Сделай Сам Свою Работу на 5

Принятие решения на оставление судна





Оставление судна производится только по указанию капитана. Он отдает такое распоряжение в тех случаях, если:

— имеются явные признаки наступаю­
щей гибели судна (опасный крен, вход
в воду палубы, кормы, носовой части);

— судно остается на плаву, но рас­
пространение воды по судну ведет к его
затоплению, а достаточных средств для
борьбы с водой экипаж судна не имеет;

— происходит смещение груза или
обледенение судна, которое в конечном
итоге приведет к опрокидыванию судна,
а экипаж не имеет средств борьбы со
смещением груза или обледенением;

— по судну распространяется пожар,
а экипаж не имеет средств для его
локализации и ликвидации;

— ветром, волнами или течением суд­
но дрейфует на рифы, где оно может
быть разбито или опрокинуто. При этом


судно не имеет хода или лишено возможности управляться и не может противодействовать непреодолимой силе природы и т. п.

Если даже при успешной борьбе за живучесть судна капитан не исключает возможности ухудшения обстановки, ко­торая может заставить экипаж оставить судно, он должен немедленно дать рас­поряжение об оставлении судна пассажи­рами и членами экипажа, не принимаю­щими участия в борьбе за живучесть судна. При принятии решения об остав­лении судна капитан должен сравнить опасность его гибели с опасностью для оставляющих судно (например, при остав­лении судна, сидящего на мели).



После принятия решения об оставле­нии судна членам экипажа необходимо предотвратить панику, обеспечить порядок любыми средствами, не останавливаясь даже перед насилием. Следует одеться в теплую, желательно шерстяную одежду, по возможности с водонепроницаемым верхом, не стесняющую движений (даже мокрая одежда создает защиту от холо­да). Если имеются, то надеть шерстяные перчатки, шапку, а вместо обуви несколь­ко пар теплых носков. В акулоопасном районе не рекомендуется одеваться в яркие, контрастные одежды — это при­влекает акул. Лучше надеть вещи темных цветов.

Проверить, чтобы на всех были пра­вильно надеты и подогнаны спасательные средства. При необходимости оказать по­мощь неумеющим.

Обязательно назначить лиц для обес­печения порядка в коридорах, на трапах, ведущих к спасательным средствам, для проверки помещений судна и вывода из них людей на спасательные шлюпки и плоты.



Способы оставления судна

Оставление гибнущего судна может осуществляться на спасательных шлюпках и надувных плотах, переходом на борт подошедшего судна-спасателя, эвакуации на борт вертолета-спасателя и путем прыжка в воду. Каждый из этих спосо-


бов имеет свои особенности, знание которых поможет сохранить жизнь в экстремальной ситуации.

При оставлении судна на спасательных шлюпках и плотах нужно, по возможно­сти, погрузить в них дополнительные запасы воды и пищи, теплую одежду, средства связи и сигнализации.

Плоты с наветренного борта лучше перетащить на подветренный и подгото­вить их к спуску или сбрасыванию. Если этого не сделать, то плоты, спущенные на воду с подветренного борта, будут прибиваться к тонущему судну, что очень рискованно.

Если придется изменять установленный порядок распределения пассажиров и чле­нов экипажа по спасательным средствам из-за невозможности спуска части их, нужно равномерно распределить людей по оставшимся шлюпкам и плотам. При этом следует учитывать, что спусковые лебедки рассчитаны только на указанное на шлюпке или плоту количество людей. Оставшихся принимают после спуска спа­сательных плавсредств на воду.

Командирам шлюпок и плотов необхо­димо обеспечить порядок при посадке в них членов экипажа и пассажиров, изъ­ять колющие, режущие и тяжелые пред­меты.

Перед спуском на • воду капитаном даются указания командирам шлюпок и плотов по совместным действиям после оставления судна,



Особенности оставления судна на спа­сательных шлюпках.Спуск шлюпок сле­дует производить во впадины между волнами, а крепление спусковых уст- • ройств отсоединять в момент подъема шлюпки волной. При этом нужно обес­печить одновременную отцепку носового и кормового тросов.

Если судно находится боком к волне, в шлюпки следует садиться с подветрен­ного борта. Шлюпки наветренного борта спускать, а в крайнем случае сбрасывать без людей.

При крене судна шлюпки с выходя­щего из воды борта нужно успеть спу­стить до возрастания крена сверх преде­ла, при котором спуск будет еще воз­можен. Если этот момент упущен, шлюп­ки с этого борта спускать или сбрасывать без людей.


После спуска шлюпки на воду принять с судна с помощью спасательных шкен­телей, трапов, скатов и рукавов членов экипажа и пассажиров, которые не спу­стились в шлюпку, в том числе и тех, кто обеспечивал спуск.

Особенности оставления судна на спа­сательных плотах.Посадка в плот на воде производится но трапам, спасатель­ным шкентелям, скатам, рукавам, а также прыжком на Плот с высоты до 4,5 метра от уровня воды независимо от того, поднят ли тент. Если плоты не рассчитаны на прыжки (например, отече­ственные ПСН-6М или ПСН-10М) — прыгать на эти плоты можно только с небольшой высоты — до 1,5 метра, иначе можно повредить надувную оболочку пло­та или днище.

В крайнем случае прыгать в воду рядом с плотом так, чтобы вас отнесло к нему, Оказавшись в воде около плота, нужно держаться за леер, который при­креплен к его бортам и по очереди забираться в плот по трапу (рис. 23).

Особенности перехода на борт судна-спасателя.При подходе спасателя по указанию капитана сосредоточиться в ме­стах, удобных для перехода на другое судно. Порядок перехода определяет ка­питан.

