ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
АВАРИЯ В БЕЗЛЮДНОЙ МЕСТНОСТИ
Порядок действий в различных аварийных ситуациях отличается друг от друга и зависит от конкретной обстановки. Заранее предусмотреть определенный план действий на все случаи жизни невозможно, так как аварийная ситуация возникает, как правило, внезапно, а дальнейшее ее развитие не всегда может быть предсказуемо. Поведение человека в этом случае диктуется множеством факторов. Однако общая схема первоочередных действий потерпевших бедствие все же существует.
При аварии транспортного средства (самолета, поезда, автотранспорта, других средств передвижения) в безлюдной местности следует:
— немедленно эвакуировать пассажи ров и пострадавших в безопасное место;
— при покидании транспортного сред ства, по возможности, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;
— оказать пострадавшим первую ме дицинскую помощь;
— при наличии аварийной радиостан ции подготовить ее к работе и передать сообщение о бедствии, после этого вклю чить аварийный радиомаяк;
— подготовить к применению средства сигнализации (сигнальные ракеты, патро ны, красители, зеркала и др.);
— сориентироваться на местности и уточнить свое местонахождение;
— при неблагоприятных климатических условиях соорудить укрытие, расположив его, по возможности, рядом с поляной, на которую может приземлиться спаса тельный вертолет.
3 Наука выживания
В процессе этих работ нужно осмотреть транспортное средство для определения его состояния. Особое внимание при этом обратить на наличие скрытых очагов пожара и возможность взрыва топливных баков. Если имеется течь топлива или масла, нужно постараться устранить течь или собрать стекающие ГСМ для нужд выживающих (разведения костра, сигнализации, обогрева, освещения и т. п.). В случае возникновения пожара нужно попытаться ликвидировать его с помощью средств пожаротушения или подручных предметов.
Всеми работами на месте аварии руководит командир экипажа или старший группы.
Если происшествие произошло с группой, передвигающейся пешком в безлюдной местности, то первоочередные; действия должны быть направлены на оказание медицинской помощи, затем устранение угрожающего фактора или быстрый уход от него. В зависимости от обстоятельств последовательность действий может быть иной.
После избежания непосредственной угрозы жизни нужно осмотреться, оценить обстановку и принять решение о последующих действиях.
ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ
После выхода из опасной ситуации, непосредственно угрожающей жизни, следует решить, что делать: оставаться и ждать помощи на месте или попытаться
добраться до ближайшего населенного пункта. При необходимости можно разделить группу и оставить несколько человек на месте аварии, пока другие отправятся за помощью.
Экипажу и пассажирам воздушного судна, оказавшимся в результате аварии в безлюдной местности, лучше оставаться на месте приземления, так как район вынужденной посадки обычно известен, кроме того в распоряжении экипажа всегда есть аварийный радиомаяк, сигналы которого через спутниковую систему КОСПАС-САРСАТ поступают на пункты управления поисково-спасательных сил. Однако, если природные условия угрожают жизни, то место аварии нужно срочно покинуть. Необходимо также решить основной вопрос: "Найдет ли вас поисковый самолет раньше, чем вы сможете достичь какого-либо населенного пункта?" При движении к населенному пункту нужно иметь в виду, что возможность увидеть группу с воздуха невелика, особенно если она передвигается среди кустарников или деревьев.
После того, как решение принято, необходимо сразу приступить к его выполнению. В дальнейшем нужно придерживаться именно этого, первоначально составленного плана. Способность четко мыслить может быть утеряна после нескольких дней выживания, особенно когда человек на фоне усталости постепенно начинает давать себе установки, что это или другое дело можно отложить на потом. Впоследствии возникает ошибочное желание отказаться от хорошего плана, так и не доведенного до конца. В результате человек оказывается в более худшем положении, чем предполагалось ранее. Практически доказано, что первоначально составленный план, хотя и бывает с "шероховатостями", впоследствии оказывается самым верным.
Для принятия решения о дальнейших действиях нужно всесторонне оценить ' сложившуюся обстановку, для чего ответить на следующие ориентировочные вопросы:
1) если ваше местоположение неизвестно, то придерживались ли вы заданного (согласованного) маршрута на момент аварии? Если обнаружат ваше отсутствие, то первоначальные поиски будут произво-
диться в районе вашего предполагаемого маршрута;
2) хорошо ли видны остатки транспор тного средства с воздуха или окружаю щих возвышенностей? Можете ли вы сделать так, чтобы они были видны лучше?
