|
Диалектика и ее альтернативы
(метафизика, софистика, эклектика)
В процессе познания мира каждая наука пользуется различными методами. Метод находиться в тесной связи с теорией. Теория определяет метод исследования, а метод служит средством дальнейшего развития теории. Теория – это совокупность знаний, относящихся к определенной области предметов, описывающая эти предметы. Метод – это прием, способ подхода к познанию и преобразованию действительности, это сознательное исПоль-зование ранее полученных знаний для объяснения новых фактов.
Связь теории и метода находит свое выражение в методологической роли законов науки. Любой закон науки, отражая определенную сферу действительности, вместе с тем указывает и на то, как нужно мыслить о ней, т.е., будучи познанным, он выступает как метод познания. Например, закон сохранения и превращения энергии – это не только теоретический закон, но и методологический принцип, который требует обязательного его соблюдения при соответствующих расчетах и теоретических построениях.
Положение о единстве теории и метода относится к любому знанию, в том числе и к философскому. Но поскольку философия является теорией всеобщего, изучает всеобщие законы действительности, то тем самым она выступает всеобщим методом познания. Философия выполняет методологическую функцию, т.е. выступает как система регулятивных правил и норм, которыми нужно руководствоваться, чтобы достичь желанной цели. Раскрывая свое отношение к другим методам, осмысливая их в целостности, во взаимосвязи между собой, философия выступает как методология, т.е. как учение о методах познания и преобразования действительности.
В философии существуют два основных метода познания – диалектиче-ский и метафизический, соответствующие двум концепциям развития. Слово «диалектика» в переводе с греческого буквально означает «вести беседу, рассуждать». Первоначально диалектику так и понимали как искусство вести беседу, когда путем столкновения противоположных мнений достигается истина. В дальнейшем и в настоящее время под диалектикой понимается, такое представление о мире, согласно которому все явления существуют в связи друг с другом и находятся в развитии. Другими словами, диалектика – это учение о связи и развитии.
Родоначальником диалектики в Древней Греции был Гераклит. Это ему принадлежит знаменитое изречение «все течет». Для Гераклита мир – это вечно развивающийся процесс, в котором все связано, все зависит от определенных условий, поэтому противоположности добра и зла теряют абсолютное значение, они едины и проистекают друг из друга. «Болезнь приятным делает здоровье, зло – добро, голод – насыщение, усталость – отдых».
Ряд диалектических проблем поставил другой древнегреческий философ Зенон. Аристотель называл Зенона даже «изобретателем диалектики», хотя Зенон утверждал, что движения не существует, оно невозможно в принципе. Зенон прославился в истории человеческой мысли как автор знаменитых парадоксов (апорий): «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Дихотомия», «Стадий». Конечно, Зенон и не думал отрицать движение как чувственную достоверность, его заслуга состоит в том, что он в своих апориях вскрывает противоречивость движения, ставит проблему выражения движения в логике понятий, которая обсуждается в физике, математике и философии вплоть до наших дней.
Элементы стихийной диалектики проявлялись в философии Сократа, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности. Но стихийный диалектический взгляд на мир, хотя и схватывал общий характер всей картины явлений, был недостаточным для объяснения частностей, из которых она складывается, а пока мы не знаем их, нам не ясна и общая картина. Поэтому в дальнейшем диалектику сменил метафизический метод мышления, обусловленный характером науки Нового времени.
Термин «метафизика» в переводе с греческого означает «то, что идет после физики». Он был введен в I веке до н.э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения Аристотеля, он расположил «после физики» его философские работы. Поскольку Аристотель на протяжении столетий считался высшим философским авторитетом, понятие «метафизика» долгое время употреблялось как синоним понятия «философия». Такое понимание метафизики используется до сих пор в работах западных философов.
В дальнейшем под метафизикой стали понимать метод мышления противоположный диалектике, рассматривающей вещи и их мысленные отражения, понятия о них, как не связанные друг с другом, неизменные, застывшие, раз и навсегда данные. Впервые такой смысл термину метафизика придал Гегель. Он называл метафизическими те философские учения, которые трактовали мир как неизменный в своей основе.
