Сделай Сам Свою Работу на 5

Метод - это специальный прием, использование которого, позволяет проникать в те внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого явления.





О ЗАДАЧАХ КУРСА

Данная дисциплина для студентов обучающихся заочно должна решать ряд важных задач как в области воспитания и формирования научного мировоззрения, так и в научном обосновании организации и методов обучения.

Она имеет целью познакомить студентов с основами материалистической психологии, основными понятиями и проблемами. Факты и закономерности, установленные этой наукой, свидетельствуют о познаваемости явлений психической, или “душевной”, деятельности, которые издавна были источником идеализма, суеверий, предрассудков. Психология подтверждает справедливость положения о решающей роли внешних условий в жизнедеятельности организмов, о первичности материи, природы и о вторичности сознания, мышления. На конкретном материале психология раскрывает, каким образом эта общая закономерность используется в решении задач воспитания, в практике обучения.

Курс раскрывает перед студентами факты “душевной” жизни и тем самым вооружает их правильным пониманием этих явлений. Студенты получают сведения о многообразии человеческих характеров, особенностях людей, необходимости учитывать эти особенности в работе и общении.



Связь психологии с педагогикой общеизвестна. Практика воспитания и обучения представляет собой богатый источник психологических фактов и вместе с тем является той областью, где в первую очередь применяются психологические знания. На основе учения о высшей нервной деятельности психология устанавливает конкретные закономерности психической деятельности - мышления, памяти и т.д. Знание их необходимо для научного обоснования приемов обучения и средств воспитательного воздействия.

Психология играет немаловажную роль и в развитии самосознания учащихся, научно обосновывая сущность таких хорошо известных всем психических явлений, как воля, характер, темперамент и т.д. Практическая ценность психологических знаний состоит в том, что на их основе каждый человек может целенаправленно и со знанием дела заниматься самовоспитанием: развитием воли, выработкой ценных черт характера, развитием памяти, использованием рациональных форм запоминания, мышления и т.п.



Понимание психологических закономерностей усвоения знаний помогает студентам в рациональной организации их учебной работы, умственного труда /указание способов лучшего восприятия учебного материала, рекомендации о том, как правильно читать учебные книги, как лучше заучивать различный учебный материал, как конспектировать лекции, учебники, готовиться к экзаменам и зачетам, преодолевать волнения, управлять своими чувствами и т.д./

Данное пособие не заменяет собой учебник, содержит минимум сведений по изучаемой дисциплине и предлагает практические задания для самостоятельной работы студентов.

 

Глава 1.

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

§1 ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Психология изучает психические процессы, психические состояния и психические особенности личности как отражение в мозгу предметов и явлений действительности.

Материалистическое понимание психики раскрывается в трех взаимосвязанных положениях :

а/ психика рассматривается как вторичное, производное от материи явление, а материя - как первичное, как субстрат, носитель психики;

б/ психика понимается как свойство особым образом организованной материи - мозга;

в/ психика рассматривается как такое свойство мозга, которое заключается в отражении окружающего материального мира.

Что психика есть продукт деятельности мозга указывает следующее:

а/ при повреждении мозга /ранение, опухоль, кровоизлияние/ изменяется психика человека. В зависимости от того, какая именно часть мозга повреждена, человек делается слепым, глухим, и т.д., теряет навыки речи, чтения, счета и т.д.



б/ при отравлении мозга /например, алкоголем/ человек становится временно не способным к труду, к умственной работе, теряет контроль над своими действиями, подвержен галлюцинациям.

Наши восприятия и мысли не всегда являются точным отображением вещей и явлений действительности. Каждый видит мир по-своему. Внешние воздействия постоянно преломляются через внутренние особенности человека, его знания, личный опыт, потребности, убеждения и идеалы. У нас возникает субъективное (личностное) отражение объективного мира. Правильное отражение создается лишь в процессе активного воздействия человека на природу. Критерием соответствия нашего отражения объектам реального мира является общественно-историческая практика людей. Основное отличие психики человека от психики животных заключается именно в сознательной целенаправленности психических проявлений, обусловленных его трудовой деятельностью. Трудовая деятельность, в каких бы формах она не совершалась (игра, учение, труд) играет главную и определяющую роль в жизни людей, ибо от нее прежде всего зависит существование человека, человеческого общества.

