|
Основные глобальные проблемы современности
Истощение природных ресурсов.Обратная сторона прогресса заключается не только в ослаблении и деградации человеческой природы. Она выражается также в крайне отрицательном воздействии технических достижений цивилизации на окружающую среду. Причем это воздействие имеет огромный или планетарный масштаб.
Что представляют собой все созданные человеком технические приспособления? Вернее, из чего сделано все то, что повседневно нас окружает? Города и машины, дороги и мосты, сложные приборы и космические корабли, а также многое другое сделано из природного (естественного) материала (сырья). Все созданное человеком – это преобразованная им природа. Это древесина, металлы, уголь, нефть, газ и другие природные богатства, которые в результате человеческой деятельности стали жилищами, заводами, станками, кораблями, паровозами и всеми прочими объектами цивилизации.
Как известно, старая техника со временем изнашивается и заменяется новой. Поэтому человек вынужден постоянно создавать новые технические приспособления. Но ведь для этого требуются новые материалы и источники сырья. Получается, что мы постоянно берем их у природы, ничего не отдавая ей взамен. Ни для кого не секрет, что природные богатства не бесконечны, что запас их, каким бы большим он ни был, ограничен и поэтому никак не вечен. Наша планета – не слишком крупное космическое тело, и все, что она в себе содержит, может когда-либо иссякнуть. Не за горами то время, когда опустошенная нами природа не сможет больше ничего давать человечеству, а без ее даров, оно обречено на гибель. Представьте себе, что истощенная земля перестанет давать урожаи. В этом случае человек лишится растительной пищи. Однако его не спасет и животная пища, потому что ее тоже не будет. Ведь животные сами питаются плодами земли, а если она опустеет, превратившись в бесплодную пустыню, они будут обречены на вымирание. Если иссякнут природные запасы нефти, угля и газа, которые называются энергетическими, то наши дома лишатся света и тепла, остановятся электростанции, и заводы, перестанут ходить поезда и не смогут летать самолеты. Представьте себе человека, которого заперли в каком-либо помещении, полностью изолировав от внешнего мира, и оставили ему некий запас продовольствия. Через какое-то время человек съест весь этот запас (пусть даже очень медленно и экономно) и вынужден будет умереть от голода. Так вот наша планета — это замкнутое и изолированное от всего космоса большое жилище. Летать на другие планеты мы пока не умеем, а если бы даже и умели, то это нас нисколько не спасло бы, потому что там ничего хорошего нет (т. е. условий или запасов, пригодных для жизни), по крайней мере в Солнечной системе. Хотя и за ее пределами, наверное, все обстоит точно так же. Человечество является единственным запертым жителем огромного дома – планеты Земля. У этого жителя есть большой запас продовольствия и всего прочего, необходимого для жизни, который, однако, постепенно уменьшается, с каждым годом все больше и больше. Через какое-то время он будет полностью проеден и прожит, после чего человечество, как и несчастный узник в опустошенной камере, должно будет погибнуть. Эта перспектива, конечно же, безрадостна, но также вполне реальна.
Ситуация усугубляется еще и тем, что расход природных богатств постоянно вместо того, чтобы уменьшаться, с каждым днем набирает темпы. Как то ни удивительно, но за 100 последних лет человечество израсходовало природных ресурсов больше, чем за всю свою предыдущую историю. Правда, постоянно увеличивается численность населения планеты, возрастают масштабы жизни, и поэтому кажется, что в каждый последующий год должно расходоваться больше природных богатств, чем в предыдущий. Однако вполне возможно из небольшого количества ресурсов создать максимум жизненных средств. Для этого только нужен разумный или грамотный подход к их использованию. Если же поступать неразумно или бездумно, или бестолково, то получается как раз наоборот: из огромного количества природных богатств создается минимум жизненных средств. Все остальное просто превращается в отходы. Понятно, что в этом случае необходимо все более интенсивно использовать новое сырье. К сожалению, именно таким образом в настоящее время и живет человечество на Земле – неграмотно и бездумно, совершенно не заботясь о завтрашнем дне, не задумываясь ни о собственном будущем, ни о перспективах планеты. Оно поступает сегодня точно так же, как и печально известный в истории французский король Людовик XV, который любил повторять: «На наш век хватит, а после нас – хоть потоп». При нынешнем использовании природных ресурсов примерно 90 % их становится отходами и только из 10 % человечество создает различные жизненные блага.
