Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика исследования глаз у детей





Осмотр глаз у детей по обычной методике осуществить трудно, особенно если забо­левание сопровождается блефароспазмом, поэтому используют следующий прием: медицинская сестра берет ребенка к себе на колени, садится напротив врача, укла­дывает ребенка так, чтобы его голова была зажата между коленями врача, а спина лежала на коленях у сестры. Одной рукой она удерживает и прижимает ноги ребенка к себе, другой оттягивает и придерживает руки. Выворот век у детей младшего воз­раста производится легко. Для этого достаточно слегка нажать на веки и, оттянув, сместить их навстречу друг другу. Для осмотра переднего отрезка глазного яблока веки раскрывают векоподъемниками. Затем осмотр производят по описанной выше методике.

 

Фиксация ребенка для осмотра глаза

 

Исследование глубоких отделов глазного яблока у детей младшего возраста удобнее осуществлять с помощью электрического офтальмоскопа.

 

Последовательность проведения обследования пациента с заболеванием органа зрения

Паспортная часть.

Основные жалобы больного.

Анамнез болезни.

Анамнез жизни.

Status praesens (по системам).



Status localis (пишется подробно, для каждого глаза отдельно, заполняется в определенной последовательности):

1. Острота зрения и рефракция.

2. Цветоощущение.

3. Положение глазных яблок в орбите, подвижность их.

4. Глазная щель; положение и состояние век, край века – рост ресниц, форма и положение заднего ребра века.

5. Слезопроводящий аппарат: слезные точки – величина, положение их, со­стояние слезного мешка.

6. Конъюнктива век – цвет, гладкость, толщина, отделяемое; конъюнктива глазного яблока – прозрачность, полулунная складка, слезное мясцо.

7. Склера, ее цвет; инъекции глаза – конъюнктивальная, перикорнеальная, смешанная.

8. Роговица – форма, размер, прозрачность, гладкость, блеск, чувствитель­ность

9. Передняя камера – глубина, прозрачность влаги.

10. Радужка – цвет, рисунок; состояние зрачка, форма, размер и его подвиж­ность.

11. Ресничное тело – чувствительность глазного яблока при пальпации.

12. Хрусталик – положение, прозрачность.

13. Стекловидное тело – прозрачность.

14. Глазное дно (диск зрительного нерва, его цвет, контуры, состояние сосу­дов, пятно, периферия сетчатки).



15. Внутриглазное давление.

16. Поле зрения.

17. Темновая адаптация (если необходимо для диагностики).

 

По окончании обследования ставят предварительный диагноз, проводят дифферен­циальную диагностику и устанавливают окончательный диагноз с указанием реко­мендуемого лечения.

 

 

Глава 3

ФУНКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО

АНАЛИЗАТОРА И МЕТОДИКА

ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Зрительный анализатор человека является сложной нервно-рецепторной систе­мой, предназначенной для восприятия и анализа световых раздражений. Согласно И.П. Павлову, в нем, как и в любом анализаторе, имеются три основных отдела – рецепторный, проводниковый и корковый. В периферических ре­цепторах – сетчатке глаза – происходят восприятие света и первичный анализ зрительных ощущений. Проводниковый отдел включает зрительные пути и глазо­двигательные нервы. В корковый отдел анализатора, расположенный в области шпорной борозды затылочной доли мозга, поступают импульсы, как от фоторецеп­торов сетчатки, так и от проприорецепторов наружных мышц глазного яблока, а также мышц, заложенных в радужке и ресничном теле. Кроме того, имеются тесные ассоциативные связи с другими анализаторными системами.

 

Зрительный анализатор человека

 

Источником деятельности зрительного анализатора является превращение световой энергии в нервный процесс. Адекватным раздражителем для органа зре­ния служит энергия светового излучения. Человеческий глаз воспринимает свет с длиной волны 380-760 нм. Однако в специально созданных условиях этот диа­пазон заметно расширяется в сторону инфракрасной части спектра до 950 нм и в сторону ультрафиолетовой части до 290 нм.