Метафизический метод соответствует такому этапу развития науки, когда от общего представления о природе в целом естествоиспытатели переходят к анализу предметов, расчленению их на части и подробному изучению каждой из них. Этот метод получил широкое распространение в философии Нового времени. Развитие науки Нового времени началось с тщательного собирания и изучения отдельных фактов. Систематизация накопленного материала существовала еще в очень несовершенном виде, проводилась по внешним, поверхностным признакам. И хотя во все времена многие философы и естествоиспытатели высказывали отдельные диалектические догадки, в целом, в период XVII-XVIII веков устанавливается господство метафизического мировоззрения.
Характеризуя метафизический способ мышления, Ф. Энгельс подчеркивал, что он хотя и является правомерным и даже необходимым в известных областях, но за их границами становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, поскольку за отдельными вещами не видит их взаимной связи, за их бытием – их возникновения и развития.
К середине XIX века естествознание накопило огромную массу эмпирического материала. В каждой области исследования появляется настоятельная необходимость систематически упорядочить этот материал, сообразно его внутренней связи. Наука переходит от собирающей ступени к упорядочивающей, она становиться наукой о процессах, происхождении и развитии предметов и о их связях. Метафизический метод познания переживает кризис. Само естествознание пропитывается диалектическими представлениями. Распространению этих представлений особенно способствовали три великих открытия: открытие клетки, закона сохранения и превращения энергии и теория Ч. Дарвина, В этих открытиях наиболее ярко проявилась ведущая тенденция науки XIX века: переход от изучения отдельных явлений в отрыве друг от друга к изучению этих явлений в связи и развитии. В этих условиях метафизика неизбежно должна была уступить место диалектике.
Новый этап в развития диалектики связан с немецкой философией XVII-XIX веков. Важную роль в формировании диалектических представлений сыграла философия И. Канта. Кант, по выражению Энгельса, первым пробил брешь в метафизических представлениях, ввел идею развития в познание природы. Он создал гипотезу, согласно которой Солнечная система возникла из газовой туманности и развивалась до своего нынешнего состояния, повинуясь законам Ньютона. Вопрос о первотолчке здесь был устранен, Земля и Солнечная система предстали как нечто ставшее, т.е. развившееся во времени.
Наиболее полное и глубокое развитие диалектика получила в философии Гегеля. Гегель первым подверг многосторонней критике метафизическое миропонимание, возвратился к диалектике, придав ей иной вид, чем тот, который она имела в древности, и обогатил ее новым содержанием. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и пытался раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.
Основу диалектики Гегеля составляет учение о противоречиях, которые присущи всем явлениям и процессам объективного мира. Гегелем впервые были четко сформулированы основные законы диалектики, закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания отрицания. Гегель разработал систему категорий диалектики, глубоко раскрыл содержание таких категорий как единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма, сущность и явление и т.д.
Однако диалектика Гегеля была развита на идеалистической основе. Развитие, по Гегелю, есть саморазвитие понятий, абсолютной идеи, а развитие в природе и обществе есть лишь отражение всеобщего развития абсолютной идеи. По выражению К. Маркса, диалектика у Гегеля "стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно".
Материалистическую переработку диалектики Гегеля предприняли русские мыслители 40-60 годов XIX века: Герцен, Белинский, Чернышевский. Если для Гегеля развитие идеи определяло развитие природы, то для русских материалистов диалектика сама вытекает из природы и выражается в человеческих понятиях. Но действительными творцами материалистической диалектики стали К. Маркс и Ф. Энгельс. Материалистически перерабатывая диалектику Гегеля, К. Маркс освободил ее от идеализма и создал диалектический метод, который в корне отличен от гегелевского. Если у Гегеля процесс мышления выступает творцом действительности, то у Маркса объективная диалектика (движение природы и общества) определяет субъективную диалектику (движение понятий) в соответствии с материалистическим решением основного вопроса философии. Поэтому только в марксистской философии диалектика становится наукой, изучающей всеобщие законы развития объективного мира и человеческого познания.