Экологические проблемы.Большая часть природного материала производственной деятельностью человека превращается в отходы, которые ни при каких условиях не могут вновь стать исходным сырьем, вернуться в природу. Они становятся специфическим элементом, имеющим ныне большие масштабы и играющим огромную роль в жизни планеты. Они являются грандиозным мировым мусором, засоряющим и отравляющим почву, воду и воздух. Природа не знает отходов, в ней ничто не выбрасывается и не становится мусором. Наоборот, вечный круговорот вещества оставляет ее всегда прекрасной и чистой. Если дерево сбросило осенью листья, то они превращаются в перегной, из которого оно следующей весной тянет питательные соки. Совершенно иначе обстоит дело с отходами человеческой деятельности: отработанные газы, ядовитые металлы, сточные воды попадают в природу, которая не в состоянии с ними справиться, потому что они имеют не природное (естественное), а производственное (искусственное) происхождение. Они представляют собой инородное тело в природе, которое порождает различные ее заболевания: почвы теряют свое плодородие, высыхают реки, разрушается атмосфера, образуя озоновые дыры, через которые жесткие солнечные лучи начинают беспощадно сжигать все живое. Представьте себе человека, который, допустим, проглотил вилку. Этот предмет является инородным телом в его организме, и если его вовремя не вытащить, то несчастный, скорее всего, заболеет и умрет. Так и отходы, попавшие в организм природы, ведут ее к гибели. К сожалению, в настоящее время человечество пока не умеет (или не хочет?) извлекать ядовитые отходы из природного организма или обезвреживать их. Они с каждым годом все в больших количествах выбрасываются в окружающую среду, все более отравляют ее.
Самое главное заключается в том, что человек – это неотъемлемая часть природы, существующая в неразрывном единстве с ней. В XX веке стало очевидным заблуждение философии и науки Нового времени, по которому человек является неким независимым, самодостаточным объектом, находящимся вне природы, никак с ней не связанным и поэтому могущим делать все что угодно по отношению к ней. Теперь совершенно понятно, что, будучи одним целым с природой, человек, вредя ей, наносит вред и самому себе, истребляя природу, он идет к самоуничтожению. Как известно, любой из нас может прожить без воздуха 5 минут, без воды – 5 дней, без пищи — 5 недель. А поскольку отходы производственной деятельности наполняют собой почву, воду и воздух, то неудивительно, что каждый день мы дышим загрязненным воздухом, пьем воду с ядовитыми примесями и едим отравленную пищу. Если бы первобытный человек 3 минуты постоял на одной из улиц современного крупного города, он задохнулся бы угарным газом. Небывалое загрязнение окружающей среды является одной из главных причин резко возросшего к концу XX века во всем мире количества тяжелых заболеваний. Не исключено, что такие страшные и пока неизлечимые болезни как лучевая, СПИД, рак, олигофрения, а также многочисленные врожденные, наследственные дефекты и уродства вызваны в первую очередь резко ухудшающимися условиями среды нашего обитания. В настоящее время на планете существует немалое количество областей, в которых не только жить, но даже временно находиться опасно для здоровья. В таких местах поколение за поколением живут люди, зная полностью или отчасти, или не подозревая вовсе о тех условиях, в которых они находятся.
