Сделай Сам Свою Работу на 5

Аюрведическая медицина в современном мире





1. Глазырина И.П. Эта разная медицина – Москва, Изд-во «Знание», 1992.

2. Вернер В. К. Аюрведа – наука о жизни и ее место в современной мкедицине // Российский медицинский журнал. – 1997. - № 5. – С.62 – 63.

3. Кошевенко Ю.Н. Аюрведические основы оздоровительного питания в дерматокосметологии // Российский журнал кожных и венерических болезней. – 2001. - №2. – С.64 – 67; №1. – С.65 – 68.

4. Воронина Т. А., Воронина А.В. Травы восточной медицины Вып. № 1. – М., Спб.1991.

Тайны тибетской медицины. Биография и заслуги П. А. Бадмаева.

  1. Асеева Т.А. и др. Лекарственные растения тибетской медицины. – Новосибирск. – 1985.
  2. Бадмаев П. А. Основы врачебной науки Тибета “Жуд-Ши”. – М., Наука, - 1991
  3. Базарон Э. Г., Асеева Т. А. “Вайдурья-онбо” – трактат индо-тибетской медицины. – Новосибирск, Наука. – 1984.
  4. Глазырина И.П. Эта разная медицина – Москва, Изд-во «Знание», 1992.
  5. Хунданов Л.Л. Раздумья врача. – М.: Сов. Россия, 1983.
  6. Лобсанг Рампа. Третий глаз.
  7. Яковлев Г. Г. Из истории тибетской медицины // Вопросы биологии, медицины и фармацевтической химии. – 20001. - № 4. – С. 48 – 52.
  8. Хунданов Л. Л. Тибетская медицина. – М. Прометей. – 1983.
  9. Пульсовая диагностика тибетской медицины. – Новосибирск, Наука. – 1988.

Тестовые задания



  1. Первый перевод основного трактата тибетской медицины «Чжуд-ши» на русский язык был сделан: 1)Пржевальским; 2)К. Рерихом; 3)Бадмаевым; 4)Блаватской.
  2. Религиозное учение, распространённое в Древней Индии:1)даосизм; 2)буддизм; 3)ислам; 4)христианство.
  3. Древнекитайская теория «пяти элементов» не включала из всех перечисленных один элемент:1)вода; 2)земля; 3)эфир; 4)огонь.
  4. Карма –1)одно из воплощений Вишну; 2)сословие варны; 3)причинно-следственный закон воздаяния; 4)культурная традиция народа.
  5. Священные тексты-гимны в Древней Индии:1)варны; 2)ману; 3)веды; 4)мантры.
  6. Основатель буддизма:1)Конфуций; 2)Брахман; 3)Гаутама; 4)Чараки.
  7. Одна из категорий древнекитайской культуры:1)деление на касты; 2)энергия «ци»; 3)культ Шивы; 3)клинопись.
  8. Характерная черта традиционных восточных систем врачевания:1)научность; 2)культ человека; 3)аллопатия; 4)профилактическая направленность.
  9. В Древнем Китае были изобретены:1)фарфор; 2)шёлк; 3)бумага; 4)всё перечисленное.
  10. Одно из положений Аюрведы:1)обмен энергией «ци»; 2)учение о дошах; 3)теория инь-янь; 4)теория меридианов.
  11. В Древнем Китае мокса использовалась для: 1)ритуальных практик; 2)очищения организма; 3)медитации; 4)прижиганий.
  12. Теория кругового движения крови впервые появилась в:1)Индии; 2)Тибете; 3)Месопотамии; 4)Китае.
  13. По утверждению Сушруты, врачеватель, знакомый со свойствами ртути –1)человек; 2)демон; 3)пророк; 4)бог.
  14. Основная причина болезни с точки зрения древнекитайского врачевателя:1)проклятие демонов; 2)нарушение циркуляции энергии; 3)нарушение табу; 4)гордыня человека.
  15. Название основного медицинского трактата в Древнем Тибете:1)Ней-Цзин; 2)Чарака-самхита; 3)Сушрута-самхита; 3)Чжуд-ши.

