|
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ.
Под социальной работой в производственной сфере в Соединенных Штатах Америки обычно имеются в виду программы и услуги, выполняемые под управлением или руководством трудового коллектива с привлечением социальных работников, обслуживающих членов коллектива или служащих, и придающие законную форму потребностям социального обеспечения трудовой или промышленной организации. Социальная работа в производственной сфере включает использование добровольческим или частным агентством квалифицированных социальных работников, обеспечивающих социальное обслуживание или консультирование на основании социального контрактного соглашения с профсоюзом или нанимающей организацией. Нанимающими организациями могут быть не только трудовые союзы или корпорации, но и правительственные агентства и некоммерческие организации.
Департамент экономических и социальных дел Организации Объединенных Наций (1971) определяет социальное обеспечение в производственной сфере как "ряд программ, операций и действий, выполняемых на любом уровне или любой группой, которая обеспечивает социальное обслуживание работника и защищает его и его семью от социальных издержек рабочего процесса и рабочего окружения". Следует обратить внимание на три основных различия, имеющихся между определением, принятым в Соединенных Штатах, и международным определением, которое дает Организация Объединенных Наций. Во-первых, Организация Объединенных Наций дает несколько более широкое понятие того, что в действительности составляет суть социального обеспечения в производственной сфере. Во-вторых, социальные работники по своему предназначению не являются основными поставщиками обслуживания. В-третьих, в международном определении не акцентируется внимание на руководстве программами и обслуживанием, а в американском определении оно занимает центральное место.
Как часто представляется в Соединенных Штатах, социальная работа в производственной сфере концентрируется и специализируется в широких структурных рамках рабочего коллектива. Профессиональная практика социального работника в рабочем коллективе включает, например, обучение занятой молодежи, обслуживание персонала и руководства , мастерские для инвалидов и программы по профессиональной реабилитации. Хотя более широкий подход к социальной деятельности на производстве полезен в определении структурно важных, крупных перспектив с общим акцентом на потребностях социального обеспечения рабочих и рабочих организаций, социальная работа в производственной сфере сама по себе более специфична.
Понятие "социальное обеспечение в сфере производства" вытекает из определения, данного Р. Титмассом производственной системе социального обеспечения, находящейся вне привычной финансовой системы и общей системы социального обеспечения. Р. Титмасс (1968) говорит о социальных пособиях и услугах в производственной сфере как о системе, к которой индивиды приобщены благодаря своей занятости в производственном процессе. X. Уайнер и др. (1971) определяют систему социального обеспечения на производстве (в США) как "пособия и обслуживание дополнительно к заработной плате, направленные на социальные и здравоохранительные нужды, положения о которых не закреплены в законодательном порядке. Право на эти пособия и обслуживание дают работа в конкретной компании, или членство в конкретном союзе, или прямые указания правительства".
В понятия системы социального обслуживания на производстве и относящейся к ней социальной работы входит разработка программы и распределение обслуживания с учетом существующих финансовых тенденций и возможностей. Затраты на государственное социальное обеспечение, которые составляют сейчас около 400 млрд долл. ежегодно, на протяжении некоторого времени неуклонно сокращались. Однако система социального обеспечения на производстве, рожденная частной инициативой, в рамках которой также ежегодно расходуется 400 млрд долл. на пособия и обслуживание "своих" работников, быстро расширяется. В 1980 г. наниматели выплатили сумму, составляющую 32,3 % заработной платы, на социальные и здравоохранительные пособия для своих служащих. Стремление социальных работников принимать участие в разработке программ и управлении этими пособиями приобретает все более важное значение. Следовательно, частная система социального обеспечения в производственной сфере играет даже большую роль, чем государственная,
в финансировании обслуживания более чем 100 млн работающих американцев и членов их семей.