Несмотря на столь удручающее положение дел, существует точка зрения, по которой все не так уж плохо. Сторонники ее утверждают, что земные ресурсы еще далеко не исчерпаны, а окружающая среда загрязнена не так сильно, как об этом говорят. То есть, по их мнению, человечество может вполне безбедно существовать на планете еще не одну сотню лет, а катастрофа пока столь далека, что о ней не стоит и думать. Однако вполне возможно, что их оптимизм безоснователен, и даже завтрашний день может стать последним. Истощение земных ресурсов и загрязнение окружающей среды происходит все более ускоряющимися темпами, то есть возможно, что в геометрической профессии. И если сегодня нам кажется, что впереди у человечества еще половина жизненного пути, то не исключено, что на самом деле уже сегодняшний день может стать предпоследним.
Радиационная опасность.Одной из глобальных проблем современного мира является увеличение радиационной опасности. Как мы уже знаем, радиоактивность — это самопроизвольное превращение атомов одних элементов в атомы других, сопровождающееся излучением, которое является смертоносным для всего живою на Земле. После Второй мировой войны человек изобрел самое страшное оружие – атомное, или ядерное. Оно по своей разрушительной силе и по последствиям, которые влечет за собой его применение, не может даже близко сравниться ни с одним видом вооружения. Одна небольшая атомная бомба способна начисто уничтожить огромный город. Однако главное заключается и том, что после взрыва такой бомбы все вокруг – воздух, вода, почва – наполняются радиоактивным излучением или, проще, радиацией, которая представляет собой несметное количество мельчайших, невидимых твердых частиц, беспрепятственно проникающих в любые предметы в любой организм. Радиоактивные частицы в очень короткий срок уничтожают изнутри любое живое существо. Ситуация усложняется тем, что радиацию невозможно увидеть или воспринять любым другим органом чувств, ее фиксируют только специальные приборы. Человек может находиться в лесу, или на озере, или в горах, дышать свежим воздухом, любоваться прекрасными живописными видами и не подозревать, что и бодрящий воздух, и прозрачная вода, и вековые сосны, источающие лесной аромат, все пропитано страшными истицами,все дышит смертью.
После взрыва даже небольшой атомной бомбы огромная территория заражается радиацией, которая может сохраняться многие десятки лет. Понятно, что если бы произошла война между несколькими странами с применением такого оружия, то вся Земля окуталась бы гигантским радиационным облаком, в котором погибли бы все формы жизни. В настоящее время ведущими мировыми державами накоплено ядерного оружия столько, что 5 % его хватит на то, чтобы уничтожим, пашу планету. Произведя простой математический подсчет, увидим, что с помощью современного мирового ядерного арсенала можно уничтожить землю 20 раз или – 20 планет, подобных нашей Земле. Следовательно, если произойдет третья мировая война (ядерная), то она будет последней в истории человечества. Уже в 1961 году вовремя Карибского кризиса мир стоял на грани уничтожения. Тогда чудом удалось избежать катастрофы: рассудок и здравый смысл победили безумие. Но сможет ли человечество и в дальнейшем прислушиваться к голосу разума? Правда, в последнее десятилетие международная напряженность значительно разрядилась и угроза третьей мировой войны стала значительно меньше. Однако она не исчезла полностью и до сих пор является одной из возможных страшных перспектив нашего будущего.
Даже если не принимать в расчет возможность ядерной войны, радиационная опасность все равно остается. Она исходит и из других источников. Так, например, до сих пор продолжает разрабатываться и испытываться новое ядерное оружие, а его испытания проходят глубоко под водой, под землей и в атмосфере, что приводит к значительному радиоактивному заражению водного, почвенного и воздушного покрова планеты. Кроме того, атомная энергия, как известно, используется и в мирных целях, что далеко не безопасно. Любая авария на какой-нибудь атомной электростанции приводит к огромным человеческим жертвам и на долгие годы превращает большие территории в смертельно опасные зоны. И, наконец, что происходит с отходами радиоактивного производства? Они так же, как и отходы других производств, или обезвреживаются частично, или вообще не обезвреживаются, а закапываются в землю, топятся в океане, выбрасываются в атмосферу, отравляя среду нашего обитания. Как правило, это делается в целях экономии и чьей-то личной наживы. Ведь утилизация (обезвреживание) ядерных отходов стоит больших денег. Так не лучше ли, рассуждает кто-то, сэкономить деньги и тайно закопать смертоносный мусор, где попало. Конечно же то, что в этом месте могут жить люди или играть дети, совершенно не принимается в расчет. В результате всего этого в настоящее время мы получили ужасающую картину. Проникая во все и распространяясь на большие территории, радиация ныне может содержаться в бетонных стенах жилых домов, на мусорных свалках, в различных хозяйственных товарах, продуктах питания, денежных купюрах и многом другом. Иногда в корыстных целях из радиоактивного сырья (будучи смертельно опасным оно намного дешевле — почти бесплатное) производятся различные потребительские изделия. А торговцы, даже знающие о смертоносном товаре, но преследующие только одну цель — продать его, беззастенчиво скрывают от покупателя его истинное происхождение.
