Сделай Сам Свою Работу на 5

Схема типов нервной деятельности по И.П.Павлову





Название темпераментов Особенности нервной системы Тип нервной системы
Сила Уравновешенность Подвижность
Сангвиник Сильный Уравновешенный Подвижный Сильный
Холерик Сильный Неуравновешенный Подвижный Сильный
Флегматик Сильный Уравновешенный Инертный Сильный
Меланхолик Слабый Неуравновешенный Инертный Слабый

 

Направление, начатое И.П.Павловым в изучении свойств нервной системы, продолжается и сегодня. Большой вклад в это изучение внесен советскими психологами Б.М.Тепловым, В.Д.Небылициным, которые уточнили и обогатили представления о свойствах типа высшей нервной деятельности человека. О темпераменте известно еще не всё. Исследования его продолжаются.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Свойства темперамента - врожденные, наследственно обусловленные. Нет темпераментов плохих или хороших. Все они социально значимы. В каждом имеются свои положительные качества и недостатки. Темперамент не раскрывает содержательную сторону личности человека, а отражает индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность динамических проявлений психики.



САНГВИНИК.

Жизнерадостный, очень подвижный, энергичный, деятельный, очень общительный, легко сходится с незнакомыми людьми, вписывается в любой коллектив, легко обращает на себя внимание, устанавливает контакты, стремится к смене впечатлений. Работает хорошо если есть личный интерес, хороший стимул или при боязни наказания, в других случаях за все хватается, но не доводит до конца. Склонен разбрасываться интересами. Взаимоотношения с людьми могут быть поверхностными. Часто бывает легкомысленным, может подвести, пообещать, но не сделать. Болтлив. Может быть надоедлив, навязчив, внешне очень эмоционален, но чувства не глубокие. Его трудно вывести из себя, на неудачи может среагировать бурно, но быстро успокаивается. Очень непоседлив, но его легко дисциплинировать. Любит прихвастнуть, переоценивает часто свои возможности.

По отношению к сангвиникам рекомендуется строгий контроль за ними. Не позволять им за все хвататься. Необходимо учить доводить начатые дела до конца, формировать у них ответственность и самоконтроль. Поскольку они склонны к «головокружению от успехов» не стоит их часто хвалить и особенно в присутствии большого числа людей. А вот поругать, сделать замечание в присутствии третьих лиц полезно. Это повышает их ответственность.



Сангвиниками были: Наполеон, Герцен, киноактеры А.Миронов, А.Понкратов-Черный, киногерои фильма «Свадьба в Малиновке» Попандопула, Трындычиха, герой «Золотого теленка» Остап Бендер, дед Щукарь из «Поднятой целины» М.Шолохова, герои детской литературы - Буратино, Карлсон.

ХОЛЕРИК

Очень быстрый, резкий, стремительный, шумный. Быстрая, громкая речь, много ненужных жестов, движений, суетлив, очень эмоционален и обладает глубокими, сильными чувствами. Человек больших страстей во всем. Может работать до изнеможения, не умеет себя рационально использовать, перерабатывается, вынужден долго потом приходить в себя. Ответственен.Обладает чувством долга. Человек настроения, которое у него может быстро меняться. Ярый спорщик. Упрям. Любит командывать другими людьми и не любит подчиняться. Часто лидер в компаниях. Бывает очень вспыльчив, агрессивен, но отходчив и потом жалеет о содеянном. Часто имеет хорошие организаторские способности. Друзей имеет не много, в основном с детства, со школы, института, но дружит с ними «на всю жизнь», предательств не прощает, за друга может идти «в огонь и в воду». Умеет принимать ответственные решения, не боится брать на себя ответственность. Смел, горяч, склонен к риску. Не хватает выдержки, терпения. Не дипломат, слишком прямолинеен, легко обижает других людей.Бывает поспешен в суждениях.



