Сделай Сам Свою Работу на 5

Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных (фрагменты)





«К вам обращаю речь мою, юные воспитанники врачебные науки! Цветите и спейте здесь; отверзите ум и сердце ваше к восприятию благотворной росы в поучениях мудрых наставников ваших!

«Как благоразумный земледелец, обрабатываю­щий ниву свою, смотрит на три вещи: первое, на почву земли, исследуя ее свойства; второе, на время года, ненастье, ветры, на заходящее солнце и на из­менения луны; третье, на самые семена добрые или худые, и сообразно тому учреждает все предпринимаемые им хлебопашеские работы, так равно и ис­кусный врач смотрит на три вещи: первое, на свой­ство больного; второе, на действие причин болезнен­ных, находящихся в природе; третье, на самую бо­лезнь, и по сим трем отношениям учреждает свои врачебные действия.

Пойдем со мною, любезные юноши, во глубину врачебные науки! Но прежде, нежели я приступлю к исследованию сих трех отношений, на коих основывается лечение, предварительно скажу вам, что простонародные лечебники учат лечить каждую бо­лезнь по ее только имени; что умозрительная о бо­лезнях наука, патология, учит отнимать причины болезни; что опытная врачебная наука, терапия» учит основательному лечению самой болезни, а врачебное искусство, практика или клиника, учит лечить собственно самого больного. По теории и по книгам почти все болезни исцеляются, а на практике и в больницах много больных умира­ет. Книжное лечение болезней легко, а деятельное лечение больных трудно. Иное наука, иное искусст­во; иное знать, иное уметь.



Итак, в простоте сердца примите важный совет учителя вашего, который не имеет других упражне­ний, кроме врачевания и учения. Мои печали и радо­сти суть попеременно больные и вы, вы и больные. Я намерен сообщить вам новую истину, которой многие не поверят и которую, может быть, немно­гие из вас постигнут. Поверьте ж, что врачевание не состоит ни в лечении болезни, ни в лечении при­чин. Так в чем же оно состоит? - спросите вы меня с удивлением. Я скажу вам кратко и ясно: врачева­ние состоит в лечении самого больного. Вот нам вся тайна моего искусства, каково оно ни есть! Вот весь плод двадцатипятилетних трудов моих при постелях больных!

Предвижу, что многие ученые люди восстанут противу меня на брань, будут стараться изобличить меня как бы в грубой ошибке и может быть прекло­нят вас на свою сторону, но и тогда со смирением буду говорить им, что и они содержат истину, но в неправде. Вам же, друзья мои, я еще чаще и гром­че буду всегда повторять одно и то же, что не дол­жно лечить болезни по одному только ее имени; не должно лечить и самой болезни, для которой часто и названия не находим; не должно лечить и причин болезни, которые часто ни нам, ни больному, ни окружающим его неизвестны; ибо давно уже удали­лись от больного, или не могут быть от него устра­нены; а должно лечить самого больного, его состав, его органы, его силы. Еще повторяю: вот вам вся тайна моего лечения, которую приношу вам в дар, предоставляя вам на произвол, следовать ли сему моему учению, или нет». «Как зодчий рассматривает весь дом, чтоб прочно починить оный; как земледелец исследует почву земли для благопотребного возделания и удобрения: так точно и врач при лечении болезни первою должностью поставляет рассмотреть больного и вникнуть во всё его существо для восстановления его здравия, то есть для укрепления тех частей, которые расслабли; для ослабления тех, кои к своему вреду избыточествуют силами; либо для очищения органов и растворения огустевших соков».



«Вторая должность врача есть вникнуть в причины болезней и искать их вне больного. Щастлив тот, кто нашел корень болезни! Щастлив тот, кто приобрел навык познавать истинные причи­ны вещей! Но сии воскликновения суетны; ибо в глубоких кладезях, или на стремнистых высотах часто сокрываются вины болезней наших от мыс­ленных очей врача. Сколь ни трудно, а искать их должно потому, что они воздействовали на тело здоровое и сделали его больным..



