Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие сознания и его сущность





Сознание является объектом изучения не только философии, но и многих естественных и гуманитарных наук. Но только его философский анализ даёт интегральное представление о сознании, выявляя его природу и сущность, особенности возникновения, его структуру, а также его роль в познании мира. Философия изучает сознание в трёх основных аспектах: естественно-научном, гносеологическом и социальном. Первый аспект заключается в исследовании сознания как функции мозга, деятельность которого представляет собой физиологическую основу сознания. Второй аспект состоит в анализе сознания как отражения действительности в идеальных образах. Социальный аспект предполагает его рассмотрение в связи с общественной жизнью людей. Однако все эти три аспекта взаимосвязаны, ибо сознание – это, прежде всего, отражение действительности, осуществляемое человеческим мозгом при взаимодействии с другими людьми.

В истории философии в представлении о сознании можно выделить ряд подходов.

Идеалисты обосновывают субстанциональную концепцию сознания (сознание – это особая, чуждая материи духовная субстанция, кото­рая не подчиняется законам природы), то есть сознание человека существует: либо самостоятельно (субъективный идеализм – Беркли, Юм), либо самостоятельно существует лишь объективированное внеличностное сознание (объективный идеализм – Платон, Гегель). К идеализму примыкает дуализм, утверждающий, что духовная субстанция существует параллельно с материальной (Декарт).



Отрыв сознания от материи характерен и для рели­гиозных представлений. Религия рассматривает сознание как частицу бессмертной души, данную человеку богом. Сам факт наличия у человека сознания и то, что оно резко отлича­ется от материи, является бестелесным, использовался богословами как доказательст­во существования иного, духовного мира, отличного от мира материального.

В противоположность религии и идеализму материализм рассматривает сознание как вторичное по отношению к материи, как её свойство. Весь материализм признает, что нет мышления без мыслящей материи, но вопрос о происхождении и сущности сознания ока­зался очень не простым для материалистов, о чем свидетельствует история философии.



Одна из первых попыток материалистического решения этого вопроса состояла в том, что сознание рассматривалось просто как разновидность материи, как один из её видов. Так Демокрит утверждал, что сознание материально, что душа состоит из наиболее совер­шенных и подвижных атомов, имеющих шарообразную форму.

Взгляд на сознание как на особый вид материи держался вплоть до второй половины XIX века. То, что в древности было наивным, в середине XIX века стало вульгарным. Именно в это время его развивали немецкие вульгарные материалисты Бюхнер, Фогт, Молешотт. Бюхнер заявлял, что мысль – это физико-химическое движение мозгового веще­ства, а Фогт утверждал, что мозг выделяет мысль также, как печень выделяет желчь Вульгарные материалисты всерьез пытались найти связь между составом пищи и духовной жизнью народа. Человек, говорил Молешотт, «есть то, что он ест».

Другой попыткой материалистического решения проблемы сознания было воззрение, согласно которому вся материя одухотворена, вся материя мыслит. Это направление по­лучило название гилозоизма (от греч. «хиле» – материя и «зое» – жизнь). Приверженцами гилозоизма были французские материалисты XVIII века Робине и Дидро. Дидро, напри­мер, утверждал, что ощущение в потенциальном виде является всеобщим свойством материи. Он писал: «От молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума». Дидро рассматривал чувствительность как свойство, присущее всей материи и различающееся у камня, расте­ния, животного и человека лишь по степени проявления. На позициях, близких гилозоизму, стоял Спиноза, который утверждал, что мышление является атрибутом материи, таким же всеобщим её свойствам, как и протяженность.



Конечно, мышление не присуще всей материи, вся материя не ощущает. Она обладает свойством, по существу род­ственным с ощущением, свойством отражения. Отражение – это способность материаль­ных объектов воспроизводить особенности воздействующих объектов в соответствии с характером этого воздействия и природой отражающего предмета. Каждая из взаимодействующих систем, воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет тем самым определённый «след» в той системе, на которую воздействует и как бы запечатлевает себя в результате этого воздействия.

