Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ.





Под социальной работой в производст­венной сфере в Соединенных Штатах Амери­ки обычно имеются в виду программы и услу­ги, выполняемые под управлением или руководством трудового коллектива с привле­чением социальных работников, обслужива­ющих членов коллектива или служащих, и придающие законную форму потребностям социального обеспечения трудовой или про­мышленной организации. Социальная рабо­та в производственной сфере включает ис­пользование добровольческим или частным агентством квалифицированных социальных работников, обеспечивающих социальное обслуживание или консультирование на осно­вании социального контрактного соглашения с профсоюзом или нанимающей организа­цией. Нанимающими организациями могут быть не только трудовые союзы или корпора­ции, но и правительственные агентства и не­коммерческие организации.

Департамент экономических и социаль­ных дел Организации Объединенных Наций (1971) определяет социальное обеспечение в производственной сфере как "ряд программ, операций и действий, выполняемых на лю­бом уровне или любой группой, которая обес­печивает социальное обслуживание работни­ка и защищает его и его семью от социальных издержек рабочего процесса и рабочего окружения". Следует обратить внимание на три основных различия, имеющихся между опре­делением, принятым в Соединенных Шта­тах, и международным определением, кото­рое дает Организация Объединенных Наций. Во-первых, Организация Объединенных На­ций дает несколько более широкое понятие того, что в действительности составляет суть социального обеспечения в производственной сфере. Во-вторых, социальные работники по своему предназначению не являются основ­ными поставщиками обслуживания. В-треть­их, в международном определении не акцентируется внимание на руководстве про­граммами и обслуживанием, а в американ­ском определении оно занимает центральное место.



Как часто представляется в Соединенных Штатах, социальная работа в производствен­ной сфере концентрируется и специализиру­ется в широких структурных рамках рабочего коллектива. Профессиональная практика социального работника в рабочем коллективе включает, например, обучение занятой моло­дежи, обслуживание персонала и руководст­ва , мастерские для инвалидов и программы по профессиональной реабилитации. Хотя бо­лее широкий подход к социальной деятельности на производстве полезен в определении структурно важных, крупных перспектив с общим акцентом на потребностях социально­го обеспечения рабочих и рабочих организа­ций, социальная работа в производственной сфере сама по себе более специфична.



Понятие "социальное обеспечение в сфе­ре производства" вытекает из определения, данного Р. Титмассом производственной сис­теме социального обеспечения, находящейся вне привычной финансовой системы и общей системы социального обеспечения. Р. Титмасс (1968) говорит о социальных пособиях и услугах в производственной сфере как о сис­теме, к которой индивиды приобщены благо­даря своей занятости в производственном процессе. X. Уайнер и др. (1971) определяют систему социального обеспечения на произ­водстве (в США) как "пособия и обслужива­ние дополнительно к заработной плате, направленные на социальные и здравоохра­нительные нужды, положения о которых не закреплены в законодательном порядке. Пра­во на эти пособия и обслуживание дают рабо­та в конкретной компании, или членство в конкретном союзе, или прямые указания правительства".

В понятия системы социального обслу­живания на производстве и относящейся к ней социальной работы входит разработка программы и распределение обслуживания с учетом существующих финансовых тенден­ций и возможностей. Затраты на государст­венное социальное обеспечение, которые со­ставляют сейчас около 400 млрд долл. ежегодно, на протяжении некоторого време­ни неуклонно сокращались. Однако система социального обеспечения на производстве, рожденная частной инициативой, в рамках которой также ежегодно расходуется 400 млрд долл. на пособия и обслуживание "своих" работников, быстро расширяется. В 1980 г. наниматели выплатили сумму, составляющую 32,3 % заработной платы, на со­циальные и здравоохранительные пособия для своих служащих. Стремление социаль­ных работников принимать участие в разра­ботке программ и управлении этими пособи­ями приобретает все более важное значение. Следовательно, частная система социального обеспечения в производственной сфере игра­ет даже большую роль, чем государственная,



в финансировании обслуживания более чем 100 млн работающих американцев и членов их семей.

