|
Социальная работа и гуманитарные услуги.
Термин "гуманитарные услуги" стал в последние годы популярен. Он обозначает такие социальные услуги, как образование, здравоохранение, психотерапия, жилищное строительство, благотворительность, консультации, услуги для престарелых, уход за умственно отсталыми, отдых, исправительные заведения и органы правосудия, услуги семьям, уход за детьми, услуги для людей с физическими и умственными недостатками, профессиональная реабилитация и т. п. Услуги, предназначенные для защиты или восстановления благополучия граждан, обычно дополняют помощь семье и рыночные механизмы их получения. Как универсальные услуги, так и услуги для отдельных групп с различными потребностями попадают в число гуманитарных услуг (А. Кан, 1973).
Обычно термины "гуманитарные услуги", "социальные услуги" и "гуманитарные ресурсы" используются как взаимозаменяемые. Профессионалы, занятые в любой из этих сфер, называются, таким образом, профессиональными работниками в сфере гуманитарных услуг. Однако те из них, кто находится внизу иерархической профессиональной лестницы, возможно с целью упрочить свое социальное положение, чаще используют это определение, чем профессионалы, уже имеющие высокий социальный статус, например судьи и врачи.
По сравнению с индустриальными государствами Европы Соединенные Штаты можно считать страной с негибкой системой обеспечения. Тем не менее они регулярно инвестировали суммы в программы по гуманитарным услугам. За период с 1913 г., когда затраты на социальное обеспечение составили лишь 0,45% валового национального продукта (ВНП), до 1975 г. расходы на социальные услуги при поддержке общественности возросли до 20% ВНП (Й. Хазенфельд, 1985). Даже с учетом резкого снижения расходов на гуманитарные услуги в последние годы в 1982 г. федеральное правительство затратило общую сумму в 592,6 млрд долл. на социальное страхование, общественную помощь, здравоохранение и медицинские программы, программы для ветеранов, образование, обеспечение жильем, профессиональную реабилитацию, первичный уход, детское питание, детское обеспечение и т. д. Эта сумма составляла 19,3% ВНП, или 55,5% всех расходов правительства за тот год (Бюро переписей, 1985).
Гуманитарные услуги сегодня являются важной сферой в жизни Америки, в которую вкладываются миллиарды долларов, вовлечены миллионы потребителей и поставщиков, а также более 2000 профессий (К. Эриксен, 1977; С. Саубер, 1983). По приблизительным оценкам, около 12% всех работающих по найму в Соединенных Штатах заняты в системе социальных услуг (Й. Хазенфельд, 1983). Несмотря на недавние бюджетные сокращения, в большинстве областей этой системы запланирован рост.
Парапрофессионалы.
Значительная доля работников в сфере социальных услуг состоит из парапрофессионалов, причем за последние 25 лет их число резко возросло.Подсчитано, что приблизительно одна треть всех работников общественных учреждений, связанных с психотерапией, примерно половина тех, кто оказывает услуги непосредственно в области психотерапии, являются парапрофессионалами (Б. Манделл и Б. Шрам, 1985).
Появлению парапрофессионалов способствовали программы против бедности, а также движения 60-х и 70-х годов за общественное здоровье и гражданские права. За этот период было сформировано большое количество рабочих мест в сфере социальных услуг. Считалось, что введение статуса парапрофессионалов позволит занять эти места бедным и безработным. Предполагалось, что парапрофессионалам знакомы образ жизни и специфические проблемы бедняков, а значит, они способны оказывать последним более эффективную помощь. Была надежда на то, что существование парапрофессионалов освободит профессионалов для более сложных ролей и тем самым смягчит ситуацию с недостатком подготовленных кадров.
Хотя есть доказательства того, что парапрофессионалы могут эффективно выполнять ряд работ в терапии, неясно, как их можно использовать с большей результативностью для обслуживания специфической клиентуры. Парапрофессионалы, получившие подготовку и находящиеся под постоянным контролем, чаще обеспечивают более эффективное обслуживание, чем те, кто такой подготовки не прошел (Л. Видека-Шерман, 1985).
Не все ожидания в отношении парапрофессионального движения оправдались. Хотя парапрофессионалы служат как бы мостом между обществом и организациями социального обслуживания, неясно, внесли ли они какие-нибудь значительные изменения в распределительную систему гуманитарных услуг. Возможно, они освободили профессионалов от разнообразных функций, но, как замечает Ф. Рисман (1984), сами часто были вынуждены приспосабливаться к традиционным методам практики и перенимать традиционный опыт.