Воздействующий объект как бы оставляет след на более или менее длительный срок в другом объекте. За­висимость отражения от природы отражающей системы тем сильнее, чем выше организа­ция последней. В неживой природе отражение выступает в виде ответной внешней реакции тела, подвергшегося воздействию. В живой природе появляется новая специфическая фор­ма отражения – раздражимость. С появлением нервной системы у животных появляются такие формы психического отражения как ощущения, восприятия, представления. У выс­ших животных появляются такие формы психического отражения как наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, которые формируются на основе представле­ний. Представления занимают промежуточную ступень в процессе перехода от чувствен­ного познания к рациональному. У человека появляется новая форма психического отра­жения – вербально-понятийное мышление, которое формируется на базе языка и состав­ляет фундамент сознания.

Понятие – принципиально новая форма отражения, здесь общее фиксируется не только объективно, но и субъективно. Ребенок, имеющей знания о чем-то на уровне понятий, на­чинает осознавать факт обладания этим знанием, у него появляется самосознание. Сознание – это свойство функционирующего мозга, заключающееся в чувственно-рациональном и эмоционально-волевом отражении действительности, в разумном регулировании чувств и поведения человека.

Рассматривая материальное взаимодействие как необходимое условие и основание всех процессов отражения, следует иметь в виду качественное разнообразие этих процессов, их генетическую иерархию в развитии живой, неживой и социальной материй. Мир един и единство его состоит в материальности. Если мы будем рассматривать мир как целое, то в него войдет и мыслящая материя с её свойствами. Развитие форм отражения рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания.

Сознание существует для другого через язык, в нем оно находит свое материальное вы­ражение. Мысль есть отражение действительности, а язык есть способ выражения, закрепления и передачи этого отражения. Язык – это знаковая система, способная передавать информацию и быть способом выражения и закрепления мысли. Язык выполняет две основные функ­ции: быть средством познавательной деятельности (когнитивная) и служить средством об­щения (коммуникативная).

Сознание не имеет своего собственного содержания, а, следовательно, и своего собст­венного самостоятельного бытия. Оно не существует наряду с материей, а является ее свойством. В онтологическом отношении сознание материально, как и любое другое свой­ство материи. Но сознание – особое свойство, оно способно отражать мир. Для характери­стики этой специфики используется понятие идеальное. Идеальное – это не материаль­ное. Но в материалистической философии оно имеет рациональный смысл только в гно­сеологическом отношении, выражая противоположность отражения и отражаемого. Считать, что сознание нематериально во всех отношениях, значит полностью отделять его от материи. Сознание способно давать идеальное отражение реального мира в виде ощу­щений, восприятий, представлений и понятий. Идеальный образ не содержит в себе ни грамма вещества и не имеет физических характеристик отражаемого предмета, не обладает массой, энергией, не имеет пространственных свойств. Образ огня не жжет, а образ камня не имеет веса и твердости. Идеальное, по выражению К. Маркса, есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Но идеальное отражение присуще не только человеку, но и животным. Идеальное – это атрибутивное свойство психического отражения.