По отношению к холерикам нужен особый подход. На них нельзя кричать. Повышать голос. Это вызывает сильное перевозбуждение и ответную агрессивную реакцию. С ними надо разговаривать спокойно, но с твердой требовательностью. Они не терпят приказного тона. Лучше использовать просьбу-приказ, при этом показывать уважительное отношение к холерику. Делать замечания, ругать – только наедине, а хвалить, благодарить в присутствии всех. Необходимо следить, чтоб он не взваливал на себя слишком много поручений, не надрывался на работе, использовал грамотно время отведенное на отдых. .

Холериками были: А.С. Пушкин, Петр Первый, Иван Грозный, Д`Артаньян из «Трех мушкетеров» А. Дюма, Дмитрий Карамазов из «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского, Макар Нагульнов из «Поднятой целины», Павка Корчагин из романа Н.Островского «Как закалялась сталь».

ФЛЕГМАТИК

Отличается от предыдущих типов темперамента своей медлительностью, неторопливостью, спокойной размеренной речью, медленными движениями. Никогда не торопится. Никаких лишних движений. Производит впечатление неповоротливого человека, но это не так. При необходимости флегматик вполне может быстро двигаться, заниматься спортом, предпочитая не слишком подвижные виды ( шашки, шахматы, штанга, борьба, плавание) . Не эмоционален. По лицу трудно прочитать, что происходит у него в душе. Чувства возникают медленно и достигают своей глубины постепенно. Поэтому про флегматиков часто думают, что они бесчувственные,так как переживания не видны, как, например, у сангвиников или холериков. Из всех темпераментов самый работоспособный темперамент. «Вечный труженик жизни»,--называл его И.П.Павлов. Долго примеряется к работе, раскачивается, но зато всегда доводит начатое до конца. Сам к общению не стремится, но если с ним начинают общаться поддерживает общение. Легко переносит одиночество. Индивидуалист. Трудно вывести из себя, расстроить. Очень уравновешенный. Рассудителен. Работоспособен. Из недостатков у флегматиков может встречаться отсутствие интересов, пассивность, безразличие, лень. Их надо побуждать к большей активности. Они часто бывают индифферентны и к поощрению и к наказанию, поэтому и хвалить и делать замечания можно в присутствии третьих лиц.

Флегматиками были: И.А.Крылов, М.И.Кутузов, космонавт А.Николаев, Пьер Безухов из «Войны и мира» Л.Толстого, Ильюша Обломов из одноименного произведения А.Гончарова, Партос из «Трех мушкетеров» А.Дюма.

МЕЛАНХОЛИК

Внешне похож на флегматика. Очень медлительный, говорит медленно и тихо, при волнении голос понижается до шопота. По лицу нельзя прочесть никаких переживаний. Всегда такое выражение лица, будто его обидели. Редко улыбается, смеётся. Людей боится, особенно незнакомых, шумных компаний сторонится, не умеет завязывать контакты, сходиться со сверстниками. Хорошо чувствует себя только в знакомой обстановке. Часто предпочитает общение с животными или одиночество. Чувства очень глубокие, сильные, легко возникают, поэтому он все очень сильно переживает. Очень впечатлительный. Мнительный. Из всех темпераментов самый чувствительный.»Барометр чувствительности». Его легко обидеть. Обиды помнит долго. Злопамятен. Теряется при не стандартных ситуациях, не находчив. Трудолюбив, но работаспособность снижена, нуждается в частых перерывах в работе, быстро устает, не может долго удерживать внимание. Не верит в свои силы, занижает свои возможности, поэтому нуждается в постоянной дружественной поддержке. Сильные раздражители вызывают в нем защитную реакцию - торможение. Его нельзя резко ругать, сурово наказывать за проступки, так как это может привести к непредсказуемым результатам, вплоть до самоубийства. Но вместе с тем среди меланхоликов много людей творческих : композиторов, поэтов, художников, артистов. Они бывают очень добрыми, отзывчивыми. Любят возиться с животными, маленькими детьми, ухаживать за растениями. Меланхоликам не хватает уверенности в себе, они малообщительны и отсюда их постоянные страхи.

Меланхоликами были: Н.В.Гоголь, П.И.Чайковский, Акакий Акакиевич из гоголевской «Шинели», княгиня Мария Балконская из «Войны и мира» Л.Толстого, Пьеро из «Золотого ключика», ослик И-А из детской книжки и мультфильма о приключениях Вини Пуха, многие кинороли актера Н.Вицина.