В чем же состоит принципиальное отличие диалектики от метафизики. Обычно это отличие видят в том, что диалектика исходит из идеи всеобщей изменчивости явлений, в то время как метафизика настаивает на неизменности и постоянстве вещей. Однако в наше время научно-технического прогресса и противоречивого общественного развития метафизическое мировоззрение приняло иной вид. Сегодняшняя метафизика не отрицает развитие, но дает неправильное, одностороннее его истолкование. Поэтому понимание диалектики как науки о всеобщей изменчивости, а метафизики как учение об устойчивости явлений мира является весьма односторонним и не отражает подлинной сути их противоположности. Оно не точно в отношении диалектики, ибо диалектика опирается не только на принцип изменчивости сущего, но и на принцип его постоянства. Оно не точно и в отношении метафизики, ибо метафизика вовсе не отрицает движение и развитие. Не случайно В.И. Ленин в работе «Философские тетради» говорит о диалектике и метафизике как о двух концепциях развития.
В современном понимании диалектика - это учение о связи и развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде. Конечно, метафизика, так же как и диалектика, принимает самые различные формы с каждым новым историческим периодом в развитие человеческого познания, но основная ее ошибка остается неизменной. И состоит она в односторонности, ограниченности, абсолютизации отдельных сторон развития.
Антиподами диалектики являются софистика и эклектика. Софистика – это метод доказательства, основанной на преднамеренном нарушении законов формальной логики, на употреблении ложных аргументов, выдаваемые за истинные. Будучи разновидностью метафизики, софистика абсолютизирует относительность человеческого познания, она обычно выхватывает какой-либо случайный признак и по нему характеризует явление. Характерной чертой софистики является релятивизм, нашедший классическое выражение в положении Протагора: «Человек – мера всех вещей». Протагор учил, что все истинно, ибо как кому что кажется, так оно и есть, т.е. истина у каждого своя. Эклектика – это методологический прием, основанный на использовании вырванных из контекста фактов и формулировок, это соединение разнородных взглядов, идей и теорий, при сохранении видимого единства. Эклектика на первый взгляд выступает как антипод софистики, требуя учета не одной, а многих сторон явлений. Но в действительности ее многосторонность оказывается мнимой, поскольку эклектика формально сочетает различные признаки предмета, не выясняя их взаимосвязи, не умея выделить среди этих признаков главный, определяющий. Диалектика требует всестороннего подхода к предмету, но в отличие от эклектики, она, раскрывая взаимосвязь признаков предмета, стремится выявить такой признак, который в данных, конкретных условиях выступает как основной, главный, решающий.
Законы диалектики
Ядром диалектики является закон единства и борьбы противоположностей, который отвечает на вопросы – что является причиной развития? Как без помощи потусторонних сил объяснить удивительное многообразие окружающего нас мира, целесообразность живой природы, происхождение человека и прогресс человеческого общества? Этот закон, который был сформулирован Гегелем, раскрывает сущность, внутренний источник любого развития. В законе единства и борьбы противоположностей зафиксирован фундаментальный вывод истории человеческого познания о том, что развитие есть необходимое следствие, результат борьбы противоположных сил и тенденций, внутренне присущих явлениям материального мира.
Содержание данного закона раскрывается с помощью понятий различия, противоположности и противоречия. Всем вещам и явлениям действительности внутренне присущи тождество и различие. В процессе развития различия порождают противоположности. Противоположности – это отличающиеся друг от друга стороны определенного объекта, которые имеют единую сущность и поэтому являются тождественными. Противоположность – это высшая ступень развития различий одной сущности. Противоположности порождают противоречия тогда, когда они действуют не в одном направлении, а в разных, когда они находятся в отношении взаимоисключения. Противоречия – это форма взаимодействия противоположностей. Диалектическое противоречие – это такое отношение между элементами, сторонами объекта, когда они отрицают, исключают и вместе с тем взаимно предполагают и проникают друг в друга.
