|
АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
Вынужденная посадка
Самолета на сушу
И аварийная эвакуация
Подавляющее большинство аварий, происходящих на земле, относятся к таким, где возможно спасение, так как они обычно происходят при посадке или
взлете, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.
В отличие от автомобиля, самолет, налетая на стационарное сооружение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавливается, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, когда самолет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.
В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку, которая вполне вероятна в безлюдной местности. При этом, если позволяют условия и самолет управляем, стараются сесть на относительно ровную местность без препятствий, а в крайних случаях и на лес. Травматизм и число жертв при этом возрастают, а если самолет разваливается не сразу и не горит, то шансы на спасение повышаются.
Для экстренного покидания самолета пассажирами и экипажем используются все основные и запасные двери. В зависимости от конкретно сложившихся условий для этой цели могут быть использованы все выходы и разломы в фюзеляже. На самолете, где крыло расположено в нижней части фюзеляжа, есть аварийные выходы на крыло (Ил-62, Ту-154, Ту-134, Як-40, Як-42). На самолете с расположением крыла в верхней части фюзеляжа аварийные выходы расположены у крайних кресел пассажирского салона. На этих самолетах аварийными выходами для пассажиров являются и грузовые люки (Ан-24). На Як-40 и Як-42 аварийными выходами могут служить выпускные трапы в хвостовой части фюзеляжа, если самолет приземлился с выпущенными шасси.
Как правило, аварийные выходы расположены с левой и правой сторон фюзеляжа. Все выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания выходов имеют заметную на расстоянии маркировку, которая облегчает их обнаружение. Все надписи освещаются изнутри независимо от основной системы ос-
вещения и включаются вручную из кабины экипажа.
Все аварийные выходы, в том числе аварийные выходы экипажа, представляют собой двери или люки, расположенные в наружной стенке фюзеляжа и открывающиеся как изнутри, так и снаружи, за исключением аварийных выходов, выполненных в виде форточек, и верхних люков в потолочных нишах кабины экипажа, открывающихся только изнутри кабины. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятками сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках) изнутри и снаружи. Аварийная эвакуация из отечественных самолетов Як-42, Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-86 должна производиться как показано на рисунках 15—19.
В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами сделаны шире и не мешают открытию люков, их выбрасыванию наружу и выходу пассажиров на крыло.
При подготовке к вынужденной посадке нужно немедленно освободить проходы и занять места в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вынуть из внутренних карманов острые предметы, авторучки, ножи, зажигалки, снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и расстегнуть воротник рубашки, а также тесную одежду. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные ремни. За несколько секунд до посадки бортпровод-'ник обычно подает команду: "Внимание, посадка!" По этой команде следует наклониться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета (рис. 20).
Следует учесть, что команды бортпроводника иной раз может и не последовать, поэтому следите за приближением земли через иллюминатор и самостоятельно принимайте изготовочную позу.
После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации.
Рис. 15. Аварийная эвакуация из самолета Як-42.
Рис. 16. Аварийная эвакуация из самолета Ту-134.
Рис. 17. Аварийная эвакуация из самолета Ту-154.
Рис. 18. Аварийная эвакуация из самолета Ил-62.
Рис. 19. Аварийная эвакуация из самолета Ил-8б.
Рекомендуемая фиксированная поза с креслом впереди.
| Рекомендуемая фиксированная поза при отсутствии впереди кресла.
| Схема спасения ребенка при аварии: на коленях поперек тела матери.
| Схема спасения при аварии: если есть время, завернуть ребенка в шерстяное одеяло и положить его на пол рядом с перегородкой.
|
Схема спасения ребенка при аварии: на коленях у родителей.
| Схема спасения ребенка при аварии: поперек груди родителя к диагональном направлении.
Рис. 20. Рекомендуемая поза авиапассижираперед вынужденной (аварийной) посадкой.
При покидании своего кресла не берите с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как вполне вероятно, что некоторые предметы в вашей сумке могут иметь острые углы и края. Это может явиться причиной повреждения и сдувания надувного спасательного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам и возможно даже гибели пассажиров, ожидающих своей очереди при эвакуации.