Такой диапазон световой чувствительности глаза обусловлен формированием его фоторецепторов приспособительно к солнечному спектру. Земная атмосфера на уровне моря полностью поглощает ультрафиолетовые лучи с длиной волны ме­нее 290 нм, часть ультрафиолетового излучения (до 360 нм) задерживается рого­вицей и особенно хрусталиком.

Ограничение восприятия длинноволнового инфракрасного излучения связано с тем, что внутренние оболочки глаза сами излучают энергию, сосредоточенную в инфракрасной части спектра. Чувствительность глаза к этим лучам привела бы к снижению четкости изображения предметов на сетчатке за счет освещения по­лости глаза светом, исходящим из его оболочек.

Зрительный акт является сложным нейрофизиологическим процессом, многие детали которого еще не выяснены. Он состоит из четырех основных этапов:

1. С помощью оптических сред глаза (роговица, хрусталик) на фоторецепторах сетчатки образуется действительное, но инвертированное (перевернутое) изо­бражение предметов внешнего мира.

2. Под воздействием световой энергии в фоторецепторах (колбочки, палочки) происходит сложный фотохимический процесс, приводящий к распаду зритель­ных пигментов с последующей их регенерацией при участии витамина А и других веществ. Этот фотохимический процесс способствует трансформации световой энергии в нервные импульсы. Светлые, темные и цветовые детали изображения предметов по-разному возбуждают фоторецепторы сетчатки и позволяют вос­принимать свет, цвет, форму и пространственные отношения предметов внешнего мира.

3. Импульсы, возникшие в фоторецепторах, проводятся по нервным волокнам к зрительным центрам коры большого мозга.

4. В корковых центрах происходит превращение энергии нервного импульса в зрительное ощущение и восприятие.

 

Зрительное восприятие

 

Таким образом, глаз является дистантным рецептором, дающим обширную информацию о внешнем мире без непосредственного контакта с его предметами. Тесная связь с другими анализаторными системами позволяет с помощью зрения на расстоянии получить представление о свойствах предмета, которые могут быть восприняты только другими рецепторами – вкусовыми, обонятельными, так­тильными. Так, вид лимона и сахара создает представление о кислом и сладком, вид цветка – о его запахе, снега и огня – о температуре. Сочетанная и взаимная связь различных рецепторных систем в единую совокупность создается в процессе индивидуального развития.

Основой всех зрительных функций является световая чувствительность гла­за. Функциональная способность сетчатки неравноценна на всем ее протяжении. Наиболее высока она в области желтого пятна и, особенно в центральной ямке. Здесь сетчатка представлена только нейроэпителием и состоит исключительно из высокодифференцированных колбочек.

При рассматривании любого предмета глаз устанавливается таким образом, что изображение предмета всегда проецируется на область центральной ямки. На остальной части сетчатки преобладают менее дифференцированные фоторецеп­торы — палочки, и чем дальше от центра проецируется изображение предмета, тем менее отчетливо оно воспринимается.

 

Поперечный срез сетчатки глаза под микроскопом. Видны клетки, образующие зрительный нерв (красные), и фоторецепторные клетки – палочки (белые) и колбочки (желтые).

 

В связи с тем, что сетчатка животных, ведущих ночной образ жизни, состоит преимущественно из палочек, а дневных животных – из колбочек, М. Шультце в 1868 г. высказал предположение о двойственной природе зрения, согласно ко­торому дневное зрение осуществляется колбочками, а ночное – палочками. Па­лочковый аппарат обладает высокой светочувствительностью, но не способен передавать ощущение цветности; колбочки обеспечивают цветное зрение, но зна­чительно менее чувствительными оказываются к слабому свету и функционируют только при хорошем освещении.

В зависимости от степени освещенности можно выделить три разновидности функциональной способности глаза.

1. Дневное (фотопическое) (от греч.: photos – свет и opsis – зрение) зрение осуществляется колбочковым ап­паратом глаза при большой интенсивности освещения. Оно характеризуется вы­сокой остротой зрения и хорошим восприятием цвета.

