Организация начала урока.
Тема урока: ЭУКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА. ЦИТОПЛАЗМА .
Цель урока:изучить особенности строения эукариотической клетки, функции органелл клетки.
Задачи:
образовательная: рассмотреть особенности строения эукариотической клетки; показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органоидов клетки;
развивающая: формировать умения и навыки самостоятельной работы, установления причинно-следственных связей.
^ Тип урока:комбинированный.
Метод проведения:объяснение, беседа, самостоятельная работа.
Требования согласно программе:
Ученик должен
иметь представление об особенностях организации эукариотической клетки;
знать: основные органоиды, входящие в состав эукариотической клетки; понятия «фагоцитоз», «пиноцитоз»;
уметь объяснить функции органелл животной клетки и растительной.
Внутридисциплинарные связи:ботаника, зоология, анатомия.
Обеспечение занятия:
наглядные пособия: таблица «Строение животной и растительной клеток».
раздаточный материал.
Оборудование.
Ход урока
Организационный момент.
приветствие;
подготовка аудитории к работе;
наличие учащихся.
2. Проверка знаний учащихся.
Метод: фронтальный опрос (с. 124,учебника 1-5).
Вопросы.
Дополнительные вопросы.
Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности.
Рассмотрите рис. 66 (с. 125 учебника). О чем говорит многообразие форм клеток? Что общего между ними и что различно? На эти вопросы сегодня мы найдем ответы.
^ 4. Изложение нового материала.
Тема: Эукариотическая клетка. Цитоплазма.
План
Особенности организации эукариотических клеток.
Строение и функции органоидов клетки.
Сообщение домашнего задания.§ 26, с. 125-132; вопросы 1—5.
Подведение итогов занятий.
Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.
Оценить работу учеников во время занятий.
^ 7. Закрепление изученного материала. Ответы на поставленные в начале урока вопросы.
Особенности организации эукариотических клеток.
Рассматривать этот вопрос лучше при помощи сравнения эукариотической и прокариотической клеток. При этом попутно должны демонстрироваться таблицы «Строение прокариотической клетки» и «Строение эукариотической клетки».
В чем отличие эукариотической клетки?
Что сходного в строении эукариот и прокариот? О чем это свидетельствует?
^ Структурная организация клетки.
Эукариотические клетки растений, животных, грибов, отличающиеся сложностью и разнообразием, имеют общие черты строения. Важнейшие части клетки, неразрывно связанные между собой, - цитоплазма и ядро. В цитоплазме находятся органоиды. В основе структурной организации клетки лежит мембранный принцип строения. Мембрана образована двумя рядами липидов, в которые с наружной и внутренней стороны погружены молекулы белков, многочисленных и разнообразных
Рассмотрим более подробно строение эукариотической клетки.
По ходу объяснения учитель демонстрирует таблицу.
^ Строение и функции органоидов клетки.
Название органоида
| Особенности строения, функции
| 1
| 2
| 1. Наружная цитоплазматическая мембрана
| Отграничивает содержимое цитоплазмы от внешней среды;.через поры внутрь клетки с помощью ферментов могут проникать ионы и мелкие молекулы; обеспечивает связь между клетками в тканях; принимает сигналы, имеет рецепторы (пиноцитоз, фагоцитоз). Растительная клетка кроме цитоплазматической имеет толстую, состоящую из целлюлозы, мембраны - клеточную стенку, которой нет у животных клеток
| 2. Цитоплазматический матрикс
| Жидкая среда цитоплазмы, в которой взвешены органоиды и включения, состоит из жидкой коллоидной системы, в которой присутствуют молекулы различных веществ
| 3. Пластиды (лейко-. пласты, хромопласты, хлоропласты)
| Характерны только для растительных клеток, двумембранные органоиды. Зеленые пластиды -хлоропласты, содержащие хлорофилл в особых образованиях - тилакоидах (гранах), в которых осуществляется фотосинтез, способны к самовозобновлению (имеют свою ДНК)
| 4. Эндоплазматическая сеть
| Расположена вокруг ядра, образована мембранами, разветвленная сеть полостей и каналов: гладкая ЭПС участвует в углеродном и жировом обмене; шероховатая обеспечивает синтез белков с помощью рибосом
| 5. Митохондрии
| Двумембранное строение, внутренняя мембрана имеет выросты - кристы, на которых много ферментов, обеспечивающих кислородный этап энергетического обмена (имеют собственную ДНК)
| 6. Вакуоли
| Обязательные органоиды растительной клетки; содержат в растворенном виде многие органические вещества, минеральные соли; имеются в животных клетках
| 7. Рибосомы
| Сферические частицы, состоящие из двух субъединиц, располагаются в цитоплазме свободно или прикреплены к мембранам ЭПС; осуществляют синтез белка
| 8. Цитоскелет
| Система микротрубочек и пучков белковых волокон, тесно связанных с наружной мембраной и ядерной оболочкой
| 9. Жгутики и реснички
| Органоиды движения, имеют общий план строения. Движение жгутиков и ресничек обусловлено скольжением микротрубочек каждой пары друг относительно друга
|
Тема урока: КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ
Цели урока:обобщить полученные знания о структурной организации живых организмов, рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов.