Другая причина, по которой не следует тащить за собой ручной багаж, это возможность задержки эвакуации через аварийные выходы. На больших самолетах пол салона может быть расположен вы-
соко над землей, поэтому многие люди испытывают неуверенность и страх перед тем, как спрыгнуть на спасательный трап, даже когда у них ничего нет в руках. Но когда руки выходящего к трапу человека еще чем-нибудь заняты, большинство начинает в нерешительности мешкать еще больше, стараясь выбрать способ, наиболее подходящий им для спуска. Если вам когда-либо приходилось быстро спускаться по лестнице с чемоданом или тяжелой сумкой в руке, то приходилось быть более осторожным, а значит, и двигаться медленнее по сравнению с тем, когда вы спускаетесь с пустыми руками. Схожая ситуация и в этом случае. Эвакуация через аварийный выход на крыло проходит через достаточно узкий проем иллюминатора, и даже когда ваши руки ничем не заняты, через такой выход выбраться непросто. Багаж в руках только замедляет вашу эвакуацию. Если вам придется прыгать на спасательный трап или соскальзывать с поверхности крыла, которое расположено, как правило, на высоте более двух метров от земли, скорость вашего передвижения будет относительно высока и все, что находится в ваших руках, може! представлять потенциальную опасность не только для вас, но и для всякого, кто окажется достаточно близко от вас.
Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно не останавливаясь прыгать на трап, а не садиться на его край и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации (рис. 21, 22).
Рис. 21. Покидание самолета прыжком натрап.
| Главное в этой ситуации — пересилить свой страх, вызванный аварийной обстановкой, высотой дверей над уровнем земли и большим углом наклона трапа
Рис. 22. Покидание самолета с использованием брезентового трапа.
40—50°). Человек, который садится на порог, значительно медленнее покидает самолет по сравнению с тем, кто на аварийный трап прыгает. Прыгающий человек тратит на переход с порога на трап 0,875 секунды, а сидячий — 1,208 секунды. Хотя может показаться, что разница в одну треть секунды несущественна, следует однако отметить, что 100 пассажиров, покидающих самолет из положения сидя, затратят на выход из самолета на 33 секунды больше, чем прыгающие на трап. Эти 33 секунды в обстановке пожара могут оказаться роковыми для тех пассажиров, которые находятся в конце очереди.
Интересное наблюдение. На практике перед выходом'на трап многие пассажиры все же предпочитают садиться. Исследователи считают, что пассажиры в экстремальной ситуации не всегда правильно воспринимают команды стюардесс. Кроме того, на наших линиях не взято за правило проведение подробного инструктажа пассажиров по действиям в случае аварии.
Одним из факторов, влияющих на поведение пассажира, является то, как ведет себя пассажир, находящийся впереди него. Люди стремятся подражать тем, кто впереди, или по крайней мере тем, кто добрался до дверей аварийного выхода. Чувство подражания проявляется совершенно четко. Характерна такая картина: несколько человек подряд прыгают на трап, затем кто-то, обычно это бывает женщина, предпочитает присесть у порога. После этого люди, следующие за ней, в большей мере склонны присесть, чем
прыгать. После того, как несколько человек присели, снова появляется пассажир, обычно это бывает мужчина, который предпочитает прыгнуть. И снова несколько пассажиров, следующих за ним, также прыгают. Таким образом, пассажиры стремятся подражать тем, кто находится впереди. Этот факт подражания был обнаружен лишь у носовой и хвостовой дверей самолета. В средних дверях это обстоятельство не обнаружено и причина этого не выяснена.
Другая причина, по которой некоторые пассажиры предпочитают не прыгать на аварийный трап, заключается, видимо, в боязни получить травму. А на самом деле вероятность травмы становится еще больше при приседании. Во время испытаний в США произошел такой случай. При выходе одна женщина присела у порога двери, а сразу за ней находился высокий мужчина, который остановился в ожидании, пока женщина усаживалась у порога. Однако другие пассажиры, находившиеся позади него, продолжали продвигаться вперед, так как они не видели, что женщина присаживалась. В результате мужчину толкнули, и он перелетел через даму. Под напором людей сзади он не смог удержаться возле присевшей женщины и полетел вниз головой сбоку от трапа. Хорошо, что внизу были установлены страховочные сети и он не пострадал. А если бы это случилось в реальной ситуации? В лучшем случае этот пассажир мог отделаться тяжелой травмой. Хотя в данном случае женщина не пострадала, она тоже могла бы получить травму, если бы мужчина свалился прямо на нее.
Случаи тяжелых травм, которые были получены при прыжке на исправный аварийный трап, не зафиксированы.