Письменные проблемные вопросы и задания



Заполните таблицу.

Сравнительные характеристики традиционных систем врачевания

Китая и Индии

Характеристики Китай Индия
Религиозная система      
Основной трактат      
Теоретические основы медицины        
Представление о здоровье          
Представление о болезни          
Причины болезни          
Диагностика          
Оздоровительные практики        
Принципы лечения        

2. «Чжуд-Ши» утверждает, что среди них есть цари, советники, благородные люди, холопы, военачальники, воины и «конь для всех – снеговая вода». Как Вы думаете, о чём идёт речь?

____________________________________________________________________________

 

3***. Вы – китайский врач Чжан Чжун (10-11 век н.э.) времени правления династии Тан. Вы обучались в Императорской медицинской академии на факультете иглоукалывания и прижигания. Расскажите, как проходило Ваше обучение.



Каковы Ваши познания в области анатомии человека? Почему?

Известно, что в Китае врач, лечащий императора, вознаграждался за свои труды только в том случае, если император был здоров, и утрачивал вознаграждение, если император заболевал. Разве не должно быть наоборот?

Ваши пациенты рассказывают легенды о Вашем необычайном умении видеть болезни сквозь преграды – сквозь стену, сквозь одежду и кожу человека. Говорят, древние шаманы научили Вас предсказывать болезнь за год или два до появления её первых симптомов. Соответствует ли это истине?

Вы особенно славитесь в своей провинции сеансами иглоукалывания, мастерством натирания с разогретыми лекарственными травами, искусством приготовления лекарственных отваров. Однако все Ваши предписания по лечению заболеваний начинаются с рекомендаций по питанию. Почему? Ваш любимый целебный настой "может утолять жажду, переваривает пищу и устраняет воспаления, сокращает сон и открывает дорогу моче, проясняет зрение и благотворно для мышления, устраняет нервность и изгоняет скуку". В наши дни его ежедневно пьют миллионы здоровых людей во всем мире. О листьях какого растения идёт речь?

Поясните мысль древнекитайского врачевателя: «Найди точку - и ты станешь властелином своего организма». В чём состоит философия акупунктуры? Целесообразно ли с точки зрения китайского врачевателя ставить на биологически активные точки медицинские пиявки, подвергать их воздействию лазера или переменного тока, как это принято в современной практике? Почему?

В современном Китае благодарные пациенты часто преподносят врачам настенные украшения с надписью: «Хуа То жив!» Можете ли Вы рассказать о великом китайском враче Хуа То? Почему знаменитая китайская гимнастика «Игра пяти зверей» создавалась Хуа-То именно как весёлая игра, развлечение?

5. Охарактеризуйте различия основных принципов диагностики и терапии восточной и западной медицины. Совместимы ли традиционные медицинские системы Востока с современными западными методами лечения? Должно ли изучение этих систем стать частью медицинской подготовки каждого врача? Почему?

 

Занимательные факты из истории медицины

Пульсовая диагностика

Метод пульсовой диагностики был открыт еще в 5 веке до нашей эры. Пульсирование крови в человеческом организме имеет до 600 оттенков и зависит от множества факторов: силы удара, ритма, скорости, положения и других. Специалисты в области китайской медицины измеряют пульс не в одной, а в 6-10 разных точках организма, причем у мужчин и женщин эти точки друг от друга отличаются. К примеру, беременность с помощью пульсовой диагностики можно выявить уже на 5-6 день после зачатия. Одним из великих знатоков пульсовой диагностики считается китайский врач Бянь Цяо (V - IV вв. до н. э.). В те времена посторонним мужчинам запрещалось видеть женщин. А поскольку большинство врачей были мужчины и по этой причине не могли осматривать больных женщин, то для исследования их пульса были разработаны различные методы. Например, к запястью женщины привязывали тоненькую тесемку или ленту, другой конец которой выводили к врачу, находившемуся за занавеской. По движению ленточки врач должен был определить состояние пульсов больной. Предания гласят, что Бянь Цяо не только владел подобным методом диагностики, но и удивлял современников тем, что определял наличие жизни у больных, считавшихся уже умершими.