Сии причины болезней суть естественны всякому человеку, но в науке нашей называются неес­тественными, может быть потому, что люди, води­мые страстьми и похотьми, искажают и самый чин естества, как то: гладом и объядением, пьян­ством и леностью, не трудами рук, но работою ног, то-есть неподобною пляскою; дневным сном, полу­нощными пиршествами, напряжением ума, легким одеянием зимою, зноем полудня, хладом полунощи и душевными возмущениями: гневом и злобою, завистью и честолюбием, роскошью либо скупо­стью, ревностью или отчаянием и всякими печаля­ми житейскими, в мрачном житии нашего нощи по­переменно преходящими. Поднебесные влияния, солнцестояния, изменения луны, испарения на суше и на водах, нападения повальных болезней, времена года и непогоды, заразы, оспа, любострастие - конца не будет, ежели говорить о всех болезнетвор­ных причинах, действующих на бренную плоть нашу. Еще раз и громко повторю: сколь ни трудно, однако же должно врачу, по крайней мере, стре­миться к изысканию причины болезни у постели больного; и хотя бы больной, по неведению истин­ной причины своей болезни, говорил, что занемог с ветру, с глазу, с призору, с порчи, с переполоху, надобно заставить и больного и престоящих искать действительной причины болезни и в теле и вне тела. Но пойдем далее.

Третья должность врача есть познание самой болезни. Как от плодов познается древо, так из существенных припадков познается болезнь. Каждая болезнь, как некое существо живое, имеет свою особенную породу и вид, говорит о себе в переменах, показывает себя в поприщах, яв­ляет силу свою в возмущениях.. Врач, чем чаще ее видит, чем продолжительнее с нею беседует, чем внимательнее смотрит на ее ма­новения, иногда поблажая ее своевольству, а в дру­гую пору укрощая свирепство ее браздами и ранами: тем короче познакомится с сею враждебною гостьею, занимающею дом больного, которая ежели уси­лится, то выживет из дому самого хозяина. Чтобы узнать болезнь подробно, нужно врачу допросить больного: когда болезнь его посетила в первый раз; в каких частях тела показала первые ему утеснения; вдруг ли напала как сильный не­приятель, или приходила, яко тать в нощи? Где первее показала свое насилие: в крови ли, в пасо­ке, в чувственных жилах, в орудиях пищеварения, или в оболочках, одевающих тело снаружи и снутри и проч.? Какие с того времени ежедневные про­исходили перемены, и какие употреблены врачева­ния, с пользою или со вредом?

Наконец, должно исследовать настоящее поло­жение болезни в больном; искать, где она избрала себе ложе: и для сего нужно врачу пробежать все части тела больного, начиная с головы до ног, а именно: первее всего надобно уловить наружный вид больного и положение его тела, а потом исследовать действия душевные, зависящие от мозга: состояние ума, тоску, сон; вглядеться в лицо его, глаза, лоб, щеки, рот и нос, на коих часто как на картине печатлеется и даже живописуется образ болезни. Надобно смотреть и осязать язык, как вы­веску желудка; спросить о позыве к пище и питию, и к каким именно; внимать звуку голоса и си­ле ответов; видеть и слышать дыхание груди его и вычислить соразмерность биения сердца и жил с дыханием; примениться к разному звуку кашля грудного, желудочного, простудного, воспалитель­ного; надобно уметь осязать живот, все его внут­ренности и сопредельные ему части; исследовать состояние рук и ног, их силу и крепость, худобу и полноту, и по оным судить о силах жизненных; об­ратить внимание на кожу, сухость ее и влажность, теплоту и холод, цвет и сыпи; видеть и исследовать все извержения, кровь, мокроты, желчь и проч. Из всех явлений, коих сотую только долю показал я здесь и кои ты увидишь, услышишь и осяжешь при постеле больного, из всех сих явлений, говорю я, должен ты помощию разума извлечать заключение о вещах сокровенных, коих наружные чувства не постигают; постигает же чувство внутреннее, т. е. разум, просвещенный наукою и опытностью.

Теперь ты испытал болезнь и знаешь больного; но ведай, что и больной испытал тебя и знает, каков ты. Из сего ты заключить можешь, какое нужно терпение, благоразумие и напряжение ума при постели больного, дабы выйграть всю его доверенность и любовь к себе, а сие для врача всего важнее. Окончив, таким образом, троякое испытание боль­ного, болезненных причин и самые болезни, нельзя всего сказанного вверить одной своей памяти; и не довольно того, чтоб только записать все, но все должно записать на своих местах, дабы в описании твоем, как на некоем чертеже, одним взглядом по следам опустошений можно было видеть завоевание, сделанное болезнью. По сему плану, тобою начертанному, ты будешь судить о внутреннем свойстве болезни, о наружном ее виде, о ее ходе, быстроте или медленности, о си­ле и нападениях ее; узнаешь, какую с ней вести войну, наступательную или оборонительную, т. е. по­ложительно, или отрицательно, или медленно, и, вы­жидая, действовать должно.