Если борт подходящего спасателя ниже борта гибнущего судна, подготовиться к прыжку с участков палубы или надстрой­ки, находящихся выше палубы спасателя.

Если борт подходящего спасателя вы­ше борта гибнущего судна, подготовиться к подъему грузовыми средствами спаса­теля в беседках, корзинах, на сетках и платформах, а также к самостоятельному подъему по трапам, спущенным со спа­сателя.

Со швартовкой или касанием спасателя к борту судна, в том случае, если борт спасателя ниже борта судна, прыгать на участок, застланный матами, матрацами, сетями или другими мягкими предметами. В процессе прыжка сгруппироваться и мягко приземлиться на ноги. Падая на бок, не выставлять руки, чтобы избежать перелома. При прыжке на натянутые сети приземляться на них, сгруппировавшись и поджав под себя согнутые в коленях ноги. Оказавшись на борту спасателя, быстро отбежать или откатиться в сто-


рону, освобождая место для следующих за вами людей. Если борт спасателя выше борта судна, подниматься на его борт по трапам со страховкой за концы, поданные со спа­сателя, а также на грузоподъемных сред­ствах спасателя. В процессе эвакуации прислушиваться к командам капитана и строго их выполнять. Особенности эвакуации на борт верто-

лета.Если имеется возможность, нужно подготовить на палубе посадочную площадку для верто­лета. Для уменьшения скольже­ния вертолета устлать площадку сетью, обозначить ее буквой "Н", выложенной белыми полот­нищами. Сеть и полотнища за­крепить, чтобы их не сорвало ветром и воздушным потоком от винта вертолета. С площадки и вокруг' нее убрать или закрепить предметы, которые могут быть подняты воздушным потоком, При подходе вертолета к судну, зажечь фальшфейер (сигнальный патрон) для обозначения направ­ления ветра. Можно воспользо­ваться какими-либо другими ис­точниками дымовых сигналов. Оборудуя посадочную площадку и обозначая ее дымами, следует учитывать, что вертолет должен садиться против ветра, иначе та­кая посадка может окончиться трагически.

Рис. 23. Оставление судна на спасательном плоту:
1 — Плот на месте хранения. Череп фалинь он закреплен к кольцу на палубе. 2 — Спуск плота за борт. Если возникла необходимость фалинь нужно закрепить к новому месту перед сбросом плота. 3 — Надувание плота. Когда фалинь полностью отдан, его надо резко дернуть — после этого начнется надувание. 4 — Плот частично надут и готов к посадке. При посадке нужно пролезть под тент, чтобы не замедлять надувания его стоек. 5 — Посадка на плот с борта судна. В таком положении допустимо прыгать на плот, стараясь попасть на поддерживаю­ щую дугу, а не на середину тента. 6 — Если плот надулся на боку, что маловероятно, то привести его в нормальное положение вполне сможет один человек. При этом надо дейсгвовать в следующей последователь­ ности: повернуть по возможности плот тентом против ветра; встать на газовый баллон, схватиться за фал и тянуть его на себя, откинувшись назад. Когда плот примет правильное поло­ жение, вынырнуть из-под него.

При невозможности посадки вертолета на судно подготовить для эвакуации площадку, с ко­торой будут эвакуировать людей в режиме висения вертолета над судном. Участок подбирать свободный от мачт, палубных конструкций и других предметов, за которые может зацепиться спускаемый с вертолета трос. Наиболее удобно вертолету под­ходить с: кормы (при соответст­вующем направлении ветра).

Дополнительного освещения площадки и надстроек судна не делать — оно может мешать пилоту вертолета. Судну нести только штатные огни, подсветку делать только по просьбе коман­дира экипажа вертолета. Для обеспечения безопасности работы вертолета по возможности привести судно относительно ветра: если площадка на корме — против ветра; если площадка в средней части или па носу — так, чтобы вертолет, заходя против ветра, подлетал к судну слева с кормы.

При оставлении небольшого судна пе­рейти на плот, который не отсоединять


от судна, а оставить на веревке длиной 40—50 метров. Этим уменьшается дрейф плота.

Во избежание поражения зарядом ста­тического электричества не хвататься за трос или спускаемое средство вертолета, пока они не коснутся корпуса судна или воды.

Не закреплять трос вертолета на суд­не, не следует садиться в спасательное средство большему количеству людей, чем это допускается. При угрозе безопас­ности вертолету, которая возникает при нарушении правил эвакуации потерпевших бедствие, командир вертолета обязан сбросить все, что мешает быстрому вы­ходу из опасной ситуации. Были даже случаи сброса людей, которые сами же и создавали своими неправильными дей­ствиями предпосылки для катастрофы.

Особенности оставления судна прыж­ком в воду.Перед оставлением судна члены экипажа должны напомнить пасса­жирам правила прыжка в воду и даль­нейшего поведения на воде.

Для прыжка в воду выбираются такие места, чтобы быть отнесенным от судна течением. Если есть возможность, то лучше спускаться к воде по трапу. Спасательный жилет необходимо обере­гать от порывов.

При прыжке в воду подбородок под­жать к груди, но голову сильно вперед не наклонять, чтобы не удариться о воду лицом, затылок напрячь. Одной рукой прижать одежду, другой закрыть ноздри и рот. Прыгать ногами вниз, ступни сжать вместе, ноги слегка согнуть и напрячь. Непосредственно перед прыжком сделать глубокий вдох.

Оказавшись в воде, выныривать с открытыми глазами, избегая попасть под судно, шлюпку или плот. Вынырнув и восстановив дыхание, повернитесь лицом к надвигающейся волне. Осмотритесь, не угрожает ли вам опасность со стороны находящихся рядом судов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.