Источник: Кукушкин С.А., Ганус Г.А. Притчи. Ведический поток. – ООО «Росток», Обнинск, 2001.

Первоисточники по теме

Трактат "Чжуд-ши", до сих пор считающийся главным источником знаний по тибетской медицине, состоит из четырех стихотворных томов. Полное название - «Сердце амриты - восьмичленная тантра тайных устных наставлений». Трактат был записан мудрецом-риши Маносиджи лазуритовыми чернилами на золотых пластинах со слов Будды во время его четырехлетнего пребывания в роще лекарственных растений. Для этой цели Будда погрузился в созерцание и из своего сияющего тела эманировал пятерых просветлённых риши, представляющих его личность в таких аспектах, как язык, душа, тело, деяния и достоинства.

"Древо медицины, - говорится в "Чжуд-ши", - это сжатая, похожая на экстракт, суть "Чжуд-ши", которая является предметам изучения для немногих мудрецов и совершенно недоступна для глупых". Древо стоит на трех корнях, эти корни - строение тела, распознавание болезней, лечение. От корней отходят девять стволов, которые символизируют девять разделов тибетской медицины. Первый ствол - это учение о норме, второй - учение об отклонениях от нормы - расстройствах и болезнях. Еще три ствола посвящены диагностическим приемам - осмотру (включавшему в себя определение конституции больного, осмотр языка и глаз, выделений, кожи); ощупыванию (включавшему и пульсовую диагностику) и опросу - очень подробному, поскольку врач расспрашивал больного об его образе жизни, привычках, питании, субъективных ощущениях. Оставшиеся четыре ствола - это разделы, посвященные лечебным средствам - питанию, образу жизни, лекарствам и процедурам. От стволов, как и положено, отходят "ветви" и "листья" - более мелкие разделы трактата. Например, на стволе пульсовой диагностики три ветви, на каждой из них по три листа, каждый лист - какой-то прием пульсовой диагностики, подготовки к ней, методов обследования и т. д. Всего от девяти стволов отходит 47 ветвей и растет 224 листика. "На древе этом распускаются два цветка - долголетие и здоровье, созревают на нем три плода - преуспеяние в дхарме, богатство и счастье", - так кратко формулирует "Чжуд - ши" результат успешного овладения методами тибетской медицины.

Вопросы:

Какова общая причина всех болезней, по представлениями тибетской медицины? Назовите три частные причины возникновения болезней.

Правомерно ли отнести тибетскую медицину к народной медицине? Почему?

Сформулируйте суть подхода традиционной индо-тибетской медицины к лечению.

Как Вы понимаете утверждение «Пульс есть вестник, связующий врача с болезнью»? Сколько качеств пульса различали тибетские врачи?

Что говорит трактат об этике тибетского врача?

Чжуд-ши (фрагменты)

«Общая причина всех болезней одна - это невежество, возникающее от незнания собственного «Я». Например, птица взлетает в небо, но от тени своей не может оторваться. Все твари, пока находятся во власти невежества, от болезней не избавятся. Частные причины, возникающие от невежества: страсть, гнев и глупость - вот три яда, а плоды их: ветер, слизь и желчь - три начала болезнетворных…»

«В предвестии смерти пульс не полон, часто останавливается, он как лоскуток на ветру, как кончик ястребиного хвоста, как капли, стекающие в воду, как задыхающаяся рыба, как воробей, клюющий корм, как прыжок лягушки, как слюни старого вола. Если болезнь неизлечима, скажи, сколько осталось жить, - вот так, словно флаг втыкаешь на высоком месте, скажи ясно».