Кому ещё уподоблю больного? Больного можно уподобить кораблю, болезнию, яко волнами моря несомому. Врач есть кормчий; магнитная стрелка, обращающаяся к Полярной звезде, есть натура болезни, переменяющаяся от поворотов; ветры суть вид ее; местопребывание корабля - поприще болезни; груз его есть ее тяжесть; мачты - жизненные си­лы; верви - нервы; якорь - надежда; подводные камни - опасности; парусы - лечение; выздоров­ление - желанное пристанище; кораблекруше­ние - смерть; а морская карта - есть сокращенная наука познания и определения болезни, о чем те­перь говорю. Во всю жизнь мою волнуюсь в сем житейском море, болезньми воздвизаемом, претер­пев многие опасности и кораблекрушения вместе с больными».

«И выше говорено было, и здесь в своем месте надобно повторить, что вовсе невозможно одной па­мяти вверять хода болезни, в разных ее поприщах и днях, лечения оной и предведения об ее исходе. Надобно написать все, написать в порядке, пи­сать ежедневно, и ежедневно поверять ход болезни с лечением, а лечение с предведением. Сие-то и со­ставляет историю болезни или клиническую записку каждого больного. Не нахожу достаточных слов, не нахожу доволь­ного - красноречия к выражению всей пользы, про­исходящей от сего легкого и ежедневного при по­стели больных упражнения, в коем одном состоит все щастие врача и все его преуспеяние во врачеб­ном искусстве. По клинической записке, без всякого труда, увидишь правильность твоего лечения. По ней, как по показателю, видишь равновесие между лечением и болезнью, между силою лекарства и си­лами больного.

В сей клинической книге найдешь сегодня все то, что было с больным вчера; в сем архиве будешь читать как случившееся вчера, то, что было с боль­ным за неделю; за месяц, за год и за десять лет. Как в зеркале увидишь все прошедшие, болезни, все причины оных, всю натуру больного, все его осо­бенности; все, что он любит и чего отвращается; все, что было ему полезно, и что вредно. К сим занятиям я должен заблаговременно при­учать вас, любезные юноши, чтоб вы соделались учениками Гиппократа. Что принесло несказанную пользу мне, то принесет таковую же и вам; Не в хвалу себе (от коей, кроме вреда, пользы нет), но для подражания вашего, я не обинуяся скажу вам, что кроме больничных клинических книг, писанных моими учениками, имею истории болезней всех мо­их больных. Все написаны моею рукою, писаны не дома, но при самых постелях больных. Число одних фамилий простирается за тысячу. В одной фамилии бывает много больных, и один больной бывает мно­го раз болен. Сей архив расположен азбучным по­рядком; для каждой буквы назначена особенная книга, в которой в одну минуту можно найти опи­сание болезней каждого и все рецепты. Сие сокро­вище для меня дороже всей моей библиотеки. Печа­танные книги везде можно найти, а историй болез­ней нигде. В 1812 году все книги, составлявшие мое богатство и ученую роскошь, оставались здесь на расхищение неприятелю; но сей архив везде был со мною; ибо от больных приобретаются книги и це­лые библиотеки; от больных богаты врачи; на поль­зу больных должны они взаимно посвящать все из­бытки и труды свои.

Рассмотрим же вкратце, как должно писать истории болезней, дабы от оных иметь всю пользу для себя и для больных и дабы заслужить похвалу от просвещенных и опытных врачей; ибо таковыми описаниями молодой врач на врачебных советах выигрывает доверенность старых врачей, заслужи­вает их похвалу в присутствии самого больного и тем утверждает славу свою прочным образом в об­ществе. Таковые описания отправляет он с больны­ми, отъезжающими для лечения в российские сто­лицы и в чужие края. Истории болезней должно писать точно таким порядком, каковой я изложил в испытании больного, в определении болезни и в способе лечения. Вна­чале описывается самый больной. Его возраст, сло­жение, соразмерность частей, образ жизни, состоя­ние, наследственные болезни, болезни прошедшие и пр. составляют предрасположение к болезни, первый и внутренний предмет больного. Второй и наружный предмет есть изыскание при­чин, воздействовавших на тело и на душу больного. Сии причины сказывает либо сам больной, напри­мер, о простуде, о бане, либо врач изведывает оные, вопрошая больного, например, о пище, питье, жили­ще, трудах, либо врач вопрошает сам себя о воздуш­ных переменах, о свирепствующих повальных и зара­зительных болезнях; потому что больной часто не имеет о них никакого понятия. Третий предмет, происшедший из соединения двух первых, есть самая болезнь, изыскание перемен и припадков ее от начала до конца, и исследование настоящего состояния больного, с головы до ног. Сии три предмета извлекаются из испытания или экза­мена больного. Четвертый предмет во врачебной истории есть определение болезни по ее натуре, виду, поприщу и величине и основывается на сем же испытании боль­ного. Из сих четырех происходит пятый предмет, то-есть, лечение больного. Он состоит в трех предписа­ниях: в назначении пищи и пития, внутренних ле­карств и наружных средств. Все сии предписания должны стремиться к одной цели. Шестойи последний предмет в истории болезни есть предведение исхода болезни. Оно основывается на выше сказанных пяти предметах, т. е, на познании больного, на изыскании причин, на ходе болез­ни, на определении натуры и формы оной и на ус­пешном, либо безуспешном ее лечении. Исход болезни есть троякий: в жизнь, в смерть и в другую болезнь».

