Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие общественного прогресса





 

По поводу возможного будущего человечества в совре­менной, науке существуют различные точки зрении. Одни ученые говорят, что человеческое общество движется по пути прогресса и в дальнейшем поднимется на более высокую ступень развития. Другие же, наоборот, считают, что че­ловечество идет путем регресса и в будущем обречено на гибель. Хорошо, если правы первые. Но если правы вторые, то необходимо безотлагательно за­думаться над их прогнозом и что-либо предпринять. К концу XX века стало совершенно очевидным, что оснований для безрадостных прогнозов более чем достаточно. Современный мир столкнулся с такими проблемами, которые в недалеком будущем смогут столкнуть человечество в бездну уничтожения. Это проблемы не конкретных стран, народов или континентов. Перед их лицом абсолютно равны все нации и государства. Это проблемы всего человечества, они носят планетарный масштаб и поэтому ча­сто называются глобальными. Понятно, что и решить их воз­можно только совместными усилиями всех жителей одного большого дома, имя которому — планета Земля.

Для утверждения о том, что человечество движется по пути прогресса, есть немало оснований. Во многих областях нашей жизни прогрессивное развитие налицо. Например, в экономической сфере за свою недолгую историю человек достиг грандиозных результатов. Всего за 5 тысяч лет (в то время как Homo Sapiens существует приблизительно 40 ты­сяч лет) мы продвинулись по экономическим показателям далеко вперед. Из каменных пещер люди перебрались в ком­фортабельные квартиры, а вместо звериных шкур стали оде­ваться в удобную и модную одежду. Теперь нам не надо день и ночь сторожить огонь, который может погаснуть и тем са­мым привести нас к верной гибели от холода и голода. В от­личие от наших первобытных предков мы не приходим в ужас от стихийных бедствий и природных катаклизмов, по­тому что знаем их причины и умеем с ними бороться. Нам не надо постоянно спасаться и прятаться от хищных зверей и других опасностей, которые не так давно подстерегали чело­века на каждом шагу. Мы сейчас более или менее уверены в себе и в завтрашнем дне, чего никак нельзя сказать о наших первобытных предшественниках, жизнь которых была на­столько тяжела, опасна и непредсказуема, что могла обо­рваться в любую минуту. Одним словом, с экономической точки зрения, мы ныне живем в сотни раз лучше, чем 5 ты­сяч лет назад, а это значит, что наличие прогресса в данной сфере никак нельзя отрицать.





Очевиден также прогресс в области образования. Мы сейчас знаем гораздо больше, чем наши далекие предки. Когда-то умение читать и писать было привилегией немногих богатых и знатных людей, теперь же трудно встретить че­ловека, который не умел бы этого делать. Некогда в тайны природных явлений были посвящены только представители особой исключительной касты (сословия) жрецов, ныне не­возможно найти человека, который не знал бы почему меня­ются времена года, как размножается живая природа, сколь­ко планет вращается вокруг Солнца, из чего состоят все фи­зические тела, каким образом вода превращается в пар и лед, что представляют собой пролетающие над нами кометы, в чем причина солнечных затмений и многое другое. Конечно же, нынешний уровень знаний — это результат огромного опыта, накопленного сотнями прошедших по Земле поколе­ний. По крупному счету, нам нечем гордиться, так как все, что мы сейчас знаем и умеем, обусловлено жизнью и деятельностью наших далеких и недавних предков. Но несомненно, что современный школьник подчас знает больше, чем древ­ний или средневековый ученый, из чего следует явное наличие образовательного прогресса.

Также можно отметить прогресс в области медицины или здравоохранения. Давно ушли в прошлое времена, когда не­которые страшные болезни, например чума, оспа или холе­ра, казались неизлечимыми, выкашивали целые города и даже континенты и считались божественным наказанием, посланным людям за их земные грехи. Медицина нашла эф­фективные и надежные средства борьбы с этими и многими другими недугами, благодаря чему они не представляют в на­стоящее время серьезной опасности. Правда, вместо старых появились новые страшные болезни, но несомненный исторический прогресс в области медицины позволяет надеять­ся, что с течением времени человек будет в состоянии спра­виться и с ними.



