Гибнущее судно покинуто, что дальше?
После оставления гибнущего судна и перехода на спасательные плавсредства
необходимо подобрать плавающих в воде людей, помочь им подняться на борт шлюпки или плота. Находящимся вдали нужно бросать плавающие спасательные кольца и подтягивать их за веревку к себе. Если люди ослаблены или травмированы и не имеют сил удерживать кольца, то наиболее сильным следует, предварительно обвязавшись страховочным линем,плыть к ним и оказывать помощь. Однако это можно делать, если есть возможность к ним подплыть. В определенных ситуациях не следует посылать двух-трех человек на верную гибель ради спасения одного.
Если позволяет обстановка, нужно подобрать плавающие в воде предметы, которые могут оказаться полезными при выживании в дальнейшем.
Убедитесь в отсутствии течи. В случае поступления воды устраните повреждения борта или днища имеющимися средствами, откачивайте или вычерпывайте воду.
После этого нужно как можно быстрее отходить от гибнущего судна. Если есть моторные шлюпки, то они должны помочь отойти от борта весельным и надувным плавсредствам. Если моторных нет, то весельные шлюпки берут на буксир надувные плоты. При буксировке фалы, связующие плавсредства, нужно вытравливать на всю длину, это уменьшит риск их обрывов.
Находящимся на надувных плотах необходимо перерезать пусковой линь, связывающий плот с судном, специальным безопасным ножом, который находится рядом с местом крепления буксирного и пускового линей. Своим ножом пользоваться не рекомендуется, В напряженной обстановке, спешке, темноте нож можно уронить и проколоть резиновую оболочку плота. Затем нужно вытащить из воды плавучий якорь, подтянуть днищевые во-добалластные карманы и завязать держащие их штерты (веревки). Одновременно другие, наиболее сильные члены экипажа, собирают складные весла и энергично отгребают от борта гибнущего судна. Независимо от того, используются весла или нет, для ускорения отхода от места бедствия нужно забрасывать плавучий якорь подальше от тонущего судна и подтягиваться на . нем до отхода на безопасное расстояние. Бросая плавучий
якорь, нужно быть внимательным, чтобы не зацепить его за свисающий такелаж или другие предметы.
Если ветер прижимает шлюпку или плот к борту судна, нужно подтягиваться вдоль борта в сторону оконечности, затем дрейфовать по ветру, ускоряя движение веслами.
При движении вдоль судна на надувном плоту нужно быть осторожным: на борту судна могут иметься раковины, которые явятся причиной повреждения оболочки плота. Чтобы сохранить плот и не повредить руки, следует веслами отталкиваться от борта.
Если в случае внезапного погружения судна обрезать пусковой линь не удалось, нужно сесть на днище плота и удерживаться в нем за внутренний линь. Через некоторое время пусковой линь сам оторвется от днища плота (усилие отрыва порядка 4 0 кг).
А что делать, если вы оказались в воде? Нужно постараться быстро вылезти на спасательное средство, а если его рядом нет, плыть»' от гибнущего судна подальше на безопасное расстояние, чтобы не попасть в воронку, образующуюся при погружении судна под воду.
Сразу, пока не замерзли руки, поправить спасательный жилет или гидро-термокостюм, выдернуть шнур включения батарейки сигнального маячка, который загорится через несколько минут. Затем подготовить к использованию свисток.
При отсутствии спасательного жилета не совершайте лишних движений, если нет уверенности в том, что можно до- . плыть до спасательного средства. Стремитесь только к удержанию над водой лица путем медленных движений рук и ног. Помните, что в воде теплопотери не возмещаются двигательной активностью. Чем интенсивнее вы будете двигаться, тем быстрее наступит переохлаждение.
Ищите находящихся в воде других спасающихся и связывайтесь с ними в двойки, тройки, четверки и т. п.
Находясь у шлюпки или плота, держитесь за спасательный леер, который проходит вдоль их бортов, у опрокинутой шлюпки — за боковые кили-поручни. Поддерживайте друг друга, помогайте выбраться на спасательное средство в первую очередь ослабевшим. Во время
гибели в 1986 году под Новороссийском парохода "Адмирал Нахимов" имели место случаи, когда более сильные в панике отбирали у ослабевших и даже детей спасательные круги. В такой ситуации в чувство их может привести хорошая зуботычина. В процессе спасения этот прием вполне допустим.
Старайтесь предохранить от охлаждения в первую очередь места наиболее интенсивной теплоотдачи — затылок, пах, шею, подмышки. Находясь в спасательном жилете, нужно сгруппироваться, скрестить ноги, поджать колени к животу, локти прижать к бокам, а кисти к груди, то есть принять позу ребенка в утробе матери (рис. 24). Если в воде несколько человек, нужно собраться и теснее прижаться друг к другу — это поможет сохранить тепло (рис. 25).
Рис. 24. Способ группировки туловища для снижения теплопотерь в воде.
При появлении акул, а они частые гости при кораблекрушениях, старайтесь не паниковать, не двигайтесь — это может спровоцировать их к атаке. Что делать в такой ситуации, подробно описано в главе "Опасные морские животные".
Если вам брошен спасательный круг, просуньте в него руки, затем поставьте
Рис. 25. Чтобы отсрочить переохлаждение, нужно собраться в кучу.
его вертикально и наденьте его под мышки. Не стремитесь подняться на нем повыше, это может привести к переворачиванию.
При опускании со спасательного судна троса с карабином пристегните к нему петлю, имеющуюся на жилете.
Если с судна спускают спасательный
пояс, необходимо просунуть в него руки, голову, плечи и, когда он окажется под мышками, развернуть его тросом вперед, дать сигнал о подъеме, а затем для безопасности скрестить руки на груди.
При эвакуации с помощью спасательной корзины заберитесь в нее в воде и пристегнитесь ремнем или карабином. Можно также удерживаться за поручни и края корзины.
На плавающую сетку нужно влезть и лечь, удерживаясь за трос.
При эвакуации на спасательную платформу нужно влезть на нее по сетчатому трапу, перевалиться в приемный понтон и подняться на спасательное судно по лямочному трапу надувного ската с помощью спасателей.
Главное правило выживания при кораблекрушениях.Помните, что гибнущее судно способно уйти под воду очень быстро, а может находиться на плаву и много часов. Никто не может точно предсказать время его затопления. Поэтому, чтобы не оказаться затянутым в воронки, образующиеся на поверхности после погружения судна под воду, следует как можно быстрее отплывать от места затопления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|