 

Контрольные вопросы для зачетного занятия по теме:

«История отечественной медицины».

1. Охарактеризуйте основные черты русской культуры. Как они отразились на развитии отечественной медицины?

2. Основные виды медицины на Руси. Монастырская медицина, ее роль в развитии отечественной медицины.

3. Организация и функции Аптекарского приказа в Москве.

4. Преобразования и нововведения в российской медицине в эпоху Петра I

5. Открытие первой в России лекарской школы. Первый военный сухопутный госпиталь и госпитальная школа при нём.

6. Роль М.В. Ломоносова в становлении российской медицинской науки. Российская Академия наук (история основания, роль и значение для отечественной науки и медицины, первый президент академии).

7. Становление высшего медицинского образования в России (медицинский факультет Московского университета, Медико-хирургическая академия) Первый русский профессор - С.Г. Зыбелин.

8. Становление и развитие анатомии и хирургии в России 18 – 19 вв. (Заслуги П.А. Загорского, И.Ф. Буша, И.В. Буяльского, Е. О. Мухина)

9. Н. И. Пирогов (основные этапы биографии, вклад в отечественную медицину).

10. Становление и развитие акушерства и педиатрии в России 17 -18 вв. (Вклад Н. М. Максимовича-Амбодика)

11. Развитие военно-полевой медицины (метод сортировки раненых, первый опыт привлечения женщин к уходу за больными и ранеными на войне, использование эфирного наркоза).

12. Противоэпидемические мероприятия по борьбе с заразными заболеваниями в России 18-го века. Заслуги Д. С. Самойловича.

13. Какие факторы определили расцвет отечественной медицины в 19 веке?

14. Становление и развитие микробиологии (периоды, заслуги Э. Дженнера, Л. Пастера, И. И. Мечникова, Р. Коха и др.) История борьбы с бешенством. История оспопрививания в России.

15. И. М. Сеченов (этапы биографии, направление исследований, основные труды вклад в медицину).

16. И. П. Павлов (биография, труды, развитие учения о высшей нервной деятельности, вклад в медицину)

17. Становление и развитие гигиены (заслуги М. Петтенкофера, А.П. Доброславина, Ф.Ф.Эрисмана). Организация первых кафедр научной гигиены в России.

18. Понятие общественной медицины и её составляющие. Взаимосвязь общественной и земской медицины.

19. Земская медицина. Причины возникновения, роль земской медицины в здравоохранении. Основные принципы земской медицины. Тип земского врача-подвижника. Достоинства и недостатки общественной медицины второй половины 19 – начала 20 вв..

20. Понятие научной медицинской школы. Критерии научной школы (по В. И. Бородулину). М. Я. Мудров - основоположник первой отечественной терапевтической школы, его вклад в развитие отечественной медицины.

21. Основные характеристики и достижения школ Г.А. Захарьина и С.П. Боткина.

22. Сравнительная характеристика научных школ С.П. Боткина и Г.А. Захарьина.

23. Становление и развитие педиатрии в России (17 – 19 века). Заслуги С.Ф. Хотовицкого, Н.Ф. Филатова.

24. Становление и развитие гинекологии как науки в России. Заслуги В. Ф. Снегирева. Становление психиатрии в России. Глава московской научной школы психиатрии С.С. Корсаков. В.М. Бехтерев.

25. Охарактеризуйте особенности культуры и медицины советского периода в первой половине 20в.

26. Охарактеризуйте становление советской медицины. Первые декреты. Роль Н. А. Семашко, З.П. Соловьева как теоретиков советской медицины.

27. Каковы особенности развития науки, в том числе медицинской в послевоенном периоде?

28. Перечислите основные принципы советского здравоохранения.

29. Клинические терапевтические школы советского периода. Приведите примеры.

30. Клинические хирургические школы советского периода. Приведите примеры.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.