Зам. директора по УВР
| Учителя, родители, учащиеся
| Время, затрачиваемое на подготовку к различным видам аттестации (их трудоемкость)
| Анкетирование, собеседование
| Проблемный
| 2 раза в год (декабрь, май)
| Зам. директора по УВР, УМР, председатели МО
| Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий (по предметам, по триместрам, по параллелям и т. д.)
| 3 раза в год (сентябрь, декабрь, март)
| Зам. директора по социальной защите
| Критерий: нагрузка учителей
| Разнообразие видов выполняемой нагрузки в работе с учащимися
| Анкетирование, собеседование
| Информационный, управленческий
| 2 раза в год (октябрь, февраль)
| Зам. директора по УВР, УМР, председатели МО
| Учителя, органы управления образованием, родители
| Разнообразие видов выполняемой нагрузки в педагогическом коллективе
| Статистические данные, анализ
| Учителя, родители
| Трудоемкость (время, затрачиваемое на подготовку)
| Анкетирование, собеседование
| Информационный
| 1 раз в год
| Председатель профкома
| Учителя
| Критерий: состояние здоровья учителей, учащихся
| Динамика заболеваний
| Статистические данные, анализ
| Базовый, управленческий
| 2 раза в год (ноябрь, апрель)
| Медработник
| Учителя, родители
| Динамика травматизма
| 1 раз в год (апрель)
| Инженер по ТБ и ОТ
| Учителя, органы управления образованием, родители
|
ПРИМЕР
Проведение мониторинга цены достижения образовательных результатов позволяет регулировать число проверочных, контрольных работ и других видов аттестации учащихся, корректировать объем домашних заданий, что приводит к снижению уровня тревожности учащихся. Динамика уровня тревожности учащихся 10–11-х классов по шкале Спилберга – Ханина (приложение 3) показывает, что снижается как ситуативная, так и личностная тревожность школьников (табл. 9)
Таблица 9
Вид тревожности
| Доля учащихся (%) с повышенной тревожностью
| Март 2008 г.
| Март 2009 г.
| Март 2010 г.
| Ситуативная тревожность
|
|
|
| Личностная тревожность
|
|
|
| Проведение мониторинга цены достижения образовательных результатов позволяет корректировать как учебную нагрузку учителей, так и дополнительные нагрузки (методическая работа, экспериментальная работа, наставничество и т. п.). В свою очередь, разнообразие нагрузки позволяет мотивировать каждого учителя и избегать конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.
Также проведение этого мониторинга позволяет создавать ситуацию успеха, добиваться того, что и учитель, и ученик изменяются, взаимодействуют и вместе участвуют в обновлении школьной жизни, при этом их сотрудничество становится более осмысленным и эффективным.
Создание и применение в школе целостной системы мониторинга, включающей три взаимосвязанных и взаимообусловливающих объекта: образовательные результаты, условия достижения образовательных результатов, цену достижения образовательных результатов, позволяет добиваться не только повышения качества образования, но и обеспечивать максимальное сотрудничество всех участников образовательного процесса.
Реализация целостной системы мониторинга качества образования позволяет исследовать закономерности процессов, степень опасности, типологию проблем в обеспечении качества образования, оценить эффективность, последствия и вторичные эффекты принятых управленческих решений, что делает управление качеством образования в ОУ результативным.
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ предметных и общеучебных умений учащихся 9-х классов, оцениваемых с помощью КИМов по русскому языку
1. Предметные умения:
· сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
· определять функционально-смысловой тип речи;
· определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
· проводить морфемный и словообразовательный анализ слова;
· определять принадлежность слова к части речи по его грамматическим признакам;
· определять принадлежность предложения к синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
· находить грамматическую основу предложения;
· применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
· оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
2. Общеучебные умения:
· адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
· обрабатывать информацию звучащего текста;
· адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
· понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
· интерпретировать информацию прочитанного текста;
· использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
· различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
· создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
· последовательно излагать собственные мысли;
· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
· использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство.
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ предметных и общеучебных умений учащихся 9-х классов, оцениваемых с помощью КИМов по математике
1. Предметные умения:
· сравнивать рациональные числа;
· владеть понятием квадратного корня;
· решать задачи на проценты;
· вычислять значения выражения с переменными при заданных значениях переменных;
· составлять буквенное выражение по условию задачи;
· преобразовывать целые выражения;
· выполнять действия с алгебраическими дробями;
· преобразовывать числовые выражения, содержащие степени с целым показателем;
· решать линейные уравнения;
· находить координаты точки пересечения параболы и прямой с помощью решения системы двух уравнений с двумя переменными;
· составлять системы уравнений по условию текстовой задачи;
· решать линейные неравенства с одной переменной;
· решать квадратные неравенства;
· владеть понятием арифметической прогрессии;
· иметь представление о графике квадратичной функции;
· интерпретировать график реальной зависимости.
2. Общеучебные умения:
· знать и понимать учебный материал;
· применять алгоритм;
· решать задачи;
· применять на практике изученный учебный материал.
Приложение 3
ШКАЛА тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина
Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым оценить ряд суждений согласно инструкциям, и напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно.
На каждое суждение даются четыре варианта ответа по степени интенсивности.
Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина состоит из двух частей, раздельно оценивающих ситуативную (СТ, высказывания № 1–20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21–40) тревожность.
Личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности. Ситуативная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|