При рассмотрении проблемы идеального необходимо четко различать онтологический и гносеологический аспекты. Абсолютная противоположность материи и сознания имеет смысл лишь в гносеологическом отношении, когда сознание рассматрива­ется как отражение, образ, «копия» материальных объектов. Как свойство материи сознание – материально, как образ – оно идеально. Сознание является единством материального и идеального. Сознание является продуктом исторического развития материи, функцией и свойством коры больших полушарий человека. Зависимость сознания от мозга и человече­ских чувств была известна уже материалистам XVII-XVIII вв. Источником знаний о природе они считали чувства, а саму природу – основой, на которой развивается человек и его мышление. Не понимая роли труда в возникновении сознания, домарксистские материа­листы не видели принципиальной разницы между сознанием человека и психикой живот­ных. Они приписывали животным воображение, фантазию, считали, например, что лошади присуще честолюбие, а курица высиживает чужие яйца из хороших побуждений. Но сама по себе физиология мозга не порождает мысли. Об этом свидетельствует случаи воспита­ния животными человеческих детёнышей. Эти «Тарзаны» и «Маугли» были весьма мало по­хожи на свои художественные образы. Это были животные без всяких проблесков челове­ческой мысли. Рожденные людьми, в обществе животных они становились животными. Следовательно, мозг человека, лишенный в раннем детстве социальной среды, мыслить не научается. Для возникновения сознания помимо биологического субстрата необходимы ещё социальные условия. Сознание человека возникает под влиянием и в процессе труда.

Взаимозависимость мозга и сознания в современной философии обосновывается в рамках информационного подхода, согласно которому, всякое явление сознания можно интерпретировать как информацию (поскольку сознание есть всегда отражение чего-то, то субъект всегда несет об этом информацию). Информация не существует вне своего носителя, роль которого выполняет определенный мозговой процесс, т.е. мозговая нейродинамическая система, являющаяся кодом информации. Расшифровка этих кодов может дать возможность получить знание о внутреннем мире человека.

Происхождение сознания

Происхождение сознания до сих пор для науки является нераскрытой проблемой, поэтому на сегодняшний день существует несколько основных концепций, которые предлагают решение этой проблемы.

1. Теологическая концепция утверждает, что сознание – это результат действия сверхъестественных сил, надмировое начало – творец природы и человека. и поэтому оно не подлежит объяснению и является предметом веры. Один из примеров – «философия всеединства» В. Соловьёва.

2. Космологическая концепция (Тейяр де Шарден) обосновывает идею о том, что духовные частицы, которые лежат в основе сознания, существуют в космическом пространстве. Эволюция мироздания – это постепенное усложнение духовных компонентов. Согласно этой концепции материальные объекты имеют внешнюю и внутреннюю стороны. Если внешняя сторона это её вещественная оболочка, то внутренняя – это проявление её духа (сознания). В неживой материи внутренняя сторона вещей существует как потенциальная предпосылка сознания. С усложнением материального мира усложняется и эта сторона явлений, приводя к формированию сознания. Причём, чем более развита внутренняя сторона явления, тем более совершенна её материальная оболочка. Поэтому духовное совершенство мира (развитие сознания) и его материальная эволюция (появление более сложных материальных объектов) в процессе развития мироздания взаимосвязаны.

Другим примером космологического понимания природы сознания как надчеловеческого образования является подход русского поэта и философа Д.Л. Андреева, одного из представителей современной монадологии. По его мнению, едиными духовными единицами мира являются неземные и бессмертные монады, сотворенные богом. Они – тончайшая энергия Вселенной.

Создатель «теории межзвёздной нейрогенетики» Т. Лири утверждает, что сознание «вписано» в ДНК и развивается как на планете, так и во внеземном существовании, ибо исходя из теории относительности и квантовой теории вытекает связь Вселенной и сознания человека с «трансцендентной реальностью». У Ч. Тарта сознание человека – это взаимодействие «системы мозга» и «трансперсонального ума». В «релятивистской квантовой психологии» волны человеческого сознания – это элементы всей Вселенной, подобно энергии.

В теории М. Талбота Вселенная – это гигантский разум, а мышление – это результат взаимодействия полей, которые организуют материю. В гипотезе «галактического разума» американского исследователя О. Рейзера галактический разум подобен разуму человека. Галактика находится в резонансе с мозгом, порождает психосферу, которая через магнитогидродинамические волны строит структуру человеческого мышления.

Знаменитый физик Макс Планк считал, что разум человека не одинок. Правит природой Всемогущий Разум, независимый от мыслящего человека.