В процессе учения, общения и труда человек познает окружающий мир, законы развития природы и общества, приобретает жизненный опыт, крепнут его физические и умственные силы, развиваются способности и дарования, формируются устойчивые качества его личности как деятеля общественного развития.

В системе наук психологии должно быть отведено особое место, так как она изучает самую сложную материю, которую только создала природа , самую высокоорганизованную из известных. Еще Аристотель в своем «Трактате о душе» отмечал, что исследовании души есть знание о « наиболее возвышенном и удивительном» Психология одновременно и древня наука , ей уже 2400 лет, если исходить из “ Трактата о душе”знаменитого древнегреческого философа Аристотеля, и одновременно очень молодая наука, поскольку в ней постоянно появляются все новые и новые открытия и возникают новые и новые отрасли.

Психику можно представить в виде следующей схемы:

 

П С И Х И К А

 

Психические Психические Индивидуально-

процессы состояния психологические особенности личности

К психическим процессам относятся: ощущения, восприятия, память, внимание, мышление и речь, представления, воображение.

К психическим состояниям относят :эмоции, чувства, волю, волевые акты.

Индивидуально-психологические особенности личности включают:

темперамент, характер, способности, направленность личности.

 

Все вышеперечисленное есть психические явления, которые и изучает психология.

Функции психологии.

Каждая наука в ходе своего существования решает свои особые задачи , делающие ее предмет отличным от других отраслей знаний. Так общая психология выполняет теоретико-познавательную функцию, связанную с изучением психических явлений, с проникновением в тайны психики с тем., чтобы полученные знания в последствие можно было бы применять на практике.

Важной функцией сегодня является информационно-популяризаторская, которая позволяет поднять психологическую культуру населения. Интерес к психологическим знаниям весьма велик и доступность их для населения является важным фактором повышения уровня сознания людей, их общей культуры.

Особое место занимает в системе функций и управленческаяфункция, которая на научном уровне рассматривает вопросы манипулирования людьми и человеческими взаимоотношениями, разрабатывает методы взаимодействий людей в процессе совместного труда.

Выполняет психология и воспитательную функцию. Узнавая о себе, человек старается самосовершенствоваться. А психологические знания помогают ему в этом.

Важной функцией психологии является психотерапевтическая,которая

на основе использования специальных методов, позволяет снимать нервное напряжение у людей, избавлять от стрессов, депрессивных состояний. Сегодня эту функцию успешно выполняют различные службы психологической помощи, созданные в республике.

 

Методы психологии

Метод - это специальный прием, использование которого, позволяет проникать в те внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого явления.

В каждой науке применяются свои методы исследований, но вместе с тем существуют и такие методы, которые являются общими для многих наук. При применении любых методов следует руководствоваться диалектическим принципом, согласно которому: все явления необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими явлениями ( «все взаимосвязано»); при изучении явления необходимо прослеживать его возникновение, развитие. изменение (« все течет, все изменяется») и обязательно прослеживать переход количественных изменений в качественные и одного качества в новое качество.

В психологии используют:

Метод наблюдения

Это один из самых распространенных методов во многих науках, а не только в психологии. В психологии его часто применяют для первоначального знакомства с изучаемым явлением. Он может использоваться в трех видах: как наблюдение «из открытого окна», это когда наблюдатель не скрыт от наблюдаемых, как включенное наблюдение, когда наблюдатель сам является участником событий и неизвестен наблюдаемым и как самонаблюдение, то есть наблюдение за собственными чувствами, ощущениями, переживаниями.

Для наблюдения как метода характерным является четкая постановка цели наблюдения и фиксация наблюдаемого, а также выдвижение определенных гипотез, которые либо подтверждаются в ходе наблюдения, либо опровергаются. Обычно ведется протокол наблюдения, где не только фиксируются какие-то факты наблюдения но и ведется их классификация и систематизация.

Метод эксперимента. Он бывает естественный и лабораторный. При естественном не требуется особых приборов, приспособлений. Часто он проводится в естесственных условиях. Например, уже несколько лет на озерах Корельского перешейка проводятся, так называемые «Робинзонады». Туда съезжается молодежь, желающая проверить себя на выживаемость в естественных условиях без благ цивилизации. Робинзоны должны использовать только местную флору и фауну, но при желании они в любой момент могут прекратить эксперимент и им будет оказана помощь и возврат в блага цивилизации. Такие эксперименты позволяют изучать резервные возможности человека и очень важны для обеспечения безопасности на море и на суше.