 

Фотопическое зрение

 

2. Сумеречное (мезопическое) (от греч.: mesos – средний, промежуточный и opsis – зрение) зрение осуществляется палочко­вым аппаратом глаза при слабой степени освещенности (0,1-0,3 лк). Оно характеризуется низкой остротой зрения и ахроматичным восприятием предметов. От­сутствие цветовосприятия при слабом освещении хорошо отражено в пословице «ночью все кошки серы».

 

Мезопическое зрение

 

3. Ночное (скотопическое) (от греч.: skotos – темнота и opsis – зрение) зрение также осуществляется палочками при пороговой и надпороговой освещенности. Оно сводится только к ощущению света.

 

Скотопическое зрение

 

Таким образом, двойственная природа зрения требует дифференцированно­го подхода к оценке зрительных функций. Следует различать центральное и периферическое зрение.

Центральное зрение осуществляется колбочковым аппаратом сетчатки. Оно характеризуется высокой остротой зрения и восприятием цвета. Другой важной чертой центрального зрения является визуальное восприятие формы предмета. В осуществлении форменного зрения решающая роль принадлежит корковому от­делу зрительного анализатора. Так, человеческий глаз легко формирует ряды точек в виде треугольников, наклонных линий за счет именно корковых ассоциаций (ри­сунок 3.1).

 

Рис.3.1 – Графическая модель, демонстрирующая участие коркового отдела зрительного анализатора в восприятии форм предмета

 

Значение коры большого мозга в осуществлении форменного зрения подтверждают случаи потери способности распознавать форму предметов, наблю­даемые иногда при повреждении затылочных долей мозга.

Периферическое палочковое зрение служит для ориентации в пространстве и обеспечивает ночное и сумеречное зрение.

 

Центральное зрение

Острота зрения

Для распознавания предметов внешнего мира необходимо не только выделить их по яркости или цвету на окружающем фоне, но и различить в них отдельные детали. Чем мельче детали может воспринять глаз, тем выше острота его зрения (visus). Под остротой зрения принято понимать способность глаза воспринимать раз­дельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии.

Взаимосвязь между величиной рассматриваемого объекта и удаленностью его от глаза характеризует угол, под которым виден объект (рисунок 3.2).

 

Рис. 3.2 – Предмет и его детали различной величины и удаленности от глаза образуют на сетчатке равные изображения, если они видны под одним углом зрения

 

Угол, об­разованный крайними точками рассматриваемого объекта и узловой точкой глаза, называется углом зрения.

 

Угол зрения

 

Острота зрения обратно пропорциональна углу зрения: чем меньше угол зрения, тем выше острота зрения. Минимальный угол зрения, позволяющий раздельно воспринимать две точки, характеризует остроту зрения исследуемого глаза.

В 1674 г. Гук с помощью телескопа установил, что минимальное расстояние между звездами, доступное для их раздельного восприятия невооруженным гла­зом, равно 1 угловой минуте. Почти через 200 лет, в 1862 году, Г. Снеллен исполь­зовал эту величину при построении таблиц для определения остроты зрения, при­няв угол зрения 1’ за физиологическую норму.

 

Герман Снеллен

 

В 1909 г. на Интернациональном конгрессе офтальмологов в Неаполе угол зрения 1’ был окончательно утвержден в качестве международного эталона нормальной остроты зрения. Однако измерять остроту зрения удобнее не в угловых, а в относительных величинах. За нормаль­ную остроту зрения, равную единице (visus = 1,0), принята обратная величина угла зрения. Если этот угол будет больше (например, 5'), то острота зрения умень­шается (1/5 = 0,2), а если он меньше (например, 0,5'), то острота зрения увеличивается вдвое (visus = 2,0) и т.д. Острота зрения 1,0 не предел, а скорее характеризует нижнюю границу нормы. Встречаются люди с остротой зрения 1,5; 2,0; 3,0 и бо­лее единиц.

