Сделай Сам Свою Работу на 5

Объекты мониторинга и критерии их оценки





При построении целостной системы мониторинга качества образования важно, какую именно трактовку этого понятия мы выберем. Наиболее полное разъяснение, на наш взгляд, дает С.А. Писарева: мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем ОУ и прогнозирование их развития.

Алгоритм мониторинга

1. Выявить критерии и показатели оценки объекта мониторинга.

2. Подобрать индикаторы (диагностические методики) для измерения показателей оценки объекта мониторинга.

3. Определить и включить в ВШК необходимые виды мониторинга для выявленных показателей.

4. Определить частоту сбора информации, назначить ответственных за ее сбор, хранение, обработку и анализ.

5. Определить субъекты мониторинга (потребителей информации) и возможные формы предоставления им информации.

6. Провести необходимые диагностические процедуры.

7. Обработать и проанализировать своевременно полученную информацию для принятия соответствующих управленческих решений и оформить результаты для предоставления субъектам мониторинга.



8. Принять управленческие решения, направленные на повышение качества образования.

Выстраивая систему мониторинга качества образования, необходимо выделить его основные объекты: образовательные результаты, условия и цену их достижения.

Каждый объект мониторинга оценивается критериями, для которых определяются показатели, т. е. данные, по которым можно судить о состоянии критерия.

Показатели измеряются индикаторами. Для каждого индикатора определяется вид мониторинга, который требуется провести, например:

· информационный – предполагающий накопление и распространение информации и не предусматривающий специально организованного обследования на этапе сбора информации;

· базовый – выявляющий проблемы и риски до того, как они будут осознаны в сфере управления;

· проблемный – позволяющий исследовать закономерности процессов, степени опасностей, типологию проблем;

· управленческий – оценивающий эффективность, последствия и вторичные эффекты принятых управленческих решений.



Кроме того, необходимо рассмотреть степень включенности исследуемых показателей в ВШК.

Информация должна быть:

· объективной – отражающей реальное состояние дел, а не мнение об этом одного или нескольких исследователей или других лиц;

· точной – с минимальными погрешностями измерений;

· полной – источники информации должны перекрывать возможное поле получения результатов (нельзя судить о состоянии дел в школе только на основе опроса какой-либо одной группы участников образовательного процесса);

· достаточной – объем информации должен позволить принять обоснованное решение;

· структурированной – информация, полученная из разных источников, должна быть приведена к общему знаменателю;

· оптимально обобщенной – представленной в форме, которая соответствует запросам различных групп потребителей информации (родители, учащиеся, учителя, органы управления образованием);

· оперативной, т. е. своевременной;

· доступной – информация, на которую ориентирована программа мониторинга, должна быть доступной для получения, а информация, полученная в результате мониторинга, должна позволить увидеть реальные проблемы, требующие решения.

Мониторинг образовательных результатов

В качестве примера рассмотрим мониторинг образовательных результатов учащихся 9-х классов по русскому языку и математике.

Цель мониторинга – сбор, хранение, обработка и анализ достоверной информации о качестве образования по русскому языку и математике учащихся 9-х классов, необходимой для принятия в школе управленческих решений, направленных на повышение качества образования.



Для оценки образовательных результатов нами выделены следующие критерии: обученность, обучаемость и творческие успехи.

Для каждого критерия определены показатели:

· обученность:
– фактический уровень знаний по учебным предметам;
– сформированность предметных умений;
– сформированность общеучебных умений;

· обучаемость:
– темп и способность освоения учебного материала (скорость, глубина, отсутствие напряжения, утомления);
– способность переключения на новые способы и приемы работы;

· творческие успехи:
– уровень развития творческих способностей;
– результаты участия в олимпиадах, конкурсах.

Индикаторы показателей и виды мониторинга оценки образовательных результатов учащихся 9-х классов по русскому языку и математике приведены в табл. 1.