В чистом виде темпераменты хотя и встречаются, но чаще мы имеем дело со смешенными темпераментами, когда в одном человеке имеются черты и других.

Вопросы для самопроверки

Что такое темперамент?

Что лежит в основе темперамента с физиологической точки зрения?

Что означает сильный и слабый тип нервной системы?

Каковы особенности работы с сильным возбудимым типом нервной системы и со слабым типом нервной системы?

ХАРАКТЕР

Характер -- качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и потому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер – «каркас» и подструктура личности, наложенная на ее остальные подструктуры. Бесхарактерность—тоже проявление характера. (К.К.Платонов. Краткий словарь системы психологических понятий.-М.,1984, с.163).

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Характер может иметь различную степень выраженности. Выделяют « средние» характеры, акцентуированные, психопатии. (Ю.Б.Гиппенрейтер. введение в общую психологию.—М.,1966, с.267, 270).

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. (Введение в психологию. Под ред.проф. А.В.Петровского.—М.,1996, с.451).

 

С физиологической точки зрения в основе характера лежит динамический стереотип.

Хараетер человека проявляется в том, как

он относится к другим людям (родным, близким, друзьям, товарищам, к знакомым и незнакомым );

как он относится к самому себе ( самолюбив, обладает чувством собственного достоинства, самоуважением, уверен в своих силах и т.п.);

как он относится к делу (добросовестный, исполнительный, инициативный, трудолюбивый и т.п.);

как он преодолевает трудности (настойчивый, волевой, упорный, терпеливый, решительный и т.п.);

как он относится к вещам ( одежде, имуществу, книгам и т.д.);

как он относится к жизни в целом ( оптимист, пессимист, веселый, нудный и т.п.);

какие черты общего психического склада проявляет ( сообразительный., наблюдательный, находчивый, быстро соображает, тугодум, рассеянный и т.п.)

Эти черты составляют структуру характера.

Изучать характер необходимо в связи со всеми сторонами личности, а также в связи со всеми условиями, влияющими на формирование характера ( условиями жизни в семье, взаимоотношениями в семье, в школе, среди друзей и т.п.).

Для изучения характера использую такие методы как: наблюдение, беседы, изучение дневников и писем, анализ продуктов деятельности, анализ литературно-художественных произведений, эксперимент, анализ биографических данных.

Характер не дается человеку от рождения, а формируется в течение жизни. Характер развивается и воспитывается в деятельности. В человеке всегда высоко оцениваются такие качества характера как принципиальность, мужество, настойчивость, правдивость, твёрдость, доброта, любознательность, самоотверженность, ответственность. На воспитание характера у личности влияет прежде всего его ближайшее окружение - семья, близкие люди, друзья. Затем те коллективы, которые человек посещает и где проводит свое время - школа, институт, трудовой коллектив, секции кружки, различные общества и т.п. Большое влияние оказывает художественная литература, киногерои любимых фильмов .

Темперамент и характер тесно взаимосвязаны. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать развитию определенных сторон характера. Например, флегматику труднее, чем холерику или сангвинику сформировать у себя инициативность и решительность, а меланхолику -- преодолеть робость и застенчивость, стать общительным.

Вопросы для самопроверки

Что понимают под характером?

Что составляет структуру характера?

Какие характеры Вы знаете?

СПОСОБНОСТИ

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний не сводятся. ( Введение впсихологию. Под ред . проф. А.В.Петровского. -М.,1996, с.468)

Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. (ЮБГиппенрейтер. Введение в общую психологию. - М.,1996,с.246)

О способностях можно говорить только в сравнении результатов деятельности различных людей. Всегда кто-то может сделать ту или иную работу лучше других. В таких случаях и говорят, что сделавший лучше, способнее остальных именно в этом виде деятельности.

Критериев способностей не существует. Именно поэтому их можно развивать беспредельно. Если бы существовал какой-то «потолок способностей» , то дальнейшего их развития не происходило бы.