Ученые полагают, что многие современные заболевания напрямую связаны с сильным повышением уровня радиации в последние десятилетия. Если человечество в целом и каждый отдельный его представитель не в будущем, а сегодня же не опомнится в ужасе от содеянного и не предпримет каких-либо радикальных мер, то незримая, но самая страшная опасность будет грозно расти, постепенно, но верно уничтожая жизнь на Земле.
Демографические проблемы. Серьезную проблему современного мира составляет постоянное увеличение численности населения. С каждым годом жителей планеты становится все больше и больше. Еще в середине нынешнего столетия на Земле было примерно 3 миллиарда человек. На сегодняшний день на планете жи-иет приблизительно 6 миллиардов человек. Понятно, что чем больше Становится людей, тем больше территорий, продуктов питания и других жизненных средств требуется человечеству. Выше шла речь о том, что земные ресурсы постепенно истощаются. Следовательно, чем выше численность населения, тем труднее планете прокормить своих жителей и снабдить их всем необходимым для жизни.
Современные ученые подсчитали, что нормальные условия существования Земля может обеспечить приблизительно одному миллиарду человек. Сейчас нас в шесть раз больше. В науке даже появилось понятие «золотого миллиарда». «Золотой» надо понимать в том смысле, что это предельно допустимая норма, высшая (золотая) отметка численности населения, которую нельзя переходить. Но также термин «золотой» обозначает и то, что этот миллиард жителей будет и буквальном смысле золотым, т. е. сможет жить не только нормально, или достойно, или хорошо, а прекрасно, шикарно, ни в чем себе не отказывая.А разве любой из нас лишен на это права? Ведь каждый живет всего один раз и поэтому вправе желать себе золотой жизни. Но, как то ни печально, миллиард людей может купаться в роскоши, а остальные 5 миллиардов вынуждены не полноценно жить, а влачить жалкое существование. Не нужно никаких хитрых умозаключений, чтобы понять, что «золотой» миллиард блаженствует именно за счет лишений остальных «незолотых» миллиардов людей, а они страдают именно по причине блаженства немногих «золотых» жителей планеты. А ведь рождаются все, как правило, с одинаковыми жизненными возможностями. Наследственность, конечно же, влияет на формирование будущего человека, однако решающая роль в этом принадлежит той социальной (общественной) среде, в которой он появляетсяна свет, воспитывается и растет. Одинаковые стартовые возможности жизни порождают и равенство человеческих прав на счастье, которые, тем не менее, нигде и никогда не соблюдаются. Грандиозная несправедливость, па которой строится жизнь человечества, ведет к постоянной напряженности в обществе, всевозможным распрям, конфликтам и преступлениям.
В XIX веке английский экономист Томас Мальтус вывел гак начинаемый «закон народонаселения», по которому количество людей на планете увеличивается в геометрической прогрессии (каждое число в ряду больше предыдущего во сколько-то раз), а количество жизненных благ – в арифметической (каждое число в ряду больше предыдущего на какое-то количество), т. е. планета постоянно не справляется со всевозрастающими потребностями ее населения. Именно поэтому, говорит Мальтус, и происходят различные социальные (общественные) и естественные (природные) бедствия: войны, эпидемии, наводнения, засухи, землетрясения и другие. Они регулируют стремительно растущую численность населения. Но ведь различные несчастья случались и на заре человеческой истории, когда жителей на планете было в сотни раз меньше, чем теперь. Тогда возможности Земли являлись намного большими, чем требовалось проживающим на ней людям, но стихийные бедствия и войны все равно сопровождали человечество. Следовательно, теория Мальтуса (или мальтузианство), скорее всего, несостоятельна и представляет собой замаскированное оправдание массовому истреблению одних людей другими.