Далее, социальная работа на производстве обеспечивает простой доступ к людям в их естественном жизненном окружении, позволяющий разработать универсальную системураспределения обслуживания, не связанную с обязательной выборочностью по категориям обслуживаемых лиц, обязательной длягосударственного сектора. В данном случае право на обслуживание является заработанным правом, одинаково доступным всем участникам рабочего процесса в обычной для них обстановке — по месту работы. По мнению А. Кана (1973), здесь нет "пресловутых положений об обслуживании". Эти программы и обслуживание ориентированы на социальные преимущества рабочих мест, а в cлучае необходимости предоставляются всем занятым в рабочем процессе лицам и членам семей. Как и социальный работник в системе обучения или в рабочем поселке, социальный работник на производстве обслуживает клиентов без отрыва от их функциональных рабочих обязанностей.
В производственных и других нанимающих организациях наиболее быстро развивается и лучше всего известно социальное обслуживание по программам оказания помощи и консультированию служащих. Сейчас в этих программах занято очень много социальных работников. Социальное обслуживание по ним развивается очень быстрыми темпами под управлением основных институциональных субъектов рабочего мира: нанимателей и профсоюзов. Социальные работники заняты также в учебных подразделениях компаний, в общих отделах социального обслуживания и подразделениях советника по кадрам. Типичными должностями могут быть: работающий по найму адвокат, консультант по общинным отношениям, управляющий служебными ресурсами, должностное лицо по общим перемещениям, консультант по кадровой политике, советник по планированию и развитию, специалист по благотворительным средствам, советник по городским делам, координатор совместных программ по здравоохранению и социальному обеспечению.
Большая часть социальных работников нанятая трудовыми организациями, oбеспечивает обслуживание по объединенным программам по консультированию и социальной защите, часто называемым программами по обслуживанию отдельных лиц или членов организаций. Подобные объединенные программы являются основным источником занятости социальных работников на производстве, особенно на северо-востоке страны.
Профессиональные социальные работники берут на себя ответственность по разнообразным отдельным программам, финансируемым местными союзами, районными советами, главными управлениями международных союзов, Американской федерацией труда и Конгрессом производственных профсоюзов (АФТ/КПП), которые контролируют и координируют движение трудовых союзов. Типичными должностями, занимаемыми социальными работниками в этих организациях, являются: работник по обслуживанию персонала, директор образовательной программы, сотрудник по безопасности производства и здравоохранению, управляющий планом по здравоохранению и социальному обеспечению, координатор по обслуживанию членов союза, консультант по профессиональному обучению и повышению квалификации, работник по предпенсионному обслуживанию, консультант по дневному уходу, специалист по законодательству, управляющий планом выделения пособий, координатор общинного обслуживания, инспектор противоалкогольной программы и директор пенсионного обслуживания.
К типичным обязанностям работников социального обеспечения на производстве можно отнести следующие:
■ Консультирование и другие виды помощи попавшим в затруднительное положение служащим или членам организации в связи с угрозой потери работы, например оказание ромощи по разрешению личных проблем и достижению или сохранению высокого уровня квалификации.
■ Консультирование по использованию системы социального обслуживания по месту жительства для удовлетворения потребностей клиента и установлению его связей с необходимыми программами.
■ Обучение передовой части персонала (представителей союзов, мастеров, инспекторов) для того, чтобы они умели определять, какие изменения в выполнении служебных обязанностей могут послужить основанием для обращения в подразделения социального обслуживания, а также правильно формулировать потребности служащих.
* Разработка и контролирование проводимых союзом акций и управление информационной системой, которая будет регистрировать информацию по обслуживанию и данные по программам для их анализа.
■Четкое представление будущего развития программы, которое основывается на неудовлетворенных потребностях и существующих демографических тенденциях.
■ Консультирование по рабочему процессу и управленческой деятельности лиц, принимающих решения по кадровой политике.
■ Оказание помощи по вводу в действие программ социального обеспечения, здравоохранения, развлекательных и образовательных программ для работающих, пенсионеров и членов союза.
■ Оказание помощи по управлению структурой социальных пособий и здравоохранения, а также по составлению планов ввода в действие новых инициатив.
■ Консультирование по разработке соответствующих планов для женщин, этнических меньшинств и инвалидов, а также по управлению этими планами.
■ Консультирование по корпоративному или трудовому построению союза, по организационным положениям, требующим принятия законодательных решений в области социального обеспечения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|