Следует различать противоречия диалектические и формально-логические. К первым относятся противоречия самого объективного мира, ко вторым – противоречия, возникающие в процессе мышления в силу нарушения его законов. Метафизики признают только логические противоречия, они отрицают объективные противоречия, полагая, что вещи не могут содержать в себе противоречий. Верхом бессмыслицы считал положение о внутренней противоречивости вещей Е. Дюринг. Отвечая ему, Энгельс в работе «Анти-Дюринг» писал: «Пока мы рассматриваем вещи как покоящиеся и безжизненные, каждую в отдельности, одну рядом с другой и одну вслед за другой, мы, действительно, не наталкиваемся ни на какие противоречия в них. Но совсем иначе обстоит дело, когда мы начинаем рассматривать вещи в их движении, в их изменении, в их жизни, в их взаимном воздействии друг на друга. Здесь мы сразу наталкиваемся на противоречия». Движение само есть противоречие; уже простое механическое перемещение может осуществляться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно – в другом. Постоянное возникновение и одновременное разрешение этого противоречия – и есть именно движение. Любая вещь внутренне противоречива уже потому, что в процессе изменения она остается сама собой и в то же время становится иной, являясь единством тождества и различия.
Закон единства и борьбы противоположностей является всеобщим, но проявляется специфически в разных областях. В качестве важнейшего противоречия, присущего неорганическому миру, является противоречие прерывности и непрерывности, которое характеризует внутреннюю структуру материи. Современная физика констатирует, что материя обладает двойственной природой, представляя волны и корпускулы одновременно, что в основе всей материи, – как вещества, так и поля – лежит единство противоположностей. Фундаментальными противоречиями органического мира является взаимодействие противоположностей ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости.
Закон единства и борьбы противоположностей является и законом познания. Противоречия, возникающие в ходе познания, являются его движущей силой. Вся история развития науки осуществляется через борьбу между новыми знаниями, гипотезами и устаревшими положениями, через борьбу противоположных и противоборствующих теоретических концепций. Сама философия развивалась в непрерывной борьбе таких противоположностей, как материализм и идеализм, диалектика и метафизика. При этом было бы неверно думать, что история умственного развития человечества, полная противоречий и борьбы противоположных идей – это продукт случайного заблуждения той или иной стороны. Напротив, борьба противоположных концепций является той внутренней силой, которая не дает научному знанию застаиваться, а заставляет его непрерывно развиваться, совершенствоваться. Эта борьба вызывает напряжение, заостряет работу мысли и в конечном итоге способствует общему умственному прогрессу.
Другим важнейшим законом диалектики, раскрывающим механизм любого развития, и отвечающим на вопрос как оно происходит, является закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно этому закону, развитие есть бесконечный ряд сменяющихся качественных состояний, осуществляющихся на основе количественных изменений. Данный закон выражает взаимодействие двух всеобщих сторон действительности, отражаемых категориями количества и качества.
Качество – это внутренняя определенность вещи, тождественная с ее бытием. Вещь перестает быть тем, что она есть и переходит в свою противоположность, когда теряет качество. Качество является очень важной характеристикой вещи, но для полной ее характеристики необходимо выявить и её количественные данные.
Количество – это совокупность однородных элементов, единиц данного качества. Количество выражается в величине, числе, объеме, площади, интенсивности, уровне и т.д. Каждое качество обладает определенными количественными значениями, эти значения могут быть различными, однако при этом они не должны выходить за определенные рамки, границы. Тот интервал, внутри которого целостность данной вещи не нарушается, представляет собой меру этой вещи. Мерой называется то единство количества и качества, в рамках которого сохраняется качественная определенность вещи. Категория меры была одной из основных уже у мыслителей древности. Гесиод учил: меру во всем соблюдай, и дела свои вовремя делай. По словам Демокрита, если переходишь меру, то самое приятное становятся самым неприятным. Итак, количественные изменения не приводят к качественным лишь до определенного момента, пределы которого различны для различных предметов и называются границами меры. Когда такой момент наступает, то даже малейшие дальнейшие изменения могут привести к образованию нового качества. Переход от старого качества к новому всегда связан со скачком или прерывом постепенности в развитии. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качества к другому. Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом: новое качество порождает новые количественные изменения. Зависимость количественных изменений от качественных ярко проявляется в развитии общественно-экономи-ческих формаций. Каждая более высокая формация, представляя новое качество, характеризуется и более быстрыми темпами развития. То же самое можно сказать и о развитии научного знания, где каждая качественно новая теория объясняет более глубоко более широкий круг явлений.