Задачи:
· образовательная: доказать, что клетка ~ элементарная биологическая система, рассмотреть историю изучения клетки, основные положения клеточной теории;
· развивающая: продолжить формирование умений и навыков анализа, сравнения; выделять главное, формулировать выводы;
· воспитательная: патриотическое воспитание на примере работ отечественных ученых по изучению вирусов.
^ Тип урока:обобщение и систематизация знаний.
Метод проведения:беседа, работа с опорным конспектом, решение задач.
Требования согласно программе: Ученик должен
· иметь представление об истории изучения клетки;
· знать основные положения клеточной теории строения организмов определения «клетка»;
· уметь доказывать, что клетка является элементарной биологической системой.
Междисциплинарные связи:история.
Внутридисциплинарные связи:цитология.
Обеспечение занятия:
· наглядные пособия: таблица «Многообразие клеток»;
· раздаточный материал;
· оборудование: опорный конспект.
Ход урока
^ 1. Организационный момент.
· приветствие;
· подготовка аудитории к работе;
· наличие учащихся.
2. Проверка знаний учащихся.
Метод: фронтальный опрос (с. 142 учебника, вопросы 1-5).
Вопросы.
Дополнительные вопросы.
^ 3. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности. .
Почему клетка считается элементарной единицей всего живого?
^ 4. Изложение нового материала.
Тема: Клеточная теория строения организмов.
План
1. История изучения клетки.
2. Клеточная теория строения организмов.
3. Решение задач.
5. Сообщение домашнего задания.§ 29,с. 142-143; вопросы 1-3.
6. Подведение итогов занятий.
1. Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.
2. Оценить работу учеников во время занятий.
^ 7. Закрепление изученного материала. Ответ на вопрос, поставленный в начале урока.
История изучения клетки.
При рассмотрении этого вопроса удобно использовать опорный конспект.
Наука о клетке называется цитологией (греч. «цитоз» - клетка, «логос» - наука).
Почему клетку принято считать единицей всего живого? {Клетка является единицей живого: она обладает способностью размножаться, видоизменяться и реагировать на раздражения.)
Цитология изучает строение и химический состав клеток, функции внутриклеточных структур и клеток внутри организма, размножение и развитие клеток, приспособление клеток к условиям окружающей среды.
Впервые название «клетка» применил Роберт Гук в середине XVII в. при рассмотрении под микроскопом, им сконструированным, тонкого среза пробки. Он увидел, что пробка состоит из ячеек - клеток (англ. "cell" - камера, келья). К началу XIX в., после того как появились хорошие микроскопы, были разработаны методы фиксации и окраски клеток, представления о клеточном строении организмов получили общее признание.
^ 2. Клеточная теория строения организмов.
В 1838-1839 гг. двое немецких ученых - ботаник М. Шлейден и зоолог Т. Шванн - собрали все доступные им сведения и наблюдения в единую теорию, утверждавшую, что клетки, содержащие ядра, представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ.
Спустя примерно 20 лет после провозглашения Шлейденом и Шванпом клеточной теории другой немецкий ученый - врач Р. Вирхов сделал очень важное обобщение: клетка может возникнуть только из предшествующей клетки.
Академик Российской академии наук Карл Бэр открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие из одной клетки и этой клеткой является зигота.
Далее демонстрируются изображения различных клеток.
- Что общего у всех этих клеток?
{Учащиеся высказывают свои предположения.)
Изучение химической организации клетки привело к выводу, что именно химические процессы лежат в основе ее жизни, что все клетки живых организмов сходны по своему составу и что процессы обмена веществ протекают однотипно.
Затем учитель рассказывает об основных положениях клеточной теории.
Современная клеточная теория включает следующие основные положения:
1. Клетка - основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого.
2. Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны (гомологичны) по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ (в этом положении объединены 2 и 3 пункты, указанные в учебнике).
3. Размножение происходит путем их деления, то есть каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки.
Затем учитель, используя опорный конспект, продолжает объяснение. В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой ими функции и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно связаны между собой и подчинены нервным и гуморальным системам регуляции.
- На какие две группы можно разделить все живые организмы?
Приведите примеры живых организмов, относящихся к этим группам.
{Учащиеся приводят примеры прокариот и эукариот.)
Учитель обращает внимание учащихся на то, что есть неклеточные формы жизни - вирусы, открытые Д. И. Ивановским, коротко рассказывает об особенностях их строения. Отмечает, что вне клетки вирус существовать не может.
Затем учитель предлагает учащимся решить творческие задачи. Класс делится на две группы. У каждой группы своя задача. Учащиеся в группе ведут обсуждение полученного задания («мозговой штурм»), затем один из учащихся рассказывает об их совместном решении.
Задача 1.