В лабораторном же эксперименте используются специальные приспособления, особые комнаты, приборы, необычные ситуации. Экспериментатор может варьировать условиями и по своему усмотрению воздействовать на изучаемый психический процесс.

,Метод опросов (беседа, интервью, анкетирование)- широко распространенный метод в психологии, особенно при изучении особенностей личности. Установив тесный контакт с испытуемым, психолог может получить от него много ценной информации, раскрывающей мотивацию человека, его особенности мышления, восприятия окружающего мира, узнать оценки своих и чужих действий, жизненные планы, ориентации и т.п.

При проведении беседы или интервью могут решаться разные задачи и в зависимости от них человеку может задаваться свободная тема беседы или интервью, в процессе которой он свободно высказывает все свои мысли по данной проблеме. А может быть предложено фокусированная, стандартизированная беседа или интервью, при которой вопросы задает психолог в определенной последовательности.

Если беседа проводится очно и испытуемый и исследователь общаются непосредственно, то это значит, что имеет место интервью, а если общение происходит заочно, через вопросы, содержащиеся на специальных бланках, то это анкетирование. Метод опроса, беседы применяется главным образом для изучения внутренней субъективной стороны психических явлений.

Метод тестов . Тест – это кратковременной испытание, с помощью которого у испытуемого определяют наличие или степень развития какого-либо психологического качества ( интеллекта, внимания, особенностей мышления, воображения и др.) Тесты бывают объективные, субъективные, с карандашом и бумагой, с картинками и др.). Следует помнить, что по одним тестам никогда нельзя судить о личности испытуемого. Тесты используются как вспомогательный метод к другим методам.

Применяют в психологии и такие методы как анализ продуктов деятельности, биографический метод , анализ независимых характеристик др.

 

Отрасли психологии

За тысячелетия своего существования от общей психологии отпочковалось значительное количество направлений, ставших сегодня самостоятельными и активно развивающимися. Они имеют свой объект исследования, применяют наряду с общими и свои специфические методы исследования.

Так, с общей психологией тесно взаимодействуют педагогическая психология. возрастная психология. патопсихология, социальная психология. психология личности, психология труда, психология образования. психология культуры, психология спорта, психология управления, географическая психология, гендерная психология, этнопсихология, психология религии, психология политики, психология рекламы, экономическая психология и многие, многие другие.

Педагогическая психология изучает закономерности психического развития и деятельности людей в процессе воспитания и обучения . Разрабатывает и обосновывает приемы, способы, методы воздействия на личность с целью формирования высокообразованной, духовно и физически зрелой личности.

Социальная психология изучает человека среди людей в больших и малых группах, таких как семья, производственная бригада, спортивная команда, школьный класс, народ, нация, партия, класс, производственный коллектив, толпа и т.п.

Психология труда исследует и раскрывает требования современного автоматизированного и механизированного производства к психологическим качествам и профессиональному мастерству человека, рассматривает психические компоненты трудовых операций, рациональной организации рабочего места, исследует способности человека к той или иной профессии (профпригодность) и др.

Юридическая психология – отрасль психологии, которая изучает пограничные проблемы психологии и права. Это прежде всего психология защиты и психология обвинения. Это также разработка методов предупреждения правонарушений, методов работы с правонарушителями, психологическая подготовка к работе с осужденными и многое другое.

Возрастная психология изучает особенности людей на разных возрастных этапах их жизни.

Психология управления рассматривает прежде всего отношения в сфере управления, возникающие между руководителями и подчиненными. Различные конфликты между людьми на производстве, разрабатывает методы предупреждения конфликтов, учит совершенствовать психологический климат коллектива, влиять на работоспособность его членов.

 

Вопросы для самопроверки.

Что изучает психология?

Что мы понимаем под психикой?

Какие явления относят к психическим?

Какие функции выполняет психология?

Какие методы психологии Вы знаете?

Какие отрасли психологии Вы можете назвать?

 

 

ПСИХИКА И МОЗГ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.