Рекомендации. Надо всегда знать расположение на самолете всех выходов — обычных и аварийных. Иной раз пассажир и не догадывается, что он находится рядом с аварийным выходом, а ведь в случае аварии он может оказаться именно тем человеком, который должен будет его открыть. Но может случиться и так, что этим выходом нельзя будет воспользоваться и придется искать иной путь эвакуации. Ближайший выход, которым вы собирались воспользоваться, снаружи мо-
жет быть объят огнем или оказаться под водой, а может просто не открыться из-за деформации фюзеляжа самолета. Учитывая эти ситуации, еще до взлета надо изучать расположение всех выходов. Есть несколько рекомендаций, соблюдение которых позволит уменьшить или даже избежать возможного травматизма при авариях на взлете и посадке:
1) старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труднорасплавляемых материалов;
2) продумайте, какую обувь вам сле дует надеть. Избегайте носить туфли на высоких каблуках, но если вы их надели и придется воспользоваться при эвакуа ции надувным спасательным трапом, то несите- их с собой, когда будете покидать самолет. Как только вы окажетесь на земле, наденьте их снова;
3) при каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы вага ремень без опасности был плотно натянут у ваших бедер;
4) знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке. Следите, что происходит за бортом са молета. Если происходящее за бортом указывает на то, что авария неизбежна, займите нужную позу. Хотя стюардесса должна передавать нужные команды, надо быть готовым к тому, что предупреж дающий сигнал может и не поступить;
5) знайте, где на самолете располо жены hi гходы и как они открываются.
Пожар в самолете
Защититесь от ожогов. Если позволяет время, при подготовке к аварийной посадке примите меры по защите от огня открытых участков тела. Если с собой есть пальто и шапка, то их непременно нужно надеть. Женщины должны снять капроновые чулки или колготки, так как при расплавлении они могут вызвать тяжелые ожоги кожи.
Не глотайте дым. Как можно меньше дышите дымом, который может оказаться токсичным. Пригнитесь или даже ползите на четвереньках, чтобы голова была вне слоя дыма, который зачастую скапливает-
ся в верхней части салона. Держите голову на таком уровне, чтобы можно было двигаться с открытыми глазами.
Двигайтесь быстрее. Посмотрите еще раз на аварийные выходы и запомните их расположение, чтобы в случае заполнения салона дымом вы смогли к ним пробраться. Не сидите после остановки самолета в кресле, быстро продвигайтесь к выходу, особенно если возникает хоть малейший признак пожара.
Идите к другому выходу.Если вы попали в очередь, в которой каждый толкается и все топчутся на месте, направляйтесь к другому выходу. Если проход между рядами кресел чем-нибудь завален, то пробирайтесь, перелезая через кресла. Кресла на всех самолетах сделаны так, что могут опрокидываться вперед — это облегчает передвижение. Направляйтесь к тому выходу, из которого, как вам кажется, народ выходит.
Если вы из-за дыма не видите другого выхода, вы можете слышать команды, которые отдают пассажирам стюардессы, типа; "Прыгайте! Станьте по двое! Помогите внизу тем, кто спускается по трапу! Торопитесь!" и другие. Направляйтесь к тому выходу, откуда слышны эти команды. Посмотрите, что делается за бортом, перед тем, как открывать выход. Приблизившись к выходу, который еще не открыт, не торопитесь сразу его открывать. Пожар вне борта самолета еще не означает, что надо эвакуироваться. Небольшой пожар, типа горящего колеса, которое перегрелось при посадке, может быть успешно потушен пожарной командой аэропорта. В этом случае пассажирам не следует открывать самостоятельные выходы с целью эвакуации. Только увидев, что стюардессы приступили к открытию аварийных люков, вы можете последовать их примеру.
Но если за бортом сильный пожар и сильное задымление возникло на борту, тогда, не теряя времени, быстро направляйтесь к ближайшему выходу и приготовьтесь к его открытию. Перед этим нужно посмотреть через дверной иллюминатор, нет ли огня непосредственно на внешней стороне выхода. Если там огонь или дым, двери не открывайте, так как через открытую дверь внутрь самолета могут быстро проникнуть смертельные
объемы токсичных газов. А закрытие аварийных дверей на некоторых типах самолетов может оказаться нелегким делом. Однако при очень критической ситуации внутри самолета на этот шаг можно решиться и открыть аварийный люк, даже если за ним огонь, так как быстрая эвакуация в этой ситуации является крайней необходимостью. Неплохо взять себе за правило перед взлетом просчитать число рядов кресел, находящихся перед вами и сзади вас на пути к аварийному выходу, тогда вы даже на ощупь в непроглядном дыму сможете к нему 'добраться.
Не бросайтесь сквозь стену огня, пока не будете абсолютно уверены, что нет другого пути эвакуации. Не следует думать, что стена огня тонка и с другой стороны все нормально.
Оказавшись за бортом самолета, окажите помощь другим по быстрой их эвакуации и не оставайтесь близко у самолета на случай его взрыва. Не курите, учитывая то, что все кругом может оказаться залито топливом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|