Известно, что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только продукты питания, но и живую ткань. Действуя по специальной методике, охлаждая организм с помощью жидкого, гелия или водорода соответственно до температуры -269 или -253, можно добиться полной остановки всех жизненных процессов. Положительный результат был достигнут в опытах с целым рядом живых организмов. Также успешно замораживали и потом восстанавливали культуры человеческих тканей. Как можно использовать этот процесс для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных?
{Создание банка глубоко замороженных половых и соматических клеток нужных живых организмов. В будущем можно будет возродить содержащуюся в клетках генетическую информацию. Возможно вынашивание эмбриона самкой другого, родственного вида.)
Задача 2.
В середине прошлого века зоолог Теодор Зибольд обратил внимание ученых мира на одно странное обстоятельство. В телах пресноводной гидры, некоторых червей и инфузорий он обнаружил хлорофилл. Позднее хлорофилл обнаружили и у других животных: губок, гидроидных полипов, медуз, кораллов, коловраток, моллюсков. Они, как показали опыты, могли месяцами обходиться без пищи. Это обещало интересное открытие. И открытие было сделано. Правда, оказалось, что «животный хлорофилл» создан тоже растениями. Назовите это открытие.
(Микроскопические водоросли переселились под кожу многих более или менее прозрачных животных и стали питать себя и приютивших их животных. Водоросли используют углекислый газ, выделяемый организмами животных. Явление, когда организмы извлекают пользу из совместного существования, называется «симбиоз»?)
Тема урока: "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс
Задачи:
· познакомить учащихся с материалом об устройстве увеличительных приборов для изучения растений - лупой и световым микроскопом, повторить правила работы с увеличительными приборами;
· закрепить умение пользоваться увеличительными приборами;
· показать технику приготовления микропрепаратов;
· научить учащихся работать с микропрепаратами и делать грамотные зарисовки увиденного.
Средства:
· ботанические таблицы,
· увеличительные приборы: ручная и штативная лупы, световые микроскопы,
· лабораторный инструментарий для приготовления микропрепарата,
· дидактические задания к игре.
При подготовке к уроку использованы:
· А.А.Калинина “Поурочные разработки по биологии” 6 класс, “ВАКО”,Москва, 2005
· Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003
· А.В.Марина “Конспекты уроков для учителя биологии. Уроки ботаники”, 6 класс, “Владос”, Москва, 2003
· Н.А.Пугал, Т.А.Козлова “Лабораторные и практические занятия по биологии”, 6 клас, “Владос”, Москва, 2003
· Петросова Р.А. “Цитология и генетика”, слайд-альбом серии “Мир биологии”, Центр “Планетариум”, Москва, 1997
Ход урока
Организация начала урока.
· подготовка к началу урока
· подготовка рабочего места
· дисциплинированность, собранность, быстрое включение в ритм урока
Подготовительный этап
· подготовка к активной УПД на основном этапе урока
· обеспечение мотивации и принятие учащимися цели УПД
Этап осуществляется через письмо литературного героя (приложение)
Письмо литературного героя читает один из учащихся. В нем звучит просьба, из которой учащиеся должны сформулировать цель деятельности на уроке.
? Какие задачи перед нами поставил литературный герой?
- разобраться в устройстве увеличительных приборов
-приготовить и рассмотреть микропрепарат, для того, чтобы проникнуть в микромир растений
? Согласны ли мы с задачами урока?
Задачи не из легких, так как нам придется пройти за один урок долгий путь с 15 века до наших дней.
Во время путешествия мы будем с вами и историками, и оптиками, изучающими увеличительные приборы, и микроисследователями,
Первую часть урока проводим в кабинете, вторая часть будет проходить в лаборатории. Так как мы еще никогда с вами не путешествовали, так как мало еще знакомы, позвольте мне рассказать вам о правилах нашего путешествия.
Правила.
1. Каждая группа работает по заданиям вместе со мной. Обратите внимание, что у каждой группы на столе есть папка с дополнительными материалами, ручные лупы и микроскопы.
2. Каждый участник путешествия имеет свой рабочий лист, который заполняет в ходе путешествия (рабочий лист, заменяет на уроке работу в рабочих тетрадях). По окончании урока, лист вклеивается в рабочую тетрадь по биологии. (Рабочий лист - в приложении)
3. После 1 этапа мы переходим в лабораторию только после правильного ответа на вопрос из контейнера.
4. В лаборатории выполняем лабораторную работу №4 по инструктивной карточке.
5. Итог путешествия: формулировка ответов для литературного героя. Если ответы будут достаточно полные, работа будет удачной, мы, вероятно, его увидим.
Готовы к работе? Вперед!
Усвоение новых знаний.
· обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
· концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения
· максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.
Этап осуществляется через самостоятельную индивидуальную, групповую и парную формы работы с дополнительными материалами, учебником, лабораторным оборудованием, через заполнение каждым учащимся соответствующих частей в рабочем листе. Работа включает в себя 3 блока: "Историческая справка", "Ручная лупа", "Световой микроскоп".
После каждого блока проводится первичная проверка понимания нового материала через систему записей на доске и вопросы репродуктивного уровня.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|