Для высоких достижений в деятельности одних способностей или задатков той или иной способности недостаточно. Очень важно, чтоб для человека была благоприятной социальная среда, возможность учиться, овладевать умениями, навыками, замечательно, когда рядом оказываются талантливые учителя, когда сам человек очень хочет чему-то научиться, готов трудиться для этого, проявляя настойчивость и трудолюбие

В основе способностей лежат природные предпосылки - задатки. Под задатками понимают некоторые свойства нервной системы - степень общей активности, повышенную чувствительность нервных структур, доминирование левого или правого полушария головного мозга, особое строение чувствительных анализаторов, органов движения и т.п.

Задатки, лежащие в основе выдающихся способностей, называются одаренностью. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Например, какую бы феноменальную математическую одаренность не имел бы человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области.

Об одаренности ребенка, например, можно судить по его внимательности, постоянной готовности к напряженной работе, склонности к данной работе, неуемной потребности в данной деятельности, высокой продуктивности в этой деятельности, пониженной утомляемости при занятии данной деятельностью.

Способности имеют свою структуру, причем для различных способностей она различна. Математические способности требуют от человека развития одних качеств, музыкальные- других, литературные - третьих, художественные - четвертых и т.д.

В структуре способностей различают общие и специальные. Общие - позволяют овладевать различной деятельностью, успешно учиться, преобретать знания, а специальные проявляют себя в какой-либо отдельной деятельности или сфере (музыкальной, литературной, художественной и т.п.). В каждой способности имеются опорные свойства и ведущие. Только их гармоничное сочетание приводит к высоким результатам. Например, если человек чувствует цвет, форму, перспективу, умеет это передать на бумаге, но у него отсутствует воображение, то из него может получиться художник- оформитель, копиист, но Рафаеэлем или Гогеном он не станет.

Талант- это способность человека достигать высоких результатов, действуя оригинальными методами, но в рамках идей, знаний уже известных человечеству. Талант предполагает не только наличие совокупности различных способностей, но и мастерство, которое достигается упорным трудом через соответствующее формирование умений и навыков.

Гениальность -это высшее проявление таланта, при котором его обладателем создается всегда что-то принципиально новое, чего до него не существовало и человечеству не было известно.

Следует помнить, что способности не только дар природы, а что они напрямую зависят от обучения и развития, от формирования знаний , умений и навыков, а последнии в свою очередь завися от тех методик, приемов, которые используются для развития способностей. Вот почему совершенствование таких методик и приемов - важнейшая задача психологической науки.

Вопросы для самопроверки.

Что понимают под способностями?

Почему не существует критериев способностей?

Почему неспособных людей не бывает?

От каких факторов зависит развитие способностей? Что включает в себя структура способностей?

Направленность личности.

Направленность – сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека и избирательность его отношений.

Совершая действия и поступки, люди исходят из разных побуждений. Они ставят перед собой разные цели и перспективы, избирательно относятся к окружающим их социальным ценностям. Для одного человека смысл жизни – богатство, власть, для другого – возможность творчества, для третьего – любить и быть любимым. В зависимости от сферы проявления различают направленность личности моральную, политическую, профессиональную, бытовую.

Качествами направленности личности являются: уровень ее духовной и интеллектуальной зрелости, широта, интенсивность, нравственная устойчивость и действенность.

Каждая личность начинает действовать, проявлять активность под влиянием своих потребностей, выступающих как побудительные причины действий.

Потребность – это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.

Потребности делят на первичные или материальные ( потребность в еде, питье, сне, одежде, жилье и т.п.) и вторичные или духовные (в общении, знании, красоте, уюту и т.п. )

На базе удовлетворенных потребностей рождаются интересы.

Интерес это активная познавательная направленность человека на конкретный предмет, явление, деятельность, связанную с положительным эмоциональным отношением к ним

Так например, голодному человеку будет абсолютно все равно чем он сможет утолить свой голод. Будет ли это только хлеб, или какие-то овощи, ягоды. Главное для него не умереть с голоду. Но для сытого человека, которому голод не грозит, а значит потребность в еде удовлетворена , уже не все равно, что есть. И тогда он начинает еду вибирать. А это уже определенный интерес к еде.