Развитие характеризуется не только внутренним источником и механизмом, но и направлением. Закон отрицании отрицания характеризует направление развития, его форму и результат. Важнейшую роль в раскрытии содержания закона отрицания отрицания играет понятие «отрицание». Отрицание всеобще, оно совершается тогда, когда вещь или некоторые её стороны превращаются в свою противоположность. Смена старого новым и есть отрицание.
Метафизики, искажая процесс развития, рассматривают отрицание как простое отбрасывание, полное уничтожение, происходящее в результате действия каких-то внешних сия. Но такое отрицание исключает всякую преемственность и возможность дальнейшего развития. Не такое отрицание характерно для диалектической концепции развития, а «отрицание как момент связи, как момент развития с удержанием положительного». Диалектическое отрицание – это, во-первых, самоотрицание, то есть оно совершается на основе взаимодействия внутренних сил отрицаемого явления, а во-вторых, оно характеризуется преемственностью, является моментом связи нового со старым. В ходе диалектического отрицания старое не просто уничтожается и заменяется новым, в нем отрицается то, что отжило свой век, что не соответствует новым условиям. Напротив, все положительное в нем сохраняется (категория «снятие») и развивается дальше в новом, возникшем на основе отрицания старого.
Метафизики понимают развитие либо как бесконечное повторение одного и того же. Но такой взгляд выхолащивает подлинную сущность развития. Повторение в развитии, действительно, имеет место, но это не главное в развитии. Во-первых, это «как бы повторение», а не полный возврат к старому, а, во-вторых, повторение «иначе, на более высокой базе». Диалектика такова, что новое, неповторимое возникает путем кругооборота, путем определенного повторения, как бы возврата к старому. Таким образом, диалектическая концепция развития является «снятием» обеих метафизических противоположностей и представляет развитие как движение по спирали. Спиралевидная форма поступательного движения противостоит как движению по замкнутому кругу с его вечным возвратом к исходной точке, так и движению по прямой.
Спиралевидная форма движения проявляется в том, что развитие материи идет не по одному какому-либо пути, а по бесконечному множеству направлений. Этим в конечном итоге и объясняется бесконечное многообразие форм существования материи. Так, развитие органического мира пошло по сотням тысяч направлений, давшим все богатство растительного и животного царств, поражающих нас многообразием своих форм. История человеческого общества также дает гигантский разброс человеческих культур с их неповторимыми судьбами.
Закон отрицания отрицания является и законом познания. Человеческий ум не может отразить мир сразу во всей его бесконечной сложности. Познание сосредотачивается сначала на одной стороне предмета, потом – на другой, то есть движение мысли идет обычно от одной крайности (односторонности) к другой, а всесторонней охват предмета осуществляется лишь в конечном итоге. Количество отрицаний, через которые происходит возврат к якобы старому, может быть самым различным, оно зависит от специфической природы отрицаемых явлений, а результат развития синтезирует в себе целый ряд предшествующих разрешенных противоречий, а не одно из них.
Категории диалектики
Основные законы диалектики были сформулированы Гегелем, который к тому же разработал самую полную систему категорий диалектики. Любая наука представляет собой систему понятий. Понятия частных наук отражают специфику тех объектов, которые они изучают, поэтому понятия одних наук, как правило, не применимы в других науках. Философские понятия, отражающие всеобщие стороны действительности, используются во всех науках. Философские категории – это понятия, которые отражают всеобщие явления, свойства и отношения действительности и являются не основными законами диалектики и дополняют три её основные закона.
Первая попытка классификации категорий была осуществлена Аристотелем. Аристотель рассматривает категории как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности. Но аристотелевская классификация, включавшая десять категорий, основывалась на формально-логических принципах, была не полной и застывшей. Большой вклад в развитие учения о категориях внес Гегель. Но он представил категории как самостоятельные сущности, порождающие друг друга и определяющие все свойства окружающего мира. Сам процесс развития бытия у Гегеля есть не что иное, как саморазвитие абсолютной идеи, процесс саморазвития философских понятий. Гегель, как и весь объективный идеализм в целом, рассматривает категории как объективно существующие реальности, независимые ни от природы, ни от человеческого сознания.