3) имеют ли местные власти в своем распоряжении достаточно сил и средств для организации эффективного поиска?
4) способствуют ли метеоусловия ра боте поисково-спасательных самолетов и вертолетов?
5) пролетают ли над вами транзитные или другие самолеты? Если да, то как часто?
6) знаете ли вы точно свое местона хождение? Если да, то как близко вы находитесь к какому-либо населенному пункту? Каков характер местности между вами и этим населенным пунктом? Како вы климатические условия и возможные сложности предполагаемого маршрута пе редвижения? Сколько времени потребует ся, чтобы достигнуть населенного пункта?
7) смогут ли все члены группы или экипажа выдержать переход в этой ме стности? Есть ли пострадавшие с серьез ными ранениями, требующие немедленной медицинской помощи? В этом случае рекомендуется послать одну группу за помощью, в то время как другие оста нутся около раненого;
8) располагаете ли вы достаточным количеством вещей и снаряжения для длительного перехода, есть ли у вас компасы, спички и т. д.?
9) какие у вас имеются запасы про довольствия и воды? Оцените ваши ава рийные запасы и те, которые можно восполнить из природных источников. Есть ли хороший источник воды около места вашей аварии? Сможете ли вы добывать пропитание в безлюдной мест ности после того, как израсходуете свои неприкосновенные запасы?
10) что вам известно о том, как нужно выживать в тех природных усло виях, в которых вы оказались? Если вы не уверены в своих знаниях, оставайтесь на одном месте трое суток.
Решение оставаться на месте аварии принимается в тех случаях, когда:
— сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;
— место происшествия точно не оп ределено, местность незнакомая и труд нопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т. п.);
— направление на ближайший насе ленный пункт и его удаление неизвестны;
— большая часть людей из-за получен ных травм самостоятельно передвигаться не может;
— местность открытая, на которой хорошо обнаруживаются люди.
Приняв решение оставаться на месте аварии, старший группы обязан:
— установить круглосуточное наблюде ние за воздушным пространством и ок ружающей местностью с целью своевре менной подачи сигналов экипажам спаса тельных самолетов (вертолетов) и назем ным поисково-спасательными отрядам;
— организовать уход за ранеными и больными;
— взять на учет имеющееся снаряже ние и имущество, запасы воды и пищи, установить нормы их расходования;
— организовать работы по сооруже нию укрытий для людей;
— оборудовать на земле сигнальные знаки и подготовить сигнальные костры;
— организовать добычу воды и пищи из местных ресурсов (охота, рыбная ловля, сбор съедобных ягод, растений, грибов и т. п.);
— провести профилактические мероп риятия, предупреждающие заболевания и отравления.
Решение об уходе с места аварии принимается, если:
— точно известно местонахождение населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть это расстояние;
— возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т. п.;
— люди не могут быть обнаружены из-за окружающей густой растительности;
— в течение трех суток нет связи и помощи.
Приняв решение об уходе с места аварии, старший группы обязан:
— распределить обязанности между потерпевшими бедствие;
— определить маршрут и время суток для движения, при необходимости нане-
3*
сти его на карту (если она имеется), рассчитать время и расстояния по этапам перехода;
— отобрать и подготовить имущество и снаряжение, которое необходимо взять с собой для обеспечения автономного существования в безлюдной местности;
— подготовить средства сигнализации для их немедленного применения в пути при появлении спасателей;
— подготовить пострадавших к транс портировке или самостоятельному пере движению (изготовить носилки, костыли и т. п.);
— распределить между членами группы воду и продукты, установить их суточную норму расхода;
— проверить экипировку и тщатель ность подгонки снаряжения;
— оставить на месте происшествия записку с указанием маршрута движения, времени ухода, состояния здоровья лю дей.
На месте происшествия необходимо также обозначить направление своего ухода, для чего нужно выложить стрелу, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т, п.
Не покидайте места аварии, пока не разыщете всех отсутствующих. Возможно, они ранены и без сознания находятся где-то рядом. Никогда не бросайте их на произвол судьбы!
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|