Сделай Сам Свою Работу на 5

Циклы государственных образовательных программ





 

Прежде всего следует указать, что государственный общеобразовательный стандарт по любой специальности делит дисциплины, которые должен изучить каждый студент, на четыре цикла:

• общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

• общие математические и естественно-научные дисциплины;

• общепрофессиональные дисциплины;

• дисциплины специализации, в которых выделяются дисциплины специал­ьности и дисциплины специализации.

Как и всем, получающим гуманитарное образование, документоведам в первом цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин предлагается стандартом изучить:

• иностранный язык;

• физическую культуру;

• отечественную историю;

• культурологию;

• политологию;

• психологию и педагогику;

• русский язык и культуру речи;

• социологию;

• философию;

• экономику.

Но по первому циклу стандарт допускает для вузов вариантность набора дисциплин. Абсолютно обязательны для каждого вуза 4 дисциплины: иностранный язык, физическая культура (для дневной формы обучения); отечественная история и философия. Остальные базовые дисциплины могут быть реализованы по усмотрению вуза. То есть вуз может внести в свой учебный план все дисциплины первого цикла, предложенные в стандарте, что многие вузы, готовящие специалистов-документоведов, и делают, а может выбрать из них лишь какую-то часть, исключив несколько дисциплин.



Набор дисциплин федеральных компонентов остальных трех циклов одинаков для всех вузов, готовящих специалистов по специальности “Документоведение и документационное обеспечение управления”.

Второй цикл - общематематические и естественно-научные дисциплины. Он включает:

- математику и информатику;

- концепцию современного естествознания.

Впервые предусмотренное стандартом (как 1996 г., так и новым 2000 г.) включение в профессиональные образовательные программы гуманитариев цикла математических и естественно-научных дисциплин позволяет создать такую структуру образования, “которая поможет готовить специалиста, ориентированного на деятельность как теоретического, так и прикладного характера, осуществляя при этом процесс обучения и воспитания в русле целостной человеческой культуры, взятой в единстве ее естественно-научных и гуманитарных составляющих”.



В третий цикл общепрофессиональных дисциплин входят:

- введение в специальность;

- конституционное право;

- административное право;

- трудовое право;

- гражданское право;

- информационные системы;

- вычислительная техника и программирование;

- компьютерные информационные технологии в документационном обеспечении управления;

- менеджмент;

- социология управления;

- современная организация государственных учреждений России;

- документоведение;

- организация и технология документационного обеспечения управления.

Схема №2. Общепрофессиональные дисциплины и дисциплины

специальности документоведа

 

В четвертом цикле дисциплин специализации названы:

- информационное обеспечение управления;

- организационное проектирование;

- технические средства управления;

- архивоведение;

- информационная безопасность и защита информации;

- психология делового общения;

- организация секретарского обслуживания;

- документная лингвистика.

Таким образом, в стандарте перечислен обязательный набор дисциплин по специальности, который входит в пятилетний учебный план, составляемый каждым вузом, готовящим по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления».

Помимо обязательных дисциплин в соответствии с федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” каждый вуз добавляет в учебный план дисциплины национально-регионального компонента и обязательно включает в каждый цикл дисциплины по выбору студента (спецкурсы и спецсеминары), устанавливаемые вузом и предусматривает факультативные дисциплины. Следовательно, учебные планы различных вузов, готовящих специалистов-документоведов, имеют лишь единую основу, но различаются по набору дисциплин за счет вводимого внутривузовского компонента, курсов по выбору студента и факультативных курсов. И действительно, одни вузы делают больший упор на компьютерные технологии, вводя соответствующие дисциплины, другие добавляют больше курсов, связанных с особенностями текстов служебных документов и их унификации, третьи делают упор на изучении закономерностей документообразования и истории складывания и развития формуляра документа. Выбор дополнительных дисциплин чаще всего связан с тем, на базе какого факультета открывается специальность, например, филологического, исторического, автоматизации, и каковы возможности вуза.



Перечень дисциплин национально-регионального компонента и дисциплин по выбору студента устанавливается ученым советом самого вуза.

Но стандарт не только называет обязательный набор изучаемых дисциплин, но и излагает требования к обязательному минимуму их содержания.

 

Требования к уровню подготовки выпускника по специальности

 

Требования представляют собой данное в самом сжатом виде содержание дисциплины. В соответствии с приказом Минвуза были разработаны и утверждены в начале 2001 г. Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования примерные программы всех общепрофессиональных и специальных дисциплин, перечисленных в образовательном стандарте по специальности 350800 Документоведение и документационное обеспечение управления. Эти программы изданы Российским государственным гуманитарным университетом и могут быть приобретены как каждым вузом, так и любым студентом.