Предел различительной способности глаза во многом обусловлен анатомиче­скими размерами фоторецепторов желтого пятна. Так, угол зрения 1’ соответству­ет на сетчатке линейной величине 0,004 мм, что, например, равно диаметру одной колбочки. При меньшем расстоянии изображение падает на одну или две соседние колбочки и точки воспринимаются слитно. Раздельное восприятие точек возмож­но только в том случае, если между двумя возбужденными колбочками находится одна интактная.

 

Минимальный угол зрения

 

В связи с неравномерным распределением колбочек в сетчатке различные ее участки неравноценны по остроте зрения. Наиболее высокая острота зрения в области центральной ямки желтого пятна, а по мере удаления от нее она быстро падает. Уже на расстоянии 10° от центральной ямки острота зрения равна всего 0,2 и еще более снижается к периферии, поэтому правильнее говорить не об остроте зрения вообще, а об остроте центрального зрения.

Острота центрального зрения меняется в различные периоды жизненного цик­ла. Так, у новорожденных она очень низкая. Форменное зрение появляется у детей после установления у них устойчивой центральной фиксации. В четырех месячном возрасте острота зрения несколько меньше 0,01 и к 1 году постепенно достигает 0,1-0,3. Острота зрения становится нормальной к 5-15 годам.

Для исследования остроты зрения применяют таблицы, содержащие несколь­ко рядов специально подобранных знаков, которые называют оптотипами. В качестве оптотипов используют буквы, цифры, крючки, полосы, рисунки и т.п. Еще Г. Снеллен в 1862 г. предложил вычерчивать оптотипы таким образом, чтобы весь знак был виден под углом зрения 5', а его детали – под углом 1’. Под деталью знака понимается как толщина линий, составляющих оптотип, так и промежуток между этими линиями. На рисунке 3.3 видно, что все линии, составляющие опто­тип Е, и промежутки между ними в 5 раз меньше размеров самой буквы.

 

Рис. 3.3 – Принцип построения оптотипа Г. Снеллена

 

Чтобы исключить элемент угадывания буквы, сделать все знаки в таблице идентичными по узнаваемости и одинаково удобными для обследования грамотных и неграмот­ных людей разных национальностей, Ландольт предложил использовать в качестве оптотипа незамкнутые кольца разной величины. С заданного расстояния весь оптотип также виден под углом зрения в 5', а толщина кольца, равная величине раз­рыва, – под углом в 1’. Обследуемый должен определить, с какой стороны кольца расположен разрыв.

В 1909 г. на XI Международном конгрессе офтальмологов кольца Ландольта были приняты в качестве интернационального оптотипа. Они входят в большинство со­временных таблиц.

В нашей стране наиболее распространены таблицы Сивцева, в которые на­ряду с таблицей, составленной из колец Ландольта, входит таблица с буквенными оптотипами (рисунок 3.4).

 

Рис. 3.4 – Таблица для определения остроты зрения

 

В этих таблицах буквы подобраны не случайно, а на основании расчета их величины и угловых размеров деталей. Каждая таблица со­стоит из 10-12 рядов оптотипов. В каждом ряду размеры оптотипов одинаковы, но постепенно уменьшаются от верхнего ряда к нижнему. Указано расстояние, с которого детали оптотипов данного ряда видны под углом зрения 1’. Остроту зре­ния высчитывают по формуле Снеллена:

visus = d/D

где d – наибольшее расстояние, с которого пациент различает знаки; D – расстояние, с которого детали оптотипа видны под углом зрения 1' (норма).

Например, обслсдуемый с расстояния 5 м читает 1-й ряд таблицы. Нормальный глаз различает знаки этого ряда с 50 м. Следовательно,

visus = 5 м / 50 м = 0,1

Изменение величины оптотипов выполнено в арифметической регрессии в десятичной системе так, что при исследовании с 5 м чтение каждой последующей строки сверху вниз свидетельствует об увеличении остроты зрения на одну десятую: верх­няя строка 0,1, вторая – 0,2 и т.д. до 10-й строки, которая соответствует единице. Этот принцип нарушен только в двух последних строках, так как чтение 11-й строки соответствует остроте зрения 1,5, а 12-й – 2,0*. Острота зрения, соответствующая чтению данной строки срасстояния 5 м, проставленав таблицахв конце каждого ряда, т. е. справа от оптотипов.

