|
Мониторинг условий достижения образовательных результатов
Показатели
| Индикаторы
| Вид мониторинга
| Частота сбора информации
| Ответственные за сбор информации
| Потребители информации
| Критерий: методические ресурсы
| Повышение квалификации учителей
| Статистические данные, анализ
| Базовый
| 1 раз в год (апрель)
| Зам. директора по УМР
| Учителя, органы управления образованием
| Владение педагогами разнообразными технологиями, методами, приемами обучения
| Наблюдение, анкетирование, собеседование
| Проблемный, управленческий
| 2 раза в год (ноябрь, март)
| Зам. директора по УМР, УВР, председатели МО
| Учителя, органы управления образованием, родители
| Инновационная и экспериментальная деятельность педагогов
| Наблюдение, анкетирование, собеседование
| Проблемный, управленческий
| 2 раза в год (декабрь, май)
| Совет экспериментальной площадки
| Выступления педагогов на семинарах различного уровня, публикации
| Статистические данные, анализ
| Информационный, управленческий
| 1 раз в год (апрель, май)
| Зам. директора по УМР, УВР, председатели МО
| Участие педагогов в профессиональных конкурсах
| 1 раз в год (апрель)
| Зам. директора по УВР
| Стабильность основного состава педагогического коллектива
| 1 раз в год (апрель – май)
| Учителя, родители
| Оснащенность кабинетов методическими материалами и оборудованием
| Базовый, управленческий
| 2 раза в год (октябрь, апрель)
| Зам. директора по УМР, УВР, председатели МО
| Учителя, родители, учащиеся
| Обеспеченность учебниками и УМК
| 1 раз в год (март)
| Зав. библиотекой
| Учителя, органы управления образованием, родители, учащиеся
| Время доступа к персональным компьютерам (для учителей и учащихся)
| Наблюдение, собеседование, анализ
| Базовый, управленческий
| 2 раза в год (ноябрь, март)
| Зам. директора по ИТ
| Оснащенность библиотеки
| Статистические данные, анализ
| 1 раз в год (май)
| Зав. библиотекой
| Критерий: валеологические ресурсы
| "Валеологическая кривая" расписания
| Составление и анализ
| Базовый, управленческий
| 2 раза в год (сентябрь, январь)
| Зам. директора по УВР
| Учителя, органы управления образованием, родители, учащиеся
| Количество учащихся в классе
| Статистические данные, анализ
| Информационный, управленческий
| 1 раз в год
| Зам. директора по социальной защите
| Критерий: ресурсы получения дополнительного образования
| Дополнительные образовательные услуги в школе (виды, востребованность)
| Опрос участников образовательного процесса
| Информационный
| 2 раза в год (сентябрь, декабрь)
| Зам. директора по ВД
| Учителя, родители, учащиеся
| Запросы учащихся и родителей на дополнительные образовательные услуги
| Опрос, анализ
| 1 раз в год (сентябрь)
| Зам. директора по УВР
| Включенность учащихся в систему дополнительного образования в школе (факультативы, кружки)
| Наблюдение (посещаемость кружков, факультативов),
анализ мотивации учащихся
| Базовый, управленческий
| 2 раза в год (ноябрь, апрель)
| Зам. директора по ВД
|
| Критерий: ресурсы образовательной среды
| Широта
| Анкетирование всех участников образовательного процесса (методика В. Ясвина), анализ
| Базовый, управленческий
| 1 раз в год (ноябрь)
| Психологическая служба, администрация школы
| Учителя, родители, учащиеся
| Интенсивность
| Осознаваемость
| Обобщенность
| Эмоциональность
| Доминантность
| Когерентность
| Активность
| Мобильность
| Устойчивость
| Ежегодно, в ноябре, определяется уровень творческого потенциала педагогического коллектива – проводится анкетирование "Оценка уровня творческого потенциала личности". Результаты за два учебных года приведены в табл. 7.
Таблица 7
Динамика уровня творческого потенциала педагогов
Уровень
| Педагоги, имеющие соответствующий уровень творческого потенциала
| чел.
| доля (%)
| чел.
| доля (%)
| 2008/2009 уч. г.
| 2009/2010 уч. г.
| Низкий
|
|
| –
| –
| Немного ниже среднего
|
|
| –
| –
| Средний
|
|
|
|
| Немного выше среднего
|
|
|
|
| Выше среднего
|
|
|
|
| Высокий
|
|
|
|
| Очень высокий
|
|
|
|
| В 2008/2009 уч. г. у трех педагогов уровень творческого потенциала был немного ниже среднего, а у одного – низкий. Поскольку анкетирование проводилось анонимно, мы предположили, что эти педагоги не включены в состав действующих в школе экспериментальных площадок и творческих групп. Было принято решение в целом увеличить число учителей, работающих в экспериментальных площадках. Результаты повторного анкетирования (ноябрь 2009 г.) показали, что творческий потенциал педагогов улучшился: нет педагогов, имеющих уровень низкий и немного ниже среднего.
Мониторинг ресурсов получения дополнительного образования
Ежегодно в сентябре проводится анкетирование учащихся и родителей на предмет востребованности дополнительного образования в школе. В 2008 г. большинство учащихся 9–10-х классов и их родители высказали пожелание увеличить количество часов математики в расписании первой половины дня с целью повышения качества подготовки к ЕГЭ. В связи с этим был разработан и введен в 2009/2010 уч. г. в расписание элективный курс "Использование информационной среды Scilab в школьной математике" для учащихся 10–11-х классов. Занятия по данному курсу проводятся в группах – учащиеся разделены по уровню мотивации к учебной деятельности.
Мониторинг ресурсов образовательной среды
Ресурсы образовательной среды оцениваются по методике В.А. Ясвина по показателям:
· широта – какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду;
· интенсивность – степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями, возможностями, а также концентрированность их проявления;
· осознаваемость – степень включенности в среду субъектов образовательного процесса;
· обобщенность – степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды;
· эмоциональность – соотношение эмоционального и рационального компонентов в образовательной среде;
· доминантность – значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;
· когерентность – степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;
· активность – показатель социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательной среды в среду обитания;
· мобильность – показатель способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания;
· устойчивость – стабильность образовательной среды во времени.
ПРИМЕР
При проведении мониторинга организуется опрос всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учащихся.
Данные, полученные по результатам опроса, проведенного в ноябре 2008 г., показали что, в целом, и родители и учителя оценивают образовательную среду школы достаточно высоко (рис. 2).
Однако характеристики "осознаваемость", "активность", "мобильность" педагоги оценили на 2 балла выше, чем родители. Скорее всего, расхождения связаны с недостатком у родителей информации о жизни школы. Было принято решение размещать соответствующие материалы на сайте школы, больше рассказывать о жизни ОУ на родительских конференциях, днях открытых дверей. Этими действиями удалось добиться того, что в 2009 г. при оценке образовательной среды расхождение между мнением родителей и педагогов стало минимальным, что свидетельствует о более тесном взаимодействии участников образовательного процесса.
Рис. 2. Оценка образовательной среды педагогами ОУ и родителями
Мониторинг условий достижения образовательных результатов позволяет своевременно корректировать деятельность школы, добиваться значительного повышения качества образования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|