Принятие решения на оставление судна
Оставление судна производится только по указанию капитана. Он отдает такое распоряжение в тех случаях, если:
— имеются явные признаки наступаю щей гибели судна (опасный крен, вход в воду палубы, кормы, носовой части);
— судно остается на плаву, но рас пространение воды по судну ведет к его затоплению, а достаточных средств для борьбы с водой экипаж судна не имеет;
— происходит смещение груза или обледенение судна, которое в конечном итоге приведет к опрокидыванию судна, а экипаж не имеет средств борьбы со смещением груза или обледенением;
— по судну распространяется пожар, а экипаж не имеет средств для его локализации и ликвидации;
— ветром, волнами или течением суд но дрейфует на рифы, где оно может быть разбито или опрокинуто. При этом
судно не имеет хода или лишено возможности управляться и не может противодействовать непреодолимой силе природы и т. п.
Если даже при успешной борьбе за живучесть судна капитан не исключает возможности ухудшения обстановки, которая может заставить экипаж оставить судно, он должен немедленно дать распоряжение об оставлении судна пассажирами и членами экипажа, не принимающими участия в борьбе за живучесть судна. При принятии решения об оставлении судна капитан должен сравнить опасность его гибели с опасностью для оставляющих судно (например, при оставлении судна, сидящего на мели).
После принятия решения об оставлении судна членам экипажа необходимо предотвратить панику, обеспечить порядок любыми средствами, не останавливаясь даже перед насилием. Следует одеться в теплую, желательно шерстяную одежду, по возможности с водонепроницаемым верхом, не стесняющую движений (даже мокрая одежда создает защиту от холода). Если имеются, то надеть шерстяные перчатки, шапку, а вместо обуви несколько пар теплых носков. В акулоопасном районе не рекомендуется одеваться в яркие, контрастные одежды — это привлекает акул. Лучше надеть вещи темных цветов.
Проверить, чтобы на всех были правильно надеты и подогнаны спасательные средства. При необходимости оказать помощь неумеющим.
Обязательно назначить лиц для обеспечения порядка в коридорах, на трапах, ведущих к спасательным средствам, для проверки помещений судна и вывода из них людей на спасательные шлюпки и плоты.
Способы оставления судна
Оставление гибнущего судна может осуществляться на спасательных шлюпках и надувных плотах, переходом на борт подошедшего судна-спасателя, эвакуации на борт вертолета-спасателя и путем прыжка в воду. Каждый из этих спосо-
бов имеет свои особенности, знание которых поможет сохранить жизнь в экстремальной ситуации.
При оставлении судна на спасательных шлюпках и плотах нужно, по возможности, погрузить в них дополнительные запасы воды и пищи, теплую одежду, средства связи и сигнализации.
Плоты с наветренного борта лучше перетащить на подветренный и подготовить их к спуску или сбрасыванию. Если этого не сделать, то плоты, спущенные на воду с подветренного борта, будут прибиваться к тонущему судну, что очень рискованно.
Если придется изменять установленный порядок распределения пассажиров и членов экипажа по спасательным средствам из-за невозможности спуска части их, нужно равномерно распределить людей по оставшимся шлюпкам и плотам. При этом следует учитывать, что спусковые лебедки рассчитаны только на указанное на шлюпке или плоту количество людей. Оставшихся принимают после спуска спасательных плавсредств на воду.
Командирам шлюпок и плотов необходимо обеспечить порядок при посадке в них членов экипажа и пассажиров, изъять колющие, режущие и тяжелые предметы.
Перед спуском на • воду капитаном даются указания командирам шлюпок и плотов по совместным действиям после оставления судна,
Особенности оставления судна на спасательных шлюпках.Спуск шлюпок следует производить во впадины между волнами, а крепление спусковых уст- • ройств отсоединять в момент подъема шлюпки волной. При этом нужно обеспечить одновременную отцепку носового и кормового тросов.
Если судно находится боком к волне, в шлюпки следует садиться с подветренного борта. Шлюпки наветренного борта спускать, а в крайнем случае сбрасывать без людей.
При крене судна шлюпки с выходящего из воды борта нужно успеть спустить до возрастания крена сверх предела, при котором спуск будет еще возможен. Если этот момент упущен, шлюпки с этого борта спускать или сбрасывать без людей.
После спуска шлюпки на воду принять с судна с помощью спасательных шкентелей, трапов, скатов и рукавов членов экипажа и пассажиров, которые не спустились в шлюпку, в том числе и тех, кто обеспечивал спуск.
Особенности оставления судна на спасательных плотах.Посадка в плот на воде производится но трапам, спасательным шкентелям, скатам, рукавам, а также прыжком на Плот с высоты до 4,5 метра от уровня воды независимо от того, поднят ли тент. Если плоты не рассчитаны на прыжки (например, отечественные ПСН-6М или ПСН-10М) — прыгать на эти плоты можно только с небольшой высоты — до 1,5 метра, иначе можно повредить надувную оболочку плота или днище.
В крайнем случае прыгать в воду рядом с плотом так, чтобы вас отнесло к нему, Оказавшись в воде около плота, нужно держаться за леер, который прикреплен к его бортам и по очереди забираться в плот по трапу (рис. 23).
Особенности перехода на борт судна-спасателя.При подходе спасателя по указанию капитана сосредоточиться в местах, удобных для перехода на другое судно. Порядок перехода определяет капитан.