Далее, социальная работа на производстве обеспечивает простой доступ к людям в их естественном жизненном окружении, позволяющий разработать универсальную системураспределения обслуживания, не связанную с обязательной выборочностью по категориям обслуживаемых лиц, обязательной длягосударственного сектора. В данном случае право на обслуживание является заработанным правом, одинаково доступным всем участникам рабочего процесса в обычной для них обстановке — по месту работы. По мнению А. Кана (1973), здесь нет "пресловутых положений об обслуживании". Эти программы и обслуживание ориентированы на социальные преимущества рабочих мест, а в cлучае необходимости предоставляются всем занятым в рабочем процессе лицам и членам семей. Как и социальный работник в системе обучения или в рабочем поселке, социальный работник на производстве обслуживает клиентов без отрыва от их функциональных рабочих обязанностей.

В производственных и других нанимающих организациях наиболее быстро развивается и лучше всего известно социальное обслуживание по программам оказания помощи и консультированию служащих. Сейчас в этих программах занято очень много социальных работников. Социальное обслуживание по ним развивается очень быстрыми темпами под управлением основных институциональных субъектов рабочего мира: нанимателей и профсоюзов. Социальные работники заняты также в учебных подразделениях компаний, в общих отделах социального обслуживания и подразделениях советника по кадрам. Типичными должностями могут быть: работающий по найму адвокат, консультант по общинным отношениям, управляющий служебными ресурсами, должностное лицо по общим перемещениям, консультант по кадровой политике, советник по планированию и развитию, специалист по благотворительным средствам, советник по городским делам, координатор совместных программ по здравоохранению и социальному обеспечению.

Большая часть социальных работников нанятая трудовыми организациями, oбеспечивает обслуживание по объединенным программам по консультированию и социальной защите, часто называемым программами по обслуживанию отдельных лиц или членов организаций. Подобные объединенные программы являются основным источником занятости социальных работников на производстве, особенно на северо-востоке страны.

Профессиональные социальные работ­ники берут на себя ответственность по разнообразным отдельным программам, финансируемым местными союзами, районными советами, главными управлениями междуна­родных союзов, Американской федерацией труда и Конгрессом производственных профсоюзов (АФТ/КПП), которые контролируют и координируют движение трудовых союзов. Типичными должностями, занимаемыми со­циальными работниками в этих организациях, являются: работник по обслуживанию персонала, директор образовательной программы, сотрудник по безопасности производства и здравоохранению, управляющий планом по здравоохранению и социальному обеспечению, координатор по обслуживанию членов союза, консультант по профессиональному обучению и повышению квалификации, работник по предпенсионному обслуживанию, консультант по дневному уходу, специалист по законодательству, управляю­щий планом выделения пособий, координатор общинного обслуживания, инспектор противоалкогольной программы и директор пенсионного обслуживания.

К типичным обязанностям работников социального обеспечения на производстве можно отнести следующие:

■ Консультирование и другие виды помощи попавшим в затруднительное положение служащим или членам организации в связи с угрозой потери работы, например оказание ромощи по разрешению личных проблем и достижению или сохранению высокого уровня квалификации.

■ Консультирование по использованию системы социального обслуживания по месту жительства для удовлетворения потребностей клиента и установлению его связей с необходимыми программами.

■ Обучение передовой части персонала (представителей союзов, мастеров, инспекторов) для того, чтобы они умели определять, какие изменения в выполнении служебных обязанностей могут послужить основанием для обращения в подразделения социального обслуживания, а также правильно формулировать потребности служащих.

* Разработка и контролирование проводи­мых союзом акций и управление информаци­онной системой, которая будет регистрировать информацию по обслужива­нию и данные по программам для их анализа.

■Четкое представление будущего развития программы, которое основывается на неудовлетворенных потребностях и существующих демографических тенденциях.

■ Консультирование по рабочему процессу и управленческой деятельности лиц, прини­мающих решения по кадровой политике.

■ Оказание помощи по вводу в действие программ социального обеспечения, здраво­охранения, развлекательных и образователь­ных программ для работающих, пенсионеров и членов союза.

■ Оказание помощи по управлению струк­турой социальных пособий и здравоохране­ния, а также по составлению планов ввода в действие новых инициатив.

■ Консультирование по разработке соот­ветствующих планов для женщин, этниче­ских меньшинств и инвалидов, а также по управлению этими планами.

■ Консультирование по корпоративному или трудовому построению союза, по органи­зационным положениям, требующим приня­тия законодательных решений в области социального обеспечения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.