Невозможно не заметить прогресса в сфере правосознания, т. е. очевидно, что человек все более понимает права и обязанности каждого по отношению к любому другому, что человечество все более осознает те принципы и нормы, соблюдение которых сможет сделать общественную жизнь лучше и справедливее. Когда-то человек понял, что нельзя есть людей из своего племени, потом осознал, что нежелательно поедать и представителей чужого племени, через какое-то время он понял, что вообще нельзя не только поедать, но и убивать себе подобного, и, наконец, в настоящее время жизнь, свобода и собственность считаются неотъемлемыми человеческими правами: они дарованы каждому из нас са­мой природой и поэтому никто не вправе покушаться на них. Права человека, конечно же, повсеместно нарушаются в со­временном мире, но несомненно, что человеческая жизнь теперь является гораздо большей ценностью, чем в дикие времена пятитысячелетней давности, когда она почти ниче­го не стоила и могла в одночасье сгинуть без суда и следствия. Можно назвать и другие виды прогресса, но, наверное, наиболее важным является научно-технический прогресс, от которого прямо или косвенно зависят все перечисленные выше виды прогресса. Невозможно не поразиться тем колос­сальным достижениям, которые сделала наука и техническая мысль всего за 5 тысяч лет. За это время от примитивного каменного топора люди перешли к сложнейшим машинострои­тельным станкам, от звериных шкур, сырых пещер и борьбы за огонь – к современным небоскребам и мощным электро­станциям, от собирательства и охоты — к выведению новых видов растений и животных. Трудно представить себе этот грандиозный научно-технический шаг, ведь если бы мы лет 500 назад сказали любому жителю средневековой Европы, что он, не выходя из своего дома, сможет видеть происходящее на другом конце планеты и разговаривать с другом, находящим­ся за тридевять земель от него, он ни за что не поверил бы нам, назвав все это небылицами, сказками, колдовством, волшеб­ством или еще чем-нибудь в этом роде. Если бы мы сказали древнему египтянину, или индусу, или греку, что человек спо­собен лететь по небу со сверхзвуковой скоростью, на многие километры опускаться в глубины океана, ходить по поверхно­сти Луны, все они, наверное, сочли бы нас сумасшедшими. Сегодня же все это – повседневная и привычная реальность, в которой нет ничего удивительного.

Однако приспособления, созданные человеком и на­много превосходящие его физические возможности, нико­го не удивляют уже 300 лет. Человек победил свою мускуль­ную силу в XVII веке: появилась паровая машина. С тех пор всем стало ясно: как бы ни были сильны и быстры ноги, со­вершенно бесполезно пытаться обогнать паровоз. В настоя­щее время научная мысль продвинулась гораздо дальше: в XX веке человек преодолел уже не физическую, а интеллек­туальную (умственную) свою мощь, создав компьютер. Этот шаг является принципиально новым в истории науч­но-технических достижений и открывает собой целую эпо­ху. Ведь все ранее изобретаемые машины были рассчитаны на физические действия: поднимать, передвигать, заби­вать, резать, качать, нагревать, прессовать и т. д. и т. п. Они должны были заменить мышцы наших слабосильных рук и ног. Теперь же человек создал машину, которая рассчитана на интеллектуальные действия и может заменить человече­ский разум. То, что компьютер гораздо лучше человека мо­жет производить сложнейшие математические расчеты и запросто обыгрывает своего создателя в шахматы, уже ни­кого не удивляет. В настоящее время машина может сочи­нять музыку, рисовать картины, писать художественные ро­маны и делать многое другое. Более того, искусственный интеллект (разум) – компьютер – каждый год совершенст­вуется и постоянно увеличивает свои возможности. Правда, правильнее говорить, что эти возможности увеличивает че­ловек, постоянно совершенствуя созданную им машину. Однако не исключено, что наступит время, когда доведенная до высокой степени совершенства машина сможет самоусложняться и самосовершенствоваться, эволюциони­ровать дальше самостоятельно. В этом случае возможно, что она когда-то интеллектуально превзойдет человека и выйдет из под его контроля, перестав ему подчиняться. Как он, некогда созданный природой, превзошел ее своей науч­но-техничес-кой силой, начал покорять и истреблять ее, ставить себе на службу, так и машина, созданная человеком, может превзойти его своей мо-щью и начать войну против собственного создателя. Таким образом, не исключено, что всем хорошо известный фантастический сюжет о Термина­торе (машине, восставшей против человека) может стать реальностью XXI века. Но машина, стремящаяся истребить человека и занять его место на планете, – это результат и достижение научно-технического прогресса. Стало быть, у него есть обратная сторона: прогресс может обернуться рег­рессом и гибелью.