3. Концепция физикализма, утверждающая, что сознания как такового нет, отождествляя сознание с физическими процессами. Это направление стремится перевести все виды знания на язык физики, а сознание есть нейрофизические, биологические и, «в конечном счёте, физические процессы». Его доказательства опираются на успехах в моделировании «искусственного интеллекта», в воздействии фармакологических средств на психику. Физикализм приходит к выводу, что сознание как качественно особая реальность не существует, поэтому психология должна стать частью физики. Различия в позициях отдельных школ невелики. Например, «теория тождества» (Д. Армстронг, Дж.Дж.Смарт и др.) духовные состояния отождествляют с телесными, психические с мозговыми процессами, полагая, что всякий материализм должен отвергать факт существования сознания, иначе он не материалист. А «теория элиминации» (Ф. Фейерабенд и др.) подчёркивает неизбежность исключения терминов духовного из научного мышления вместе с прогрессом науки, ибо сознание – нечто мистическое, туманное, неясное

4. Социобиологическая концепция, доказывающая, что сознание – это свойство живых организмов, выраженная в биологических реакциях самосохранения, свойственных человеку и животным. В поведении животных они обнаруживают общественный образ жизни (термиты, муравьи, пчёлы, осы и др.), самопожертвование ради других, лидерство, конфликтность, внушаемость, заражаемость и др. Социобиологи показали, что в психике животных присутствует воображение, большой объём памяти и её активное использование, способность к элементарному счёту, воля, самоконтроль, сокрытие эмоций, планирование, обобщение. Животное способно «говорить» жестами, осваивая 130-225 знаков.

5. Концепция естественного происхождения сознания. Сознание не существовало вечно – оно результат длительной эволюции. Естествознание доказало, что жизнь возникает на определенном этапе развития Земли, и постепенно усложняясь приводит к формированию сознания. Возникновение сознания – это результат развития такого свойства материального мира, как отражение.

Отражение в разных формах проявляется на разных структурных уровнях организации материального мира. Различают пассивное отражение на уровне неживой материи: а) механическое (след на песке), б) физическое (звуковое отражение), в) химическое (химическая реакция) и активное отражение на уровне живой природы, (которая проявляется в том, что живые существа от простейших до человека – приспосабливаются к воздействующим на них объектам): а) раздражимость – способность всех живых тел отвечать на внешнее воздействие путём внутреннего возбуждения и давать ответ на это воздействие, б) ощущение (чувствительность), связанная с развитием нервной системы, которая является материальной предпосылкой психического отражения осуществляемого на основе условных и безусловных рефлексов (Р. Декарт, И.П. Павлов).

Таким образом, переход от психики животных к сознанию произошел под влиянием биологических и социальных факторов. Биологической основой возникновения сознания является развитие высшей нервной деятельности и эволюция мозга, которые, в свою очередь, явились результатом не только биологического приспособления человека как живого организма к окружающей среде, но и результатом действия социальных факторов: а) трудовой деятельности, б) возникновение языка, в) социальное общение на основе общепринятых правил поведения, г) появление символической деятельности.

6. Символическая концепция, согласно которой генезис сознания связан с символической деятельности. Символы не имеют никакого биологического значения для выживания человека, но они свидетельствуют о возникновении особого, чисто человеческого отношения к миру – символического отношения, при котором реальные объекты или действия замещаются символическими. Посредством создания символического мира происходит своеобразное удвоение естественного мира, перемещение его в сферу сознания, то есть превращение в идеальный, искусственно созданный знаково-символический мир.

5) Энергетическая концепция, которая доказывает, что сознание имеет материально-энергетическую природу.

Во-первых, было доказано существование «нервного тока», «психической энергии».

Во-вторых, определены основные источники энергии мозга (внешние, наполняющие собой всю Вселенную и содержащиеся в каждом большом и малом предмете Вселенной, в том числе в живом организме и внутренние, возникающие в результате разнозаряженных нейронов; мозг представляет собой живую «электростанцию», самостоятельно вырабатывающую электрический или нейронный ток).