Если борт подходящего спасателя ниже борта гибнущего судна, подготовиться к прыжку с участков палубы или надстройки, находящихся выше палубы спасателя.
Если борт подходящего спасателя выше борта гибнущего судна, подготовиться к подъему грузовыми средствами спасателя в беседках, корзинах, на сетках и платформах, а также к самостоятельному подъему по трапам, спущенным со спасателя.
Со швартовкой или касанием спасателя к борту судна, в том случае, если борт спасателя ниже борта судна, прыгать на участок, застланный матами, матрацами, сетями или другими мягкими предметами. В процессе прыжка сгруппироваться и мягко приземлиться на ноги. Падая на бок, не выставлять руки, чтобы избежать перелома. При прыжке на натянутые сети приземляться на них, сгруппировавшись и поджав под себя согнутые в коленях ноги. Оказавшись на борту спасателя, быстро отбежать или откатиться в сто-
рону, освобождая место для следующих за вами людей.
Если борт спасателя выше борта судна, подниматься на его борт по трапам со страховкой за концы, поданные со спасателя, а также на грузоподъемных средствах спасателя. В процессе эвакуации прислушиваться к командам капитана и строго их выполнять.
Особенности эвакуации на борт верто-
|
| лета.Если имеется возможность, нужно подготовить на палубе посадочную площадку для вертолета. Для уменьшения скольжения вертолета устлать площадку сетью, обозначить ее буквой "Н", выложенной белыми полотнищами. Сеть и полотнища закрепить, чтобы их не сорвало ветром и воздушным потоком от винта вертолета. С площадки и вокруг' нее убрать или закрепить предметы, которые могут быть подняты воздушным потоком, При подходе вертолета к судну, зажечь фальшфейер (сигнальный патрон) для обозначения направления ветра. Можно воспользоваться какими-либо другими источниками дымовых сигналов. Оборудуя посадочную площадку и обозначая ее дымами, следует учитывать, что вертолет должен садиться против ветра, иначе такая посадка может окончиться трагически.
Рис. 23. Оставление судна на спасательном плоту:
| 1 — Плот на месте хранения. Череп фалинь он закреплен к кольцу на палубе.
2 — Спуск плота за борт. Если возникла необходимость фалинь нужно закрепить к новому месту перед сбросом плота.
3 — Надувание плота. Когда фалинь полностью отдан, его надо резко дернуть — после этого начнется надувание.
4 — Плот частично надут и готов к посадке. При посадке нужно пролезть под тент, чтобы не замедлять надувания его стоек.
5 — Посадка на плот с борта судна. В таком положении допустимо прыгать на плот, стараясь попасть на поддерживаю щую дугу, а не на середину тента.
6 — Если плот надулся на боку, что маловероятно, то привести его в нормальное положение вполне сможет один человек. При этом надо дейсгвовать в следующей последователь ности: повернуть по возможности плот тентом против ветра; встать на газовый баллон, схватиться за фал и тянуть его на себя, откинувшись назад. Когда плот примет правильное поло жение, вынырнуть из-под него.
| При невозможности посадки вертолета на судно подготовить для эвакуации площадку, с которой будут эвакуировать людей в режиме висения вертолета над судном. Участок подбирать свободный от мачт, палубных конструкций и других предметов, за которые может зацепиться спускаемый с вертолета трос. Наиболее удобно вертолету подходить с: кормы (при соответствующем направлении ветра).
Дополнительного освещения площадки и надстроек судна не делать — оно может мешать пилоту вертолета. Судну нести только штатные огни, подсветку делать только по просьбе командира экипажа вертолета. Для обеспечения безопасности работы вертолета по возможности привести судно относительно ветра: если площадка на корме — против ветра; если площадка в средней части или па носу — так, чтобы вертолет, заходя против ветра, подлетал к судну слева с кормы.
При оставлении небольшого судна перейти на плот, который не отсоединять
от судна, а оставить на веревке длиной 40—50 метров. Этим уменьшается дрейф плота.
Во избежание поражения зарядом статического электричества не хвататься за трос или спускаемое средство вертолета, пока они не коснутся корпуса судна или воды.
Не закреплять трос вертолета на судне, не следует садиться в спасательное средство большему количеству людей, чем это допускается. При угрозе безопасности вертолету, которая возникает при нарушении правил эвакуации потерпевших бедствие, командир вертолета обязан сбросить все, что мешает быстрому выходу из опасной ситуации. Были даже случаи сброса людей, которые сами же и создавали своими неправильными действиями предпосылки для катастрофы.
Особенности оставления судна прыжком в воду.Перед оставлением судна члены экипажа должны напомнить пассажирам правила прыжка в воду и дальнейшего поведения на воде.
Для прыжка в воду выбираются такие места, чтобы быть отнесенным от судна течением. Если есть возможность, то лучше спускаться к воде по трапу. Спасательный жилет необходимо оберегать от порывов.
При прыжке в воду подбородок поджать к груди, но голову сильно вперед не наклонять, чтобы не удариться о воду лицом, затылок напрячь. Одной рукой прижать одежду, другой закрыть ноздри и рот. Прыгать ногами вниз, ступни сжать вместе, ноги слегка согнуть и напрячь. Непосредственно перед прыжком сделать глубокий вдох.
Оказавшись в воде, выныривать с открытыми глазами, избегая попасть под судно, шлюпку или плот. Вынырнув и восстановив дыхание, повернитесь лицом к надвигающейся волне. Осмотритесь, не угрожает ли вам опасность со стороны находящихся рядом судов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|