Точно также рвздетому человеку все равно, чем он закроет свое тело от воздействий холода. Будет ли это шкура зверя или сено, в которое он спрячется, или тряпка в которую он завернется. Но одежду определенного фасона, качества, фирмы начинают выбирать люди, которым воздействия природы не страшны, так как они имеют уже все необходимое. Чтоб защитить себя от снега. Дождя. Солнца. Значит и интерес к определенной одежде появляется на базе удовлетворенной потребности.

В духовных интересах может быть и наоборот. Когда интерес приведет к потребности. Например, юноша влюбился в девушку скрипачку. Которая стала водить его с собой на концерты классической музыки, которую он до этого не понимал, а предпочитал рок. Но постепенно он начал втягиваться в атмосферу классики., прорезался интерес, пришло понимание и через какое-то время посещать концерты классической музыки для него стало удовольствием, потребностью.

Интересы могут быть глубокие и поверхностные, устойчивые и неустойчивые. Их надо воспитывать, формировать.начиная с детского возраста.

Важным элементом направленности личности является ее мировоззрение. Под мировозрением обычно понимают совокупность взглядов человека на различные стороны жизни, на мир, на общество, н а свое место в этом мире, но вместе с тем это и осознание своего долга и обязанностей перед обществом.

Входит в понятие направленности и идеал личности, под которым понимают тот жизненный путь, который личность намечает пройти для себя.

Достижения идеала практически невозможно, так как с изменением личности, например с возрастом, приобретением жизненного опыта, идеалы меняются. Пересматриваются, но стремление к идеалу остается.

Существует два отношения к идеалу : восторженно-созерцательное и страстно –деятельное. При первом завидуют другим людям и восхищаются их успехами не пытаясь самим чего-либо достичь. При втором, человек активно действует и сам добивается намеченного. Поэтому важно с детства формировать страстно-деятельное отношение к идеалу.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ ПО ПСИХОЛОГИИ

для семинаров и самостоятельной работы студентов

Данные вопросы и задачи предназначены для использования как преподавателями на семинарских занятиях, так и студентами в процессе самостоятельной работы и при подготовке к экзаменам и зачетам.

Помещенные в сборнике задачи требуют от студентов овладения теоретическим курсом по данной дисциплине и умению применять полученные знания в конкретной психолого-педагогической ситуации.

Задачи включают в себя различные жизненные ситуации, с которыми, как правило, многие люди сталкиваются в обыденной жизни и объясняют их с чисто житейской точки зрения. Однако данные ситуации могут быть объяснены и с научной точки зрения, овладению которой обучаются студенты в ходе изучения данной дисциплины.

Работа с пособием предполагает первоначально изучение теоретического курса или определенного раздела курса с последующим закреплением на семинарском занятии полученных знаний. Решение задач позволяет определить насколько успешно студенты овладели теоретическим материалом и способны его использовать в реальной жизни. Студенты-заочники с помощью данных в пособии задач смогут самостоятельно определить, достаточны ли их теоретические знания для ответов на вопросы и для решения задач.

Задачи подобраны таким образом, чтобы побудить студентов к активной мыслительной деятельности, использовать не только материал учебников, но и свой личный опыт, опыт других людей. Решение задач развивает психологическое мышление студентов, повышает их психолого-педагогическую культуру.

Назначение данного раздела в том, чтобы убедиться, что студент может самостоятельно применить на практике полученные знания.

Задача 1.

Какой нервно-физиологический механизм лежит в основе описанного психического явления.?

После услышанного, Саша не мог думать ни о чем другом. Он шел не замечая идущих ему навстречу людей, машинально переходил улицы, .случайно избегая встречи с движущим транспортом, натыкался на прохожих и никак не реагировал на их замечания смотреть куда идешь.

Задача 2.

Если ввести в глаз атропин, то зрачок перестает сужаться под воздействием света. Какое звено физиологического механизма ощущения тормозиться при этом? (Сб.задач по общей психологии. Под ред проф.В.С. Мерлина. М.»Просвещение»,1974)

Задача 3.