В-третьих, нейронный ток головного мозга служит главным источником сознания (взаимодействие разнозаряженных нейронов). В философии такое сознание принято называть эмпирическим (или обыденным).

В-четвертых, бесконечное разнообразие нейронных ассоциаций порождает с помощью внутреннего мозгового электричества бесконечные цепи эквивалентов образов, связей, обобщений, которые органами чувств не воспринимаются и не находят объяснения в эмпирическом (обыденном) сознании. Логическое сознание порождает символы, знаки, формулы, универсальные категории, законы и прочие модели, из которых создаются новые конструкции, которые не встречаются в природе, т.е. создается «вторая природа». Физиологический механизм теоретического сознания проходит следующие этапы: а) вначале возникает энергетический след в памяти обыденного (эмпирического) сознания; б) процесс извлечения «воспоминаний» из памяти; в) образуется теоретическое сознание за счет эквивалентов образов, впечатлений, представлений, которое преобразуются в новые мыслимые, желаемые образы и представления, которых в природе не дано. Источником логического сознания является внутренняя энергия, вырабатываемая «электростанцией» мозга и постоянно обогащающая его внешней энергией и внутренней, получаемой через посредство поступления в мозг переработанного питания.

В-пятых, открыты внешние и внутренние источники мозговой энергии. Прежде всего, – это внешняя, космическая энергия, состоящая из мельчайших энергочастиц, и несущиеся со скоростью света, недоступные даже для вооруженных органов чувств и постоянно меняющих свою материальную сущность, превращаясь из одного вещества в другое, срок жизни которых составляет миллионные доли секунды.

В-шестых, установлено, что центром мыслительной деятельности является головной мозг.

В-седьмых, в выработке сознания участвует генная система человека, хранящая тысячелетия энграммы памяти давно умерших предков, но передающая новым поколениям свои черты, привычки, манеру говорить, даже способы мышления и письменный почерк.

В-восьмых, доказано, что умственная, сознательная деятельность мозга наиболее явственно проявляет себя в периоды «торможения» движения энергии. Физической причиной «торможения», как установлено, является резкое повышение в этот момент напряжения электрического тока мозга. Вторая сигнальная система, выражающаяся в речи человека, служит стимулом и ориентиром человека в окружающей действительности, развивает его логическое сознание, двигает дальше познание материальной сущности сознания.

В-девятых, определено, что эволюция человеческого мозга продолжается нарастающими темпами. Если весь организм (его структура) остается на протяжении веков без изменений, то мозг развивается, обгоняя эволюцию природы, переделывая ее в соответствии со своими потребностями.

Наконец, в-десятых, доказан социальная зависимость сознания социальной зависимости сознания. Человеческое сознание возникает и развивается под сильнейшим влиянием различных человеческих сообществ (народов, наций, трудовых коллективов, семьи, школы, церкви и др.). Особое значение имеет воздействие трудовой, общественной деятельности на развитие сознания: общественно полезный труд вырабатывает в человеке высокие нравственные качества, превращает труд в творческую потребность, поднимает его авторитет и самосознание. Национальное самосознание является внутренне противоречивым: оно несет в себе не только прогрессивные, но нередко и негативные традиции. Доказана определяющая роль общения в формировании и развитии сознания: активность, качество общения – один из важнейших факторов общественного воспитания людей всех возрастов.

Таким образом, обоснована материальная материальную (энергетическая) природа сознания и постепенно начинает формироваться представление, что дух, сознание так же материальны, как любое вещество в природе.Но их материальность особая, неощущаемая. Понятия «материальное» и «идеальное» как две практически несовместимые противоположности со временем уйдут в прошлое. Вместо них, возможно, возникнут понятия «материальное ощущаемое» и «материальное неощущаемое».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.