Жизнь породила и новые проблемы. Возникновение многих категорий служащих, считающихся работниками сферы гуманитарных услуг, попытки ослабить позиции социальной работы, предпринятые в некоторых штатах, частичное совпадение услуг, оказываемых профессиональными социальными работниками и парапрофессионалами,—все это создало ощущение нестабильности. Многие парапрофессионалы сетуют на преобладание или гегемонию профессиональных социальных работников в области социальных услуг в целом, а среди профессиональных социальных работников распространено мнение, что на "их территорию" вторглись те, кто не имеет соответствующей подготовки для ролей, на которые претендуют.
Парапрофессионалы, оказывающие социальные услуги, явили собой парадокс: появившиеся частично в результате протеста против чрезмерной заорганизованности старых профессий, парапрофессионалы сейчас начинают сами говорить о необходимости собственных сертификации, стандартизации и аккредитации.
Новые организации социальной работы.
Хотя сейчас не существует четко определенных общественных стандартов в области социальных услуг, за последние годы сформированы новые организации для содействия кооперированию, взаимосвязи и стандартизации в этой сфере.
Ныне функционирует Совет по стандартизации в системе образования социального обслуживания. В 70-е годы была создана Национальная организация преподавателей в области социальных услуг под покровительством Южного регионального совета по образованию, которая должна была служить средством кооперирования и профессионального развития участников программ по социальным услугам. Она предоставляет возможности для развития преподавательского состава, организуя конференции и ежегодные совещания, и служит защите интересов преподавателей и студентов в области социальных услуг. Национальная организация работников социальных услуг — организация студентов и выпускников объединенных программ — была создана в 1982 г. Для добровольной регистрации своих членов (Б. Манделл и Б. Шрам, 1985).
База знаний в системе социальной работы.
Заимствованные знания.
Социальная работа многое заимствовала для своей системы ценностей и нормативных принципом из философии, этики и юриспруденции. Из социологии и психологии она взяла понятия о поведении индивида и небольшой группы людей, о моделях семьи, процессах социального расслоения, поведении сложных структур и разнообразии культурных систем. Анализируя и оценивая собственный практический опыт, а также избирательно заимствуя и приспосабливая понятия из родственных дисциплин и профессий, социальные работники разработали многочисленные пути обеспечения услугами из областей здравоохранения и психиатрии для семьи, взрослых, детей и молодежи, престарелых, женщин и переселенцев. Разработаны эффективные способы внедрения в такие проблемные зоны, как плохое обращение с детьми и супругами, жестокость в семье, болезни, бедность, расизм, сексизм, ухудшение отношений между соседями, преступления и правонарушения.
Заимствование знаний из других дисциплин настолько же рискованно, насколько и неизбежно. Главную опасность представляет непропорциональное влияние некоторых источников знаний. Как отмечает Дж. Ротман (1985), несмотря на важность, которую придавали в начале XX в. социологии, социальные работники, в сущности, пренебрегли многими социологическими знаниями в пользу психологических. За исключением раннего своего периода и эпохи "Нового курса", социальная работа получала большую часть своих средств анализа и практики от дисциплин, специализировавшихся на изучении скорее микро-, чем макроявлений. После второй мировой войны в социальной работе фактически возобладали методы, почерпнутые в психиатрии, и в особенности психоанализ. Шестидесятые годы принесли кратковременное смещение акцента на знания, относящиеся к более крупным социальным системам.
В целом психоанализ, психиатрия и психология оказались основными источниками понятий и взглядов для практической социальной работы. Последствием чрезмерного доверия к этим источникам стала господствующая в профессии ориентация на индивида. Хотя социальная работа в данное время кажется более всеохватывающей в выборе и накоплении междисциплинарных ориентиров, ее пересечения с антропологией, экономической и политической науками до сих пор весьма незначительны и непродуктивны.
А. Кадушин (1959) отметил другую опасность некритического заимствования — используемые материалы могут быть непоследовательными, нецельными, не прошедшими апробацию или неверно применены, если они не были должным образом адаптированы, дополнены и синтезированы. Еще одна угрозa — это соблазн заимствования упрощенных версий сложных понятий и принципов. В некоторых ситуациях такое чрезмерное упрощение может перейти в фактическое искажение исходных идей. Особенно серьезной проблемой междисциплинарного заимствования является тенденция наделять заимствованные открытия и выводы большей долей убедительности, чем та, которая присуща им изначально. Еще одной проблемой является временной разрыв между развитием теории или технологии и ее использованием или адаптацией практическими работниками.
Отношения между социологией и социальной работой несимметричны. Заимствования из социологии в социальной работе превосходили ее отдачу. Этот тип асимметрии характерен для отношений между теоретическими дисциплинами и прикладными: первые, как правило, больше ориентированы на открытие и утверждение обобщенных знаний, последние же в основном — на использование этих знаний.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|