В чем сходство и различие в работе машин (компьютера) и головного мозга?

Задача 4.

Во время сеанса гипноза испытуемый, находившийся в гипнотическом состоянии, выполнял такие действия, которые потом не мог повторить после сеанса (красиво пел, танцевал, изображал кошку, изящно выгибаясь, хлопал несуществующими крыльями). На чем основано действие гипноза? Какой механизм лежит в его основе?

Задача 5.

Все знают, как неприятно ощущение икоты и как мучительно хочется от него избавиться. Икающему обычно начинают давать “народные” советы: прочитать специальный стишок, пожевать хлебный мякиш, попить воды, подумать, кто его может вспоминать и т.п. Как ни странно, после этих советов икота обычно проходит.

Объяснить , на чем основаны народные рекомендации с научной точки зрения.

Задача 6.

 

Бабочки всегда летят к источнику света, и это часто их губит. Они гибнут массами от зажженой свечи или бьются в электрическую лампочку, не в силах оторваться от нее. Почему? Что лежит в основе такого поведения?

Задача 7.

Смех ребенка, когда его щекочут и смех зрителей на веселой кинокомедии. Что это такое? Одинаковы ли эти явления?

Задача 8.

Некоторые люди получают удовольствие от применения острых специй (хрена, горчицы и т.п.), которые воздействуют на болевые раздражители. При каком пороге чувствительности это возможно ?

Задача 9.

) Где здесь ощущения, где восприятия?

Перед глазами расстилался зеленый луг с пестрыми вкраплениями каких-то цветов. В одних местах зелень была темной, а где-то совсем нежной, чуть зеленоватой, будто только что появившейся на свет. По лугу бродили тучные коровы, бело-коричневого окраса. Высоко в прозрачном небе маячил маленькой точкой жаворонок и его звонкая. удалая песня далеко разлеталась над лугом.

Задача 10.

К дому мы подъехали глубокой ночью. С трудом выбрались из подводы и стали пробираться к крыльцу. Было зябко и неуютно. Веяло ночной прохладой. Вокруг все было мрачно и настораживающе. Темные очертания кустов стояли неподвижно. Что-то хлопало под ногами.

... Утром невозможно было узнать этого места. Глазам открылся зеленый простор лугов, стройная дорожка желтой акации, бегущая от дороги к дому, красивые клумбы со скромными голубыми незабудками и кокетливыми анютиными глазками около крыльца и бесконечное голубое небо. (Сб.задач по общей психологии. М.1974)

В чем различие вечернего и утреннего восприятия? Какие особенности восприятия оказались нарушенными глубоким вечером?

 

Задача 11.

Известны случаи, когда слепорожденные после удачной операции начинали видеть. Смогут ли они сразу после операции только с помощью зрения определить, какой предмет является кубом, какой - шаром, если с помощью осязания они это умеют делать. Дайте обоснование ответа.

 

Задача 12.

Иногда у водителей автомобилей и летчиков возникают иллюзии: быстро приближающийся предмет кажется им разбухающим. Чем объясняется данная иллюзия?

 

Задача 13.

В известном рассказе А.П.Чехова “Лошадиная фамилия” говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса. Какой психологический механизм памяти лежит в основе описанного факта?

Задача 14.

Вы знаете где расположен большой универмаг «Беларусь»?

Так вот с боку от него проходит улица Желуновича. .Вы легко е найдете.

О какой ассоциации идет речь?

Задача 15.

Несколько студентов говорили о том как провели лето. Один рассказывал о походе на Карпаты, другой вспомнил Урал, а третий, хотя никуда в этом году и не выбирался, вдруг рассказал как несколько лет назад . еще школьником, побывал в походе в Карелии и до сих пор не может забыть прекрасных мест, увиденных там.

Какой механизм памяти обнаруживается в этом случае?

Задача 16.

Еще в детстве у меня проявилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.

Я изучал течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безымянные фактории, повторял, как стихи, звучные названия - Югорский шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.

Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам. (Сб.задач по общей психологии. М. 1974)

О каком виде воображения идет речь в этом отрывке?