Установив минимум содержания дисциплин, стандарт определяет, что в результате изучения этих дисциплин студент должен знать по каждому циклу, о чем иметь представление и что уметь делать. Этот раздел в стандарте называется “Требования к уровню подготовки выпускника по специальности”. В нем есть подраздел – требования к профессиональной подготовленности специалиста:

Выпускник, окончив вуз по специальности, должен знать:

•тенденции развития информационно-документационного обеспечения с применением новых технологий;

•закономерности документообразования;

•системы хранения текущей и ретроспективной документации;

•законодательные и нормативно-методические материалы по документированию и организации работы с документами;

•критерии и принципы оценки ценности документов и порядок определения сроков их хранения;

•новейшие информационные технологии;

•современные технические средства управления;

•основы развития и проектирования рациональных систем документационного обеспечения управления, методы и оценки эффективности проектирования ДОУ.

Уметь:

•разрабатывать организационные и нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления;

•составлять и оформлять любые виды документов;

•проектировать унифицированные формы документов;

•проектировать унифицированные системы документации, осуществлять их внедрение и ведение в условиях автоматизированных технологий;

•выявлять закономерности изменения объема документооборота и проектировать его рациональную организацию;

•анализировать состояние ДОУ конкретной организации;

•составлять техническое задание на проектирование систем информационно-документационного обеспечения деятельности конкретной организации;

•разрабатывать проектные решения по совершенствованию ДОУ в целом (или ее отдельных составных частей);

•разрабатывать и внедрять новейшие информационные технологии в организации;

•организовать контроль за исполнением;

•провести экспертизу ценности документов, подготовить их к архивному хранению или уничтожению;

•руководить службой документационного обеспечения управления и совершенствовать организацию ее работы;

•осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах, разрабатывать программы и планы социального развития.

Выпускник должен владеть:

•методами сбора, анализа, проектирования систем документационного обеспечения управления;

•методикой унификации и стандартизации управленческих документов;

•методами проектирования автоматизированных систем учета, регистрации, контроля и информационно-справочной работы по документам организации;

•методикой составления классификационных справочников;

•критериями проведения экспертизы ценности документов и определения сроков их хранения;

•навыками технической обработки документов, в том числе и для сдачи их в архив;

•методами расчета экономической эффективности проектируемых систем.

Этот краткий перечень ваших знаний и умений наглядно показывает, как сложна, но интересна и разнообразна ваша специальность, как много вы должны узнать и многому научиться за годы учебы в вузе. Вы по существу единственные специалисты, глубоко владеющие культурой документа и умеющие не только грамотно составлять, оформлять документ, работать с ним, определять его ценность, но и главное, что умеют только документоведы – разрабатывать унифицированные формы документов и целые системы документации, работать с классификаторами технико-экономической и социальной информации и внедрять автоматизированные технологии в документационное обеспечение управления каждой организации.

В соответствии с требованиями стандарта в процессе обучения студент последовательно проходит три вида практики: учебную по документоведению, производственную по технологии документационного обеспечения управления и преддипломную.

Практики должны проводиться на базе конкретных организаций в соответствии с программами, разрабатываемыми высшим учебным заведением.

Учебная практика проводится после изучения курса документоведения желательно в крупных организациях. Основная цель учебной практики – получение информации и приобретение первых практических навыков, связанных с выбранной специальностью: ознакомление с видами документов, создаваемых в организации, изучение систем документации, функционирующих в организации, приобретение практических навыков по составлению и оформлению различных видов документов.

Производственная практика по технологии документационного обеспечения управления предполагает изучение организации всех этапов работы с документами от получения до архивного хранения в конкретном учреждении.

Преддипломная практика является завершающим этапом закрепления и обобщения теоретических знаний и формирования практических навыков специалиста. Цель этой практики – сбор необходимого материала для выполнения выпускной квалификационной работы специалиста. Преддипломную практику студенты могут проходить в любой организации, выбранной ими как объект оргпроектирования.

Срок вашего обучения установлен в стандарте и составляет 5 лет на дневной форме обучения.

Специальный раздел стандарта определяет требования к итоговой государственной аттестации. Оканчивая вуз, вы должны не только сдать государственный экзамен, но и подготовить и защитить дипломную (выпускную квалификационную) работу.

Требования к дипломной работе в стандарте изложены следующим образом: “Выпускная квалификационная работа документоведа представляет собой законченную общую или локальную оргпроектную разработку информационно-документационного обеспечения управления на базе конкретной организации или теоретическую работу по проблемам документообразования, развития документа, систем документации или истории делопроизводства”.

Государственный экзамен по специальности “Документоведение и документационное обеспечение управления”, как указано в стандарте, “позволяет выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач и должен включать вопросы по дисциплинам, формирующим знания специалиста: документоведение, технологии документационного обеспечения управления, информационное обеспечение управления, организационное проектирование, компьютерные информационные технологии в документационном обеспечении управления и дисциплинам в зависимости от специализации. Форма приема экзамена (письменные или устные ответы на вопросы билетов, ситуационные задачи, тестовые вопросы, компьютерные тесты и другие формы) определяется каждым вузом индивидуально”.

Таким образом, учебный процесс в государственном образовательном стандарте очерчен достаточно четко.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.