Проще всего решить проблему перенаселения планеты массовым убийством. Но смогут ли после этого оставшиеся в живых безмятежно жить на Земле и называться людьми? Очевидно, надо искать совершенно иные способы решения проблемы, которая обостряется с каждым годом.
Пути выхода из кризиса
Несмотря на всю остроту глобальных проблем современного мира, люди в большинстве своем довольно спокойно воспринимают происходящее и почему-то надеются, что каким-то непостижимым образом человечеству удастся избежать планетарной катастрофы и все само собой образуется и благополучно разрешится. К большому сожалению, лишь немногие нынешние жители планеты понимают, что, скорее всего, ничего не образуется и не разрешится, тем более — само собой. Они создают различные организации, устраивают коллективные мероприятия, выступают в средствах массовой информации с целью пробудить общественное сознание, заставить людей по-иному взглянуть на сегодняшнее положение вещей. Они пытаются показать им, что помимо личных дел и интересов (родных, близких, друзей, работы, имущества, развлечений и всего прочего), а также помимо забот национального или государственного масштаба есть еще проблемы всеобщего, планетарного характера, пренебрежение которыми напрямую ударит и по национальным, государственным, и по сугубо личным сферам жизни. Сегодня необходимо осознать, что масштабы глобальные (земные) и минимальные (личные) тесно взаимосвязаны: если погибнет планета, то исчезну и я, и все, что мне близко и дорого. Если опасность угрожает некому городу, в котором я живу, или даже – стране, я вполне могу переехать в другой город или в другую страну, где все хорошо и безмятежно. Но если опасность уничтожения грозит всей планете, то бежать некуда! Спастись невозможно, и поэтому надо, забыв о личном, корыстном и сиюминутном, направить свои силы на то, чтобы как-то предотвратить наступающее бедствие.
На все это любой обычный человек скажет нам примерно следующее: «Ну что я могу один сделать? Не смешно ли мне, маленькому и ничтожному, спасать планету, в то время как все остальные ее губят и, конечно же, погубят окончательно, не спрашивая моего мнения?» Вот эта-то позиция является самым главным заблуждением, с которого и начинается земная катастрофа. Ведь если каждый скажет себе так, то никто ничего не предпримет, и с молчаливого согласия всех и планета, и человечество смогут погибнуть. Для того чтобы совершить какие-либо изменения на практике, их надо сначала произвести в сознании людей. Ведь если каждый из нас вместо того, чтобы говорить себе: «Я ничего не могу сделать, все, и без меня давно предрешено», – скажет себе: «Я могу что-либо сделать, и от меня что-то зависит» – и совершит какие-то действия (обратите внимание – каждый из нас, то есть все шесть миллиардов жителей Земли начнут спасать ее), тогда будет вполне возможно решить глобальные проблемы планеты и предотвратить печальный исход. Вспомним сказку о том, как умирающий отец позвал к себе сыновей и велел им принести с собой веник. «Сломайте его», – сказал он им. Сыновья пытались это сделать, но у них ничего не получилось. «Теперь развяжите веник, – сказал им отец, – и ломайте по прутику». Это получилось у них запросто: прутики легко ломались. Отец сказал им: «Вот так и с вами: в одиночку любая беда сломит вас, и по отдельности никто из вас ничего не сможет сделать, а если будете держаться вместе, то никакие напасти вам не страшны и сообща вы сможете сделать многое». Так же и со всеми нами: коллективными усилиями вполне возможно предотвратить планетарную катастрофу. Но для того, чтобы все стали совершать эти усилия, надо, чтобы их совершал и каждый в отдельности.