 

Задача 17.

«Что сделаю я для людей?!» - сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, и тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни. (М.Горький. Старуха Изергиль. Собр.соч., в 30-ти т.,т.1, стр. 356).

Определите, какой вид воображения проявился в этом отрывке? Какие приемы создания образов воображения использовал автор?

 

Задача 18.

Господи, ну что это за напасть такая? Ведь знаю, знаю, что знаю, а вот вспомнить никак не могу. Вертится в голове эта мелодия, с утра привязалась, а вспомнить, ну никак. Мы еще с Мэри под нее отплясывали у Винстонов. Фу, ты черт! Ну как же она называется.? Как?

О каком явлении идет речь? Его физиологический механизм?

 

Задача 19.

-- Сашка, привет! Ты что смотришь на меня, как первый раз видишь. Забыл что ли? Вспомни, сколько каши мы с тобой в том походе съели.

-- А, Мишка, привет! А я думаю, что за чудак ко мне привязался. Ты извини, брат, не признал сразу - то. Столько времени прошло с тех пор.

О каком психическом процессе идет речь? Как называется описанное явление?

Задача 20.

Сравните понятия: стол-мебель, герой - героизм, история-математика. Назовите линии, по которым сравнивали каждую пару понятий.

 

Задача 21.

Прочитав слова каждого ряда, вычеркните “лишнее” слово и объясните какими мыслительными операциями Вы пользовались.

Париж, Амстердам, Стокгольм, Бомбей.

Рыжик, лисички, боровик, мухомор.

Дом. бунгало, юрта, чум, контора

Задача 22.

Как называется описанное эмоциональное состояние?

«Господи! Никак волки».- подумал Ерофеич, услышав протяжный вой. Вой нарастал и, откуда-то слева, раздалось сначала жалобное подвывание, а затем два четких звериных голоса слились в один. Холодный пот прошиб старика. «Пропал» - , подумал он, озираясь в страхе по сторонам. - «Что ж будет -то?»- пронеслось у него в голове. « Неужто дети сиротами останутся?» И вдруг он заметил среди болота одиноко торчащее сухое деревце. Вмиг очутился под ним и сам, не помня каким образом, оказался на самой верхушке. Крепко обхватив руками и ногами ствол, прилип к нему. Никакая сила не могла бы сбросить старика оттуда. Уже значительно позже, когда стало ясно, что волки ушли по своим звериным делам и Ерофеичу ничего не угрожает, он не мог разжать ни рук ни ног, чтобы спуститься на землю.

 

Задача 23.

Эх, мне бы Настена. сейчас в деревню махнуть, на сенокос! Знаешь как у нас в деревне -то замечательно! Леса какие! А грибов-то, ягод! Ты и не видала столько. А река какая! А рыба! А закаты над рекой какие! Девки над рекой запоют вечером, далёка слыхать. Хорошо-то как!

О каких психических явлениях идет речь?

Задача 24.

Смотреть на небо было удивительно интересно. Огромные облака постоянно меняли свое очертание. Вот проплыли над головой невиданная огромная лошадь с крыльями, за ней, перекатываясь, несся Змей Горыныч, словно хотел догнать Бабу Ягу в ступе, рядом с которой, налезая друг на дружку, толкались медвежата…Огромный кит с фонтаном скрылся за лес ом, потом нечто, напоминающее бегемота , появилось сбоку и по дороге превратилось в Деда Мороза с развивающейся бородой…

Сережа зажмурился, желая угадать, что увидит теперь.

О каком явлении идет речь в данном примере. Определите его вид?

 

Задача 25.

У французского писателя Ги де Мопассана рассказана следующая драма «страшная и простая», как пишет автор. На море ловили рыбу сетью. Неожиданно рыбаку Жавелю-младшему зажало руку между канатом и воротом, по которому он скользил. Матросы уже хотели рубить канат, но им запретил это делать брат пострадавшего Жавель-старший. Он был владельцем судна и не хотел терять сети в море. Пока разворачивали судно, часть руки Жавеля превратилась в кровавое месиво. На следующий день началась гангрена. Чтобы спасти человека, надо было срочно ампутировать руку. Никто за это не брался. Тогда Жавель сам взял нож. «Он резал медленно, обдуманно, отсекая последние сухожилия острым, как бритва, ножом; вскоре от руки остался только обрубок». ( По Ф.Н.Гоноболину, с.13)

Чем можно объяснить, что оперирующий себя человек не теряет сознание от болевого шока?