«Наука врачевания в своей сути учит, как уравновешивать первоэлементы человеческого тела. Уравновешивать первоэлементы! Вся суть подхода к питанию, образу жизни, лекарствам состоит в том, чтобы, узнав состав первоэлементов тела данного человека, помочь ему уравновесить их. Уравновешенность первоэлементов - вот источник здоровья, долгой жизни, благоденствия. Человеческие страсти и незнание, климатические нагрузки и неправильное питание - тысячи причин нарушают естественное равновесие первоэлементов. Искусство жизни и врачевания состоит в умении определить эти нарушения и сбалансировать их». «Слушайте, великие риши! Если употреблять, как следует пищу и питьё, они будут животворить тело; если же пользоваться ими недостаточно, в излишестве или совсем неправильно, то появятся болезни, вслед за которыми разрушится и жизнь…»

«Эффективность лекарств определяется такими свойствами, как мягкость, тяжесть, теплота, маслянистость, крепость, холодность, тупость, прохладность, податливость, жидкость, сухость, белесость, жар, легкость, острота, жесткость, подвижность - итого их семнадцать, они подавляют двадцать признаков болезней. Каждое из этих свойств имеет свои «привкусы», как-то - соленое, жгучее, вяжущее, сладкое, горькое. От их сочетания и зависит лечебное воздействие лекарств. Например, отвар ятрышника, софоры и сверции удаляет поющий жар суставов, а сгущенный отвар имбиря и ферулы при добавлении красной соли лечит ветер сердца».

«Хорошо, когда целебные растения собирают невинные дети, чистые, нарядно одетые и украшенные, читая во время сбора мантры и дхарани».

"Вообще лекари делятся на хороших и плохих. Тот, кто имеет хорошее происхождение, умен, чтит обеты, мудр в содержании источников, знает устные наставления, имеет опыт, живет по дхарме, бесстрастен, бескорыстен, укрощен, мягок в обращении, сострадателен, не делает ошибок, о чужих делах заботится как о своих, во всех делах лечения просветлен, - это хороший лекарь. Он единственный спаситель всех, кто болеет, он сын, продолжающий род риши - держателей наук, его называют перерожденцем Исцелителя - царя лекарей.

Лекарь, у которого нет родословной, похож на лису, занявшую царский престол, он не достоин, чтобы люди подняли его на свои головы.

Лекарь, не знающий содержания источников, похож на слепого, которому показывают предметы, он не сможет различить род болезни, методы ее лечения.

Лекарь, который не видел, не размышлял, похож на вышедшего в путь без подготовки, у него не будет уверенности в опознании болезни и средствах лечения.

Лекарь, который не знает методов диагностики, похож на блуждающего в пустыне, где нет никого, кто знает лишь болезни.

Лекарь, не умеющий обследовать пульс и мочу, похож на сокольничего, не умеющего выпускать птицу, он не разберет языка жара и холода.

Лекарь, не умеющий искусно говорить, в целом похож на немого, он выставит себя на посмешище и ославится.

Лекарь, не знающий методов лечения, похож на стреляющего в мишень в темноте. Его средства не попадут в болезнь.

Лекарь, не знающий диеты и режима, похож на уступающего свою власть врагу. Он усилит болезни, а силы тела подавит.

Лекарь, не знающий успокоительных составов, похож на крестьянина, не умеющего обрабатывать землю. Он излишним, недостаточным и неверным лечением вызовет болезнь.

Лекарь, не знающий очищающих составов, похож на ком песка, упавший в воду, он испортит и болезнь, и силы тела.

Лекарь, у которого нет инструментов, похож на богатыря без панциря и оружия. Он не одолеет отряды болезней.

Лекарь, не умеющий делать кровопускание и прижигание, похож на вора, который не знает (расположение дома). Его лечение пройдет мимо болезни.

Плохой лекарь не умеет разбираться в “тяжести” и “легкости”, лечение его идет неверным путем, он похож на демона в обличие врача, который, взяв аркан Ямы, хочет вырвать посох жизни. С ним не связывайся. Он погубит доверившихся».

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.