Представители субъективного идеализма, напротив, подчеркивают субъективность философских понятий, их зависимость от субъекта. В этом они правы. Но субъективные идеалисты абсолютизируют эту субъективность, поскольку отрицают объективное содержание философских категорий.
Философия диалектического материализма признает объективность содержания философских понятий, их независимость от субъекта, но в тоже время указывает на их субъективность. Содержание философских категорий объективно, но сами понятия возникают и существуют только в, сознании субъекта. Категории философии являются итогом познания, обобщением опыта развития научного знания и практики всей предшествующей истории человечества. Концентрируя громадный опыт исторического развития познания, они имеют большую методологическую ценность. В отличие от понятий частных наук, философские категории пронизывают собой всю ткань научного познания, все области знания, представляют собой «ступеньки» проникновения мышления в сущность вещей. Усвоение категорий в ходе индивидуального развития человека является необходимым условием формирования у него способности теоретического мышления. Через законы и категории философии индивиду передается аккумулированный в них тысячелетний опыт развития человеческого мышления.
Единичное, особенное, общее. Мир, будучи единым, существует как бесконечное количественное и качественное многообразие предметов и явлений, обладающих своими индивидуальными и неповторимыми признаками. Эти отличительные свойства предметов характеризуются категорией единичного. Единичное – это философская категория для обозначения отличительных свойств и сторон предмета.
Однако бесконечное многообразие - это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается а общности вещей, их структур, свойств и отношений. Единство и тождественность свойств всего бесконечного многообразия предметов и явлений мира выражается категорией общего. Общее – это философская категория для обозначения сходных, тождественных сторон и свойств предметов.
Проблема соотношения единичного и общего возникла вместе с появлением самой философии и обсуждалась на протяжении всей истории философии. Пытаясь решить её, Аристотель рассуждал: существуют отдельные плоды – яблоко, груша, слива, познавая которые мы образуем понятие «плод». Но «плод вообще» реально не существует, как же тогда возможно существование яблок, груш и слив, которые все-таки являются плодами? Категории единичного и общего оказались у него оторванными друг от друга.
Противопоставление категорий единичного и общего вылилось в середине века в долгую борьбу двух философских направлений – номинализма и реализма. Номиналисты утверждали, что общее не имеет никакого реального существования что оно есть лишь имена, слова, реально же существуют только отдельные вещи. Реалисты, напротив, полагали, что общие понятия существуют реально, как некие духовные сущности вещей, они предшествуют отдельным предметам и могут существовать независимо от них.
Согласно философии диалектического материализма общее существует в самих вещах, в их свойствах и отношениях объективно, независимо от сознания. Это общее более или менее точно выражается в понятиях, которые отражают реально существующее общее в предметах природы. Отношение единичного и общего необходимо рассматривать как отношение противоречия. И тогда окажется, что противоположности тождественны: единичное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном — в виде сторон, моментов отдельного. Некоторые современные философы отождествляют единичное с отдельным, а общее – с объединением родственных вещей (Например, дерево – единичное, а лес – общее). Но отдельное богаче единичного, оно представляет собой единство единичного и общего. Это положение вытекает из того, что всё в каком-то отношении и тождественно и различно.
Взаимосвязь единичного и общего выражается с помощью категории особенного. В том, что каждый объект есть единство единичного и общего, он выступает как особенное, т.е. особенное является связующим звеном между единичным и общим.
Причина и следствие. Фундаментальная роль в научном познании принадлежит принципу детерминизма, согласно которому реальные природные, общественные и психологические явления и процессы детерминированы, то есть возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин. Детерминизм – это учение о всеобщей причинной обусловленности явлений и процессов объективного мера. Впервые определение причинности как закона, как всеобщего принципа дал Демокрит. Признание причинности и закономерности явлений лежит в основе материалистического понимания и научного познания мира. Причинность – это такая необходимая связь между явлениями при которой одно явление (причина) вызывает, порождает другое явление (следствие). Причинно-следственная связь есть закон и, как всякий закон, есть связь существенная и необходимая. Причина необходимо порождает следствие, но характер этого следствия может быть различным в зависимости от условий, в которых протекает процесс причинения. Условие – это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающее. Являясь внешним фактором, условия не входят в содержание причинности, не затрагивают ее сущности, но оказывают влияние на сам характер протекания процесса «причинения».