Для исследования остроты зрения у детей дошкольного возраста используют таблицы, где оптотипами служат рисунки (рисунок 3.5). ______________________________________________________________

*Иногда значение остроты зрения выражается в простых дробях, например, 5/50, 5/25, где числитель — расстояние, с которого проводилось исследование, а знаменатель — расстояние, с которого видит оптотипы этого ряда нормальный глаз. В англо-американской литературе расстояние обозначается в футах, и исследование обычно проводится с расстояния 20 футов, в связи с чем обозначения visus = 20/40 соответствуют visus - 0,5.

Рис.3.5 – Таблица для определения остроты зрения у детей

 

 

В настоящее время для ускорения процесса исследования остроты зрения вы­пускают проекторы оптотипов (рисунок 3.6), которые значительно упрощают процесс обследования.

 

Рис. 3.6 – Проектор оптотипов

 

Угловая вели­чина экспонируемого знака остается постоянной, независимо от расстояния до экрана. Необходимо только следить, чтобы проектор и обследуе­мый находились на одинаковом расстоянии от экрана. Такие проекторы часто комплектуют с другими аппара­тами для исследования глаза.

Если острота зрения обследуемого меньше 0,1, то определяют расстояние, с которого он различает оптотипы 1-го ряда. Для этого обследуемого постепенно подводят к таблице или, что более удобно, приближают к нему оптотипы 1-го ряда, пользуясь разрез­ными таблицами или специальными оптотипами Б.Л. Поляка (рисунок 3.7).

 

Рис. 3.7 – Оптотипы Б.Л. Поляка

 

С меньшей степенью точности можно определить низкую остроту зрения, показывая вместо оптотипов 1-го ряда пальцы рук на темном фоне, так как толщина пальцев примерно равна ширине линий оптотипов 1-го ряда таблицы.

 

Исследование остроты зрения ниже 0,1

 

Если острота зрения обследуемого ниже 0,005, то для ее характеристики указывают, с какого расстояния он считает пальцы, например: visus = счет паль­цев на 10 см. Когда же зрение так мало, что глаз не различает предметов, а вос­принимает только свет, остроту зрения считают равной светоощущению: visus = 1/∞ (единица, деленная на бесконечность). Определение светоощущения проводят с помощью офтальмоскопа (рисунок 3.8).

 

Рис. 3.8 – Методика определения светоощущения

 

Лампу устанавливают сле­ва и сзади от больного и ее свет с помощью вогнутого зеркала направляют на исследуемый глаз с разных сторон. Если обследуемый видит свет и правильно определяет его направление, то остроту зрения оценивают равной светоощуще­нию с правильной светопроекцией и обозначают visus = 1/∞ proectio lucis certa, или сокращенно 1/∞ p.l.c.

Правильная проекция света свидетельствует о нормальной функции перифериче­ских отделов сетчатки и является важным критерием при определении показания к операции при помутнении оптических сред глаза.

Если глаз обследуемого неправильно определяет проекцию света хотя бы с одной стороны, то такую остроту зрения оценивают как светоощущение с неправильной светопроекцией и обозначают 1/∞ р.l. incerta.

Наконец, если исследуемый не ощущает даже света, то его острота зрения рав­на нулю (visus = 0).

Для правильной оценки патологических изменений функционального состоя­ния глаза во время лечения, при экспертизе трудоспособности, освидетельствова­нии военнообязанных, профессиональном отборе и т. д. необходима стандартная методика исследования остроты зрения для получения соизмеримых результатов. Для этого помещение, где больные ожидают приема, и глазной кабинет должны быть хорошо освещены, так как в период ожидания глаза адаптируются к имеюще­муся уровню освещенности.

Таблицы для определения остроты зрения должны быть также хорошо, равно­мерно и всегда одинаково освещены. Для этого их помещают в специальный осве­титель с зеркальными подсветами.