Задача 26.

По психологическим признакам, приведенным ниже, определите о каком виде темперамента идет речь в каждом случае.

1. Человек быстрый, энергичный, нетерпеливый, порывистый, всегда спешаший, громко разговаривающий, резко меняющий настроение, работающий часто рывками, неистовый спорщик, легко наживающий себе врагов.

2.Человек спокойный, медлительный, осмотрительный, всегда всё тщательно взвешивающий, говорит размеренно, мимика однообразная, никогда не торопится, в рассуждениях опирается на аргументы, к общению не рвется, но и не отказывается от него, покладист, ссор избегает.

3. Человек очень подвижный, быстрый, чрезвычайно общительный, любит браться за все новое, легко увлекающийся, но также легко остывающий, с очень богатой мимикой, разнообразными жестами, с интересными интонациями, легко ко всему приспосабливающийся, не любящий монотонной работы.

4. Человек эмоционально неуравновешенный, легко расстраивающийся при неудачах, паникер, склонен к подозрительности, очень осторожный, нерешительный, необщительный, вялый, трудно приспосабливающийся к измеяющимся условиям, с очень глубокими чувствами, богатым воображением.

 

 

Задача 27.

Каким темпераментам, по Вашему мнению, могут быть адресованы нижеперечисленные пословицы? Обоснуйте свой ответ.

1. Язык мой - враг мой.

2. Не руби сук, на котором сидишь.

3. Тише едешь, дальше будешь.

4. Куй железо пока горячо.

5. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Задача 28..

К какому типу темперамента можно отнести первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина?

Ю.А.Гагарин на протяжении подготовки и тренировки к полету показал высокую помехоустойчивость при выполнении различных экспериментально-психологических заданий. Показал высокую помехоустойчивость при воздействии внезапных и сильных раздражителей. Реакция на «новизну» (состояние невесомости, изоляция в сурдокамере, парашютные прыжки и др. Воздействия) всегда были активными: отмечалась быстрая ориентация в новой обстановке, умение владеть собой в различных неожиданных ситуациях.

При тренировках на учебном космическом корабле для него был характерен спокойный, уверенный стиль работы с четкими, лаконичными докладами после проведенного упражнения. Уверенность, вдумчивость, любознательность и жизнерадостность, придавали индивидуальное своеобразие выработке профессиональных навыков. Склонен к добродушной шутке, развито чувство юмора.

(В.Лебндев. Психология и космос.-М.,1965, с.87)

Задача 29.

К какому типу темперамента можно отнести Владимира.

Едва он вошел в училище, как его голос уже слышен в коридоре. Он очень энергичный, с порывистыми движениями, любит командовать своими товарищами. Те, кто послабее, его боятся, но и те, кто старше и сильнее, предпочитают с ним не связываться, так как он горяч, чуть что вспыхнет как порох, на одно слово ответит целым десятком слов, подчас очень резких, а может и ударить, сам того не желая. На уроках активен, то и дело подымает руку, очень любит, когда его вызывают. Некоторые товарищи его недолюбливают за властный тон, за стремление подчинять себе других. Но есть у него два-три друга, которые в нем души не чают. Ведет он себя по-разному, то хорошо, то нарушает порядок. Почему он это делает не знает. Говорит:» Да я и сам не знаю,почему у меня так получается».

(Ф.Н.Гоноболин. Воля.Характер.Деятельность.-Мн.1966, с.135)

 

Задача 30

К какому типу темперамента можно отнести главного героя известной детской сказки А.Толстого « Золотой ключик или приключения Буратино»? Приведите эпизоды из сказки, подтверждающие Ваше мнение.

Задача 31.

Определите темперамент у Тани. Как сделать Таню смелой?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.