Таблица 1

Мониторинг образовательных результатов учащихся 9-х классов

Показатели Индикаторы Вид мониторинга Частота сбора информации Ответственные за сбор информации Потребители информации
Критерий: обученность
Фактический уровень знаний по учебным предметам (математика, русский язык) Контрольно-измерительные материалы (КИМы) ГИА по русскому языку и математике Проблемный, управленческий 2 раза в год: октябрь, февраль Председатели МО, зам. директора по УВР Учителя, родители, учащиеся, органы управления образованием
Сформированность предметных умений
Сформированность общеучебных умений
Критерий: обучаемость
Темп и способность освоения учебного материала (скорость, глубина, отсутствие напряжения, утомления) Методика "Заучивание 10 слов" А.Р. Лурия (оценка состояния памяти, утомляемости, устойчивости внимания). Тест "Распределение и переключение внимания". Методика "Расстановка чисел" (оценка произвольного внимания). Методика "Оперативная память". Тест Липпмана "Логические закономерности" Базовый 2 раза в год: октябрь, февраль Психолог Учителя, родители
Способность переключения на новые способы и приемы работы
Прочность усвоения учебного материала
Критерий: творческие успехи
Уровень развития творческих способностей Тесты П. Торренса Базовый 2 раза в год: октябрь, март Психолог Учителя, родители
Результаты участия в олимпиадах, конкурсах Анализ статистических данных Информационный, управленческий По мере поступления данных Зам. директора по УМР Учителя, родители, учащиеся, органы управления образованием

 

Мониторинг уровня обученности учащихся

Для оценки уровня обученности учащихся 9-х классов русскому языку и математике проводятся диагностические работы в формате ГИА.

Результаты работ оформляются в виде таблицы (табл. 2) и/или графически.

Таблица 2

Результаты диагностических работ по русскому языку и математике учащихся 9-х классов

Дата Кол-во учащихся Кол-во учащихся (доля), получивших отметку Уровень обученности (%) Качество обученности (%)
всего выполнивших работу "5" "4" "3" "2"
Учебный предмет: русский язык
Октябрь 2 (3%) 27 (46%) 28 (48%) 2 (3%)
Февраль 5 (8%) 31 (52%) 23 (38%) 1 (2%)
Учебный предмет: математика
Октябрь 10 (17%) 29 (49%) 17 (29%) 3 (5%)
Февраль 11 (19%) 31 (52%) 17 (29%)

При анализе диагностических работ пошагово (по каждому заданию) отслеживается уровень сформированности как предметных, так и общеучебных умений учащихся (перечень умений приведен в приложениях 1, 2).

Результаты диагностических работ по учебным предметам обсуждаются на заседаниях МО, педагогического совета. По итогам обсуждений принимаются управленческие решения.

ПРИМЕР

При анализе диагностических работ по математике в формате ГИА был оценен уровень сформированности предметных (табл. 3) и общеучебных умений (рис. 1) учащихся 9-х классов.

Таблица 3

 

Уровень сформированности предметных (по математике) умений
учащихся 9-х классов

Умения Владеют умением
чел. доля (%) чел. доля (%)
октябрь февраль
Сравнивать рациональные числа
Владеть понятием квадратного корня
Решать задачи на проценты
Вычислять значения выражения с переменными при заданных значениях переменных
Составлять буквенное выражение по условию задачи
Преобразовывать целые выражения
Выполнять действия с алгебраическими дробями
Преобразовывать числовые выражения, содержащие степени с целым показателем
Решать линейные уравнения
Находить координаты точки пересечения параболы и прямой с помощью решения системы двух уравнений с двумя переменными
Составлять системы уравнений по условию текстовой задачи
Решать линейные неравенства с одной переменной
Решать квадратные неравенства
Владеть понятием "арифметическая прогрессия"
Иметь представление о графике квадратичной функции
Интерпретировать график реальной зависимости


Рис. 1. Уровень овладения учащимися 9-х классов общеучебными умениями

Анализ результатов диагностической работы, проведенной в октябре, показал, что у учащихся 9-х классов наименее сформированы такие предметные умения, как:

· находить координаты точки пересечения параболы и прямой с помощью решения системы двух уравнений с двумя переменными;

· решать линейные уравнения;

· составлять системы уравнений по условию текстовой задачи.

А из общеучебных умений – применять полученные знания на практике.

По итогам обсуждения результатов работ на заседаниях МО учителей-предметников, педагогического совета, были приняты управленческие решения – учителям, преподающим в 9-х классах математику и предметы естественного цикла, – на уроках и факультативных занятиях обращать больше внимания на решение задач различных типов и усилить практическую направленность заданий.

Аналогично анализируются диагностические работы, проведенные в феврале. Результаты мониторингов сравниваются, обсуждаются на заседаниях МО, педагогических советов. По итогам обсуждений принимаются соответствующие управленческие решения.

Такая система мониторинга обученности помогла не только улучшить академические достижения школьников (см. табл. 2), но и повысить уровень овладения учащимися предметными умениями по русскому языку и математике (см. табл. 3) и, что более важно, общеучебными умениями (см. рис. 1) как одним из обязательных результатов обучения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.