 

Аппарат Рота

 

Для освещения применяют электрическую лампу 60 Вт, закрытую со стороны больного щитком. Нижний край осветителя должен находиться на уровне 1,2 м от пола на расстоянии 5 м от больного. Исследование проводят для каждо­го глаза отдельно. Для удобства за­поминания принято проводить ис­следование сначала правого, затем левого глаза. Во время исследования оба глаза должны быть открыты. Глаз, который в данный момент не исследуют, заслоняют щитком из белого непрозрачного легко дезинфицируемого материала. Иногда разрешается прикрыть глаз ладонью, но без надавливания. Не разрешается во время исследования прищуривать глаза.

Оптотипы в таблицах показывают хорошо различимой указкой, конец которой должен находиться точно под экспонируемым знаком, но так, чтобы между ними оставался достаточный промежуток. Экспозиция каждого зна­ка не должна превышать 2-3 секунды.

Определение остроты зрения начи­нают с показа оптотипов 10-го ряда, де­монстрируя их в разбивку, а не подряд. Это ускоряет исследование и исключает угадывание мелких знаков по сходным очертаниям с более крупными.

У людей с пониженным зрением до­пустимо начинать исследование с крупных знаков, показывая сверху вниз по одно­му знаку в строке до ряда, где обследуемый ошибается, после чего в разбивку де­монстрируют знаки предыдущего ряда.

Остроту зрения оценивают по тому ряду, в котором были правильно названы все знаки.

При подборе очков для работы, проведении контрольно-экспертных исследо­ваний, определении остроты зрения у лежачих больных пользуются специальной таблицей для близи (рисунок 3.9), которая рассчитана на расстояние 33 см от гла­за.

 

Рис. 3.9 – Исследование остроты зрения по таблицам для близи

 

Контролем здесь служит как правильное распознавание отдельных букв, так и свободное чтение наиболее мелкого текста с обязательным указанием расстояния, на котором производили исследование.

У грудных детей остроту зрения обычно определяют ориентировочно: отме­чают фиксацию глазом ребенка крупных и ярких предметов или используют объ­ективные методы.

С развитием лазерной техники появилась возможность определять ретинальную остроту зрения (РОЗ) без влияния помутнения прозрачных сред глаза на результаты исследования, что имеет большое значение для прогноза оптического эффекта хирургического лечения.

 

Прибор для исследования ретинальной остроты зрения

 

В установках для исследования РОЗ раздвоенный лазерный луч фокусируется на глаз. Исследуемый видит интерференционную картину – чередование светлых и темных полос, ширину которых можно дозированно изменять. Наименьшая ши­рина интерференционных полос, различаемых исследуемым, определяет РОЗ, а ее значение в единицах измерения остроты зрения вынесена на шкалу прибора.

Объективные методы определения остроты зрения основаны на появлении непроизвольного оптокинетического нистагма при рассматривании движущихся объектов. В окне нистагмоаппарата движется таблица, состоящая из чередующихся черных и белых полос или квадратов разной величины, угловые раз­меры которых известны. Острота зрения определяется по наименьшей величине движущихся объектов, вызывающих нистагмоидные движения глаза.

 

Исследование непроизвольного оптокинетического нистагма

 

Появление и исчезновение нистагма определяют с помощью роговичного микроскопа или путем записи на электрокардиографе биопотенциалов глазодвигательных мышц. Этот метод не нашел широкого применения в клинике и используется при проведении экспертизы и обследовании маленьких детей, когда субъективные методы определения остроты зрения недостаточно надежны.

 

Цветоощущение

Способность глаза различать цвета имеет важное значение в различных областях жизнедеятельности. Цветовое зрение не только существенно расширяет инфор­мативные возможности зрительного анализатора, но и оказывает несомненное влияние на психофизиологическое состояние организма, являясь в определенной степени регулятором настроения. Большое значение цветовое зрение имеет во всех отраслях клинической медицины и особенно офтальмологии.