Однако, если даже не принимать в расчет возможность превращения фантастики в реальность, все большее проник­новение компьютера в нашу жизнь несет не только ее облег­чение и улучшение, но и таит в себе невидимую, но большую опасность. Как известно, компьютер способен создавать виртуальную (от латинского слова «виртуалис» – возмож­ный) реальность, т. е. создавать видимость или иллюзию не­реальных или несуществующих вещей и ситуаций. Напри­мер, с помощью виртуальной реальности человек может, не выходя из комнаты, ощутить себя летящим на сверхзвуковом самолете, мчащимся на гоночном автомобиле, купающимся в волнах далекого Средиземного моря. Что же в этом плохого и опасного, с удивлением спросите вы. Опасность заключа­ется в том, что, когда человек чересчур увлекается виртуаль­ной реальностью, он может забыть о подлинной реальности, в которой протекает его настоящая жизнь. И тогда он пере­стает быть самим собой, теряет ориентацию в вещах и явле­ниях, начинает плохо понимать происходящее, в его созна­нии меняются местами понятия, переворачиваются привыч­ные представления, рушатся традиционные человеческие идеалы. В этом случае он может перестать понимать, что можно делать, а что – нельзя, где совершается добрый по­ступок, а где — преступление, может утратить ощущение до­бра и зла, чувство вины и ответственности, забыть понятия долга и совести, а значит – потерять самого себя. Расстав­шись со всем человеческим в себе, он может перестать быть человеком. Прочитайте короткий и зловещий рассказ изве­стного писателя-фантаста Рея Брэдбери, который называет­ся «Вельд». В нем идет речь о семье, живущей в суперсовременном, полностью автоматизированном доме. Главной примечательностью этого жилища является виртуальная комната. Каждый человек, который заходит в нее, может во­образить себе любую картину или ситуацию, после чего ком­ната реализует этот его замысел, т. е. превращается в то, что он себе представил. Дети (мальчик и девочка) очень любили с помощью этой комнаты играть в африканский вельд – выжженную солнцем пустыню, по которой бродят голодные львы. Со временем родителей серьезно обеспокоило это увлечение детей, которые играли только в вельд и ни во что больше. Посоветовавшись со знакомым врачом-психоло­гом, они решили увезти их на время в деревню, чтобы дети там немного отвлеклись от всех «удобств» их автоматизиро­ванного и компьютеризированного городского дома. Роди­тели сказали детям о своем намерении отключить на время виртуальную комнату, что вызвало у тех длительную и бур­ную истерику. Ночью дети тайно проникли в эту комнату и что-то хитро перепрофаммировали в ней таким образом, что виртуальный африканский вельд превратился в реальность. На следующий день они выпросили у родителей разрешения последний раз перед отъездом в деревню поиграть в виртуа­льной комнате. Через некоторое время дети, якобы для ка­кой-то надобности, позвали в комнату родителей, выскочи­ли из нее и заперли их внутри, оставив на растерзание насто­ящим голодным львам. После этого мальчик и девочка сели завтракать, счастливые от того, что больше никто и никогда не сможет отключить виртуальную комнату ине запретит им играть в африканский вельд...

В настоящее время мы должны признать большую зависи­мость человека не только от компьютера, но и от всех прочих технических средств. А обретение зависимости в результате научно-технического прогресса заставляет усомниться в его безусловности. Как видим, прогресс подчас оказывается пре­словутым и ведет нас не к процветанию и совершенству, а к бедам и деградации. Некоторые люди поняли это еще в древ­ности. Вспомним, греческие киники говорили, что блага ци­вилизации и прогресса не ведут человека к счастью, а, наоборот, ввергая его в зависимость от них, делают несчастным, и призывали вернуться к первобытному единству с природой, обрести гармонию естества, чтобы быть такими же безмя­тежными, как птицы в небе или звери в лесу, которые не ве­дают алчности, зависти, ненависти, лжи и преступлений. Известный французский просветитель Жан-Жак Руссо так­же считал, что достижения цивилизации и блага техническо­го прогресса ослабили естественную мощь человека, его природную силу, разрушили изначально заложенную в нем внутреннюю гармонию и привели ко всем несчастьям, кото­рыми наполнена история человечества. И если над греческими киниками их современники преимущественно смеялись, а на идеи Руссо в свое время мало кто обращал серьезное внимание, то людям, живущим в конце XX века, совсем не до смеха. Теперь, когда обратная сторона прогресса столь оче­видна, наверное, все понимают, что настало время не радо­ваться очередным научно-техническим достижениям, а за­думаться над тем, как избежать столкновения с бездной.

Понятие «глобальные проблемы современности»:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.