Причинная связь явлений носит объективный, универсальный, всеобщий характер. В мире нет и не может быть беспричинных явлений. В этом и состоит всеобщность причинности. Учение, отрицающее объективную причинную связь явлений, называется индетерминизмом. Детерминизм противостоит не только индетерминизму, но и телеологии, представители которой полагают, что совершенство природы определяется изначальным целевым устремлением природы, которая в глубинах своего существа содержит некую созидательно действующую причину. Но наличие цели в природе предполагает того, кто ее ставит телеология ведет, таким образом, к теологии, где разумность мира объясняется изначаль-ным замыслом творца.
Представители субъективного идеализма отрицают объективный характер причинно-следственной связи. Согласно Д. Юму, причинная связь не принадлежит самим вещам, а относится лишь к нашим представлениям. Он полагал, что причинность – это психологическая привычка воспринимать одно вслед за другим. Причинная связь здесь отождествляется с регулярным следованием событий во времени. И. Кант считал причинность априорной, те доопытной формой рассудка, данной независимо от объективного мира, которая вносит «порядок в хаос впечатлений познающего субъекта».
Философия диалектического материализма не только признает объективный, необходимый и всеобщий характер причинности, но и отвергает характерное для метафизики противопоставление причины следствию. Причина и следствие не метафизические противоположности, одна из которых во времени существует раньше другой, а противоположности взаимодействующие. Диалектика причины и следствия выражается, во-первых, в том, что любое явление, любое звено в генетической причинной цепи в разных отношениях может выступать и как причина и как следствие. Во-вторых, причина, порождая следствие изменяется, исчезает в нем. В этом проявляется обратное влияние следствия на порождающую его причину.
В современной науке роль принципа причинности возросла, поскольку он положен в основу многих научных теорий и играет большую эвристическую роль в исследовании природы и общества. В связи с исследованием микромира активное обсуждение в научной и философской литературе получил вопрос о временном отношении причины и следствия. Анализ этой проблемы в истории философии показал, что там сформировались два противоположных подхода к ей решению: динамическая и статическая концепции. Динамическая концепция причинности утверждает, что причина существует всегда раньше следствия во времени. Однако эта концепция не может ответить на вопрос: как причина порождает следствие, если она существует до него, а когда есть следствие – нет причины. Действительно, причина, которая не действует, не является причиной, поскольку она ничего не порождает. Поэтому ряд философов утверждает, что причина и следствие существуют одновременно. Однако и статическая концепция причинности, обосновывающая одновременность причин и следствий, также весьма уязвима. Ведь если причина и следствие одновременны, то, очевидно, уже в данный момент времени должны существовать все возможные следствия причины. Вся причинно-следственная цепь сжимается в одно мгновение и развитие становится невозможным.
Сама альтернативность и равная убедительность указанных систем аргументации дает основание думать, что как положение об одновременности причины и следствия, так и положение об их разновременности должны быть слиты в некоем диалектическом синтезе, предполагающем признание одновременности и разновременности, единства тождества и различия в объективных причинно-следственных связях.
Необходимость и случайность. Исследование причинно-следст-венной связи приводит к выводу о том, что причина с необходимостью порождает следствие. Поэтому не случайно в истории философии необходимость сначала осознаётся только как свойство самой причинной связи. Однако в ходе дальнейшего развития познания необходимыми начинают считаться всякие связи, неизбежно наступающие при определённых условиях. Вместе со становлением категории необходимости возникает и соотносительная с нею категория случайности.
Необходимость характеризует процесс развития со стороны его внутренней детерминированности, она имеет основание в себе самой и реализуется вне зависимости от каких бы то ни было условий. Имея ввиду эту особенность необходимости, Аристотель характеризует её «в смысле того, что иначе быть не может».
Необходимость – это те связи и свойства вещи, которые имеют причины существования в ней самой, которые обусловлены её внутренней природой. Необходимо взаимопревращение неорганической материи, развитие живых организмов, смена общественно-экономических формаций. Всё это необходимо, потому что происходит неизбежно в силу того, что обусловлено внутренней природой рассматриваемых явлений, их внутренней закономерностью.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|