Ощущение цвета, как и ощущение света, возникает в глазу при воздействии на фоторецепторы сетчатки электромагнитных колебаний в области видимой части спектра.

Восприятие глазом того или иного цветового тона зависит от длины волны из­лучения. Можно условно выделить три группы цветов:

1) длинноволновые – красный и оранжевый;

2) средневолновые – желтый и зеленый;

3) коротковолновые – голубой, синий, фиолетовый.

 

Три группы цветов

 

За пределами хроматической части спектра располагаются невидимые нево­оруженным глазом длинноволновое – инфракрасное и коротковолновое – уль­трафиолетовое излучения.

Все многообразие наблюдаемых в природе цветов разделяется на две груп­пы – ахроматические и хроматические. К ахроматическим относятся белый, се­рый и черный цвета, в которых человеческий глаз различает до 300 различных от­тенков. Все ахроматические цвета характеризует одно качество – яркость, или светлота, т. е. степень близости его к белому цвету.

К хроматическим цветам относятся все тона и оттенки цветного спектра. Они характеризуются тремя качествами: 1) цветовым тоном, который зависит от длины волны светового излучения; 2)насыщенностью, определяемой долей основного тона и примесей к нему; 3) яркостью, или светлотой, цвета, т. е. степенью близости его к белому цвету. Различные комбинации этих характеристик дают множество оттенков хроматического цвета.

 

Качества хроматических цветов

 

В природе редко приходится видеть чистые спектральные тона. Обычно цвет­ность предметов зависит от отражения лучей смешанного спектрального состава, а возникающие зрительные ощущения являются следствием суммарного эффекта.

Каждый из спектральных цветов имеет дополнительный цвет, при смешивании с которым образуется ахроматический цвет – белый или серый. При смешива­нии цветов в иных комбинациях возникает ощущение хроматического тона. Все многообразие цветовых оттенков можно получить путем смешивания только трех основных цветов – красного, зеленого и синего.

Физиология цветоощущения окончательно не изучена. Наибольшее распро­странение получила трехкомпонентная теория цветового зрения, выдвинутая в 1756 г. великим русским ученым М.В. Ломоносовым. Она подтверждена работами Т. Юнга (1807) и исследованиями Г. Гельмгольца (1859). Согласно этой теории, в зрительном анализаторе допускается существование трех видов цветоощущающих компонентов, различно реагирующих на свет разной длины волны.

Цветоощущающие компоненты I типа сильнее всего возбуждаются длинными световыми волнами, слабее – средними и еще слабее – короткими. Компоненты II типа сильнее реагируют на средние световые волны, более слабую реакцию дают на длинные и короткие световые волны. Компоненты III типа слабо возбуждаются длинными, сильнее – средними и больше всего – короткими волнами. Таким об­разом, свет любой длины возбуждает все три цветоощущающих компонента, но в различной степени (рисунок 3.10).

 

Рис. 3.10 – Схема трехкомпонентности цветового зрения

 

При равномерном возбуждении всех трех компонентов создается ощущение белого цвета. Отсутствие раздражения дает ощущение черного цвета. В зависимо­сти от степени возбуждения каждого из трех компонентов суммарно получается все многообразие цветов и их оттенков.

Рецепторами цвета в сетчатке являются колбочки, но остается невыясненным, локализуются ли специфические цветоощущающие компоненты в различных кол­бочках или все три вида имеются в каждой из них. Существует предположение, что в создании ощущения цвета участвуют также биполярные клетки сетчатки и пиг­ментный эпителий.

Трехкомпонентная теория цветового зрения, как и другие (четырех- и даже семикомпонентные) теории, не может полностью объяснить цветоощущение. В частности, эти теории недостаточно учитывают роль коркового отдела зрительно­го анализатора. В связи с этим их нельзя считать законченными и совершенными, а следует рассматривать как наиболее удобную рабочую гипотезу.

В соответствии с трехкомпонентной теорией цветового зрения нормальное ощущение цвета называется нормальной трихромазией, а люди, им обладаю­щие, – нормальными трихроматами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.