Но что же возможно сделать каждому из нас, спросите вы. Неважно, какими будут ваши действия – большими или маленькими, важно, чтобы они были. А могут они быть какими угодно в зависимости от конкретной ситуации. Допустим, вы возглавляете строительство жилого дома и знаете, что он должен стоять на месте, где была свалка радиоактивных отходов. Рискуя своей работой, должностью, карьерой, заработками, не допустите этого строительства. Или вы продаете фрукты и овощи и знаете, что они поступили из опасных для жизни территорий. Как бы вам ни хотелось, потеряв часть прибыли, уничтожьте свой отравленный товар. Или вы построили роскошный коттедж, но в целях экономии денег выпели из него канализационную трубу в пригородную речку. Не пожалейте средств и подсоедините эту трубу к централизованной городской канализации. Или в ваш город приехали активисты бороться со строительством опасного для жизни и здоровья населения металлургического завода или атомной электростанции. Вместо того чтобы смеяться над ними или равнодушно проходить мимо их действий, поддержите их, вступите в борьбу. Или, наконец, что проще простого — вы пошли с друзьями в городской парк или пригородный лес на шашлыки. Когда будете уходить, возьмите с собой весь оставшийся мусор (пластиковые и стеклянные бутылки, консервные банки, бумаги и прочее) и выбросите его в городской мусорный контейнер. Эти примеры можно продолжать сколь угодно долго. Как ни странно это звучит (хотя в свете всего вышесказанного нет ничего странного), но в каждой из этих ситуаций, заботясь не только о себе, но и о других людях, а также об окружающей среде, вы вносите свой личный маленький вклад в общее большое дело спасения нашей планеты от гибели. Ведь если каждый человек на Земле станет совершать эти бескорыстные и вроде бы ничтожные в планетарных масштабах действия, то человечество сможет выйти из того тяжелого кризиса, в который завели его собственная алчность, недомыслие и безответственность. И пусть вам придется пожертвовать своими собственными интересами и планами, поверьте, вы выиграете гораздо больше, чем потеряете.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………………..3
Часть I История философии ………………………………………………………………....4
Философия, ее предмет и роль в обществе ………………………………………………...4
Понятие философии …………………………………………………………………………….4
Предмет философии и ее основные проблемы ………………………………………………..7
Основные концепции происхождения философии …………………………………………...9
Структура философского знания ……………………………………………………………..10
Философия как исторический процесс ……………………………………………………….11
Диалектика и метафизика …………………………………………………….. ……………...13
Функции философии…………………………………………………………………………...15
Философия в системе научного знания………………………………………........................17
Роль философии в развитии современного научного знания ……………………………....19
Философские воззрения древнего Востока ……………………………….........................22
Особенности древневосточной «предфилософии» ………………………………………….22
Периодизация и источники индийской философии ………………………………………...23
Своеобразие философии Древней Индии …………………………………………………...26
Древнеиндийские философские школы ……………………………………………………..31
Периодизация, и основные источники древнекитайской философии ……………………43
Особенности китайской философской мысли ……………………………….......................47
Основные школы древнекитайской философии …………………………………………...50
Античная философия ………………………………………………………………………61
Периодизация и особенности античной философии ………………………………………61
Становление античной философии. Античный атомизм …………………………………..63
«Антропологический переворот» в античной философии ………………………………...68
Первые философские системы: Платон и Аристотель ……………………………………70
Завершающие учения античной философии ……………………………………………….74
Философия средних веков …………………………………………………......................78
Особенности и периодизация европейской средневековой философии ………………....78
Важнейшие проблемы средневековой европейской философии ………………………...84
Особенности и периодизация арабской средневековой философии ……………………..89
Основные проблемы средневековой арабской философии ……………………………….91
Философия эпохи Возрождения …………………………………………………………97
Специфические черты и периодизация философии эпохи Возрождения ….....................97
Проблемы онтологии и гносеологии философии эпохи Возрождения ………………..100
Проблемы человека и общества в философии Ренессанса ……………………………..104
Философия нового времени (XVII-XVIII вв.) ………………………………………...110
Особенности и периодизация философии Нового времени.……………….....................110
Основные философские направления XVII-XVIII вв.....………………………………...115
Проблема познаваемости мира и поиски метода научного познания ………………....120
Человек и общество в философии XVII-XVIII вв. ……………………………………...125
Немецкая классическая философия …………………………………………………..129
Основные идеи и периодизация немецкой классической философии …………………129
Ведущие направления немецкой классической философии ……………………………135
Важнейшие проблемы немецкой классической философии ……………………………141
Русская философия ………………………………………………………………………151
Особенности и периодизация русской философии………………………………………151
Основные течения отечественной философской мысли………………………………...154
Философия марксизма …………………………………………………………………..164
Причины и условия возникновения философии марксизма ……………………………164
Периодизация марксистской философии ………………………………………………...167
Основные идеи философии марксизма …………………………………….....................168
Современная западная философия …………………………………………………...178
Основные черты современной западной философии …………………………………...178
Философский позитивизм ………………………………………………………………...179
Прагматизм ………………………………………………………………………………...189
Философия жизни …………………………………………………………………………191
Фрейдизм и неофрейдизм ………………………………………………………………...194
Феноменология …………………………………………………………………………....202
Экзистенциализм …………………………………………………………………………203
Герменевтика….…………………………………………………………………………...205
Структурализм…………………………………………………………………………….207
Неотомизм и религиозные школы……………………………………………………….208
Часть II Философия как теоретическое мировоззрение……...................................211
Философское учение о бытии (онтология)………………………………..................211
Картины мира …………………………………………………………………………….211
Категория бытия. Содержание и формы бытия ……………………………..................213
Основные этапы формирования понятия материя..……………………………………216
Движение, пространство, время и отражение как атрибуты бытия ………………….219
Философское учение о развитии ……………………………………………………..224
Понятие развития ………………………………………………………………………..224
Диалектика и ее альтернативы: метафизика, софистика, эклектика ………………....225
Законы диалектики ………………………………………………………………………231
Категории диалектики ……………………………………………………….................236
Синергетика как учение о саморегуляции и саморазвитии ……………….................248
Философское учение о сознании …………………………………………................256
Понятие сознания и его сущность..………………………………………….................256
Происхождение сознания………………………………………………….....................260
Структура сознания и его функции………………………………………….................266
Философское учение о познании (гносеология) ……………………………………271
Проблема познаваемости мира в философии ………………………………………….271
Проблема истины в философии …………………………………………………………274
Чувственное и рациональное, рациональное и внерациональное познание………….277
Специфика научного познания (эпистимология) …………………………...................282
Факторы развития научного знания…………………………………………………….286
Философские проблемы человека ………………………………………..................290
Философские модели исследования человека …………………………………………290
Проблема личности в современной философии ……………………………………….297
Свобода и ответственность личности …………………………………………………..301
Специфика человеческого бытия ………………………………………………………304
Смысл жизни человека ………………………………………………………………….307
Философское учение о ценностях ……………………………………………………310
Ценность как способ духовного освоения человеком мира ………………………….310
Нравственные ценности и формирование личности ………………………………….312
Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни ……………………………317
Религиозные ценности и свобода совести …………………………………………….322
Социальная философия ……………………………………………………………...326
Природа и общество ……………………………………………………………………326
Общество как предмет философского анализа …………………………….................328
Структурные подсистемы общества …………………………………………………..331
Основные подходы к интерпретации общественного развития …………................ 335
Современная цивилизация. Будущее человечества ………………………………….339
Общественный прогресс и глобальные проблемы современности …................342
Понятие общественного прогресса …………………………………………………...342
Понятие «глобальные проблемы современности» ……………………….................348
Основные глобальные проблемы современности ……………………………………349
Пути выхода из кризиса………………………………………………………………..357
Содержание ……………………………………………………………………………361
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|